Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме (круглый стол) в старшей группе №10 детского сада №44 Выборгского района СПб
план-конспект занятия (старшая группа)

Салми Оксана Михайловна

Тема: Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников

Цель: повышение компетентности родителей в области  развития самостоятельности и инициативности дошкольника.

Задачи:

  1. Повысить интерес  родителей к проблеме самостоятельности и инициативности.
  2. Помочь родителям определить уровень самостоятельности собственного ребенка  посредством индивидуальной мини-диагностики.
  3. Предоставить родителям информацию об условиях развития детской самостоятельности и инициативности.
  4. В игровой форме отработать способы повышения уровня самостоятельности  ребенка.

Предварительная работа: анкетирование родителей

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме (круглый стол) в старшей группе №10 детского сада №44 Выборгского района СПб

Воспитатель Салми О.М.

Тема: Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников

Цель: повышение компетентности родителей в области  развития самостоятельности и инициативности дошкольника.

Задачи:

  1. Повысить интерес  родителей к проблеме самостоятельности и инициативности.
  2. Помочь родителям определить уровень самостоятельности собственного ребенка  посредством индивидуальной мини-диагностики.
  3. Предоставить родителям информацию об условиях развития детской самостоятельности и инициативности.
  4. В игровой форме отработать способы повышения уровня самостоятельности  ребенка.

Предварительная работа: анкетирование родителей

Повестка дня:

  1. Круглый стол «Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников»

Ответственные: воспитатели группы

  1. Консультация для родителей «Семейные проекты»

Ответственные: воспитатели группы

  1. Отчет родительского комитета за период 01.09.18г. по 01.01.19г.

Ответственные: предс-ль, члены род. комитета

  1. Разное: вручение благодарностей, ознакомление с планом предстоящих совместных мероприятий, и др.

Ответственные: воспитатели группы, родители

Уважаемые родители! Наше родительское собрание пройдет в форме круглого стола, где вы будете не просто слушателями, а каждый примет участие в беседе, в играх, обсуждениях, планировании мероприятий и т.п..

(Оглашается повестка)

1 вопрос. «Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников»

   Сегодня мы хотим поговорить с вами о самостоятельности и инициативности наших детей. Вдумайтесь только в это слово – самостоятельность. Что это значит? Это значит самому стоять на своих ногах, это значит уметь делать всё самому, без чьей-то помощи.

   Самостоятельность и инициативность - это ценные качества, необходимые человеку. Дети по своей натуре подвижные, активные. Они стремятся сделать всё самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.

   Однако, несмотря на то, что развитие самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста – одна из первостепенных задач для любого родителя, выполнить ее не так-то просто.

   Еще совсем недавно ребенок воспринимался исключительно как зависимый член семьи, которого нужно воспитывать, не спрашивая его желания и мнения.  По мере взросления ребенка это неизбежно приводило ко многим трудностям. Требуя от ребенка способности к принятию решений, родители не давали ему в полной мере почувствовать свободу и проявить себя.

   Воспитание ребенка по заранее, четко определенным инструкциям, может быть, в какой-то мере удобно для родителей, но оно абсолютно неприемлемо для детей. И главным минусом такого подхода является то, что ребенок полностью лишается самостоятельности, на долгие годы оставаясь инфантильным, неуверенным в себе и собственных возможностях.  

   Развитие педагогической науки привело к тому, что статус ребенка был в корне пересмотрен. Правильно оценивая роль самостоятельности в жизни детей, родители воспитают их готовыми к любым жизненным обстоятельствам.

Игра – разминка «Собери фразу».

   Предлагаем вам разделиться на две команды (одна – родители девочек, другая – родители мальчиков). Каждая команда получит слова на  отдельных листочках. Ваша задача – как можно быстрее собрать из этих слов фразу. Время пошло.

Фраза №1: «Не      воспитывай     детей,  все    равно    они    будут  похожи    на тебя - воспитывай     себя. (Английская пословица)

Фраза №2: «Человек не может быть свободен, если он не самостоятелен»   (М. Монтессори)

   Часто по разным причинам мы стремимся сделать за ребёнка всё сами. Воспитывая детей, многие родители лишают их самостоятельности, маскируя это видимостью заботы, а по сути, практикуют гиперопеку.

   Что такое  гиперопека? В чем она выражается? (Выслушиваются высказывания родителей, затем подводится итог, родителям раздаются памятки)

Гиперопека:

-ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых, ждет инструкции, указания;

-родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем;

-родители «возносят ребенка до небес», стараются обеспечить всем «необходимым» и сделать все, чтобы он рос счастливым;

- готовят вундеркинда: ребенок загружен до предела (посещает разные секции, кружки по выбору родителей);

-ребенок хочет оправдать надежды родителей, боится допустить ошибку;

-ребенок растет безвольным, не может сам себя занять, испытывает затруднения в общении

   Такие условия не позволяют ребенку принимать самостоятельные решения, а, следовательно, и нести за них ответственность. И оберегая ребенка от ошибок, родители лишают его возможности приобрести важный для него жизненный опыт. А ведь важно, чтобы дети могли ориентироваться в этом мире, делать всё самостоятельно, в том числе и принимать решения.

Условия воспитания самостоятельности у ребенка

1. Среда, в которой пребывает ребенок, должна быть максимально доступной и комфортной для его дальнейшего развития. Чтобы ребенок не нуждался в помощи взрослого.

2. Детей необходимо постепенно приучать к самостоятельному выполнению тех или иных действий. Развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников происходит постепенно и поэтапно, а любые попытки ускорить его негативно скажутся на его качестве.

3. Приучать ребенка к самостоятельности, регулярно поручая ему простые домашние дела. Поначалу, делать все это ребенок должен под контролем и руководством родителей. Затем ему можно предоставить больше свободы. Посильная помощь — первый шаг к самостоятельности.

4. Самообслуживание – прямой путь к самостоятельности. Ребенка необходимо приучать самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать вещи, приводить их в порядок, убирать игрушки и т.п.

5. Не стоит сразу требовать от детей совершенства. Даже самое простое дело может вызвать немало трудностей у ребенка в том случае, если он берется за него в первый раз. Ребенок, хоть и не обладает достаточным опытом, довольно быстро сам понимает, что именно он неправильно делает. И шквал критики в его адрес, особенно от родителей, может надолго выбить почву из-под его ног.

  1. Поддержка инициативности и самостоятельности ребенка, что означает расширение границ его личного пространства и предоставление ему права выбора. 

   Перечислив условия, необходимо сформулировать и принципы развития самостоятельности у детей.

Основные принципы развития самостоятельности:

-принцип обязательности;

-принцип посильности;

-принцип постоянного обучения новым формам и методам;

-принцип интересности;

-принцип постоянной занятости;

-принцип использования эмоций;

-принцип поощрения

   Чтобы проверить, как действуют эти принципы, мы выполним сейчас упражнение «Ценные указания».

Представьте себе такую ситуацию: к вам приходит друг, чтобы что-то сделать вместе, например, собрать какой-то предмет мебели.

Один участник «собирает мебель». Второй участник садится и читает текст: «Так, достань описание, теперь разложи все детали; распечатай пакет с саморезами, не рассыпь; найди доски по инструкции, возьми отвертку и закрути саморез. Да как ты вкручиваешь? Держи ровно! Не жми так! Резьбу сорвешь! А ты доски не перепутал? ».

Участники делятся впечатлениями.

   Согласитесь,  такая совместная деятельность вызывает только раздражение. Поэтому помним, что главное  условие помощи ребенку и совместных занятий – дружелюбный тон общения. Не давайте советов, если и так понятно, что делать. Постарайтесь избегать критики и больше хвалите ребенка за конкретные достижения.

   В процессе своего развития ребенок испытывает потребность к самоизменению. Это выражается в его отношении к самостоятельным действиям. И мы это замечаем.

Игра: «Линейка образов ребенка».

   Предлагаем Вам разделиться с помощью фишек на команды. Каждая команда составит линейку образов ребенка, которая иллюстрирует последовательность в развитии самостоятельности. Задание: расставить выражения по порядку.

«Я сам» - «Я хочу» - «Я умею» - «Я смогу» - «Я буду» - «Я научусь»

   Быть самостоятельным – это значит уметь трудиться.

   Детская лень - это миф, придуманный взрослыми. Это проблема, созданная взрослыми, самими родителями.

   Нередко мамы жалуются: чадо подросло, а по хозяйству помогать не хочет, приходиться заставлять. Но желание трудиться у человека возникает не в подростковом возрасте, а гораздо раньше. И если родители, когда кроха совсем мал, правильно себя ведут, то заставлять потом и не приходится.

   Естественное желание помогать родителям появляется у малыша после того, как он начал уверенно ходить. В его понимании это даже не помощь, а стремление участвовать в жизни семьи, научиться делать всё то, что делают мама, папа, дедушка, бабушка, старший брат, сестра, поскольку это необходимо для выживания в мире. Ребёнок запрограммирован на такое поведение генетически. Он ведь чувствует, что скоро всё придётся делать самостоятельно, поэтому и пытается овладеть новыми навыками, подражая старшим. Отсюда такое стремление мыть посуду, подметать пол, стирать, всё делать, как большие. И что он слышит – «Не лезь, уйди, не тронь, отстань, ты ещё маленький» «Не трогай веник, он грязный. Еще успеешь наработаться в жизни». И такие ситуации повторяются. И ребёнок понимает, что домашними делами ему заниматься не следует, ведь взрослые так доходчиво объяснили.

И вдруг через какое - то время он слышит: «Ты должен убирать за собой игрушки, ты уже большой, ты должен помогать маме, теперь у тебя обязанности по дому».

   И то, к чему он когда–то рвался, а его не пускали, вдруг становится его обязанностями. А это так скучно и неинтересно, особенно, если это выносить мусор.

   Если он станет когда-нибудь что–то делать по дому, то только «из-под палки». Он будет воспринимать домашнюю работу, как неприятную обязанность, а не как естественную часть жизни.

   Вот и получается, что сначала родители мешают ребёнку, а потом заставляют, чем порождают и у себя, и у ребёнка массу негативных эмоций.

   Когда наши дети пойдут в школу, на них свалиться целое море самостоятельности. Сейчас они слышат:

-не ходи один через дорогу,

-не трогай замок, поломаешь ключ,

-не подходи к плите, не трогай горячий чайник,

-не трогай телефон,

-не бери нож, и т. д.

Но скоро он услышит совсем другие слова:

-перейдешь сам через дорогу,

-откроешь дверь ключом сам,

-разогреешь обед, позвонишь, как у тебя дела, и т. д.

   И от этой самостоятельности пойдёт кругом голова. Но можно всё ещё успеть: доверить открыть дверь, разогреть обед в микроволновке, позвонить по телефону папе, вымыть посуду, сходить за хлебом и т. д. Вы рядом, подскажете, поможете, подбодрите, похвалите.

   Сейчас мы просим вас разделиться на команды. Мы предложим вам несколько ситуаций, а вы скажите, что можно в данной ситуации доверить сделать ребёнку самому. На обсуждение в группе – 1 минута

1. Утро. Вся семья проснулась.

2. Вы готовитесь к ужину.

3. Вы ремонтируете машину (ремонт в квартире).

4. Вы сажаете огород.

5. Генеральная уборка.

Родители озвучивают итог обсуждения

   Результаты анкетирования:

   В «Программе воспитания в детском саду» определены задачи воспитания самообслуживания детей всех возрастов. Но приучать детей делать что-то самому надо не потому, что так требует программа, а потому, что так диктует жизнь. Нашим детям по 5 лет и более. Через год с небольшим они пойдут в школу. Достаточно ли они самостоятельны и насколько готовы к предстоящей школьной жизни? К сожалению не все дети в нашей группе могут самостоятельно одеваться, приводить себя в порядок, устранять неполадки в одежде, в причёске, убрать игрушки, выполнить обязанности дежурных по столовой, по занятиям.

   Самостоятельный ребенок — мечта родителей. Сейчас мы раздадим вам анкеты, с помощью которых вы сможете определить насколько самостоятелен ваш ребенок и проверить, предоставляете ли вы ребенку возможности для проявления инициативы и самостоятельности.   

   Предлагаем заполнить  таблицу. В первой колонке перечислите дела, которые ваш ребенок  решает и делает сам. Во второй колонке запишите дела, в которых вы участвуете вместе с ребенком. На заполнение таблицы – 3 минуты. Затем самостоятельно обработаете ее.

Сам

Вместе с мамой

   Посмотрите, что из колонки «Вместе» можно сейчас или в ближайшем будущем передвинуть в колонку «Сам».

   Подумайте, как часто вы вмешиваетесь в дела ребенка из первой колонки, потому что хотите, чтобы он сделал их быстрее или лучше. Постарайтесь предоставить самостоятельность ребенку в их выполнении, обязательно  одобрите старания ребенка, несмотря на их результат.

   В делах, которые ребенок делает с помощью вас, следите за моментами, когда можно ослабить ваше участие («отпустить руль»), но не делайте этого слишком рано или резко. Обязательно отметьте первые, даже небольшие самостоятельные успехи ребенка; поздравьте его (а заодно и себя!).

   Выполним упражнение «Похвалилки», в котором потренируемся хвалить наших детей.

Поймав мяч, вы должны быстро сказать что-нибудь хорошее своему ребенку, похвалить. Правило – не повторяться. 

   Подведем итог нашей работы. Ответим на вопрос - самостоятельный и инициативный ребенок,  какой он? (Выслушиваются ответы родителей)

   В заключении предлагаем вам послушать несколько добрых советов, как не загубить свои усилия, направленные на развитие  у детей инициативы и самостоятельности.

Добрые советы для родителей:

Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.

Не торопитесь помогать ребенку, услышав «Я не могу! Мне надо сделать! И т.п.». Дайте ему возможность самостоятельно действовать, помогите советом. Придите на помощь, когда убедитесь в том, что ребенок действительно не может справиться.

Не вменяйте малышу в обязанность то, что сами делать не любите.

Никогда не говорите ребёнку: «Ты мне мешаешь, уйди!»

Никогда не говорите ему: «Ты ещё маленький, у тебя не получится». Дайте ребёнку попробовать всё, к чему он тянется.

Не критикуйте: ты плохо сделал, лучше бы я сама. Не переделывайте то, что сделал ребёнок, тут же, у него на глазах (это же обидно).

Ни в коем случае не смейтесь, если у него вышло что- то не так.

Не ругайте, если малыш что- то разбил, рассыпал или сломал (с кем не бывает). Утешьте и ободрите, если что-то не получилось.

Чаще хвалите, и не бойтесь переборщить!

Обязательно благодарите ребёнка за помощь, благодарите от чистого сердца: «Ты моя хозяюшка! », «Ты мой помощник! »

И помните, в развитии самостоятельности ребенка важно избегать крайностей.

2 вопрос. Развитию самостоятельности и инициативности у детей способствует проектная деятельность.

Консультация для родителей «Семейные проекты»

   Познавательное развитие является одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе познания ребенок постигает общечеловеческий опыт, выработанные ценности; у него появляются разнообразные способы познавать, преобразовывать и эмоционально осваивать мир.

   Познавательное развитие осуществляется под воздействием окружающих людей, и в первую очередь родителей и близких родственников ребенка.

   От внимательного отношения семьи к познавательному развитию своего ребенка зависит конечный результат. Невнимание и равнодушие родителей может ослабить познавательную активность дошкольника, отрицательно сказаться на расширении кругозора и развитии познавательных интересов.

   Полноценное познавательное развитие подразумевает объединение усилий взрослых (педагогов и родителей), окружающих ребенка. Сотрудничество позволяет перераспределить информационную нагрузку, учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка.

    Для усиления результативности и эффективности взаимодействия на ребенка педагоги и родители должны действовать по единой программе, выполнять общие задачи, согласовывать свои действия и помогать друг другу.

   Для развития детей очень важно постоянно беседовать с ними, рассказывать им об увиденном, делиться воспоминаниями из своего детства. Совместная деятельность (родителей и ребенка) способствует появлению в семье общих интересов, дел; общение родителей с детьми наполняется познавательным, развивающим содержанием, подводит к созданию семейного проекта.

   Суть семейного проекта: каждая семья, учитывая свои познавательные предпочтения и возможности, готовит материал по самостоятельно выбранной теме.

Работа по подготовке материала проходит в определенном порядке:

1.Исходя из интересов ребенка (о чем хотел бы узнать, рассказать, что представить), выбирается конкретная тема и определяется цель работы: для кого (для себя,  друзей, близких), для чего (чтобы понять, научиться, помочь кому-либо).

2.Родители вместе с ребенком намечают план действий (что надо сделать для выполнения задуманного: какие прочитать книги, посмотреть передачи, посетить музеи, выставки и пр.).

3.Предусматриваются и практические дела в зависимости от выбранной темы (например, как ухаживаем за собакой, выращиваем растения, изготавливаем поделку, экономим воду и пр.).

4.Выполнив все мероприятия по намеченному плану, родители обсуждают с ребенком, все ли сделано из того, что задумывалось: что получилось хорошо, что плохо; что было делать легко, что трудно.

5.Собранная по теме информация оформляется (компьютерная презентация, газета, альбом, текст, рисунки, фотографии).

Далее следует представление своего проекта (материала) друзьям в группе. В презентации принимают участие и ребенок, и его родители (близкие). Они по очереди рассказывают о том, как возникла идея проекта, что узнали по выбранной теме, как проходила подготовка материала, кто и как принимал участие. По ходу рассказа демонстрируют подготовленные наглядные материалы (фотографии, рисунки, видеофильмы, предметы и пр.). После рассказа слушатели обычно задают вопросы. В заключении детям торжественно вручают подготовленный в семье альбом (папку), газету, поделку.

Каждая встреча дает толчок возникновению и развитию новых познавательных интересов дошкольников, а в группе появляются все новые и новые альбомы (материалы), которые ребята любят рассматривать и дополнять свежими сведениями. Альбомы (материалы) используются и для работы в других группах детского сада. Как правило, при этом рассказ ведет ребенок – автор альбома (материала). Его компетентность производит сильное впечатление на слушателей.

3 вопрос. Отчет родительского комитета за период с 01.09.18г. по 01.01.19г.

4 вопрос. Разное:

- Вручение родителям благодарностей

- Ознакомление с планом предстоящих совместных мероприятий

-Др.

Памятка для родителей

Гиперопека:

  • ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых, ждет инструкции, указания;
  • родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем;
  • родители «возносят ребенка до небес», стараются обеспечить всем «необходимым» и сделать все, чтобы он рос счастливым;
  •  готовят вундеркинда: ребенок загружен до предела (посещает разные секции, кружки по выбору родителей);
  • ребенок хочет оправдать надежды родителей, боится допустить ошибку;
  • ребенок растет безвольным, не может сам себя занять, испытывает затруднения в общении

Добрые советы для родителей:

  • Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.
  • Не торопитесь помогать ребенку, услышав «Я не могу! Мне надо сделать! И т.п.». Дайте ему возможность самостоятельно действовать, помогите советом. Придите на помощь, когда убедитесь в том, что ребенок действительно не может справиться.
  • Не вменяйте малышу в обязанность то, что сами делать не любите.
  • Никогда не говорите ребёнку: «Ты мне мешаешь, уйди!»
  • Никогда не говорите ему: «Ты ещё маленький, у тебя не получится». Дайте ребёнку попробовать всё, к чему он тянется.
  • Не критикуйте: ты плохо сделал, лучше бы я сама. Не переделывайте то, что сделал ребёнок, тут же, у него на глазах (это же обидно).
  • Ни в коем случае не смейтесь, если у него вышло что- то не так.
  • Не ругайте, если малыш что- то разбил, рассыпал или сломал (с кем не бывает). Утешьте и ободрите, если что-то не получилось.
  • Чаще хвалите, и не бойтесь переборщить!
  • Обязательно благодарите ребёнка за помощь, благодарите от чистого сердца: «Ты моя хозяюшка! », «Ты мой помощник! »

И помните, в развитии самостоятельности ребенка важно избегать крайностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в нетрадиционной форме (круглый стол) на тему: "Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста"

Главная цель разработки – вооружить воспитателей идеями проведения интересных и содержательных родительских собраний. Предлагаемая нетрадиционная методика и тема разработана в соответствии с наи...

Конспект тематического родительского собрания в нетрадиционной форме «Круглый стол». Тема «Современная семья. Детско – родительские отношения»

Конспект тематического родительского собрания в нетрадиционной форме «Круглый стол».Тема «Современная семья. Детско – родительские отношения»...

Нетрадиционное родительское собрание в форме «круглый стол» в средней группе «Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка».

Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка». «Я – родитель».Повестка дня:1. «Взаимодействие детского сада и семьи». Решение педаг...

Родительское собрание в нетрадиционной форме Круглый стол старшая группа

Родительское собрание в нетрадиционной форме Круглый стол старшая группа...

Конспект тематического родительского собрания в нетрадиционной форме «Круглый стол». Тема «Современная семья. Детско – родительские отношения»

Уточнить, закрепить и углубить знания родителей о правах человека.  Систематизировать знания по осуществлению прав ребенка в семье.Развивать у родителей инициативу, творчество....