Мастер-класс для педагогов «Организация образовательной деятельности по ФЭМП средствами песочной терапии»
методическая разработка (младшая группа)

Мурзанова Жвек Ислямбековна

Цель: создание условий для повышения педагогической компетентности  в развитии эмоционально – коммуникативной сферы детей посредством песочной терапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov.docx39.78 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Организация образовательной деятельности по ФЭМП средствами песочной терапии»

Цель: создание условий для повышения педагогической компетентности  в развитии эмоционально – коммуникативной сферы детей посредством песочной терапии.

Задачи:

- Посредством игр и игровых упражнений с песком формировать у детей дошкольного возраста элементарные математические представления о множестве, числе, величине, форме, пространстве;

-Учить навыкам счета, вычислениям, измерениям;

-Помочь детям овладеть математической терминологией: называние цифр, числа, употребление числительных.

Материал: песочные столы, мелкие игрушки, камешки, геометрические фигуры, цифры, куб и шар, счетные палочки, ракушки, музыка.

                                          Ход мастер-класса.

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Педагог приглашает воспитателей сесть на стульчики вокруг песочных столов.

Педагог:

- Улыбнитесь друг другу. У вас хорошее настроение? Сегодня мы с вами побываем в волшебной стране. Она не просто волшебная – она песочная! Но чтобы попасть в нее, нужно произнести волшебные слова мы их обязательно произнесем, но только позднее, а вначале я хочу познакомить вас с понятием, что такое песочная терапия, условие для проведения песочной терапии, оборудования необходимые для игр с песком. Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Часто маленькие дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений или задержки развития, предлагаемая техника может оказаться весьма полезной. Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые никак не могут выразить свои переживания.

Помимо песка, в своей работе я использую кофе, соль, манную крупу или другие мелкие сыпучие вещества. Детям очень нравится, для них это новое. Сюжетно-тематическая организация занятий включает в себя игры с песком и водой, направленные на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений; на развитие познавательной сферы детей и коммуникативных навыков, снятие статического напряжения; речевой материал, сопровождаемый действием; дыхательные упражнения и т.д

Звучит музыка. Все встают, берутся за руки, повторяют за педагогом слова:

Ты в ладошки наши посмотри,

В них доброту, любовь найди,

Чтоб злодеев побеждать,

Мало просто много знать

Надо быть активным,

Смелым, добрым, сильным

А еще желательно

Делать все внимательно!

«Здравствуй песок!»

- Что ж, пришла пора поближе познакомиться с песком. А с чего начинается любое знакомство? Конечно, с приветствия. Как? Да просто различными способами дотрагиваемся до песка.

Предложить педагогам дотронуться до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно — «Здороваются пальчики».

«Ладошка здоровается с песочком» — дотронутся до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной.

-Предлагаю вам поиграть в дидактические игры и упражнения

Дидактическая игра «Пекарня».

Цель: знакомит в игре с математическими понятиями: половинка.

Предлагается ребенку-повару испечь «пирожки», «торты», «пироги» разного размера и формы. Угостить кукол, разрезав пирог на 2 части

Дидактическое упражнение «Песочный круг»

 Ребенок и взрослый рисуют на песке произвольный круг и украшают его разнообразными предметами: ракушками, камешками, пуговицами, семенами, монетами, бусинами и прочее. Они придумывают название своему «песочному кругу».

Дидактическая игра « Достань 5 (6,7 и т.д.)ракушек, камешек»

 Цель: учить детей счету порядковому; развитие внимания, координации движений.

Содержание: На дно емкости с водой взрослый выкладывает несколько камешков, ракушек. Затем предлагает ребёнку достать определённое количество ракушек. Обязательно задаёт вопрос: «Сколько ракушек ты достал? Почему столько?» 

Дидактическая игра «Найди шарик»

 Цель: знакомство с качеством предметов – размером, формой.

Содержание: Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит малыша

найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого. Постепенно усложняя задачу, воспитатель

закапывает два предмета, например шарик и кубик, затем просит найти один из них.

Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.

 Дидактическая игра «Угадай, что спрятано в песке»

 Цель: Развитие умения представлять предметы по их словесному описанию

Содержание: Ребенку предлагается опустить руки в песок и найти то, что ему попадется. Постепенно малыш находит и достает из песка геометрические фигуры (из пластика, из дерева).

Дидактическая игра «Путешествие в сказочный город»

 Цель: Развивать умение ориентироваться на плоскости.

Содержание: Воспитатель предлагает детям отправиться в сказочный город, но

путешествие будет не простое, а по песочной пустыне, дойдет тот, кто строго будет следовать инструкции (Шаг вправо, два шага вверх и т.д.). 

Дидактическое упражнение: «Дорожка из счётных палочек»

Цель: учить ориентироваться на плоскости; развивать умение дослушать до конца

задание; развивать мелкую моторику рук, путём взаимодействия пальчиков с

песком, счётными палочками и мелкими игрушками.

Материал: песочница с песком, счётные палочки, мелкие игрушки.

Ход игры:

Дети друг другу указывают направление движения – 2 палочки вверх, 3 вправо, 1

вниз, 1 вправо – здесь живёт котик; 2 вверх, 3 налево, 3 вверх – здесь живёт волк; 2 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 3 налево, 1 наверх – здесь живёт белка. Начинать движение всегда нужно с отмеченного места (начала пути) – от камушки.

Дидактическое упражнение «Весёлые раскопки»

 Цель: активизировать социально – эмоциональный опыт детей путём расширения

их представлений об окружающем мире; развитие тактильно – кинестетической

чувствительности и мелкой моторики рук.

Материал: песочница с песком, мелкие игрушки, кисти для раскопок, совочки.

Ход игры:

Воспитатель заранее прячет в песке нужный материал – полуразрушенный замок из кубиков, животных, цифры, геометрические фигуры и т.д. дети откапывают, что спрятано в песке. Копать нужно очень осторожно, снимая песок тонкими пластами, ни в коем случае не углубляясь, не выкапывая ям. Если лопатка наткнется на какой- то предмет в песке, ее нужно срочно сменить на большую кисточку и дальше работать уже только кисточками, осторожно освобождая поверхности находки. В процессе игры дети получают знания об окружающем мире, учатся фантазировать и выдвигать свои гипотезы (если это замок, животные, инопланетяне, яйца и т.д.), закрепляют знания о цифрах, буквах, счёте предметов и т.д. 

Дидактическое упражнение «Найди цифру»

 Цель: развитие мелкой моторики рук; развитие внимания и терпения; продолжать

разделять числа на чётные и нечётные.

Материал: песочница с песком, двухсторонние цифры (синие – нечётные, красные

– чётные), мелкие игрушки.

Ход игры.

В песке закопаны цифры. Ребёнок «запускает» в песок руки и ищет цифру.

В: посмотри, какая эта цифра? Проверь, правильно ли она у тебя лежит?

(воспитатель следит, чтобы цифры лежали не в зеркальном отображении)

В: посмотри, у тебя цифра синего (красного) цвета. Это говорит о том, что цифра

нечётная (чётная).

Воспитатель на камушках объясняет, что значит чётная или нечётная цифра. Чтобы хорошо запомнить цифру можно обрисовать её пальцем вокруг по песку,

«прошагать» вокруг пальчиками или рядом выложить такую же цифру косточками, палочками и т.д.

Далее ребёнок ищет следующую цифру и опять объясняется на мелких предметах

чёт и нечет. Когда ребёнок это запомнит, он просто говорит: «Это цифра 5, она

нечётная, поэтому синего цвета». Задание можно усложнить, если предложить выложить на песке больше или меньше предметов, чем найденная цифра. Чтобы было интересно, в песок можно закопать и другие маленькие предметы, но найти надо цифры. Искать можно руками или раскапывая осторожно совочком, кистью. 

Дидактическая игра «Узор в геометрической фигуре»

 Цель: ориентировка на плоскости, развивать умение видеть углы и середину

фигуры, развивать воображение и фантазию, умение подбирать различный

материал, развитие мелкой моторики рук.

Материал: песочница, рамки геом. фигур, камешки, пуговицы, ракушки и т.д.

Ход игры:

Дети выбирают рамку геометрической фигуры, природный или бросовый материал и составляют узор на песке. При этом повторяем - где у фигуры углы и сколько их, где стороны и сколько их, где середина. Для того, чтобы узор получился красивым, нужно считать и выкладывать одинаковое количество предметов, например, по сторонам, одинаковые предметы по величине по углам, компоновать по цвету и т.д.

 «Прощание с песком»

В ладошки наши посмотри —

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты всем нам подрасти помог,

До свидания, песок

До свидания, дружок!

Рефлексия.

Сегодня я предложила вашему вниманию мастер-класс по работе с цветным песком для развития мелкой моторики рук у детей. В процессе мастер-класса мне показалось, что вы заинтересовались данной технологией, с удовольствием включались в работу. Это моё мнение.

А теперь, я хочу узнать ваше мнение. Предлагаю Вам выразить своё отношение к моему выступлению при помощи смайликов.

- Был интересным и полезным

- Скучно, не интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс на тему:"Развитие познавательных способностей у дошкольников через использование песочной терапии"

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников - один из важнейших вопросов воспитания и развития ребёнка раннего возраста. От того, как будут развиты у ребёнка пощнават...

МАСТЕР-КЛАСС «Использование конструктора LEGO в образовательной деятельности по ФЭМП"

КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА «Использование конструктора LEGO в образовательной деятельности по ФЭМП»Бороданенко Наталья АлександровнаВоспитательМБДОУ детский сад № 257 городского округа СамараЦель:Создание...

Конспект мастер-класса для родителей детей, посещающих логопедический пункт ДОУ: «Использование метода «песочной терапии» в логопедической работе с детьми»

Конспект мастер-класса для родителей детей, посещающих логопедический пункт ДОУ: «Использование метода «песочной терапии» в логопедической работе с детьми»....

Конспект коррекционной образовательной деятельности с использованием метода «песочной терапии» в логопедической группе «Сказочная страна»

Цель: Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук через взаимодействие с песком....

Мастер-класс для молодых педагогов "Организация проведения утренней гимнастики", 2021 год

Мастер-класс для молодых педагогов "Организация проведения утренней гимнастики"...

Мастер-класс «Современные подходы к организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста: технология «Утренний круг»

Мастер-класс «Современные подходы к организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста: технология «Утренний круг»Шамова Мария Анатольевна - воспитатель Муницип...