Сенсорное развитие у детей раннего и младшего возраста через дидактические игры
презентация к уроку (младшая группа)
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о
внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. Д
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития…Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности», считал В.А Сухомлинский.
Вид проекта : краткосрочный . Участники проекта: дети , родители , воспитатели. Тип проекта : познавательно – игровой .
Актуальность: Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине , положении в пространстве , а также запахе, вкусе и т. Д Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее .
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности. Проект актуален, т.к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Цель проекта : обеспечивать накопление представлений у детей младшего дошкольного возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью .
Задачи проекта : ·Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве; · знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр; · воспитывать познавательный интерес, любознательность; · упражнять в установлении сходства и различия между предметами; · развивать мелкую моторику рук; · повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей; · оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.
Формы работы с детьми: - специальные занятия по сенсорному воспитанию - сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию - дидактические игры на развитие тактильных ощущений - дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы. - дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины. - дидактические игры и упражнения на закрепление цвета
Ожидаемые результаты: Решение поставленных задач обеспечат достижение цели: 1. Систематизацию материала по развитию сенсорных способностей у детей младшего возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями. 2. Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов. 3. Совершенствование умений обследовать предметы, учитывать их свойства при действиях с ними. 4. Предметно-развивающая среда, обогащенная дидактическими играми и игрушками. 5. Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей младшего возраста.
Продукт проекта: · Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков. · Пополнение сенсорной зоны новыми играми.
Этапы реализации проекта : 1 этап - подготовительный : · Изучение литературы. · Проведение анкетирования родителей "Ирга в жизни Вашего ребёнка
2 этап -основной: Работа с детьми: 1. Непосредственная образовательная деятельность. 2.Совместные игры с песком во время прогулки и в группе . 3. Дидактические игры с детьми младшего возраста: -Для зрительного восприятия (цвет, форма, величина) -Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух): «Постучим – погремим»; «Кто как кричит?» и т.д. -Для развития моторики -Игры с цветным кубиками крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими фигурами и т. д. -Мозаика -Настольно-печатные дидактические игры. -Самостоятельные игры малышей. -Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.
Работа с родителями: 1.Консультации: «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста», «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» 2.Участие в привлечение родителей в изготовлении дидактических игр для сенсорного развития детей. 3. Родительское собрание «Роль игры в развитии детей раннего дошкольного возраста»» 3 этап - заключительный: Анализ результатов проекта: В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр. У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.
Методика организации дидактических игр: Организация дидактических игр осуществляется педагогом в трёх основных направлениях: 1.подготовка к проведению дидактической игры. 2.её применение. 3.анализ.
Подготовка: -Отбор игры в соответствии с задачами обучения(углубление, обобщение , активизация знаний). -Установление соответствий дидактической игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы. -Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры. -Выбор места. -Определение количества играющих. -Подготовка необходимого дидактического материала. -Подготовка к игре самого воспитателя. -Подготовка к игре детей.
Проведение игры: -Ознакомление детей с содержанием игры. -Объяснение хода и правил игры. Правила игры: -Основная цель правил игры- организовать действия , поведения детей. -Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре. От детей требуется: -Умение обращаться со сверстниками , преодолевать ограничительные эмоции , проявляющиеся из-за неудачного результата.
Д/игра: -«Выложи дорожку для машин» -«Матрёшки» Развитие восприятия величины: -развивать умение ориентироваться на величину предметов; -закреплять словесное обозначение величин(«большой», «маленький»…) -знакомить со словами «длинный», «короткий» , «высокий», «низкий», «широкий», «узкий»; -развивать умение соотносить предметы по длине , высоте и ширине в действиях с ними.
Д/игра « Мозайка » Развитие восприятия цвета: -развивать умение различать цвета , ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении; -закреплять знания основных цветов (красный , зелёный ,жёлтый ,синий).
Д/игра: «Выкладывание геометрических фигур из счётных палочек» -развитие мелкой моторики рук; -научить различать геометрические фигуры и называть их. Д/игра « Пазлы » -развивает память ; -мыслительную способность; -улучшает моторику пальцев рук и зрительное восприятие информации.
Д/игра «Найди окошко» -развитие мелкой моторики рук; -определение формы , размера предмета.
Д/игры с песком. -развивают мелкую моторику рук; -тактильные ощущения; -мышление; -внимание.
Игры с водой способствуют развитию тактильной чувствительности, мелкой моторики рук.
Д/игра по изобразительной деятельности «Дорисуй картинку». -развивает внимание , зрительное восприятие ребёнка , моторику рук. Игры с пластилином отлично влияют на развитие мелкой моторики рук, т.к . В процессе лепки дети занимаются самомассажем .
Заключение: Для детей младшего возраста сенсорное развитие имеет большое значение, т. к. оно является фундаментом для развития мышления, способствует развитию речи, памяти и внимания. В процессе сенсорного развития детей происходит реализация следующих задач: · постепенно формируются у детей представления о свойствах предметов: их форме, размере, цвете, положении в пространстве; · развивается восприятие окружающего мира; · дети обучаются способам исследования окружающего мира: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке. · развивается мелкая моторика рук. Действия детей с дидактическими игрушками, пособиями всегда ставят перед ребенком умственную задачу: он старается добиться результата - собрать башенку, сложить матрешку и т. д. Так формируется целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий. Дидактическая игра в условиях современных образовательных стандартов даёт большую возможность для развития познавательной деятельности детей с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/14/picture-220624-1676407133.jpg)
Обобщение педагогического опыта "Сенсорное развитие детей младшего возраста, через дидактические игры".
Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельност...
План по самообразованию «Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры»
Младший возраст – самое благоприятное время для сенсорного развития, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей детей. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием ф...
Отчет по теме самообразования «Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры».
Отчет по теме самообразования «Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры»....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/29/picture-1263474-1598734038.jpg)
Отчет по самообразованию на тему: «Сенсорное развитие детей младшего возраста через дидактические игры» на 2018 – 2019 учебный год
Научить детей различать основные цвета;Познакомить детей с величиной и формой предмета;Сформировать навыки самостоятельной деятельности;Повысить самооценку детей, их уверенность детей;Развивать творче...
Консультация для родителей "Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста через дидактические игры".(2 младшая группа)
Сенсорное развитие детей 3-4 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/20/picture-809179-1529515727.jpg)
План работы по самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего и младшего возраста» 2021г-2022 учебный год
Сенсорное развитие ребенка –это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе ит....
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/20/picture-809179-1529515727.jpg)
План работы по самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего и младшего возраста» 2021г-2022 учебный год
Сенсорное развитие ребенка –это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе ит....