Выступление на РМО «Введение финансовой грамотности в ДОУ» 01.12.2022 г.
учебно-методический материал

Кочубей Нина Ивановна

Одной из годовых задач в 2022-2023 уч. году в нашем ДОУ стала задача по совершенствованию работы педагогов, направленной на формирование основ финансовой грамотности дошкольников.

В рамках реализации первой годовой задачи в нашем саду были проведены различные методические мероприятия теоретической и практической направленности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie1.docx47.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко» р.п. Дергачи

Саратовской области

Районное методическое объединение

руководителей  ДОУ

«Реализация инновационных образовательных практик по формированию экономической культуры и финансовой грамотности дошкольников»

 «Введение финансовой грамотности в ДОУ»

 

                             Кочубей Нина Ивановна,

                                 старший воспитатель МДОУ

                                                  детский сад  «Солнышко» р.п. Дергачи

     

1 декабря 2022 г.

(слайд 1) Введение финансовой грамотности в ДОУ.

 

(слайд 2) Одной из годовых задач в 2022-2023 уч. году в нашем ДОУ стала задача по совершенствованию работы педагогов, направленной на формирование основ финансовой грамотности дошкольников.

В рамках реализации первой годовой задачи в нашем саду были проведены различные методические мероприятия теоретической и практической направленности.

(слайд 3)  С сентября 2022 года в старших разновозрастных группах начали реализовываться образовательные проекты: группа «Пчелки» - «Юные финансисты», группа «Семицветик» - «Маленькие экономисты».

(слайд 4)   И уже в начале октября на РМО воспитателей ДОУ «Эффективные педагогические практики по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста: формирование предпосылок финансовой грамотности» Титова Ю.Г. поделилась опытом работы по реализации проекта «Юные финансисты» в старшей разновозрастной группе.

(слайд 5) Также в октябре с педагогами детского сада "Солнышко" был проведен ознакомительный семинар-практикум: «Коллекция электронных образовательных ресурсов по финансовой грамотности ГК «Новый Диск» на сайте «Образовариум».

(слайд 6) Важным аспектом реализации годовой задачи по финансовой грамотности является развивающая предметно-пространственная среда.  С сентября в нашем саду началась работа по созданию предметно-пространственной среды и подготовки методического обеспечения.

(слайд 7) В начале ноября был объявлен смотр-конкурс на лучшую организацию предметно-развивающей среды для повышения финансовой грамотности дошкольников «Знакомимся с финансами» среди педагогов старших разновозрастных групп ДОУ.  В двух старших разновозрастных группах были созданы уголки, которые мы сейчас в вами видели.

(слайд 8) Совсем недавно прошли серии мастер – классов, выступлений, консультаций в рамках: «Фестиваля успешных педагогических практик по финансовой грамотности». Инструктор по физической культуре Ляшенко Л.А. познакомила нас  с подвижными играми для формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Титанова Н.А. рассказала о возможностях использования дидактической игры "Товарный поезд" и дидактического пособия "Путешествие мир финансов".

(слайд 9) Макрушина Т.В. поделилась опытом своей работы по использованию инновационной технологии "Лэпбук" в процессе формирования финансовой грамотности дошкольников". Султашева В.А. познакомила педагогов технологией использования кубиков Блума .

(слайд 10) Титова Ю.Г.  выступила по теме "Лэпбук как средство формирования у детей дошкольного возраста осознанного отношения к рекламе". Ефимова Д.Н. и Кузнецова Е.С. познакомили нас с дидактическими играми по финансовой грамотности с детьми младшего дошкольного возраста.

(слайд 11) В рамках тематического контроля по теме «Организация работы по формированию финансовой грамотности у дошкольников» были посещены занятия, тематические беседы с просмотром презентаций и использованием лэпбуков, сюжетно-ролевые игры. Практически все дети проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности.

(слайд 12) Также в ДОУ были организованы открытые просмотры образовательно деятельности «НОД по формированию у дошкольников финансовой грамотности»:

открытое занятие "Путешествие в страну Экономики" (Титова Ю. Г., Султашева В. А.);

Квест-игра по финансовой грамотности «В поисках золотых монет» (Макрушина Т.В.).

Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей (законных представителей), заинтересованности, понимания важности проблемы.

(слайд 13) С целью выявления заинтересованности родителей в формировании финансовой культуры их детей в сентябре 2022 г. был организован опрос «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».

 Результаты опроса показали, что:

•        10% признают важность формирования финансовой культуры ребенка в семье;

•        52% недостаточно компетентны в этом вопросе, нуждаются в педагогической помощи, в ознакомлении со специальной литературой, помогающей организовать работу с детьми в семье;

•        38%  родителей  считают, что ещё рано внедрять в образовательный процесс  финансовое воспитание.

Сложившееся положение объясняется тем, что воспитатели и родители уделяли мало внимания экономическому воспитанию из-за отсутствия у них необходимой информации по данному вопросу, разъяснительной работы, предметно-развивающей среды и целенаправленной работы с детьми.

(слайд 14) Проводя анкетирование с  родителями спустя два месяца после реализации проекта (в октябре)  в разновозрастной группе «Семицветик» по теме «Мой ребенок и финансовая грамота» мы получили уже другие результаты.

Взаимодействию с родителями по включению основ экономического воспитания в образовательную деятельность детей педагоги уделяют достаточно внимания. Они разъясняют родителям необходимость регулярно беседовать с детьми на финансово-экономические темы, прививать бережное отношение к продуктам питания, вещам, игрушкам, ко всему, что создано человеком, о том, что нельзя допускать, чтобы у детей стихийно складывались представления о том, что родители обязаны удовлетворять все их капризы и желания.

(слайд 15) Родителям были вручены буклеты «Бережное отношение к деньгам», «Как можно экономить деньги в семье». В групповых оформлены папки-передвижки «Финансовая грамотность вашего ребенка», «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».

(слайд 16) Совместно с родителями была организована фотовыставка «Я и моя копилка» для всех возрастных групп. Работы мы видите в зале. В рамках работы над проектами в старших разновозрастных группах созданы фотоальбомы «В магазине»,  «Я моя копилка»,

(слайд 17) мини музей  «Копилочка».

Хочется отметить, что эффективное использование всех приемов, средств и методов в нашем ДОУ привело к положительной динамике формирования финансовой культуры по средством игровой деятельности детей дошкольного возраста, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении самостоятельно играть, трудиться и приносить пользу обществу.

Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей разработки комплекса мероприятий, направленных на формирование финансовой культуры, познавательной активности, речи и творческих способностей детей.

(слайд 18) А сейчас я бы хотела познакомить Вас, уважаемые коллеги, с коллекцией электронных образовательных ресурсов по финансовой грамотности ГК «Новый Диск» (нашими партнерами), и возможностями использования данных ресурсов в образовательном процессе ДОУ.

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КОЛЛЕКЦИИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

(слайд 19) Коллекция «Финансовая грамотность для школьников» представлена в полном объеме на странице сайта «Образовариум» (рис. 1):

Рис. 1. Коллекция ЭОР по финансовой грамотности .

(слайд 20) Коллекция «Финансовая грамотность для школьников» состоит из десяти ЭОР разного формата:

1. Интерактивная книга «Что такое деньги. Как зарабатывают деньги. Как защищают деньги от подделок» (дошкольники, 1–4 классы).

2. Развивающее пособие по финансовой грамотности (дошкольники, 1–4 классы).

3. Анимационный видеоролик «Как беречь деньги» (дошкольники, 1–4 классы).

        

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МАТЕРИАЛОВ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

(слайд 21) 1. Интерактивная книга «Что такое деньги. Как зарабатывают деньги. Как защищают деньги от подделок» для дошкольников и учащихся 1–4 классов

Электронная интерактивная книга представляет собой набор из 11 последовательных экранных страниц с яркими иллюстрациями и интерактивными элементами, которые при щелчке компьютерной мышью или при нажатии (интерактивная доска) изменяют свое положение, двигаются, издают звук или заменяются другим предметом.

Рис. 2. Страница интерактивной книги

Интерактивная книга с иллюстрациями, которые «оживают» при нажатии, поможет дошкольникам и учащимся начальной школы разобраться, для чего нужны деньги, что такое ответственная трата денег, каковы основные признаки фальшивых денег. Переход между страницами осуществляется с помощью стрелок, расположенных внизу экрана. Зелеными кружками отмечены интерактивные области (рис. 2).

В основе интерактивной книги — история семилетнего Максима, который отправляется со своими старшими братом и сестрой за подарком на день рождения. Гуляя по торговому центру, ребята на доступном им уровне обсуждают финансовые вопросы и пытаются удержать друг друга от спонтанных покупок.

Рис. 3. Пример интерактивного задания

 

Формат книги интересен и понятен детям данной возрастной категории, персонажи-сверстники позволяют примерять на себя ту или иную финансовую ситуацию, а набор интерактивов делает пособие современным и привлекательным для дошкольников, создает положительную мотивацию к изучению материалов по финансовой грамотности.

(слайд 22) Ресурс содержит интерактивный иллюстрированный тест, включающий 5 вопросов по финансовой грамотности, которые изучались в книге (рис. 3). Меню позволяет скрыть текст, отключить дикторский звук, перейти к заданиям с любой страницы книги (рис. 4).

Практика – 6 педагогов, 3 планшета – выполнение интерактивных заданий.

Рис. 4. Меню книги (справа)

 (слайд 23) 2. Развивающее пособие по финансовой грамотности для дошкольников и учащихся 1–4 классов

Ресурс предназначен для дошкольников и учащихся начальной школы, начинающих изучение азов финансовой грамотности. Это цветное печатное пособие, размещенное в сети Интернет в виде pdf-файла (рис. 5). Экранные страницы пособия пригодны для печати с принтера на бумаге формата А4 и хорошо читаются как при черно-белой, так и цветной печати.

Рис. 5. Развивающее пособие по финансовой грамотности на сайте «Образовариум»

Пособие содержит 16 специальных развивающих заданий для дошкольников и  учащихся начальной школы, направленных на развитие в разных областях:

- развитие общеинтеллектуальных умений;

- улучшение внимания, развитие памяти;

- формирование пространственного восприятия и сенсомоторики;

- повышение мотивации к учебе;

- личностное развитие ребенка.

Практика – работа с печатным пособием – анализ использования данного пособия в образовательной деятельности ДОУ (возможность применения заданий, варианты использования)

 (слайд 24) 3. Анимационный видеоролик «Как беречь деньги» для дошкольников и учащихся 1–4 классов

Анимационный ролик — продолжительность 5 минут. Создан в смешанной 2D-технологии классической анимации, озвучен профессиональным диктором и ненавязчивой фоновой музыкой. Ресурс нацелен на формирование у дошкольников и учащихся начальной школы ответственности за свои поступки и покупки.

В основе сюжета пятиминутного анимационного ролика — занимательная, но вполне реальная история из жизни учеников начальной школы. У Саши и Маши появился щенок, теперь им нужно научиться беречь свои карманные деньги, чтобы оставались дополнительные средства на корм и игрушки для собаки. Фильм раскрывает темы доходов и расходов, планирования бюджета, сбережений и экономии, а также учит самостоятельности и ответственности за свои поступки и покупки.

Рис. 7. Кадр из анимированного видеоролика

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учебно-методические материалы по использованию коллекции ЭОР по финансовой грамотности регламентируют цели, задачи, ожидаемые результаты, содержание и структуру ЭОР по финансовой грамотности для школьников, включают в себя рекомендации по применению в организованной образовательной деятельности (для педагогов дошкольных и школьных учреждений) и в рамках семейного воспитания (для родителей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие финансовой грамотности дошкольников в условиях введения ФГОС».

Развития финансовой грамотности дошкольников в условиях введения ФГОС.Дает  детям возможность получить знания и развить навыки посредством сбалансированной системы решения вопросов социального и ...

Выступление на тему "Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"

   Почему мы сегодня обращаемся к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста? Наверное, потому, что все дети – это разные дети. Вспомните, как часто взрослые сталкиваю...

План-конспект выступления на семинаре по финансовой грамотности

План-конспект выступления на семинаре по финансовой грамотности...

Выступление в рамках Регионального марафона по финансовой грамотности 2023 «Global money week по-Югорски» Тема выступления: «Конкурсы и выставки творческих работ в рамках формирования экономической культуры»

Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием....

Введение финансовой грамотности через профессии

Введение финансовой грамотности через профессии...