Программа кружка по экономическому воспитанию
рабочая программа (подготовительная группа)

Программа кружка по экономическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_po_ekonomicheskomu_vospitaniyu.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 27»

Кружок социально-личностной направленности

«Экономическое воспитание старших дошкольников»

                                                                                  Воспитатель: Пархоменко А.В.

                                                                                                       

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность экономического воспитания старших дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.

Решение экономических задач должно осуществляться в единстве с трудовым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста – один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания.

Программа кружка базируется на основе авторской программы А.Д. Шатовой “Дошкольник и экономика” с использованием системы работы по экономическому воспитанию дошкольников на основе сказки, разработанной А.А.Смоленцевой.

Цели программы кружка:

  • формирование у детей доступных экономических понятий;
  • воспитание с детских лет сознательного пользователя всем, что предоставляется детям для их счастливого детства;
  • воспитание уважения к тем, кто проявляет заботу о них.

2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ КРУЖКА

Программа состоит из трех связанных между собой блоков:

1. «Труд – продукт – товар»

2.  «Реклама»

3.  «Деньги»

3. ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ:  5-7 лет.

4. ПЕРИОДИЧНОСТЬ ЗАНЯТИЙ И КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:

Два раза в месяц, 18 занятий в год.

5. СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ:

Занятия групповые. В теоретических занятиях основой для занятий является сказка. Это и предварительное ознакомление с произведением, а затем обсуждение прочитанного и использование полученных знаний в играх. Практические занятия проходят в игровой форме с использованием сюжетно-ролевых , настольно-печатных, дидактических игр.

6.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Кружок социально-личностной направленности

«Экономическое воспитание старших дошкольников»

 (воспитатель Захарова Е.Н.) 

Группы дошкольного возраста (5—7 лет) 

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (ФГОС ДО) 

  1. Приближенность знаний к реальной действительности, начала экономического мышления.
  2. Интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни.
  3. Знания о новых профессиях, умение рассказывать о них.
  4. Обогащенный словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью людей современных профессий.
  5. Приобретение таких качеств,  как умение честно выигрывать, соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша.
  6. Общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить начатое дело до конца.
  7. Здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи.

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ         КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ:

Сроки

Тема

Задачи

Содержание

октябрь

 Бюджет семьи. Доход. Расход

формировать представление о содержании деятельности людей некоторых профессий;

учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;

стимулировать деятельность “по интересам”, проявление творчества и изобретательности.

 Игра-занятие «В гостях у семьи экономистов»

Игра «Доходы семьи экономистов»

Игра «Какие бывают расходы»

Д/игра «Кто что делает?»

Д/игра «Назови профессии»

ноябрь

Деньги и цена

формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости;

воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами;

дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением.

С/р игра «Маленькие покупки в магазине»

Игра-занятие «Интересные покупки»

Проблемная ситуация «Кто купит больше?»

декабрь

Сбережения (накопления)

Расширить представления детей о доходах и расходах; подвести к пониманию сущности понятия сбережения (накопления).

Игра «Домик-копилка»

Чтение сказок «Три поросенка», «Лиса и заяц», «Три медведя»

Игра «В гостях у трех поросят»

январь

Денежная прибыль и долг

Раскрыть детям сущность понятий прибыль, долг, зависимость между качеством товара и получаемой прибылью при его продаже.

С/р игра «Рынок»

Игра «Дом модели»

Художественное творчество: рисование «Украшение платьев»

Д/и «Что быстрее купят?»

февраль

Сберегательный банк

Раскрыть детям смысл вложения денег в сберегательный банк

Игровая ситуация «Для чего нужен сберегательный банк?»

Чтение Э.Успенского «Бизнес Крокодила Гены», А.Толстого «Золотой ключик»

Ситуация: «Богатство Буратино»

март

Обмен (бартер)

Раскрыть сущность натурального обмена-бартера.

Игра-занятие «Интересный обмен»

Игра «Найди в сказке экономику»

Ситуация «Два медвежонка»

Апрель

Монетный двор

Дать сведения о производстве денежных знаков (купюр и монет)

Игра-занятие «Где делают настоящие деньги?»

С/р игра «Монетный двор»

Открытие «монетного двора» в группе

Май

Валюта

Познакомить с валютой как денежной единицей страны (других стран)

Игровая ситуация «Волшебные превращения денежки»

Игра-занятие «Путешествие денежки»

Ситуация «Подарок Гнома Эконома»

Итоговое развлечение «Теремок на новый лад»

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.        Кнышова Л.В., Меньшикова О.И., Попова Т.Л. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом. М.: Педагогика-Пресс, 1996.

2.        Пословицы и поговорки о труде, о деньгах, цене, о купле-продаже товара, о бережливости, о богатстве и бедности, о лени, о жадности и зависти, о смекалке.

3.        Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.

4.        Успенский Э., Агрон И. Бизнес крокодила Гены. М., 1993.

5.        Безруких М.Н., Филиппова Т.А. Профессии. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2001.

6.        Дружные ребята Под ред. Р.С.Буре. М., 1977.

7.        Казакова Н.В. Мы любим рекламу // Обруч. 1999. №1. С. 29-31.

8.        Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. М., 2000.

9.        Козлова С.А. Я - человек: Авторская программа. М., 1995.

10.        Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2002.

11.        Нравственно-трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С.А.Козловой. М., 2002.

12.        Смирнова Е.О. Психология ребенка. М., 1997.

13.        Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику. Спб., 2001.

14.        Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.

15.        Шатова А.Д. Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников. М.: Ювента, 2003.

16.        Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация рабочей программы кружка Художественно-эстетическое воспитание детей с нарушениями речи средствами фольклора

«…Детство – рассвет жизни, основа судьбы» (Р.М. Чумичева, доктор пед. наук)   «…Русские сказки наравне с былинами, пословицами, поговорками составляют огромный пласт русской культу...

Программа кружка по физическому воспитанию «Стрекоза» (горизонтальный пластический балет)

В раВ В рабочей программе представлена нетрадиционная форма работы по оздоровлению детей....

“Ладушки” Программа кружка духовно – нравственное воспитание для детей старшего дошкольного возраста (на основе приобщения к истокам русской народной и православной культуры)

Во славу Божию!Дорогие педагоги детских садов, с  большой любовью  и огромной надеждой посвящаю вам свою работу:  «Программа кружка «Ладушки»! Над ней я работала больше 15 лет, когда...

Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Нижневартовск- моя малая Родина».

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принятая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»...

Программа дополнительного образования экономического воспитания старших дошкольников «Экономика в детском сада или, как Ани открыла магазин»

Сегодняшним дошкольникам, живущим в 21 веке в веке сложных экономических и социальных отношений необходимо уметь самостоятельно и правильно ориентироваться в жизненных ситуациях, действовать творчески...

Методические рекомендации для педагогов по реализации основной образовательной программы в части экономического воспитания детей

Рекомендации для педагогических работников по работе с детьми старшего дошкольного возраста в рамках реализации экономического воспитания...