Опыт работы "Развитие творческих способностей у старших дошкольников через театрализованную деятельность"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Кравченко Марина Алексеевна

Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Поэтому, как и многие педагоги, я стала искать  нетрадиционные пути во взаимодействии с детьми. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение  «Приморский детский сад»


Педагогический опыт по теме:
«Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного

возраста через театрализованную деятельность»

Автор составитель воспитатель МАДОУ  

                                       «Приморский детский сад»

                                               Кравченко Марина Алексеевна

                                               1 квалификационной категории

с. Приморск 2017 г.

  «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые»

                                                                  В. А.   Сухомлинский

Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Поэтому, как и многие педагоги, я стала искать  нетрадиционные пути во взаимодействии с детьми. Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых в детском саду является театрализация.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Театрализованная деятельность дошкольников служит основой интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО,  создает  условия для развития творческой активности детей, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, создает благоприятный микроклимат и способствует самореализации каждого ребенка. Театр учит ребенка не только видеть прекрасное в жизни и в людях, он зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе,  и помогает ребенку развиваться всесторонне и подготовиться к успешному обучению в школе

Актуальность   

В  соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС ДО, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности. Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Научная новизна и теоретическая значимость опыта состоит в определении новых форм и технологий, использовании театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.

Цель моей работы: выявление путей развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности . Поставленная цель включает в себя решение следующих задач:

1. Приобщать детей дошкольного возраста к театральной культуре, знакомство с различными видами театров, народным творчеством и традициями народов.

2. Развивать, творческие способностей (умение перевоплощаться, брать на себя роль), специальные умения  (артист, зритель), восприятие, память, внимание, воображение, речь .

3. Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально- положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре разных народов

4. Обеспечивать взаимосвязь театрализованной  деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

5. Создавать условия для совместной театрализованной деятельности

         Свою работу по развитию творческих способностей через театрализованную деятельность я начала с создания предметно-пространственной среды.

        В  группе был оформлен  уголок ряженья с атрибутами - костюмами: сарафанами, платочками, головными уборами, ширма,  дидактические игры  «Какой театр?»,  «Назови  одним словом»,  книги разной  направленности: потешки,  сказки,  произведения,  соответствующие возрасту детей. Оформлена  картотека «Пальчиковые игры».

       Совместно с родителями  изготовили самые различные виды театров

театр «ложек», игрушек из цилиндров и конусов, , театр «стаканов», театр на палочках, «киндер-театр», театр из бросового материала, театр из детских перчаток, пальчиковый театр, театр би – ба - бо.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

      Во время проведения занятий для создания интереса, организации детей  продолжала использовать игровой приём: приход разных персонажей из художественных произведений (Незнайка, Шапокляк, Машенька,  Карлсон и др).

 В течение года мы продолжали лепить, рисовать по сказкам.

      В развлечениях и праздниках дети принимали активное участие, эмоционально выражали настроение, исполняя знакомые песни и танцы. В музыкальных играх мимикой и жестами передавали характер персонажа, проводили игры- драматизации,  инсценирование.

В начале года я оформила папку «Виды театров», благодаря которой познакомила детей с понятием театр (здания, афиша,  фойе, сцена, зал), его разновидностями. Рассказала о правилах поведения в театре.

.В течение года в группе вместе с детьми мы изготавливали сказки настольного театра («Три поросёнка», «Колосок»,  «Заюшкина  избушка», «Колобок»).

 Рассказывали стихи руками: я  читала стихотворение, а дети воспроизводили текст соответствующими выразительными движениями рук. Театральные игры-этюды развивают у детей творческое воображение, фантазию, мышление, восприятие, память. В процессе игр у детей вырабатываются навыки, необходимые для отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера («трусливый заяц», «хитрая лиса»). Такие игры рассчитаны на активное участие в них ребенка, который становится не пассивным исполнителем моих указаний, а соучастником педагогического процесса.

С целью формирования представлений о дружбе, развитии доброжелательного отношения к окружающим, желании поддержать друга были проведены игры: «Из какой сказки», «Назови  ласково», «Изобрази отгадку» (с помощью мимики и жестов изобразить героев сказки), «Изменю себя друзья, догадайтесь, кто же я?», беседы: «Расскажи  о друге», «Как можно пожалеть». А также игры на развитие умений составлять последовательный сюжет произведения: «Любимые сказки», «Из какой сказки иллюстрация?»

В процессе работы составила картотеку игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания, правильной артикуляции, четкой дикции. Формировала умение четко произносить скороговорки и стихи, пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

Любимый литературный жанр детей в любом возрасте – сказка. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Не только познает, но и выражает с помощью воображения свое собственное отношение к добру и злу. Сказка в музыке – это интереснейший вид представления, ведь музыка «наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей».

Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования.

Работа с родителями

 Успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность возможно только при тесном сотрудничестве с семьей. Только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие обеспечение успешности организуемой работы

В своей работе с родителями я ставила следующие задачи:

  1. Заинтересовать родителей развитием театрализованной деятельности детей.
  2. Познакомить родителей с разнообразием театров.
  3. Информировать родителей о художественных произведениях, рекомендуемых для чтения.
  4. Рассказать родителям о создании театра дома.
  5. Вовлечь родителей в жизнь детского сада.

Вниманию родителей были представлен альбом «Виды театров», консультации: «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой», «Игры на кухне» (на развитие фантазии и творчества), «Мама, спой мне песню!» (колыбельных), «Современная детская книга в зеркале психологии», «Как интересно провести досуг в кругу семьи», «Вечерние игры с малышами», «Домашний театр устраиваем дома».

Родители участвовали в пополнении сундучка с костюмами: вязали шапочки животных, шили разнообразные кокошники для девочек.   Оказывали помощь в приобретении детской художественной литературы, аудио и видео для детей.

А в конце года было проведено собрание, на котором дети и родители показывали сказки.

 Результативность опыта.

. Проведённая мною работа по теме «Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность» принесла  свои результаты:

  • Дети стали больше проявлять участие в играх, повысилась активность и инициативность.
  • Дети овладели в соответствии с возрастом техникой управления куклами различных видов театра.
  • Через театрализованную  игру дети освоили невербальные средства общения: жесты, мимика, движения.
  • У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества.
  • Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.
  • У детей появилось желание придумывать и рассказывать сказки, истории.
  • Активизировался словарь детей, её  интонационный строй, улучшается диалогическая речь.
  • Дети стали раскрепощаться и творить.

Каждый человек стремится к счастью. А чтобы сделать ребёнка счастливым, надо возвысить его духовно и приобщить к творчеству, удовлетворить его внутренние желания; потребность в красоте, доброте, любви, истине, справедливости.

Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что вопрос о развитии творческих способностей через театрализованную деятельность является актуальным, и я рекомендую его использовать коллегам, уделяющим большое внимание творческому развитию дошкольников.

Использование вышеприведённых технологий и методических форм на практике позволило добиться следующих результатов: по результатам диагностики артистических способностей на основе парциальной программы «Театр – Творчество - Дети» под редакцией Н.Ф.Сорокиной отмечается положительная динамика в развитии детей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование : «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность»

Самообразование :  «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность»...

Развитие творческих способностей на занятиях по аппликации старших дошкольников, через театрализованную деятельность.

Развитие творческих способностей на занятиях по аппликации старших дошкольников, через театрализованную деятельноть....

Педагогический опыт «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Мир и обстановка, в которой подрастают современные дошкольники, вызывают интерес к творчески развитой личности. Всем известно творчество -    постоянный спутник детского развития. Для того ч...

Перспективный план работы "Развитие творческих и коммуникативных способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность"

Представляю вашему вниманию перспективный план работы с детьми, родителями, педагогами  на 2 года к программе "Развитие творческих и   коммуникативных способностей старших дош...

Отчет по самообразовании «Развитие творческих способностей детей младших дошкольников через театрализованную деятельность»

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника это известно всем.Цель театрально-игровой деятельности –через театр научить ребенка и видеть прекрасное, в жизни и в людях, зародить стремление ...

Развитие творческих способностей у старших дошкольников через театрализованую деятельность

Театрализованная деятельностьв детском саду, РППС, работа с детьми и родителями, иследовательский детско-родительский проект....