ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ
материал (старшая группа)

Введение

В разработке теории и методики воспитания и обучения отечественная педагогика опирается на ведущий принцип воспитания ребенка в трудовой деятельности. Трудовая деятельность содержит в себе большие возможности для воспитания личности.

Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» (ФГОС ДО) [33]. В области «Социально-коммуникативное развитие», п. 3.1 ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ  ОРГАНИЗАЦИИ  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  РАБОТЫ  ПО РАЗВИТИЮ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ У ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...….….3

Глава 1. Теоретические  основы организации педагогической работы по развитию трудовых навыков у старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

1.1.Формирование трудовых навыков у воспитанников старшего дошкольного

возраста в условиях ДОУ…………………………………………………......…..7

1.2. Принципы построения педагогической работы и формы организации педагогического процесса по формированию трудовых навыков у дошкольников……………………………………………………………………11

1.3. Создание педагогических условий для формирования трудовых

навыков у детей старшего дошкольного возраста………………………….….15

Ввыводы по главе 1.............................................................................................18

Глава 2. Педагогическая работа по развитию трудовых навыков у воспитанников старшего дошкольного возраста  в условиях ДОУ 

2.1. Организация педагогической работы……………………………….……...19

2.2. Реализация педагогической работы………………………………………..22

2.3. Анализ педагогической работы…………………………………………….27

Выводы по2 главе................................................................................................34

Заключение………………………………………………………………….......35

Список использованной источников и литературы………………………..37

Приложения……………………………………………………………….....….41

 


Введение

В разработке теории и методики воспитания и обучения отечественная педагогика опирается на ведущий принцип воспитания ребенка в трудовой деятельности. Трудовая деятельность содержит в себе большие возможности для воспитания личности.

Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» (ФГОС ДО) [33]. В области «Социально-коммуникативное развитие», п. 3.1 ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.

Актуальность темы исследования.  В новых социальных условиях, связанных с процессами демократизации, гуманизации общественного устройства, произошли изменения в отношении к труду, его социальной значимости, функций в обществе, что не могло не отразиться на процессе трудового воспитания детей. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) усилен акцент на содержании трудового воспитания дошкольников, формировании у них положительного отношения к труду.

Проблема приобщения дошкольников к труду обусловлена тем, что  дошкольный возраст рассматривается как сензитивный период в формировании начальных форм трудовой деятельности, который связан с педагогическим потенциалом труда как фактором успешной социализации детей в современном мире.

Актуальность темы  на социально-педагогическом уровне  подтверждается тем, что трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.

На научно-теоретическом  уровне актуальность данного исследования заключается в том, что формирование трудовых умений детей является важнейшим направлением социального развития детей дошкольного возраста. Проблемами  трудового воспитания детей дошкольного  возраста занимались ученые В.Г. Нечаева, Г.М. Киселева, К.П. Кузовкова, М.В. Крулехт, Д.В. Сергеева, Л.И. Сайгушева и др. Систематические углубленные исследования по проблеме трудового воспитания дошкольников проводили также Е.И. Радина, Г.Н. Година, Д.О. Дзинтере, Р.С. Буре, А.Д. Шатова и др. Именно эти исследования дают  ответ на вопрос о содержании, средствах, методах, формах организации труда и его роли в воспитании личности детей дошкольного возраста.

На научно-методическом уровне  актуальность исследования связана с тем, что, несмотря на разработки ученых, которые служат теоретической основой проблемы формирования трудовых умений детей старшего дошкольного возраста, в практике работы ДОУ уделяется недостаточное внимание планированию работы воспитателей в данном направлении, совместной работе с семьями воспитанников. В дошкольной образовательной организации развивающая предметно-пространственная среда не способствует обеспечению необходимого уровня формирования  трудовых умений детей дошкольного возраста.

На основе анализа педагогической литературы, изучения опыта работы дошкольных образовательных учреждений была сформулирована проблема исследования, которая определяется  противоречием  между  значимостью и сложностью работы по формированию трудовых умений  детей дошкольного возраста и недостаточной  теоретической и практической разработанностью  содержания педагогических условий в процессе дошкольного воспитания.

Цель исследования  –  теоретическое рассмотрение форм и методов работы с детьми по развитию трудовых навыков и проведение педагогической  работы  по развитию трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Описать процесс формирования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

2. Исследовать принципы построения педагогической работы и формы организации педагогического процесса по формированию трудовых навыков у дошкольников.

3. Описать особенности создания педагогических условий для формирования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста.

4. Организовать педагогическую работу по развитию трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Объект исследования  –  процесс формирования трудовых умений детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования  –  организация  педагогической  работы  по развитию трудовых навыков у детей в условиях ДОУ.

В основе исследования -  противоречия  о том, что формирование трудовых умений детей старшего дошкольного возраста будет успешным при условиях:

- формирования у детей положительного настроя на осуществление  трудовой деятельности;

- систематического приобщения к труду детей  старшего дошкольного возраста в ДОУ;

- трудовая деятельность  должна быть интересной и  иметь практическую направленность в жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.

Теоретической основой исследования послужили работы в области теории трудового воспитания дошкольников следующих авторов: Т.М. Бондаренко, А.А. Ивановой, Н.В. Лабутиной, М.Д. Махалёвой, Е.В. Моржиной, Л.И. Сайгушевой, О.В. Скворцовой и других.

База исследования: педагогическая работа проводилась на базе МДОУ «Детский сад № 28» города Ярославля, старшая группа № 6, в количестве 20 человек.

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические по теме исследования, эмпирические (исследование, эксперимент),  ведущий метод исследования  –  проведение педагогической работы (организация,  реализация,  анализ).

Практическая значимость исследования  состоит  в использовании материалов исследования в педагогической деятельности образовательных дошкольных учреждений.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения,  списка литературы и приложений.


Глава 1. Теоретические  основы организации педагогической работы по развитию трудовых навыков у старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

1.1. Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), трудовое воспитание является одним из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач [11] :

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

- воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества, развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.

В основе воспитания у детей позитивного отношения к труду лежат следующие принципы [21]:

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификация) детского развития;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

 - возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

- принцип развивающего образования (системности и последовательности);

 - принцип новизны (использование новейших информационных технологий);

- принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий).

Трудовая деятельность – это специфический вид деятельности, направленный на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизнедеятельности людей. В детском саду должны соблюдаться системность и последовательность трудового воспитания.

Одной из задач дошкольного воспитания является формирование у детей представления о сознательной роли коллективного труда, о его значимости. Систематическая и планомерная работа по трудовому воспитанию осуществляется на всех этапах дошкольного детства. Участвуя в трудовой деятельности, дети приобретают определенные знания по самообслуживанию, уходу за растениями и животными, овладевают необходимыми навыками, учатся проявлять заботу, бережливость, аккуратность [3].

Для приобщения детей к труду необходимо создать педагогически целесообразные условия для развития познавательного интереса к миру взрослых, желания войти в реальные трудовые связи через оказание действенной помощи, соответствующей детскому возрасту. Позиция воспитателя должна быть направлена на взаимодействие и сотрудничество с ребенком, которое ориентировано на развитие его познавательной активности и самостоятельности в труде.

Проектируя образовательный процесс, воспитатель должен поддерживать характерное для детей этого возраста стремление к взрослению, потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Чутко реагируя на эти стремления, педагог должен постоянно расширять спектр посильных трудовых обязанностей и поощрять желание ребенка что-то сделать, например, починить разорванную книгу, пришить пуговицу, проявить внимание, заботу, помочь.

Методика обучения детей целостным трудовым процессам предполагает формирование умений ставить и мотивировать цель труда, планировать работу, самостоятельно отбирать материалы и предметы труда, организовывать рабочее место, а также формирование рационального способа осуществления трудовых действий и способов оценки качества результата труда, уборки рабочего места, включающей простейшие способы утилизации отходов. При этом обучение новым трудовым процессам базируется на предварительном ознакомлении с соответствующими трудовыми процессами взрослых. Так, например, обучение старших дошкольников приготовлению пищи неразрывно связано с экскурсиями на кухню. Наиболее эффективна такая последовательность обучения: приготовление бутербродов из нарезанных взрослыми продуктов, винегрета (салата) из отваренных овощей, варка яиц, приготовление сока с помощью соковыжималки.

Более высокие требования предъявляет педагог к качеству выполнения работы детьми. Не следует чрезмерно опекать детей, необходимо предоставлять им возможность проявлять смекалку, трудовые и волевые усилия, стимулировать проявления трудолюбия, хозяйственности, самостоятельности, ответственности, добросовестности, заботы. Старшие дошкольники дорожат мнением взрослого, поэтому справедливая оценка, похвала, выражение уверенности, что все получится, стимулируют детей к выполнению следующего задания с большим старанием. В этом плане особо значимы постоянные трудовые поручения, дежурства, коллективный труд.

Детям предлагается самостоятельно выполнять осваиваемый трудовой процесс по этапам [27]:

1 этап – организация рабочего места, отбор материала, предметов труда и оборудования. Подготовка к работе осуществляется при общих указаниях взрослого. Постепенно вводится взаимный контроль детей. После оценки готовности к работе разрешается начать трудиться.

2 этап – выполнение самого трудового процесса. Необходимо контролировать последовательность выполнения действий, учить добиваться нужных результатов, бережно и экономно расходовать материалы, поддерживать порядок на рабочем месте. Особое внимание стоит уделять формированию специальных трудовых умений, последовательности действий (намочить, намылить вещь, потереть, прополоскать, выжать) и способов самоконтроля. Для этого используется дополнительный показ наиболее сложных трудовых действий, совместное выполнение их с ребенком. Чтобы дети лучше запоминали последовательность действий, проводят игры «разложи карточки по порядку», «Что за чем».

Дети старшего дошкольного возраста уже имеют определенный опыт участия в труде, владеют рядом трудовых навыков, в первую очередь, навыками самообслуживания. Ребята умеют также совершать отдельные трудовые действия в сфере хозяйственно-бытового труда, ухода за растениями и животными.

1.2. Принципы построения педагогической работы и формы организации педагогического процесса по формированию трудовых навыков у дошкольников

Труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре, социализации и формирования личности ребенка. Трудовая деятельность является важнейшим источником нравственного, эстетического, сенсорного и других видов воспитания. Естественно, что воспитание у дошкольников тех или иных трудовых навыков еще не решает задачи нравственного развития ребят. Однако оно имеет немаловажное значение для формирования личности ребенка, так как процесс овладения любым навыком или умением всегда сопряжен для него с проявлением воли, настойчивости, целеустремленности.

В старшем дошкольном возрасте в трудовом воспитании важной задачей является воспитание навыков организации своей и общей работы – умение готовить заранее все необходимое, убирать использованные инструменты по окончании работы, предварительно очистив их от грязи, пыли, приводить в порядок рабочее место. В старших группах решается задача формирования элементарных навыков планирования – умения намечать последовательность работы, распределять обязанности между участниками, договариваться о совместной уборке после труда и т.д. Воспитатель при этом формирует положительные взаимоотношения между детьми – умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать качество работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

Овладение навыками трудовой деятельности надо рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. Как бы ни был заинтересован ребенок целью труда, не владея трудовыми навыками, он никогда не достигнет результата. Сформированные трудовые умения и навыки служат основой для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желанию трудиться, включаться в труд по собственному побуждению, успешно его завершать.

От педагога требуется четкое знание того, какими навыками должны овладеть воспитанники его группы. Это даст ему возможность определить характер руководства трудовым обучением применительно к детям разного дошкольного возраста: в период овладения действием – терпеливо показывать, объяснять, помогать; по мере овладения действием – требовать самостоятельности и хорошего качества выполнения.

Методика организации работы детей старшего дошкольного возраста по формированию трудовых навыков основывается на следующих принципах построения педагогической работы [13]:

1. От простого к сложному. Трудовая деятельность старшего дошкольника развивается в следующих направлениях. Во-первых, происходит усложнение ее компонентов. Во-вторых, это усложнение ведет к освоению новых видов и форм труда. Совершенствование компонентов труда включает усложнение его мотивов, целей, контроля и навыков. Если в среднем дошкольном возрасте мотив труда кроется в интересе ребенка к самому процессу или его оборудованию (нередко в труд переносятся игровые мотивы: когда ребенок моет посуду, он выполняет роль мамы), то старшие дошкольники принимают и ставят цель труда на основе сформированных представлений. Они уверенно действуют под влиянием словесной инструкции взрослого, предполагающей выполнение сложных действий на протяжении достаточно длительного времени. С возрастом цели становятся не только более устойчивыми, но и реальными, опирающимися на оценку ребенком своих возможностей и умений.

Динамика педагогического руководства формированием трудовых навыков предусматривает постепенный переход от прямых приемов, направленных на овладения детьми определенными действиями, умениями и операциями (объяснения, показ, указание, совместное выполнение действия с ребенком) к косвенным приемам, побуждающим к самостоятельности (совет, напоминания, указание) и эпизодической помощи детям в выполнении действий, а затем только к контролю за самостоятельными действиями детей.

2. Принцип систематичности. Дети старшего дошкольного возраста овладевают трудовыми навыками путем упражнения. Перед шестилетними детьми открываются большие возможности для многократного повторения трудовых действий, трудовых процессов. Многие дети благодаря систематическим упражнениям ко времени обучения в школе приучаются к опрятности и порядку, бережному отношению к вещам, к проявлению заботливости. Благоприятные условия для формирования трудовых навыков заложены в организации систематического общения старших дошкольников с малышами, естественно протекающего при совместном пребывании в смешанной группе. Шестилетние дети имеют возможность поупражняться в трудовых действиях, оказывая помощь малышам.

3. Принцип тематических циклов. Включение детей в различные виды трудовой деятельности содержит в себе большие возможности для формирования личности. Дошкольник, включаясь в элементарные трудовые действия, приобретает навыки, разнообразные знания о предметах и их свойствах, о зависимости между ними, о росте и развитии растений и животных. У ребенка развиваются умственные способности, обогащается речь. Он учится обращаться с разными инструментами, проявляет умственную и двигательную активность, ощущает результаты своих усилий, начинает осознавать их необходимость и важность. Например, для формирования трудовых навыков детей в процессе познавательной деятельности оформляются тематические выставки: «Природа и фантазии» (творческие работы детей, детей и родителей, детей и педагогов), «Камни и минералы», «Растения нашего края», «Растения водоема». Для формирования у детей отдельных трудовых навыков ведения сельского хозяйства дети подключаются к выполнению трудовых умений, связанных с поливом, посадкой и уходом за растениями. Здесь дети овладевают простейшими практическими навыками работы с сельскохозяйственными инвентарем, осваивают способы ухода за растениями, получают сведения о росте и развитии растений.

4. Принцип индивидуального подхода. Направляя усилия детей на совершенствование качества действий, быстроты выполнения задания, важно выяснить, насколько каждый воспитанник способен это сделать. Нельзя допускать, чтобы одни и те же требования к темпу исполнения, ритму в работе предъявлялись к разным детям – быстрому и медлительному, хорошо владеющему навыком и только осваивающему его. Поэтому так важен индивидуальный подход к каждому ребенку, учет степени овладения навыками, характер активности ребенка, имеющийся опыт трудового обучения. Когда требования вполне посильны ребенку, когда он знает, что и как надо делать, хочет сделать хорошо, работает с интересом и видит, что у него все выходит как надо, видит реальные, ощутимые плоды своего труда, – тогда быстрее и лучше образуются трудовые навыки, рождается умение работать.

5. Принцип последовательности. При обучении старших дошкольников трудовым действиям важно обращать внимание на ряд моментов. Прежде всего, необходимо акцентировать внимание ребенка на последовательности, в которой он должен выполнять указанные приемы действий.

1.3. Создание педагогических условий для формирования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста

Главная задача трудового воспитания – формирование правильного отношения детей к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности, занятиями на основе учета возрастных особенностей ребенка.

Как же формируется целенаправленная деятельность детей в труде, каковы педагогические условия, способствующие формированию трудовых навыков у старших дошкольников?

Педагогические условия  –  это  обстоятельства, способствующие достижению цели в образовательном процессе [15]. А.Я. Найн полагает, что педагогические условия представляют собой совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, приемов, материально-пространственной среды, направленных на достижение поставленной цели [19].

При этом совокупность педагогических условий должна представлять собой комплекс, так как случайные условия не способствуют эффективности. Об этом свидетельствует и современное положение дел в системе дошкольного образования. Структура комплекса создаваемых условий должна быть, на наш взгляд, гибкой, динамичной, а также развиваться в зависимости от усложнения целей на каждом этапе.

Для того чтобы трудовая деятельность стала средством воспитания, необходимо организовать ее таким образом, чтобы создать максимум условий, позволяющих реализовать ее возможности для воспитания. Только при наличии таких условий ребенок учится соотносить известные ему правила с возникающими ситуациями. Он использует эти правила в качестве оценки и регуляции собственного поведения и поступков сверстников в каждом конкретном случае, ориентируется на них при определении своих поступков в складывающихся ситуациях.

Какие же педагогические условия необходимо создавать при организации трудовой деятельности детей? Рассмотрим их [10].

1. Систематическое приобщение к труду каждого ребенка.

В практике дошкольных учреждений к участию в труде нередко привлекаются дети более самостоятельные, организованные, не требующие дополнительного внимания к себе педагога. Дети стеснительные, неуверенные в себе, медлительные или неорганизованные намного реже выполняют трудовые поручения. Это приводит к неравномерному формированию трудовых навыков у ребят, воспитанию желания трудиться.

Даже самые неорганизованные проявляют большую настойчивость и дисциплинированность при выполнении поручений взрослого. Именно такие дети хорошо справляются с заданиями, так как они дают им возможность направить в нужное русло свою активность, занять себя полезной деятельностью.

Для наглядности можно воспользоваться таблицей 1[10].

Организация труда детей старших групп

Таблица 1

Форма организации

Частота проведения

Число участников

Примерная продолжительность

Индивидуальные поручения

ежедневно

по усмотрению воспитателя

20 минут

Общие поручения

ежедневно не менее двух

от 2-3 до 5-6 детей

20-35 минут

Дежурства*

а) по столовой

ежедневно

двое детей

20 минут

б) по подготовке к занятиям

ежедневно

двое детей

10-15 минут

в) по уголку природы

ежедневно

вся группа

15-20 минут

Труд всей группы

один раз в неделю

вся группа

 До 30 минут

*На усмотрение воспитателя могут иметь место и другие виды дежурств. При этом следует учитывать, что обязанности дежурных должны служить удовлетворению нужд группы.

Во время проведения сезонных работ число дежурных может быть увеличено, например, весной возникает потребность полива посевов и посадок на огороде. В этом случае можно увеличивать число дежурных или организовывать общие поручения.

Рассмотрим таблицу 1 с точки зрения участия в труде одного ребенка в течение недели. Допустим, ребенок один раз выполняет индивидуальное поручение, один раз участвует в общем поручении вместе с 2-3 сверстниками, один раз трудится вместе со всей группой. Представляется, что такое участие в труде можно назвать систематическим и не создающим преград для организации самостоятельной деятельности по интересам.

2. Учет нагрузки на ребенка.

Труд детей в детском саду ни в коей мере не заменяет труд взрослых. Так, дети расчищают дорожки от снега, убирают комнату, накрывают на стол и т.д. Это же выполняют и взрослые, работающие в детском саду. Но дети выполняют эту работу только в той мере, которая им посильна. Каждый педагог понимает, что объем работы, которую могут выполнить дошкольники, фактически незначителен, и потому он оценивает результаты труда детей по отношению их к работе.

Выводы

     Педагогическое воздействие трудового воспитания должно состоять не только в формировании у ребенка определенных трудовых навыков, но и решать задачи нравственно-трудового воспитания. Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу. Ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними и, наконец, познает мир социальных отношений между людьми. Труд позволяет педагогу сформировать у детей необходимый комплекс качеств, формирующих умение учиться.

     В процессе труда развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, мышление, внимание, воля; формируются основные качества личности (самостоятельность, активность, целеустремленность). По мнению многих исследователей, для развития этих личностных качеств необходимо формирование трудолюбия. Педагог может решать в процессе труда вопросы эстетического воспитания детей; учить их видеть красоту окружающей природы, красоту творений, созданных руками человека; замечать и устранять недостатки в окружающей обстановке и стремиться к созданию красивого.

    Структура трудовой деятельности дошкольников включает следующие компоненты: постановка цели, мотивы трудовой деятельности, трудовые действия, планирование, оценка, результат. У старших дошкольников при некоторой условности можно допустить наличие элементов трудовой деятельности, но совершаемой вместе со взрослыми и с их помощью. Тем не менее, следует отметить большую воспитательную роль даже самых простых трудовых навыков.

    Особенности труда дошкольников: связь с игрой, опора на помощь взрослого, отсутствие материально и общественно значимого результата труда, нравственная мотивация труда.

Глава 2. Педагогическая работа по развитию трудовых навыков у воспитанников старшего дошкольного возраста  в условиях ДОУ

2.1. Организация педагогической работы

Как было сказано выше, педагогическая работа проводилась на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детского сада № 28 » Фрунзенского  района города Ярославля, с воспитанниками старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек, из них 13 девочек, 7 мальчиков.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1) провести педагогическую работу по формированию трудовых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ;

2) оценить трудовые умения и навыки у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ;

3) провести работу с родителями по вопросу формирования трудовых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.

В основу исследования положена  гипотеза  о том, что формирование трудовых умений детей старшего дошкольного возраста будет успешным при условиях:

- формирования у детей положительного настроя на осуществление  трудовой деятельности;

- систематического приобщения к труду детей  старшего дошкольного возраста в ДОУ;

- трудовая деятельность  должна быть интересной и  иметь практическую направленность в жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.

В ДОУ используются современные формы организации обучения: занятия проводятся как по подгруппам, так и индивидуально, что позволяет педагогам ориентировать воспитательно-образовательные задачи на уровень развития и темп обучаемости каждого ребенка. Приоритет в работе с дошкольниками отдается игровым методам обучения, поддерживающим постоянный интерес к знаниям и стимулирующим познавательную активность детей.

В соответствии с программой дошкольного образования, трудовое воспитание включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формами его организации являются поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд детей.

Нами были обозначено противоречие  о том, что формирование трудовых умений детей старшего дошкольного возраста будет успешным при условиях:

- Формирования у детей положительного настроя на осуществление  трудовой деятельности. Воспитывать правильное отношение к труду – значит не только включать детей в трудовую деятельность, но и учить их уважать труд, понимать его значение в жизни, приходить на помощь к другим. Для воспитания у ребенка положительного отношения к труду важно сделать его трудовую активность главным критерием оценки его личности (прежде всего, активность в труде, который ребенок выполняет по личному побуждению, самостоятельно, без контроля со стороны взрослого.

- Систематического приобщения к труду детей  старшего дошкольного возраста в ДОУ. В старшем дошкольном возрасте необходимо помочь ребенку освоить позицию субъекта в доступных  для него видах  трудовой деятельности. Основными условиями достижения цели являются систематическое приобщение детей к труду, оказание помощи в нахождении  ребенком  для себя интересного вида трудовой деятельности, расширение спектра посильных для него обязанностей, на освоение того минимума социального опыта трудовой деятельности, который раскрывает индивидуальный творческий потенциал.

- Трудовая деятельность  должна быть интересной и  иметь практическую направленность в жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. Труд выступает как целенаправленная, социально обусловленная деятельность человека, основанная на практическом  освоении окружающего мира, преобразование его в соответствии со своими потребностями.

Анализ педагогического опыта позволяет утверждать, что труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

2.2. Реализация педагогической работы

Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.

В старших группах особое значение придается коллективному характеру труда дошкольников.

Воспитатель,   руководя   коллективным  трудом  детей,   одновременно решает две основные задачи. Он направляет усилия каждого ребенка на достижение общей цели, обращает внимание на затруднения, на своевременное окончание работы, т.е. руководит самим процессом трудовой (продуктивной) деятельности. В то же время педагог формирует положительные взаимоотношения между детьми, организует взаимопомощь и т.д.

В организации коллективного труда детей (общего или совместного) выделяются три последовательных этапа.

- Подготовка к труду: разъяснение содержания общего задания для детей группы, его значимости; распределение между звеньями отдельных заданий, входящих в общее; формирование представлений о проявлении справедливости, об отношении к сверстнику, как к партнеру; помощь детям в распределении работы между собой внутри каждого звена.

- Руководство процессом труда: регуляция продуктивных действий детей; формирование способов проявления ответственности, заботы о результате общего дела, об отношении к партнерам, о правилах, регулирующих поведение в сообществе сверстников.

- Обсуждение результата: оценка его значимости, положительная оценка слаженных действий детей в звеньях; постановка задач на будущее.

Каждый из этих этапов  требует своеобразных методов руководства.

Работа, которую будут выполнять дети, должна представляться им как важная и нужная. В этом случае им будет понятна необходимость ее выполнения, ответственного отношения к ней. Воспитатель разъясняет пользу этого труда.

Педагогическая работа была проведена в период с 12 февраля по 12 марта 2020 года. Занятия проводились 2 раза в неделю, начинались в 10-00 часов. Продолжительность каждого занятия составляла 20 минут.

Для реализации педагогической работы детям были предложены наименее развитые у них трудовые умения и навыки - уход за растениями. Уход за растениями заключается в посадке, поливе, рыхлении, подкормке, удалении в дальнейшем сухих листочков, протирании пыли с листочков.

В реализации педагогической работы приняли участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек, относящиеся к первой группе здоровья, т.е. абсолютно здоровые дети.

Занятия были разделены следующим образом: 2 занятия были посвящены уходу за растениями .

Первое занятие по уходу за растениями проводилось 13 февраля 2020года с 10-00 до 10-20 часов. Тема занятия: «Уход за комнатными растениями».

Задачи:

1. Закрепить навыки ухода за комнатными растениями с плотными гладкими и тонкими листьями.

2. Познакомить детей с уходом за растениями с пушистыми (бархатными) листьями при помощи кисточки.

3. Развивать внимание, память, логическое мышление.

4. Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям.

Оборудование:

- клеенка (3 шт.) на столы, фартуки по количеству детей, палочки для рыхления, кисточки, салфетки влажные, пульверизатор, 3 лейки, 3 растения;

- письмо от Незнайки в конверте, в нем 3 фотографии комнатных растений (восковой плющ, колеус, фиалка);

- раздаточный материал: конверты с карточками для игры «Что сначала, что потом», карточки с условными обозначениями видов работы на подносе (схематические изображения лейки, кисточки, пульверизатора, тряпочки);

- для воспитателя: «Лесенка трудового процесса»; карточки для игры «Что сначала, что потом» (изображения роста комнатного растения, начиная с семечка, заканчивая вызреванием семян); указка, модели «корень», «стебель», «лист», «цветок»; мнемотаблица «Что необходимо растению для развития и роста» (изображение комнатного растения, условные обозначения земли, солнца, воды, палочки и салфетки для ухода).

Подготовка к работе.

Дети надевают фартуки, помогают друг другу завязать их.

На подносе лежат карточки с обозначениями видов работы (инструменты). Карточки перевернуты.

Выберите карточку и узнайте, какую работу вы будете выполнять.

После того, как карточки выбраны, дети берут инструменты и приступают к работе.

- Давайте повторим порядок работы. Сначала рыхлим, затем поливаем, после вытираем пыль (рисунок 1).

C:\Users\1\Desktop\2015-11-27 03-02-22.jpg

Рисунок 1 – Проведение занятия по уходу за растениями.

Выполнение работы.

- Посмотрите на наши цветы. Они стали ярче, веселее. Как вы думаете, что они сейчас чувствуют? (благодарность; им стало легче дышать, они попили воды, стали чистыми и красивыми).

- А сейчас снимайте фартуки, наводите порядок на своих рабочих местах и садитесь на стульчики.

Конспект проведения занятия приведен в Приложении 1.

Второе занятие по уходу за растениями было проведено 15 февраля 2020 года в 10-00 до 10-20 часов. Тема занятия: «Уход за комнатными растениями и их первая подкормка».

Цель: Закрепить знания об основных потребностях комнатных растений.

Задачи:

1. Уточнить знания детей о приемах ухода за растениями и их последовательности. Знакомство с новым видом ухода – удобрением почвы, сообщение некоторых правил внесения удобрения.

2. Закрепление приемов рыхления, развитие умения ухаживать за комнатными растениями.

3. Воспитание интереса к жизни комнатных растений, желания наблюдать и ухаживать за ними.

Словарная работа: удобрение, подкормка.

Оборудование: Клеенки, палочки – рыхлители, тряпки, лейки, опрыскиватель, ножницы, таз, большая лейка, фартуки, удобрение, стаканчики.

Методы и приемы: показ, рассказ, опрос, игра, беседа, ухаживание за растениями (рисунок 2).

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/14185_60e84212c74fda286261a605c39bf5e2.jpg.jpg

Рисунок 2 – Подготовка к проведению занятия.

Выполнение работы.

Дети берут стаканчики и удобряют растения. Большие растения, например, лилия, фикус, китайская роза поливаются полным стаканом, мелкие – половиной стакана воды.

После работы на чистый стол ставятся все растения.

Конспект проведения занятия приведен в Приложении 2.

2.3. Анализ педагогической работы

Особенностью руководства трудом в старших группах является то, что воспитатель обсуждает с детьми процесс работы (что нужно сделать и как). Он приучает ребят не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь.

Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.

Выше был описан процесс организации педагогической работы в старшей группе детского сада в следующем  виде труда - по уходу за растениями .

В данном параграфе мы проанализируем и дадим оценку уровня сформированности трудовых умений и навыков старших дошкольников в данном вида труда.

Педагогическая работа по формированию трудовых умений и навыков старших дошкольников была организована по следующим видам трудовой деятельности.

Труд детей по уходу за растениями.

Труд по уходу за растениями оценивался следующим образом.

1. Дети поливали растения, рыхлили их, убрали с них пыль.

Критерии оценки:

- дети принимают цель труда, охотно принимают предложение воспитателя;

- дети соглашаются на предложение воспитателя, но ему необходима дополнительная мотивация («Помоги мне»);

- дети не принимают цель труда вне игровой ситуации («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить?»).

2. Дети отбирали растения из уголка природы, которые нуждались в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объясняли, почему они выбрали именно эти растения.

Критерии оценки:

- самостоятельны при определении предмета труда, вычленяют его особенности (сигнальные признаки живого объекта: земля сухая, на листьях пыль и т.д.);

- предмет труда и его особенности, значимые для труда, выделяют с помощью воспитателя;

- не выделяют предмет труда с его особенностями (даже при помощи взрослого).

3. Дети  отвечали на вопрос, какими будут растения после того, как они обеспечат уход за этими растениями.

Критерии оценки: дети предвидят результат труда (цветы будут хорошо расти после полива, рыхления, пересадки).

4. Дети рассказывали о последовательности трудовых действий и объясняли  необходимость такой последовательности. В случае затруднения детям  давался набор картинок с изображением трудовых действий по уходу за растениями и предлагалось последовательно их разложить.

Критерии оценки:

- дети самостоятельно рассказывают, объясняют последовательность трудовых действий;

- дети раскладывают картинки в нужной последовательности и объясняют их;

- дети не могут  спланировать последовательность трудовых действий.

5. Дети  отбирали  необходимое для труда оборудование. Они были поставлены перед выбором: вместе с необходимыми инструментами и оборудованием положить ненужные для данного трудового процесса (например, сачок для пересадки рыб и т.д.)

Критерии оценки:

- дети самостоятельно выбирают необходимое оборудование;

- с небольшой помощью взрослого дети выбирают необходимые инструменты;

- дети не могут выполнить задания.

6. Дети показывали, как они ухаживали за растениями: правильно ли поливали растения, рыхлили почву, убирали пыль с разных растений, опрыскивали, пересаживали и т.д.

Критерии оценки:

- все трудовые действия дети выполняют достаточно качественно и самостоятельно;

- отдельные трудовые операции дети осуществляют достаточно самостоятельно, но некачественно;

- качество выполнения трудовых действий и качество результата низкие.

Уровни оценки умений и навыков трудовой деятельности детей по уходу за растениями распределились следующим образом:

Низкий уровень (Н) – результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.

Средний уровень (С) – труд детей результативен при небольшой помощи взрослых; у детей выражено стремление к самостоятельности.

Высокий уровень (В) – дети полностью самостоятельны в трудовой деятельности по уходу за растениями. Труд результативен.

Результаты оценки заносим  в таблицу 2.

Оценка трудовой деятельности по уходу за растениями

Таблица 2  

Имя ребенка

Умение принять цель труда

Умение выделить предмет труда

Умение предвидеть результат труда

Умение спланировать трудовой процесс

Умение

отобрать необходимое оборудование

Освоение трудовых навыков и умений

Аня

В

В

С

С

В

В

Алина

С

В

С

С

В

В

Алиса

С

С

С

Н

С

С

Алеша

Н

Н

Н

Н

С

Н

Варя

В

В

С

С

В

В

Вера

В

С

С

С

В

С

Боря

С

С

Н

Н

С

С

Витя

С

С

Н

Н

С

С

Женя

С

С

Н

Н

С

С

Катя

Н

С

С

С

С

С

Лена

Н

Н

С

С

С

С

Маша

С

С

С

С

С

С

Володя

В

С

В

С

В

В

Максим

С

В

В

С

В

В

Никита

С

В

С

С

С

С

Саша (м.)

С

С

В

Н

С

С

Дима

С

С

С

Н

С

С

Снежанна

С

В

С

С

В

С

Ира

В

В

С

С

В

В

Ярослав

Н

С

Н

Н

С

Н

Итак, оценив  уровень  сформированности трудовых умений и навыков старших дошкольников по уходу за растениями, мы получили следующие результаты.

1. Умение принять цель труда. 20% детей имеют низкий уровень сформированности данного умения, т.е. детям трудно принять цель труда, требуется прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий; у 55% детей – средний уровень – это значит, что труд детей результативен при небольшой помощи взрослых; 25% детей имеют высокий уровень, т.е. дети охотно принимают предложение воспитателя, их труд результативен.

2. Умение выделить предмет труда. 10% детей имеют низкий уровень сформированности данного умения, т.е. дети не могут выделить предмет труда с его особенностями; у 55% детей – средний уровень, т.е. предмет труда и его особенности, значимые для труда, дети выделяют с помощью воспитателя, у детей выражено стремление к самостоятельности; 35% детей имеют высокий уровень – это значит, что дети самостоятельно определяют предмет труда.

3. Умение предвидеть результат труда. У 25% детей – низкий уровень сформированности данного умения, т.е. дети не предвидят результат труда; 60% детей имеют средний уровень – такие дети стремятся к самостоятельности в предвидении результата труда; 15% детей имеют высокий уровень, т.е. они способны предвидеть результат труда.

4. Умение спланировать трудовой процесс. У 40% детей – низкий уровень, т.е. дети не могут  сами спланировать последовательность трудовых действий; 60% детей имеют средний уровень, т.е. дети при небольшой помощи воспитателя раскладывают картинки в нужной последовательности и объясняют их; высокого уровня сформированности данного умения в группе нет.

5. Умение отобрать необходимое оборудование. Низкого уровня нет ни у кого; средний уровень – у 60% детей, т.е. с небольшой помощью взрослого дети выбирают необходимые инструменты; высокий уровень имеют 40% детей, т.е. дети самостоятельно выбирают необходимое оборудование.

6. Освоение трудовых навыков и умений. 10% детей имеют низкий уровень, это говорит о том, что  качество выполнения детьми трудовых действий и качество результата низкие; у 60% детей средний уровень – отдельные трудовые операции дети выполняют достаточно самостоятельно, но не очень качественно; 30% детей имеют высокий уровень – все трудовые действия дети выполняют самостоятельно и достаточно качественно.

Для наглядности покажем результаты оценки на диаграмме (рисунок 8).

Рисунок 8 – Результаты оценки трудовой деятельности по уходу за растениями, %.

Таким образом, по результатам проведенного анализа организации педагогической работы можно сделать следующие выводы.

1. Была организована и проведена педагогическая работа по формированию трудовых умений и навыков старших дошкольников в условиях ДОУ.

2. Оценив уровень сформированности трудовых умений и навыков старших дошкольников, мы видим, что больше половины детей в группе имеют средний и высокий уровни сформированности трудовых умений и навыков. Такие дети охотно участвуют в коллективном труде, выполняют поручения взрослых и помогают воспитателю, у них не возникает проблем со сверстниками. Это, в основном, те дети, которых приучают к труду в семье. Детей с низким уровнем сформированности трудовых умений и навыков или просто ленивых детей, к счастью, совсем мало в группе.

3. Родителям и воспитателю нужно задуматься, каким образом исправлять подобную ситуацию. Одной из основных причин несформированности положительного отношения к труду является то, что родители не приучают ребенка помогать взрослым, объясняя, что он для этого еще слишком маленький, стараются делать всю работу за него, заправляют за ним кровать, завязывают шнурки, убирают сами игрушки и т.д. В этой связи была проведена беседа с родителями по вопросу формирования трудовых умений и навыков у детей.

Вывод:

Анализируя результаты исследования, можно сделать общий вывод, что у детей этой группы уровень сформированности трудолюбия и отношения к труду проявляется на среднем уровне.

Для воспитания трудолюбия, улучшения трудовых способностей детей воспитателю необходимо распределять работу между всеми, обеспечивать условия ее существования, наблюдать за детьми, своевременно направлять их действия.

Детям нужно представлять большую самостоятельность для выполнения работы, однако при этом контролировать их действия, повышая требования к качеству выполняемой работы.

Воспитателю необходимо формировать у детей самооценку, чтобы они могли сравнивать свои результаты работы с результатами сверстников.

Необходимы более доходчивые и убедительные живые образцы, подлинный пример труда. Жизненная наглядность обеспечит наибольшую отчетливость представлений. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя нужно уточнять, закреплять полученные знания, пользоваться наглядными методами, умело сочетая их со словесными (рассказ, беседа).  

Чтобы у детей было устойчивое положительное отношение к повседневной необходимой работе важно создавать оптимальные условия.

Формируя элементарные навыки хозяйственно-бытового труда, следует продумывать его организацию и приемы, которые используются при обучении детей тем или иным умениям. Прежде чем распределить обязанности между детьми, необходимо договориться о том, кто какую работу будет выполнять, а также научили детей некоторым правилам распределения обязанностей.

Перед заданиями важно рассказывать детям о пользе труда, чтобы они могли иметь представление о том, насколько нужна и важна работа.

Заключение

Итак, трудовая деятельность – это специфический вид деятельности, направленный на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизнедеятельности людей. В детском саду должны соблюдаться системность и последовательность трудового воспитания.

Одной из задач дошкольного воспитания является формирование у детей представления о сознательной роли коллективного труда, о его значимости.

Дети старшего дошкольного возраста уже имеют определенный опыт участия в труде, владеют рядом трудовых навыков, в первую очередь, навыками самообслуживания. Ребята умеют также совершать отдельные трудовые действия в сфере хозяйственно-бытового труда, ухода за растениями и животными.

Воспитатель учитывает этот багаж трудовых навыков, направляет свои усилия на их закрепление, совершенствование, а вместе с тем ведет работу по формированию новых навыков. Это необходимо делать потому, что на старшей дошкольной ступени появляются новые трудовые процессы, для освоения которых нужны соответствующие навыки.

В старшем дошкольном возрасте в трудовом воспитании важной задачей является воспитание навыков организации своей и общей работы – умение готовить заранее все необходимое, убирать использованные инструменты по окончании работы, предварительно очистив их от грязи, пыли, приводить в порядок рабочее место. В старших группах решается задача формирования элементарных навыков планирования – умения намечать последовательность работы, распределять обязанности между участниками, договариваться о совместной уборке после труда и т.д. Воспитатель при этом формирует положительные взаимоотношения между детьми – умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать качество работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

В данном исследовании была организована и проведена педагогическая работа по развитию трудовых навыков у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Для реализации педагогической работы детям были предложены наименее развитые у них трудовые умения и навыки- уход за растениями .

По результатам проведенного анализа организации педагогической работы можно сделать следующие выводы.

 Больше половины детей в группе имеют средний и высокий уровни сформированности трудовых умений и навыков. Такие дети охотно участвуют в коллективном труде, выполняют поручения взрослых и помогают воспитателю, у них не возникает проблем со сверстниками. Это, в основном, те дети, которых приучают к труду в семье. Детей с низким уровнем сформированности трудовых умений и навыков или просто ленивых детей, к счастью, совсем мало в группе.

Родителям и воспитателю нужно задуматься, каким образом исправлять подобную ситуацию. Одной из основных причин несформированности положительного отношения к труду является то, что родители не приучают ребенка помогать взрослым, объясняя, что он для этого еще слишком маленький, стараются делать всю работу за него, заправляют за ним кровать, завязывают шнурки, убирают сами игрушки и т.д.

Таким образом, из всего вышесказанного можно заключить, что воспитание трудовых навыков у дошкольников – это длительный процесс, требующий от воспитателя знаний психологии, особенностей развития детей. При правильно организованном воспитательном процессе, при использовании игровых ситуаций, разнообразных средств и приемов, при создании необходимых условий и т.д. повседневность труда создает благоприятные условия для того, чтобы дошкольник активно усваивал трудовые навыки, приобретал практический опыт самостоятельности в поведении.


Список использованной литературы

Учебники и учебные пособия

1. Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Книга 1. Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128с.

2. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика: учебник. – М.: Сфера, 2014. – 204с.

3.        Бондаренко Т.М. Приобщение дошкольников к труду. – Воронеж, Метода, 2014. – 208с.

4. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 96с.

5. Козлова С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 144с.

6. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: учебно-методическое пособие. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2014. – 52с.

7. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. – СПб: Детство-Пресс, 2013. – 160с.

8. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 128с.

9. Логинова В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 224с.

10. Маркова  Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников // Педагогическая технология развития ребенка как субъекта детской деятельности  /  под ред. М.В. Крулехт.  –  СПб: Детство-Пресс, 2013. –153с.

11. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении: учебник / под ред. Н.А. Виноградовой,  Н.В. Микляевой. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 219с.

12. Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3-6 лет / Мария Монтессори; пер. с. англ. А.В. Колесниковой, Е.А. Рязанцевой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2016. – 414с.

13. Освоение образовательной области «Труд»: формы работы, практический опыт, конспекты образовательной деятельности / авт.-сост. Е.А. Баландина, И.Г. Истомина, Е.В. Загорская. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2014. – 95с.

14. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 352с.

15. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики  /  под ред. Л.В. Трубайчук, Н.Н. Тулькибаевой.  –  М.: Издательский дом «Восток», 2013. – 274с.

16. Социально-нравственное воспитание дошкольников / под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 176с.

17. Столяренко А.М. Общая педагогика: учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 479с.

18. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром: учебник / под ред. С.А. Козловой, С.В. Кожокарь, С.Е. Шукшиной, А.Ш. Шахмановой. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 146с.

19. Технологии приобщения дошкольников к труду: учебное пособие / под ред. Л.И. Сайгушевой. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 221c.

20. Трудовое воспитание. Разработка занятий. Старшая группа/ авт.-сост. Р.А. Жукова. – Волгоград: ИТД «Кофирей», 2014. – 96с.

21. Трудовое воспитание дошкольников: методическое пособие для воспитателей / под ред. Н.В. Лабутиной, А.А. Ивановой, Н.П. Гусевой. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 72с.

22. Учим детей трудиться: методическое пособие для воспитателей / под ред. М.Д. Маханевой, О.В. Скворцовой. – М.: Сфера, 2012. – 64с.

23. Формирование культуры безопасности. Конспекты современных форм организации детских видов деятельности. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. – 208с.

24. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома / под ред. Е.В. Моржиной. – М.: Теревинф, 2015. – 41с.

Сборники

25. Баяндина Н.В., Захарова Н.И. Применение современных образовательных технологии как один из способов повышения качества дошкольного образования//Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Международной  научной конференции (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015г.). – СПб: Свое издательство, 2015. – С. 20-25.

26. Яковлева Е.В. Научите детей трудиться // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015г.). – СПб: Свое издательство, 2015. – С. 82-85.

Периодические издания

27. Васильева М.А. Трудовое воспитание // Дошкольное воспитание. – 2015. - № 4. – С.18.

28. Коваль А.Н., Малыгина А.Н., Жесткова Е.А. Раннее приобщение детей к полезной трудовой деятельности // Молодой ученый. – 2015. - № 17. – С. 537-540.

29. Макаренко Е.А. Формирование трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста// Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы. – 2016. - № 4. – С. 119-122.

30. Пышьева Н.С. Повышение творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда // Преподаватель XXI век. – 2015. - № 4. – С. 36-40.

Электронные ресурсы

31. Епураш В.Н. Особенности организации педагогического процесса по развитию ручного труда//Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. - № 3. – С. 1-5. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.e-koncept.ru. (дата обращения 05.02.2018).

32. Прудякова Л.Л. Педагогические условия развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе трудового воспитания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 251–255. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.e-koncept.ru. (дата обращения 03.02.2018).

           33. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155 // Российская газета. – 2013. – 25 ноября. - № 6241.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Конспект занятия «Уход за комнатными растениями»

Ход занятия.

Дети сидят на стульях, в стороне стоят столы, накрытые клеенками, на столах лежат конверты с игрой «Что сначала, что потом».

1. Организационный момент.

Воспитатель:

-Сегодня утром, придя на работу, я обнаружила под дверью нашей группы странный конверт. На нем было написано: Куда: детский сад, старшая группа, кому: ребятам. Обратный адрес: Цветочный город, улица Колокольчиковая, от Незнайки. Давайте посмотрим, что там внутри. Здесь письмо и 3 фотографии. (Зачитываю письмо, в котором говорится о том, что Незнайке дали задание – научиться ухаживать за комнатными растениями, достаю фотографии, которые Незнайка «прислал» ребятам).

-Ну что, ребята, поможем Незнайке?

2. Игра «Назови растение».

(Вывешиваются фотографии на доску).

-Давайте вспомним, как называются эти растения (Фиалка, восковой плющ, колеус).

3. Игра «Найди такое же растение».

-Давайте найдем такие же растения в нашей группе (Дети находят растения и приносят их на столы, затем возвращаются на стулья).

4. Беседа.

- Давайте вспомним, что общего у всех растений?

-Правильно, корень, стебель, листья и цветы. (Перед детьми выставляются модели с изображением корня, стебля, листа, цветка).

• Дидактическая игра «Что сначала, что потом». (Дети подходят к столам).

-У вас на столах лежат желтые конверты, в них вы найдете карточки с изображением растения. Разложите эти карточки по порядку, чтобы узнать, как растет и развивается комнатное растение.

(После того, как дети разложат карточки, выставляются точно такие же на фланелеграфе, обсуждается весь процесс роста цветка от начала до вызревания семян).

-Соберите карточки в конверты, отложите на край стола, а мы продолжим нашу беседу (Дети возвращаются на стулья).

- Что необходимо комнатным цветам для полноценного роста?

(По мере ответов детей на доске заполняется мнемотаблица: в центре – комнатный цветок, вокруг – условные изображения земли, солнца, воды, ухода: палочка и салфетка).

- Как поливаем растение? (водой комнатной температуры, по краям горшка).

-Как узнаем, что растение пора поливать? (потрогаем землю пальчиком, если палец сухой – пора поливать, если к пальчику прилипла земля, значит поливать рано).

- Как правильно рыхлим землю? (по краям горшка, сгребая землю к центру, глубоко палочки не втыкаем).

- Подойдите к нашим растениям и внимательно посмотрите на них. Чем они отличаются? (У воскового плюща листья гладкие, блестящие, твердые; у колеуса листья тонкие, нежные, с зазубринками по краям, двухцветные; у фиалки листочки маленькие, пушистые, круглые; разрешаю детям потрогать листья, чтобы определить наощупь, чем отличаются растения).

- Можно ли вытирать пыль с колеуса? Почему?

- Как убираем пыль с воскового плюща?

- Как убираем пыль с листьев фиалки? (для этого нам необходимы кисточки, ими обметаем пыль с листочков, демонстрирую работу с фиалкой, т. к. дети в первый раз сталкиваются с этим растением).

Итог занятия.

-Чем мы сегодня занимались?

-Что нового узнали?

-Сегодня вечером мы с вами напишем ответ Незнайке и научим его правильно ухаживать за комнатными растениями, а сейчас сядьте правильно, я хочу вас поблагодарить за работу (Оцениваются действия каждого ребенка во время занятия).


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Конспект занятия «Уход за комнатными растениями и их первая подкормка»

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

И пьет, и дышит,

А не ходит.

Дети догадываются, что это растение.

Беседа о комнатных растениях:

Воспитатель: Комнатные растения – наши друзья.

А что дают нам комнатные растения? Для чего они нужны?

(Ответы детей).

Воспитатель: Назовите основные части растений?

(Ответы детей).

Воспитатель:

А как вы думаете растение – это живое существо? Назовите признаки живого? (Растения питаются, двигаются, дышат, размножаются, растут).

С помощью каких частей растение пьет? (Ответы детей).

Где можно купит цветы? (Ответы детей: в магазине, теплице, на выставке).

Ребята, я приглашаю вас на выставку комнатных растений ( на столах расставлены комнатные цветы).

Какие растения вы знаете? Давайте поиграем, я буду задавать вопросы о растениях, а вы отвечайте:

У какого растения самые большие листья?

А самые маленькие?

Какое из наших растений цветет зимой?

У какого растения кончик молодого листа завернут как улитка?

Как называется растение, у которого пахнут не только цветы, но и листья?

Название какого растения начинается со звука «ф»?

Какое растение по порядку седьмое?

Какое растение полезное?

Какое растение ставят около компьютера?

Посмотрите на карточки и вспомните, что нужно растениям?(вода, свет, воздух, почва).

Вам нравятся наши растения? Чем отличаются растения друг от друга?

Чтобы растения были красивыми и долго нас радовали, за ними нужно ухаживать. Как надо ухаживать за комнатными растениями? (ответы детей).

Вывод: Ближе к стеблю надо рыхлить неглубоко, чтобы не поранить корень, а дальше от стебля – глубже. Крупные листья протирать тряпочками, растения с мелкими листьями ставить в таз, закрыть землю клеенкой, чтобы не размыть ее и поливать из большой лейки. С пушистых листьев стряхнуть пыль кисточкой, затем опрыснуть при помощи пульверизатора.

Итог занятия:

Дети, чему сегодня научились?

Для чего подкармливают растения?

На какую землю должно попадать удобрение – сухую или влажную?

Какие растения есть у нас в группе? (ответы детей). Какие дома?

Дальше работу по уходу за растениями будут выполнять дежурные под наблюдением воспитателя.

Ребята, вы очень хорошо работали. Давайте похвалим друг друга (дети хвалят друг друга цепочкой).

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация игр и упражнений с мячом с детьми старшего дошкольного возраста в режимных моментах

Особое место среди подвижных и спортивных игр занимают игры с мячом. Они развивают глазомер, координацию, согласованность движений, развивают быстроту реакции, прыгучесть, силу. Подвижные игры и упраж...

"Игровые упражнения по профилактике плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста в режимных моментах"

Плоскостопие наиболее часто формируется в детском возрасте и по мере взросления способно негативно повлиять на всю последующую жизнь человека....

Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

О важности трудового воспитания написано много философских, психологических и педагогических работ. В истории воспитания и образования общества созданы уникальные системы, в основе которых лежит трудо...

Методическое объединение для молодых специалистов «Образовательная деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста в режимных моментах»

АКТУАЛЬНОСТЬ.Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнкав дошкольном детстве. Одна из основных задач любого ДОУ речевое развитие дошкольников по ФГОС.Проблемы речевого развит...

Проект на тему: «Организация русских народных игр с детьми старшего дошкольного возраста в режимных моментах»

Проект способствует развитию познавательных способностей, включает в себя ознакомление дошкольников с обычаями, русско-народными традициями, знакомит с играми, "непривычными" для современных детей и т...

«Организация игр и упражнений с мячом с детьми старшего дошкольного возраста в режимных моментах»

Подвижные и спортивные игры – непременные спутники жизни дошкольников. Особое место среди подвижных и спортивных игр занимают игры с мячом. Они развивают глазомер, координацию, согласованность д...

Проект- Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Данный проект посвящен исследованию и разработке методик, направленных на формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.  Ц...