Главные вкладки

    Перспективный план работы "Развитие творческих и коммуникативных способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность"
    календарно-тематическое планирование (старшая, подготовительная группа)

    Татьяна Александровна Кузнецова

    Представляю вашему вниманию перспективный план работы с детьми, родителями, педагогами  на 2 года к программе "Развитие творческих и   коммуникативных способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность",

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ И   КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

    Приложение №1

    Перспективный план работы

    Задачи:

    • Развивать познавательный интерес к театральной деятельности.
    • Учить навыкам общения и коллективному творчеству.
    • Развивать эстетические способности детей.

    Формы работы:

    • Театрализованные игры;
    • Занятия в театральном кружке;
    • Рассказы воспитателей о театре;
    • Организация спектаклей;
    • Индивидуальные творческие задания;
    • Сочинение сказок, придумывание историй для постановки;
    • Беседы - диалоги;
    • Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям;
    • Чтение литературы;
    • Оформление альбома о театре.

    1-ый год обучения

    Мероприятие

    цель, задачи

    Виды работы

    Октябрь

    Беседа с детьми «Что такое театр?»

    Дать детям представление о театре. Познакомить с видами театров: художественный, драматический, кукольный и др. Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам.

    Беседа – диалог «Театральные профессии»

    Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям: актер, режиссер, художник, композитор, декоратор, костюмер и др. Воспитывать желание узнавать новое.

    «Веселые сочинялки»

    Побуждать детей сочинять несложные истории, героями которых, являются дети. Воспитывать чувство юмора. Способствовать повышению самооценки детей. Развивать связную (диалогическую) речь детей.

    Техника речи

    Учить пользоваться интонациями при произнесении фраз – грустно, радостно, сердито, удивлённо и т.д. Воспитывать выдержку, терпение, соучастие.

    Показ иллюстраций
    Рассказы детей о
    посещении театров

    Беседа – диалог с детьми.
    Вопросы к детям поискового характера: зачем нужны декорации, костюмы и т.д.

    Показ, объяснение, рассуждение, помощь;
    Игры: «Давай поговорим», «Сочини предложение», «Фраза по кругу»
    (Э.Г. Чурилова, стр. 43)

    Ноябрь

    Игровой стречинг

    Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. Развивать дикцию. Учить строить диалоги. Воспитывать терпение и выдержку.

    Экскурсия в Д/К

    Развивать у детей интерес к сценическому творчеству. Активизировать познавательный интерес к театру. Разъяснить детям выражения «зрительская культура» и «театр начинается с вешалки».

    Ритмопластика

    Развивать у детей умение пользоваться жестами. Развивать двигательные способности детей: гибкость, ловкость, подвижность. Учить равномерно двигаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом.

    Игры и упражнения: «Мыльные пузыри», «Весёлый пятачок», «Удивлённый бегемот».

    Активизация словаря: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, актёр, дублёр.

    Показ движений, обсуждение, поощрение, помощь (М. Глинка. Вальс «Фантазия»).

    Психогимнастика

    Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью – мимика, жесты. Развивать умение переключаться с одного образа на другой. Воспитывать желание у детей помогать товарищам. Воспитывать чувство уверенности в себе, самоконтроль и самооценку

    Игры и упражнения: «Жадный медведь», «Разные лица»

    Декабрь

    Игровой стречинг

    Развивать находчивость, воображение, фантазию. Воспитывать коммуникабельность, доброжелательность. Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами.

    Ритмопластика

    Начать отработку показа образов животных с помощью пластических движений. Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Развивать творчество, воображение и фантазию.

    Беседа – диалог

    Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусств (живописи, скульптуры, музыки, литературы).

    Работа над альбомом «Всё о театре»

    Учить детей обобщать полученный опыт, делиться впечатлениями о новых знаниях. Развивать эстетический вкус в оформлении альбома.

    Объяснение игр.
    Игры: «Передай позу», «Что мы делали – не скажем».
    Обсуждение движений, оценка и анализ.

    Игра «Снежинки».
    Муз. Композиция Сен-Санса «Карнавал животных»

    знакомство с терминами:
    Драматург, пьеса, режиссёр, постановка, пантомима.

    Совместная работа детей, родителей и воспитателей.

    Февраль

    Ознакомление со сценарием сказки «Мы спасаем Колобка», «Не буду просить прощения»

    Познакомить детей со сценарием сказки. Учить детей выражать своё мнение по поводу сказки на новый лад, дополнять сказку новыми эпизодами. Воспитывать умение прислушиваться к мнению других. Развивать выдержку и терпение.

    Распределение ролей

    Учить детей дружно и согласованно договариваться. Воспитывать чувство коллективного творчества. Учить соизмерять свои возможности, самооценке и самоанализу.

    Ритмопластика

    Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений, двигательную способность и пластическую выразительность.

    Отработка диалогов

    Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах. Развивать связную речь детей. Расширять образный строй речи. Воспитывать уверенность.

    Чтение сказки.
    Обсуждение сценария
    Дополнения

    Беседа
    Показ
    Оценка и анализ выбранных ролей

    Показ и отработка движений персонажей сказки

    Диалоги

    Март

    Беседа с детьми «Театр и всё о нём»

    Познакомить детей с устройством театрального здания. Обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад здания театра. Обогащать словарь детей.

    Техника речи

    Учить детей пользоваться интонацией. Улучшать дикцию. Развивать речевое дыхание, тренировать выдох.

    Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах. Развивать связную речь детей. Расширять образный строй речи. Следить за выразительностью образа.

    «Мастерская декоратора»

    Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с картоном, тканью. Развивать внимание, творчество и фантазию.

    Рассматривание фотографий и иллюстраций с изображениями театра и театральных интерьеров
    Театральный словарь: афиша, билет, программка, репертуар, ложа, партер, балкон.

    Игровые упражнения:
    а) со свечой
    б) «Испорченный телефон»

    Диалоги:
    Алёнушка – печка, речка, яблоня, сороки.

    Показ
    Объяснение
    Поощрение
    Помощь

    Апрель

    «Мастерская декоратора»

    Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с картоном, тканью. Развивать внимание, творчество и фантазию.

    Костюмерная

    Привлечь родителей к изготовлению костюмов. Учить детей подбирать для себя костюмы. Развивать самостоятельность, творчество и фантазию. Воспитывать желание у детей помогать товарищам. Развивать эстетические чувства.

    Репетиция

    Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Учить показывать образы животных, через пластические возможности своего тела.

    «Мы – декораторы»

    Учить детей устанавливать декорации, оформлять сцену. Развивать воображение и веру в сценический замысел.

    Показ
    Объяснение
    Поощрение
    Помощь

    Показ
    Беседа
    Оценка и анализ

    Показ
    Объяснение
    Помощь в решении проблемных ситуациях.

    Май

    Репетиция

    Определить готовность детей к показу сказки для детей ДОУ. Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Учить показывать образы животных, через пластические возможности своего тела. Совершенствовать двигательную способность, пластическую и речевую выразительность.

    Генеральная репетиция

    Определить готовность детей к показу сказки. Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность.

    Премьера: сказки «Мы спасаем Колобка» Показ музыкальной постановки с использованием русского фольклора по мотивам русской народной сказки «Колобок»

    Премьера мюзикла, подготовленного педагогами ДОУ «Волшебный мешок или сказка про Ежа»

    Показ
    Оценка и анализ
    Поощрение

    Оценка и анализ
    Поощрение

    Поощрение

    2-ый год обучения

    целиком посвящён непосредственно

    подготовке к проведению самого спектакля, выступлению на сцене

    Название мероприятия

    Виды работы

    Главные роли исполняют дети:

    Спектакль «Айболит на новый лад» (ноябрь)

    Музыкальная сказка «Как Курочка хлеб испекла» (март)

    • Выразительное чтение литературного произведения.
    • Знакомство с инсценировкой (о чем она, какие события и герои в ней главные).
    • Знакомство с героями инсценировки (где они живут, как выглядит их дом, какова их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т. п.).
    • Художественное описание места, проходимого действия инсценировки (лес, дом, дорога и т. п.).
    • Анализ событий, которые описаны в произведении. Формирование у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль.
    • Распределение ролей.
    • Подготовка атрибутов, бутафории и костюмов для инсценировки.

    Главные роли исполняют педагоги:

    «Путешествие на цветочную поляну» (сентябрь)

    «Прогулка по осеннему лесу» (сентябрь)

    Мюзикл «Волшебный мешок или сказка про Ежа» (октябрь)

    Мюзикл «Белоснежка и Леший» (ноябрь)

    Совместная работа детей и педагов:

    Театрализованная постановка «Дед Мороз в Африке» (декабрь)

    Мюзикл «До свидания, детский сад!» (апрель-май)

    Работа над ролью:

    Составление словесного портрета героя, работа над текстом (почему герой так говорит, о чем он в данный момент думает). Основная задача - помощь ребенку в смысле слов и текста.

    Работа над речью:

    • Работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сценической площадке, темпа и ритма исполнения, мимики, интонации.
    • Работа над характером роли: работа над согласованием движений, речью, интонацией, мимикой и характером роли.

    Список использованной литературы:

    1. Беседы и сказки о семье. А.Лопатина, М.Скребцова. Москва, Амрита-Русь, 2009 г.
    2. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.Д. Маханева. ТЦ «Сфера», Москва, 2009 г.
    3. В гости к празднику. Сценарии, стихи, сказки, игры, шутки, загадки и поздравления. А.Лопатина, М.Скребцова. Москва, Амрита-Русь, 2007 г.
    4. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет. А.В. Щеткин. «Мозаика-Синтез», Москва, 2008 г.
    5. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Н.В. Краснощекова. Ростов-на-Дону, изд. «Феникс», 2008
    6. Развивающие игры для детей от 4 до 9 лет. И. Коваль. Изд. «Клуб семейного досуга» Харьков, Белгород, 2010 г.
    7. От трех до семи. Семейный альбом. Л.Б. Фесюкова. Харьков «ФОЛИО», С-Пб., «КРИСТАЛЛ» 1996 г.
    8. Учимся по сказке. Игры-занятия с детьми 4-7 лет. Н.А. Гурьева. С-Пб., «Паритет», 2006 г.
    9. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. О.С. Рудик. ТЦ «Сфера», Москва, 2009 г.
    10. Лепим нелепицы. Практическое пособие по ТРИЗ. Автор-составитель Б.Б. Финкельштейн. С-Пб., 1999 г.
    11. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ. п/ред. Б.Б. Финкельштейн. С-Пб., 1999г.
    12. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. В.В.Гербова. Москва, «Просвещение», 1984 г.
    13. Учимся по сказке. Игры-занятия с детьми 4-7 лет. Н.А. Гурьева. С-Пб., «Паритет», 2006


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План самообразования музыкального руководителя ДОУ «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театральную деятельность»

    «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, со...

    Опыт работы "Развитие творческих способностей у старших дошкольников через театрализованную деятельность"

    Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Поэтому, как и многие педагоги, я стала искать  нетрадиционные пути во взаимодействи...

    Самообразование : «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность»

    Самообразование :  «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность»...

    Развитие творческих способностей на занятиях по аппликации старших дошкольников, через театрализованную деятельность.

    Развитие творческих способностей на занятиях по аппликации старших дошкольников, через театрализованную деятельноть....

    Перспективный план по самообразованию Тема: «Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность»

    Актуальность:Дошкольное образовательное учреждение первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретени...

    Исследовательский проект «Театрализованная деятельность – как средство развития творческих и коммуникативных способностей старших дошкольников».

    Одной из задач ФГОС ДО является создание благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Поэтому проблема творческого развития детей является одной из перспективн...