Развитие познавательной активности у детей раннего возраста
материал (младшая группа)

Развитие познавательной активности у детей раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

ДЕТСКИЙ Сад № 60

Калининского района Санкт – Петербурга

195269, Санкт – Петербург, пр. Луначарского, 88, кор.2

Тел. 557-70-51

Статья на тему: " Развитие познавательной активности у детей раннего возраста»

                                                           Воспитатель:

                                                          Виноградова А. А.

Санкт-Петербург

                                                                        2022г

 Интеллектуальная сфера ребенка раннего возраста формируется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в часы свободной, самостоятельной практической деятельности. Процесс мышления предполагает не только готовые способы действия и отработанные схемы, но и построение новых (конечно, в пределах возможностей ребенка). И один из главных путей развития познавательной мотивации и умственной активности - детское экспериментирование, Данный тип мышления представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и направлен на выявление скрытых от непосредственного наблюдения свойств и связей предметов. Этот вид деятельности взрослый не задает - ребенок осуществляет его самостоятельно.

 Как у взрослых, так и у ребенка экспериментирование направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением. В процессе свободного экспериментирования малыш приобретает возможность вызывать или прекращать какое-либо явление, изменять его в том или ином направлении; получая новую, порой неожиданную информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Открытия эти ведут к перестройке как самих действий, так и представлений об окружающих предметах. В данной деятельности явно представлен момент саморазвития: в результате преобразований объекты раскрывают новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют ребенку строить новые, более сложные преобразования. Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх ошибиться, и скованность мышления готовыми схемами действия.

В чем заключается роль взрослого в этом процессе? Не только в том, чтобы показать способ действия или руководить действиями ребенка, но и в том, чтобы стимулировать его интерес к предметам, пробуждать любознательность и познавательную активность. Исполнение этой роли предполагает показ специальных интригующих, загадочных объектов, обладающих скрытыми свойствами, Возможность оперировать ими, открывать их новые свойства стимулирует, в свою очередь, самостоятельную поисковую активность.

Объекты, стимулирующие познавательную активность, должны обладать следующими свойствами.

 Во-первых, быть новыми и неопределенными. Высокая степень неопределенности требует разнообразия используемых познавательных действий, что обеспечивает гибкость и широту обследования предмета. Кроме того, незнакомые и неопределенные предметы вызывают у ребенка любознательность, что является мотивационной основой познавательной активности. Любознательность такого рода может иметь как бескорыстный характер, не связанный с решением практической задачи, так и направленный на решение какой-либо конкретной задачи (например, открыть коробочку и достать спрятанную игрушку). В обоих случаях ребенок пробует разные способы действия с новым предметом и открывает новые свойства.

Во-вторых, такие объекты должны быть достаточно сложными. Чем более сложную и загадочную игрушку предлагают ребенку, чем больше в ней разнообразных воспринимаемых деталей, тем больше вероятность того, что она вызовет различные исследовательские действия. Однако для того, чтобы ребенок развернул исследовательское поведение, необходим оптимальный уровень сложности объекта. Заметим: как слишком простые, так и слишком сложные объекты способствуют быстрому угасанию познавательной активности. Оптимален такой уровень сложности, который требует определенных усилий, таких, которые дают ясный и понятный для ребенка эффект.

Третий признак объекта, вызывающий познавательную активность ребенка, противоречивость, конфликтность предмета. Его знакомые и понятные признаки должны сочетаться с новыми и неожиданными. Это может быть обычный мячик, который издает неожиданные звуки, или слишком тяжелый мяч, который трудно катать по полу.

Остановим внимание на описании некоторых объектов и материалов, которые должны быть в арсенале педагога и которые можно предложить малышам для экспериментирования.

                                                   Коробочки с секретом. 

В качестве познавательного материала для экспериментирования детей 2-го года жизни подойдут коробочки с различными затворами, предполагающие разные, неизвестные способы открывания: выдвигающийся короб, открывающийся по принципу спичечного коробка; подвижная крышка типа пенала; коробочка из-под духов. Особенно интересны детям упаковки с прозрачной крышкой, сквозь которую можно увидеть, что находится внутри, с застежками-молниями или с крышкой на кнопочках; различные шкатулки. Внутри коробочки должен находиться какой-нибудь маленький звучащий предмет. Задача педагога: привлечь внимание малыша, вызвать желание открыть коробочку, извлечь «секрет»; стимулировать интерес, поддерживать самостоятельные действия, но ни в косм случае не решать за ребенка предложенную задачку. Если ребенок после дол-их безуспешных попыток отказывается от решения, желательно подсказать ему способ действия и как бы вместе с ним совершить «открытие». Когда ребенок откроет коробочку и достанет спрятанный в ней предмет, обязательно похвалите его, вместе рассмотрите находку, а потом спрячьте ее, чтобы дать возможность повторить найденное «открытие». Способ можно считать освоенным тогда, когда ребенок несколько раз самостоятельно откроет и закроет коробочку. Вот тогда возможен переход к новому предмету экспериментирования.

                                                  Игрушки с сюрпризом.

 В настоящее время в продаже имеется достаточно широкий выбор игрушек, стимулирующих познавательную активность детей. Отличаются они тем, что при определенных действиях (нажимание кнопок, клавиш, поворот рычагов) появляется сюрпризвыскакивает зайчик, раздается неожиданный звук, начинают мелькать картинки или крутиться колесики. Мы имеем в виду всякого рода звучащие игрушки («пульты», детские музыкальные центры), игрушки-головоломки (принцип их работы ребенок открывает сам в процессе манипулирования), игрушки с сюрпризом.

 Действуя с такими предметами, ребенок познает скрытые в них закономерности и устанавливает связи между своими действиями и появлением новых впечатлений. Такое занятие увлекает детей и развивает у них познавательную активность.

                                                  Тряпичные игрушки.

 Для совсем маленьких детей можно самим изготовить игрушки с секретом, например различные по форме шарики или подушечки (треугольные, цилиндрические, квадратные и пр.) из тканей, различающихся фактурой и цветом. Наполнителями послужат горох, манка, гречка, песок, поролон, соль, крахмал, бумага, лоскутки и пр. Внутрь такой подушечки положите что-либо издающее звук - бубенчик, шарик от погремушки, колокольчик, резиновую пищалку и т.п. Игрушки такого рода открывают богатые возможности для экспериментирования. Их можно трогать, сравнивать на ощупь, придавать им разную форму и извлекать звуки.

                                                Погремушки из бутылок.

 Аналогичным образом можно изготовить игрушки для экспериментирования из небольших пластиковых бутылок, чистых и сухих, наполненных разным материалом: мелкими-камешками, горохом, крахмалом, манкой, бумажными конфетти, песком, монетками - и плотно закрытых крышками, чтобы малыш не мог их открыть и высыпать содержимое. Получаются очень интересные погремушки, издающие неожиданные звуки и разные по внешнему виду и по весу. Экспериментируя с ними, ребёнок будет сравнивать звуки и скрытые в них свойства. Так со временем он научится по звуку распознавать, что находится внутри.

                                                    ИГРЫ С МАГНИТОМ

Неожиданную противоречивую ситуацию создают игры с магнитом. Для этого достаточно положить на листок бумаги или на стул мелкие металлические предметы (монетки, скрепки, пуговки) и незаметно для детей двигать магнитом под листком бумаги или стулом. Педагог вместе с детьми выражает крайнее удивление тем, что пуговки и монетки вдруг задвигались; дает потрогать движущиеся предметы и старается вызвать любопытство по отношению к наблюдаемым явлениям. Секрет «фокуса» можно открыть через некоторое время и дать малышам возможность повторить опыт.    

                                                   Волшебный мешочек.

 Эту распространённую и популярную игру для старших дошкольников в упрощённом варианте можно использовать и для детей раннего возраста. В качестве материала потребуется небольшой мешочек из мягкой непрозрачной ткани, затягиваемый шнуром или резинкой. Желательно, чтобы в мешочке были собраны разные знакомые и незнакомые детям игрушки: шарик, деревянный грибок, кукла-голыш, рыбка, уточка, самолетик, машинка, миска, кружечка, кубик, совочек или лопатка. Главное, они должны быть привлекательными по цвету и рисунку. Играть можно с небольшой группой (трое-четверо детей). Педагог предлагает всем по очереди опустить руку в мешочек и, взяв один предмет, на ощупь отгадать, что нашли. Задача - поддерживать любопытство группы («Что же найдет следующий? Что он достанет?»). Если ребенок еще не умеет говорить или не может назвать найденный предмет, взрослый ограничивается тем, что предлагает ему просто вытащить предмет из мешочка, так чтобы все могли рассмотреть его. Если кто-то называет предмет, но неправильно, педагог, исправив, обращает внимание группы на особенности формы игрушки, дает возможность детям подержать ее в руках.

Усложнение. В последующем можно давать детям определенные поручения, например достать из мешочка куколку или чашку. Или постепенно дополнять содержимое мешочка новыми и неопределяемыми на ощупь предметами - кусочком поролона, мятой бумагой, палочкой, каштаном. Или найти предмет с конкретными свойствами («Достань что-нибудь мягкое, твердое, круглое, маленькое»). После выполнения поручения остальные дети, рассмотрев и ощупав найденную игрушку, проверяют, правильно ли перечислены названные свойства.

                                                   ИГРЫ С КРАСКАМИ

 На развитие познавательной активности направлены и некоторые эксперименты с красками. Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и оттенки, дети открывают новые свойства цвета, его новые возможности. Однако для этих игр потребуется специальный материал: помимо красок и кисточек клеенчатые фартуки, стаканчики, наполненные водой, клеёнки на стол (или на пол). Для наглядности приведём несколько примеров.

                                                 Таинственные отпечатки.

 Материал. Сложенные пополам листы белой бумаги, густая краска, кисточки - для каждого ребенка.

По предложению педагога дети разрисовывают одну половину листа густой краской, потом, сложив лист по сгибу пополам, проглаживают его рукой. Педагог предлагает детям развернуть листы, посмотреть н подумать: что напоминает получившееся изображение?

 

                                                        Превращение воды.

Материал. Несколько стаканов, наполненных чистой водой, три баночки с концентрированным раствором красок разного цвета - красной, желтой, синей.

Ложкой или маленькой баночкой педагог добавляет в каждый стакан немного разной краски. Обращает внимание детей на то, какой цвет приобрела вода: в одном стакане стала розовой, в другом - желтой и пр. Добавляет еще той же краски, так чтобы дети убедились: вода стала ярче и темнее.

 Следующий этап: смешивание красок разного цвета совместно с детьми. Малыши должны убедиться: при смешивании получаются новые цвета. Если к синей добавить желтой, получится зеленая вода; если в красный стакан добавить синей краски - фиолетовая. Экспериментирование увлекает детей. Доказательство тому - наша практика.

В дальнейшем детям можно предоставить материал для самостоятельного экспериментирования.

                                                       ИГРЫ С ВОДОЙ

 Они не только чрезвычайно увлекательны, но и очень полезны: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности. Разумеется. игры с водой проводятся не каждый день, поскольку требуется специальное оборудование; большая емкость, наполненная водой, множество мелких предметов - бутылочки, стаканы или миски. Во время игр обязателен комментарий; педагог обращает внимание па то. как ведут себя в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без. После таких игр приходится долго наводить порядок. Однако не забудем: дети получают от этих опытов массу полезных впечатлений.

                                                      Наливаем-выливаем.

Материал. Различные пластмассовые емкости (баночки, бутылки разного размера, формы, вида, фактуры, объема).

 Цель. Учить сравнивать количество воды в сосудах похожей формы, но разного размера. И наоборот, в близких по размеру, но разной формы, прозрачных-непрозрачных. В качестве мерки используется третий сосуд (прозрачный), на который маркером нанесена отметка.

 1. Выливая поочередно маленькими стаканчиками воду, например, в большую бутылку (используя воронку), педагог наглядно показывает, сколько потребовалось жидкости для её заполнения. А если вылить воду вновь в стаканчики? Заполнятся ли они? Или в бутылке останется вода?

 2. Попробуйте вместе с детьми разными способами (горизонтально, под наклоном или вертикально, вверх горлышком или вниз) погружать в воду сначала пустую незакрытую бутылку, затем такую же бутылку, но с завинченной крышкой. Если в первом случае сосуд будет постепенно заполняться водой, то во втором - плавать горизонтально на поверхности воды. Попросите кого-либо из детей попробовать опустить бутылку ко дну и удержать.

 3. Откройте крышку, наполните бутылку водой до половины, закройте и опустите в воду. Она будет плавать под наклоном: та часть, которая заполнится жидкостью, окажется под водой.

4. Залейте бутылку доверху, закройте крышкой. Бутылка будет тонуть. Если сосуд заполнить не до самого верха, то над водой останется та часть, где нет воды.

5. Переверните две заполненные под водой бутылки, одну оставьте погруженной в воду горлышком вниз, другую постепенно вытаскивайте. Привлеките внимание детей к происходящему.

                                                          ЭКСПЕРИМЕНТИРУЕМ

С ТОНУЩИМИ И ПЛАВАЮЩИМИ ПРЕДМЕТАМИ

Игрушки не только опускают в воду, но и вылавливают из нее те, которые плавают на поверхности. Попробуйте вместе с детьми проделать этот опыт с предметами из разных

материалов.

1. Металл - обычная ложка или другие предметы (по окончании опыта главное - не забыть высушить их и положить на место).

2. Дерево - ложка, мисочка и пр. (по окончании опыта также не забыть протереть предметы, чтобы они не испортились от влаги).

3. Пластмасса - любые предметы или игрушки.

4. Резина.

5. Ткань - кусочки разных тканей, разного размера, по-разному впитывающие воду.

6. Бумага и картон разной плотности, разного размера, по-разному впитывающие воду: целиком или с краев, быстрее или медленнее,

 7. Губки разных размеров - поролоновые, резиновые: плавающие, впитывающие воду, тонущие, Дети могут набирать ими воду, отжимать их, вытирать ими (как промокательной бумагой) мокрую поверхность.

                                                        Мыльные пузыри.

Одна из традиционных и любимых забав малышей - игры с мыльными пузырями. Материал. Мыльница или любая мисочка, мыльный раствор, трубочки (соломинки). Предварительная работа. Педагог показывает: а) как дуть в трубочку, погруженную другим концом в мыльный раствор, и как производить при этом обильную пену; б) как пускать мыльные пузыри, слегка втягивая в трубочку мыльный раствор, а потом выдувая его из трубочки.

Основная задача. Вместе с детьми радоваться разноцветным летящим пузырям; дать возможность догонять и ловить их, чтобы дети убедились: при любом прикосновении пузыри лопаются. Отметим: занятие это, во-первых, позволяет познавать свойства воды и различных материалов; во-вторых, дети овладевают произвольным дыханием. но в естественной и увлекательной форме.

                                                         ИГРЫ С ПЕСКОМ

 Песочница - излюбленное место игр во время прогулок. Самое важное, чтобы песок был чистым. Как малыши играют в песочнице, известно: копаются руками, лопаткой, палочкой; вставляют в песок палочки, веточки, листики, камешки, топают и копают ножками. Годовалый-полуторагодовалый ребенок по-настоящему лепить куличики не может. Понятно: этому его может обучить только взрослый. Малыш видит образец и пытается повторить. Но вот о чем следует помнить: не менее увлекательно другое занятие - разрушать куличи. Не было ничего - вдруг появилось что-то интересное и... опять исчезло. Поэтому сердиться на эти действия, разумеется, нельзя.

Итак, что показывает взрослый детям? Какой песок сухой, какой мокрый, как получается кулич из мокрого песка и не получается из сухого. Все свои действия взрослый обязательно комментирует. Чем больше разнообразных по форме куличиков, тем интереснее. Формочками могут послужить пластиковые бутылки и баночки из-под шампуней, кремов.

Однако в песочнице можно не только лепить куличики, но и закапывать, а потом раскапывать различные игрушки. Это напоминает детям их любимую игру в прятки-поиски. Поэтому на глазах у детей можно закопать (только неглубоко) какую-нибудь пластмассовую игрушку или формочку (например, рыбку) и громко выразить удивление («Ой, смотрите, наша рыбка куда-то уплыла! Попытаемся найти ее!»). Обычно в ответ на призыв дети с удовольствием откликаются совочками или грабельками. Особый восторг вызывает тот момент, когда сквозь песок начинает проглядывать кусочек спрятанной игрушки. Маленькая победа вдохновляет на более энергичное раскапывание. Суть в том, что увлечение игрой рождает желание вновь спрятать в песке и выкопать игрушку.

Чему еще можно научить малышей? Насыпать песок совочком в ведерки (или формочки), утрамбовывать его лопаткой или ладошкой. Очень увлекает перекладывание и пересыпание песка из одной емкости в другую. В песочнице можно копать ямки, насыпать большие кучи и сооружать из них дома, формировать клумбы или лепить руками из мокрого песка заборчики или башенки. Это даже проще, чем лепить куличики.

Детям постарше педагог показывает, как конструируют из песка заборчики по кругу, как пристраивают к ним башенки из ведёрок. В процессе игры можно показать два ведерка, одно полное, а другое заполненное наполовину, и спросить: какое ведерко тяжелее? А затем дать задание самостоятельно заполнить ведерки песком (полностью или наполовину); обратить внимание: в большое ведерко помещается много песка (чтобы его наполнить, требуется насыпать много совочков), в маленькое - мало; песок легко заполняет емкость любой формы.

 Увлекает детей также игра с песком и водой одновременно (в часы прогулки на участке). Если песок сухой, понадобится полведра воды. Песок поливают из леечки. И лучше полить полпесочницы, а вторую половину оставить сухой. В середине можно соорудить холм или вылепить замок, а вокруг вырыть ров и залить его водой. Замок оживет, если заселить его обитателями. Пригодится любой подручный материал: из цветка получится принцесса, из листика - принц, из маленьких палочек - солдатики, а из сучка побольше - король или разбойник. Еще интереснее, если замок будет соединять с сушей откидной мост из небольшой дощечки...

Все готово для розыгрыша настоящего спектакля с похищениями, пропажами, встречами, разрушением и воссозданием песочных замков. Игры такой направленности могут длиться по несколько дней. Они чрезвычайно полезны для разных сторон развития и, конечно же, делают жизнь детей полнее и интереснее.

                                   Сделать песочницу самим совсем несложно.

 Четыре клина вбивают в землю, сбоку к ним прибивают четыре гладко обструганные доски. Сверху, хотя бы с двух сторон, прибивают еще две доски (столики, скамеечки). Прежде чем высыпать песок в песочницу, его обязательно просеивают, чтобы избавиться от камешков и мусора.

                                                    ИГРЫ С БУМАГОЙ

 Много новых возможностей открывают перед детьми игры с обычной бумагой, даже с комочками-снежками из тонкой бумаги. Уже не говоря о том, что в нее можно завернуть разные игрушки, можно порвать на мелкие кусочки старую ненужную бумагу и заполнить ею мисочки и кастрюльки. Из бумаги можно «лепить» скульптуры, складывать самолетики, кораблики, стрелы, изготовлять вертушки или простые салфетки. С 2 лет детей учат пользоваться округлыми безопасными ножницами. Работа эта - нарезание мелких кусочков из бумаги - приносит удовольствие.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы «Познание» на тему: «Развитие познавательной активности у детей раннего возраста через ознакомление с природой»

Этот материал был мною использованидля сдачи на первую квалификационную категорию. В презентации отображена работа по стимулированию познавательной активности детей раннего возраста через ознакомление...

Доклад на тему: Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством освоения сенсорных эталонов

Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством освоения сенсорных эталонов...

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности у детей раннего возраста.

Развитие познавательной активности детей раннего возраста путем дидактической игры....

"Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством исследовательской деятельности. "

Ранний возраст – период активного  познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром....

Курсовая работа по теме: «Организация экспериментальной деятельности как средства развития познавательной активности у детей раннего возраста.»

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...