Организация модели вариативного образования (семейная группа)
проект (подготовительная группа)

Горлова Шахноза Ибрагимовна

Актуальность поднимаемой проблемы заключается в том, что система дошкольного образования сегодня представляет собой многофункциональную вариативную сеть дошкольных образовательных учреждений, ориентированную на потребности общества и семьи, предоставляющую разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_variativnoy.docx38.54 КБ

Предварительный просмотр:

Организация модели вариативного образования

(семейная группа)

Подготовила:

Педагог-психолог

Горлова Ш.И.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение        3

Этапы реализации проекта        5

Этапы деятельности        7

Нормативно-правовая база        8

Условия реализации проекта        9

План работы группы        9

Режим дня в группе        11

Расписание НОД для группы 6-7 лет        12

Список используемой литературы        17

ВВЕДЕНИЕ

                             «Немало можно добиться строгостью,

                             Многого – любовью, но больше всего–

                             Знанием дела и справедливостью,

                             Невзирая на лица».

                                                                               И. Гетте

Актуальность проблемы: актуальность поднимаемой проблемы заключается в том, что система дошкольного образования сегодня представляет собой многофункциональную вариативную сеть дошкольных образовательных учреждений, ориентированную на потребности общества и семьи, предоставляющую разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Сегодня уже сформированы разнообразные виды дошкольных учреждений: детские сады присмотра и оздоровления, компенсирующего вида, детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлениями, центры развития ребенка, детский сад комбинированного вида и др. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования. Уже вошли в жизнь принципы гуманизации и вариативности дошкольного образования. Появилось множество образовательных программ с обновленным содержанием для детских садов. Очередная насущная задача – введение вариативных организационных форм дошкольного образования и разработка основ нормативного и методического обеспечения образовательного процесса для этих форм.

Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России. Одним из приоритетов социальной политики в области дошкольного образования в России является расширение доступности качественного дошкольного образования. Важным шагом в обеспечении этого приоритета является наибольший охват детей дошкольным образованием.

Существующая сеть дошкольных образовательных учреждений не удовлетворяет в полной мере растущие запросы населения в услугах дошкольного образования. В этой связи возникла необходимость в организации вариативных форм дошкольного образования, которые наравне с традиционными дошкольными учреждениями могли бы оказывать помощь семье в воспитании ребёнка и подготовки его к обучению в школе.

Одной из вариативных  форм дошкольного образования  является семейный детский сад. В связи с большими очередями в детские сады или его большой отдаленностью от места проживания многодетные семьи все чаще начинают пользоваться своим правом и открывают семейные детские сады.

Участники проекта: родители, дети, педагоги

Продолжительность: Долговременный 

Цель проекта:

- поддержка многодетных семей;

- предоставление многодетным родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей;

- расширение форм дошкольного образования для детей с проблемами 

Задачи проекта:

- создавать оптимальные условия для охраны здоровья детей, совершенствование их физического и психического развития, обеспечение их эмоционального благополучия;

- развивать коммуникативные качества ребенка и умение взаимодействовать в социуме;

- формировать творческую личность развивать способности каждого ребенка;

- использовать разнообразные виды детской деятельности, их интеграцию в целях повышения эффективности образовательного процесса.

Ожидаемый результат: 

- создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;

- развитие креативных способностей детей и родителей в совместной конкурсной деятельности;

- появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей; обобщение опыта семейного воспитания;

- повышение уровня педагогической компетентности родителей;

- увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Подготовительный этап 

 Основные задачи данного этапа:

- обращение в ДОУ многодетных родителей с заявлением о намерении открыть семейную группу;

- проверка комиссии ДОУ жилищно - бытовых условий семьи;

- формирование пакета нормативно – правовой документации (заключение с работником (как правило, с мамой многодетной семьи) трудового договора, заключение договора о сотрудничестве между родителем и ДОУ);

- подбор информативно – диагностического инструментария для мамы – педагога, воспитателей ДОУ)

На данном этапе необходимо организовать посещение семьи с целью изучения жилищных условий, составить договор о сотрудничестве, провести опрос родителей с целью заполнения социального паспорта семьи. Старшим воспитателем проводится подбор необходимой методической литературы и тематического планирования для осуществления образовательной деятельности мамой – воспитателем в домашних условиях с учетом образовательного уровня мамы – педагога, ее способностей и возможностей.

На первом этапе проводится информационно – аналитическое исследование, целями которого станут:

- выявление потребностей и актуальных линий взаимодействия с ДОУ;

- определение наиболее вероятных точек педагогического взаимодействия (чем педагоги могут помочь друг другу, в какой поддержке нуждается новый сотрудник);

- выделение конкретных задач создания единого поля педагогического сотрудничества (эти задачи внесены в годовой план деятельности учреждения по работе с родителями).

Необходимо провести  первичное анкетирование мамы многодетной семьи, в целях выявления потребностей взаимодействия с ДОУ. Анализируя результаты потребностей родителей в услугах ДОУ, необходимо отметить, какая заинтересованность родителей в большей степени отмечается в целях оказания помощи детям в условиях ДОУ. Администрация ДОУ может предложить семейной группе собственный план взаимодействия специалистов с детьми, либо  изучить потребности семьи и решить проблему по желаниям родителей. Формы работы  необходимо скорректировать в соответствии с запросами воспитателя – мамы семейной группы. Старший воспитатель может предложить   маме – воспитателю принимать активное участие в традиционных праздниках и конкурсах, проводимых на базе ДОУ с родителями и педагогами других воспитанников.

Второй этап работы – это введение в профессию мамы - воспитателя.

Важно на этом этапе не переусердствовать. Нельзя забывать, что мама – педагог остается хозяйкой в большой семье. Она не может, да и не должна кардинально перестраивать сложившийся уклад. Все виды занятий, их последовательность, изменение режима вводится постепенно. В этот адаптационный период совместно с новым педагогом проводятся следующие мероприятия:

- консультации с педагогами и специалистами ДОУ мамы -   воспитателя семейной группы;

- разработка упрощенной педагогической документации для воспитателя семейного детского сада, составление расписания занятий, проводимых дома и в условиях ДОУ;

- участие в работе родительского клуба, проводимого  на базе ДОУ;

- осуществление контрольной функции со стороны администрации ДОУ (старшим воспитателем, педагогом – психологом, периодическая проверка бытовых условий и соблюдение режима дня не менее 1 раза в месяц).

 Третий этап работы. Многодетная мама осваивается в новой роли воспитателя. На этом этапе важно привлекать ее к участию в родительских собраниях, семинарах, и педагогических советах по проблемам семейного воспитания. В этих вопросах мама – педагог наиболее компетентна, ее знания и опыт нужны и востребованы, что существенно повышает ее личностную и профессиональную самооценку, способствует росту авторитета среди коллег.  На этом этапе можно говорить о том, что появилась новая форма педагогического сотрудничества – «педагог – мама – педагог». Целесообразно привлекать многодетную семью к участию в традиционных праздниках, выставках и конкурсах, организованных на базе ДОУ в течение года. Такая форма сотрудничества поможет  приобщению многодетной семьи к сотрудничеству с ДОУ.

ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

этап

задача

Содержание

1

Мотивационно-проблемный

Адаптировать педагогов к деятельности, организовать межличностное взаимодействие, создать условия для формулирования задач педагогами

1.Изучение возможности для организации семейного детского сада;

2. Создание и изучение Положения о работе семейного детского сада.

3.Изучение спроса родителей, посредством анкетирования.

4.Выбор творческой группы, разработка плана работы семейного детского сада.

5.Создание пакета документов, регулирующих работу семейного детского сада.

6.Информационное оповещение через СМИ, сайт ДОУ.

2

Деятельностный

Организовать деятельность педагогов, направленную на преобразование условий задачи с целью решения проблемы; поисковая, проектная, другие виды деятельности

1.Работа с детской поликлиникой, службой соцзащиты по выявлению семей, удовлетворяющих условиям проекта.

2.Посещение семей, чьи дети не охвачены дошкольным образовательным учреждением.

3.Работа по созданию клиентской базы (СМИ, сайт ДОУ).

4.Деятельность рабочей группы по реализации проекта.

5.Ведение соответствующей документации.

3

Контрольно-аналитический

Организовать деятельность педагогов, направленную на соотнесение результатов деятельности с поставленными задачами

  1. Мониторинг результативности работы консультативного пункта в ДОУ.

2.Обобщение опыта.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

Для обеспечения деятельности разработан перечень документов:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2014 № 273-ФЗ (п. 21 ст.21,22);

- СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013;

- Постановление Правительства Москвы от 30 октября 2007 г. № 951-ПП «Об утверждении примерного положения об организации деятельности семейного детского сада»;

- Приказ Департамента образования г. Москвы от 20 декабря 2007 г. N 984 "О реализации постановления Правительства Москвы от 30 октября 2007 года N 951-ПП «Об утверждении примерного положения об организации деятельности семейного детского сада»;

- Приказ Департамента образования г. Москвы от 15 февраля 2008 г. N 48 «О финансировании организации питания детей в семейных детских садах»;

- Приказ Департамента образования города Москвы от 01 апреля 2013 г № 145 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 15 февраля 2008 г. № 48.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Проект современной модели дошкольного образования будет успешно реализован при соблюдении следующих условий:

- интеграция и дифференциация   взаимодействия ДОУ и родителей  с содержанием основной общеобразовательной программой дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей;

- наличие теоретических и практических знаний у педагогов;

- накопление, систематизация материалов по взаимодействию ДОУ и семьи;

- активное сотрудничество с семьей и социумом.

ПЛАН РАБОТЫ ГРУППЫ

сроки

Мероприятия, темы

Сентябрь

Презентация «О нас». Знакомство родителей с детским садом

Анкетирование родителей «Сведения о детях и родителях»

Стендовая консультация «Адаптация детей к детскому саду»

Игра на сплочение и установление доверительного контакта «Клубочек»

Игра «Затейники (Ровным кругом)»

Групповая игра «Животные»

Октябрь

Стендовая консультация «Мы идем в детский сад. Правильная одежда и обувь»

Семинар- практикум

«Будь здоровым малыш»

Выставка стенгазет «Семейные традиции»

Игра на улице «Караси и щука»

Подвижная игра на улице «Успей пробежать»

Ноябрь

Круглый стол «Развитие речи детей»

Оформление фотовыставки по осенним утренникам.

Групповое мероприятие с детьми ««Соблюдение правил дорожного движения»

Игра «Гуси-лебеди»

Игра в группе «Карусель»

Декабрь

Творческая мастерская «Мир волшебной бумаги»

Выставка работ (новогодние елочки)

Совместный праздник «Здравствуй, новый год»

Изготовление кормушек «День добрых дел»

Оформление групповых комнат с детьми к Новогоднему утреннику

Обсуждение новогодних подарков к утреннику

Подвижная игра на улице "Два мороза"

Игра "Хитрая лиса"

Игра "Ловля оленей"

Январь

Индивидуальные беседы с родителями. Тема: «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей».

Театрализованная постановка с детьми и родителями «Вечера в семейной гостиной!»

Игра "Удочка"

Игра "Охотники и соколы"

Февраль

Оформление фотовыставки 23 февраля “Наши замечательные папы”

Анкетирование с родителями «Стиль общения в семье»

Любительский концерт «Ищем таланты»

Тематическая беседа с детьми «Праздник защитников Отечества»

Игра "Паук и мухи

Подвижная игра "Мышеловка"

Март

Выставка совместных поделок мам и детей «Весенние цветы».

Утренник к 8 Марта «Концерт для мам к 8 марта»

Консультации «Детская книжка нужна ребенку не вместо взрослого, а вместе с взрослым».

Подвижная игра «"Снежинки и ветер"

Подвижная игра "Найди себе пару"

Игра "Медведь и пчелы"

Апрель

Проведение мероприятия «Спортивная семья»

Круглый стол «Экология для малышей»

Рекомендации родителям «Как предупредить весенний авитаминоз».

Подвижная игра «"Солнышко и дождик"

Подвижная Игра "Кот и мыши"

Подвижная игра "У медведя во бору"

Май

Консультация «Читаем детям – читаем вместе с детьми»

Родительское собрание «Наши достижения за год».

Создание «Банка идей» с советами, обмену опытом в воспитании детей.

Проведение акции «Зеленый, цветущий участок»

Рассказ воспитателя «Праздник Победы»

Оздоровительная гимнастика с детьми на улице

Подвижная игра «Добеги и прыгни»

Подвижная игра «Военные самолѐты»

Подвижная игра "Воробушки и автомобиль"

Июнь

Тематическая беседа с детьми: «Наша Родина»

Подвижная игра на улице: «Мы –весѐлые ребята»

Подвижная игра "Мыши водят хоровод"

Игра "Воробушки и кот"

РЕЖИМ ДНЯ В ГРУППЕ

07.00–07.30 - Подъем, гигиенические процедуры, утренняя гимнастика

07.30–08.30 - Свободная игровая деятельность, приход в группу детей из других семей

08.30–09.00 - Подготовка к завтраку, завтрак

09.00–12.00 - Игры/ занятия дома; игры/занятия, консультации со специалистами в ДОУ / подготовка к прогулке, прогулка

12.00–12.30 - Подготовка к обеду, обед

12.30–15.00 - Подготовка ко сну, дневной сон

15.00–15.30 - Подготовка к полднику, полдник

15.30–17.00 - Игры/занятия дома

17.00–18.30 - Подготовка к прогулке, прогулка

18.30–19.00 - Свободная игровая деятельность, уход детей из других семей домой

19.00–19.30 - Подготовка к ужину, ужин

19.30–20.30 - Спокойные игры, чтение взрослыми книг

20.30–07.00 - Гигиенические процедуры, ночной сон

РАСПИСАНИЕ НОД ДЛЯ ГРУППЫ 6-7 ЛЕТ

День недели  

время

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Понедельник

9.10 – 9.35

9.45 – 10.10

10.30 – 11.00

11.10 – 12.40

Познавательное развитие -

Формирование целостной картины мира

(динамическая пауза - игры 10 мин.)

Художественно-эстетическое

развитие – Лепка

(динамическая пауза - игры 10 мин.)

Физическое развитие -

Физическая культура дома или в зале

Прогулка

Чтение худ. литературы / Занятия в библиотеке (1 раз в месяц)

Физическая культура

Худ. творчество (рисование)

(динамическая пауза - игры 10 мин.)

Прогулка

Познание (ознакомление с окружающим) / Безопасность: занятия по ПДД в ЮАШ (1 раз в месяц)

Физическое развитие -

Физическая культура дома или в зале

Прогулка

Формирование элементарных математических представлений

Рисование

Художественная литература

Прогулка

Вторник

9.10 – 9.35

9.45 – 10.10

10.30 – 11.00

11.10 – 12.40

Речевое развитие Приобщение к

художественной литературе

(динамическая пауза - игры 10 мин.)

Познавательное развитие ФЭМП

(формирование элементарных

математических представлений)

(динамическая пауза - игры 10 мин.)

Художественно-эстетическое

развитие Музыкальная деятельность

Прогулка

Художественно-эстетическое

развитие Музыкальная деятельность

Предметное окружение и явления общественной жизни

Лепка, аппликация

Прогулка

Познавательное развитие -

Формирование целостной картины мира

(динамическая пауза - игры 10 мин.)

Художественно-эстетическое

развитие Музыкальная деятельность

Речевое развитие Приобщение к

художественной литературе

(динамическая пауза - игры 10 мин.)

Прогулка

Предметное окружение и явления общественной жизни

Физкультурное

Художественно-эстетическое

развитие – Лепка

(динамическая пауза - игры 10 мин.)

Прогулка

Среда

9.10 – 9.35

9.45 – 10.10

10.30 – 11.00

11.10 – 12.40

Художественно-эстетическое

развитие Рисование

(динамическая пауза - игры 10 мин.)

 Речевое развитие Формирование

свободного общения и компонентов

устной речи

(динамическая пауза - игры 10 мин.)

Физическое развитие -

Физическая культура дома или в зале

Прогулка

Познавательное развитие -

Формирование целостной картины мира

(динамическая пауза - игры 10 мин.)

Физическое развитие -

Физическая культура дома или в зале

Конструирование, ручной труд.

Прогулка

Художественно-эстетическое

развитие – Лепка

(динамическая пауза - игры 10 мин.)

Познавательное развитие ФЭМП

(формирование элементарных

математических представлений)

(динамическая пауза - игры 10 мин.)

Физическое развитие

Физическая культура на воздухе

Прогулка

Формирование элементарных математических представлений

Физ. развит.(на свежем воздухе)

Речевое развитие Формирование

свободного общения и компонентов

устной речи

(динамическая пауза - игры 10 мин.)

Прогулка

Четверг

9.10 – 9.35

9.45 – 10.10

10.30 – 11.00

11.10 – 12.40

Познавательное развитие

(познавательно-исследовательская

деятельность)

Конструктивно-

модельная деятельность / Ручной труд

(через неделю)

Физическое развитие

Физическая культура на воздухе

Прогулка

Художественно-эстетическое

развитие – Лепка

(динамическая пауза - игры 10 мин.)

Художественно-эстетическое развитие (Рисование)

Прогулка

Познавательное развитие ФЭМП

(формирование элементарных

математических представлений)

(динамическая пауза - игры 10 мин.)

Художественно-эстетическое

развитие Аппликация/Лепка (через

неделю)

Прогулка

Развитие речи, подготовка к обучению грамоте

Рисование

Прогулка

Пятница

9.10 – 9.40

10.30  — 11.00

11.10 – 12.40

Художественно-эстетическое

развитие Аппликация/Лепка (через

неделю)

Художественно-эстетическое

развитие Музыкальная деятельность

Прогулка

Художественно-эстетическое

развитие Музыкальная деятельность

Физическое развитие -

Физическая культура дома или в зале

Прогулка

Познавательное развитие

(познавательно-исследовательская

деятельность)

Конструктивно-

модельная деятельность / Ручной труд

(через неделю)

Прогулка

Природное окружение экологическое воспитание

Конструирование, ручной труд.

Физкультурное

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Семейная группа – это новое структурное подразделений, созданное на базе многих дошкольных образовательных учреждений. С первых дней сопровождения семейной группы  коллектив ДОУ должен ответственно и максимально плодотворно организовать деятельность с семейной группой. Своевременное и систематическое оказание помощи маме – педагогу – залог успешного функционирования нового структурного подразделения.

Между тем, необходимо помнить о трудностях, с которыми могут столкнуться администрация  ДОУ и педагог семейной группы, а именно:

- отсутствие программы и методических разработок для разновозрастной группы;

- недостаток методической литературы, предоставляемой маме – педагогу;

- необходимость воспитателю семейной группы приводить детей дошкольного возраста на занятия в ДОУ, в то время, детей раннего возраста нужно оставить под присмотром дома;

- обеспечение предметно – развивающей среды дидактическими и игровыми пособиями  в семье в соответствии с требованиями Сан ПиНа и требованиями программы.

Еще одна проблема заключается в том, что воспитатель семейной группы не всегда может посещать педагогические советы, семинары, консультации, открытые просмотры, так как ей не с кем оставить дома детей.

Проверять воспитателя семейной группы (проводит ли она занятия, соблюдает ли режим дня и т.д.) очень сложно. Посещать группу каждую неделю на дому не предоставляется возможным. Здесь все зависит от воспитателя семейной группы, ее мотивов, стремлений и желаний.  Необходимо помнить о том, что у мам – педагогов может быть разный социальный статус и образовательный уровень. Не у всех мам педагогическое образование, поэтому, не каждая мама – педагог способна правильно организовать работу семейной группы. Многие могут испытывать трудности в проведении занятий с детьми,  ведении документации и осуществлении самоконтроля. Поэтому, педагогам ДОУ необходимо учитывать все сложности, которые возникают и грамотно подойти к разрешению возникающих проблем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Васильева, Е.В., Груздева, М.В. Организация семейного детского сада [текст] / Е.В.Васильева, М.В. Груздева//Справочник руководителя дошкольного учреждения.- 2009.- №2.- С.10-19.
  2. Глебова, С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия [Текст]/ С.В. Глебова.- М.: Айрис ПРЕСС. – 2006.- С. 142
  3. Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждения/ Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева. – М.: 2001. С. 235.
  4. Кузнецова, Н.Е. Организация семейного детского сада для многодетной семьи [текст] / Кузнецова, Н.Е.//Справочник старшего воспитателя.-2008.-№11.-С55-59.
  5. Логунова, А.Р., Воробьева, Т.В., Рябунова, Н.М. Планирование деятельности семейного детского сада [таблицы] / А.Р. Логунова и др.//Справочник старшего воспитателя.- 2010.- №3.- С.24-31.
  6. Логунова, А.Р., Воробьева, Т.В., Рябунова, Н.М.  Организация контроля деятельности семейного детского сада [текст]/ А.Р. Логунова

     и др. //Справочник старшего воспитателя.- 2010. №4.- С.30-35.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модели вариативных занятий, ориентированных на различные социальные институты: "Светоносная моя Русь", "Душа России живёт в поколениях".

   Я представляю очень интересный материал работы по взаимодействию с различными социальными институтами в виде вариативных занятий. Занятия направлены на формирование у детей предста...

Модель организации модель организации среды МАДОУ «Детский сад № 238» соответствии приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 2151 от 20.07.2011г «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации ООП дош

презентация к приказу  Министерства образования и науки Российской Федерации  № 2151 от 20.07.2011г «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации ООП ДОУ...

Организация модели сопровождения детей дошкольного возраста, не охваченных дошкольным образованием, в условиях социокультурного пространства МА ДОУ

Каждый ребенок  дошкольного возраста имеет право на обеспечение доступности образовательных услуг дошкольного образования, но в реальности родители не могут этим воспользоваться из-за...

Окружной семинар "Реализация регионального проекта «Внедрение модели вариативного развивающего образования в условиях дошкольной образовательной организации» на территории Барабинского района"

18 апреля  2018 года на базе  МКДОУ №7 «Радуга» Барабинского района   проведен  окружной семинар для руководителей муниципальных органов управления образованием,...

Аналитическая справка об участии в реализации вариативных форм дошкольного образования (семейные группы, консультационные центры для родителей )

Аналитическая справка об участии в реализации вариативных форм дошкольного образования (семейные группы, консультационные центры для родителей ) для аттестации на категорию...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Презентация на тему"Служба ранней помощи в ДО"...

ПРИКАЗ от 01.09.2022 345 об апробации инновационного образовательного проекта «Приобщение дошкольников к изучению иностранного языка в условиях организации модели билингвальной среды»

В целях развития инновационной деятельности МАДОУ, реализации образовательной программы МАДОУ, использования современных подходов к созданию билингвальной среды в МАДОУ....