Воспитание семейных ценностей у современного ребенка
презентация
Перемены, происходящие в нашей стране, затронули не только социально-экономическую, но и духовно-нравственную сферу жизни общества. На первый план выдвигается проблема социализации личности человека,т.е. усвоение с раннего возраста социальных норм, традиций семьи, общества и государства. Задача педагогов ДОУ на этом этапе - помочь воспитанникам и их родителям в осознании и формировании ценностей семьи. Необходимо объединить усилия семьи и ДОУ в достижении одной цели: становление духовно-нравственной личности. Материал может быть использован в качестве консультации для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность данной темы в современных условиях связана с тем, ч то само общество находится на переходном этапе развития. В обновлении современного общества на первый план выдвигается проблема социализации личности человека, т. е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества , в котором ему предстоит жить. Благополучие ребенка в дальнейшей жизни во многом зависит от того, на сколько успешным оказался его ранний социальный опыт. Дошкольный возраст является активным периодом усвоения социальных норм . Высокий темп психического и личностного развития ребенка дошкольника, его открытость миру, новому опыту создают благоприятную психологическую почву для вступления в общественную жизнь. Нередко, окружающие ребенка взрослые недооценивают возможность этого возрастного периода в развитии ребенка, рассматривая его как подготовительный к будущей «настоящей» жизни .
Первые, сколько-нибудь серьезные требования к ребенку в плане овладения им социальными нормами предъявляются в школе, поэтому родители зачастую не ставят перед собой задачи социального развития дошкольника, оно прочно занимает в их сознании второстепенное место. Приоритет отдается их умственному развитию, обучению, подготовке к школе , а социализация идет стихийно, как бы сама по себе. Между тем, именно в дошкольном возрасте складываются * первые стереотипы социального поведения, * формируется индивидуальный стиль поведения человека, * вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, * складывается характер. Процесс социализации начинается с рождения человека и продолжается на протяжении всей его жизни.
Социализация человека осуществляется в социальной среде которая его окружает ( семья, школа, работа, друзья, сверстники и т.д.). Младший школьный возраст является наиболее чувствительным для успешной положительной социализации личности. Ребенок этого возраста начинает сознательно, усваивать ценности, социальные роли, правила и нормы общества, представителем которого он является. Социализация детей старшего дошкольного возраста - специально организованный процесс, направленный на усвоение ребенком образцов поведения, психологических установок, социальных норм, ценностей, знаний, умений, навыков, которые позволяют им в дальнейшем успешно функционировать в обществе .
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ: ФГОС ДО Основные принципы дошкольного образования: Пункт 1.4. Сотрудничество Организации с семьей; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ : 2. ФОП ДО позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования: 1. Обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами. 5) сотрудничество ДОО с семьей; 6 ) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства ; К КОНЦУ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА - ребенок соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения в различных видах деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками ; - ребенок способен к осуществлению социальной навигации как ориентации в социуме и соблюдению правил безопасности в реальном и цифровом взаимодействии;
ФОП ДО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТЬ «СЕМЬЯ»: - воспитание уважения к своей семье , своему городу, родному краю, своей стране; - владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и нормы культурного поведения ; расширение представлений о семье, семейных и родственных отношениях: взаимные чувства, правила общения в семье, значимые и памятные события, досуг семьи, семейный бюджет.
ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ Что ценит человек? То, что связано с его внутренней духовно- нравственной сферой. К чему стремится? К истине, добру и справедливости Семья – важнейший институт социализации детей. Она –первое и основное звено, которое связывает ребёнка с окружающей средой. Она позволяет открывать ребёнку мир, во всём его многообразии, ярко проявлять свои интеллектуальные возможности, обеспечивает осознание ребёнком своей гендерной принадлежности . Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников.
. Се мья и семейные ценности должны ассоциироваться у ребенка с теплом, уютом, пониманием, уважением, любовью . В современном мире человек то и дело преодолевает разнообразные трудности, проходит через всевозможные испытания. Выстоять в этой жизненной буре в одиночку практически невозможно. А родной дом с близкими людьми – это такое место, где поддержат и помогут, где можно передохнуть и набраться сил. Семья – это фундамент, который является основой всей человеческой жизни.
Для дошкольников актуальными являются ценности, связанные с родством: ценность принадлежности к семье, ценность наличия ближних и дальних родственников, ценность семейной истории и семейных традиций. Семейные традиции это в первую очередь атмосфера дома, уклад жизни и привычки всех членов семьи. Семейные традиции и взаимоотношения накладывают отпечаток на формирование нравственных качеств ребёнка . Недаром народная мудрость гласит: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему». Ребенок принимает мир глазами родителей. Они для него пример. Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер.
С емейные ритуалы в большинстве своем несут радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, уверенность в будущем. Семейные традиции: • позволяют ребёнку ощущать стабильность жизненного уклада «при любой погоде»; • дают ему чувство защищенности; • настраивают ребёнка на оптимизм и позитивное восприятие жизни; • создают неповторимые детские воспоминания, о которых малыш будет когда-нибудь рассказывать своим детям; • позволяют ощутить гордость за себя и свою семью . Семейная традиция - повторяющееся событие, которое должно быть для ребёнка ярким, позитивным, запоминающимся, возможно тогда её будут придерживаться дети и внуки! — Главное, чтобы в этом традиционном действии было что-то, влияющее на чувства и восприятие ребенка. Какими же могут быть семейные традиции?
Какими могут быть семейные традиции? * С емейный обед или ужин по выходным, где проявляются кулинарные таланты кого-нибудь из членов семьи. * Самая лучшая традиция, связанная с днем рождения ребенка , это… действительно отмечать этот день как самый лучший праздник! Многие взрослые с грустью вспоминают, что в их семье «было не принято отмечать дни рождения». * Составление генеалогического древа вместе с ребенком или сбор какой-нибудь коллекции ! Главное — почувствовать, что это действительно приносит радость всем членам семьи. * Ежегодная поездка всей семьей к морю или за город —на пикник. Во время таких поездок семья еще больше сближается. * Воскресные совместные просмотры фильмов не в кинотеатре, а дома, обсуждая героев, делясь впечатлениями от увиденного. * Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни — давняя хорошая традиция (обсуждение совместного отдыха, выходного дня, совместных покупок) * Ежедневное чтение ребёнку на ночь , каждая книга должна учить ребёнка, воспитывать его.
* Домашние обязанности всех членов семьи - уборка, раскладывание вещей по местам, таким образом ребенок с малых лет приучается к своим домашним обязанностям, он начинает чувствовать себя включенным в жизнь семьи, учится заботе. * Совместные игры с детьми - в таких играх принимают участие и взрослые, и дети. Делая что-то вместе с детьми, родители показывают им пример, учат разным навыкам, проявляют свои чувства. Потом, по мере взросления ребенка, ему проще будет сохранить доверительные отношения с мамой и папой. * Совместные прогулки, походы в театры, на выставки, поездки в путешествия - эти традиции обогащают жизнь семьи, делают ее более яркой и насыщенной . *Квесты по случаю дня рождения - каждому имениннику – будь то ребенок или дедушка – утром вручается карта, по которой он ищет подсказки, ведущие его к подарку. *Сказка на ночь - не просто, когда мама читает малышу. А когда читают все взрослые по очереди, а слушают все. Светлое, доброе, вечное. КАК СОЗДАТЬ СЕМЕЙНУЮ ТРАДИЦИЮ? (ОБСУЖДЕНИЕ)
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ В РОССИИ чтились и оберегались. Они являются очень важной частью исторического и культурного наследия страны. Во-первых , важным правилом для каждого человека было знание своей родословной , притом не на уровне «бабушки-дедушки», а гораздо глубже. В каждой дворянской семье составлялось генеалогическое древо, подробная родословная, бережно хранились и передавались истории о жизни предков. Во-вторых , исконно русской семейной традицией было и остается почитание памяти родственников, поминание ушедших, а также уход и постоянная забота о пожилых родителях . Этим, стоит заметить, русский народ отличается от европейских стран, где престарелыми гражданами в основном занимаются специальные учреждения . В-третьих, в России издревле было заведено передавать из поколения в поколения семейные реликвии – драгоценности, посуду, какие-то вещи далеких родственников: дедушкины часы, бабушкины кольца, семейное серебро и другие ценности.
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ В РОССИИ В-четвертых , называть родившегося ребенка в честь кого-то из членов семьи. Так появлялись «семейные имена», например, дедушка Иван, сын Иван и внук Иван. В-пятых , важной семейной традицией русского народа было и есть присвоение ребенку отчества. Таким образом, уже при рождении малыш получает часть имени рода. В-шестых , ранее очень часто ребенку присваивали церковное имя в честь святого, которого чествуют в день рождения малыша. По поверьям, такое имя будет защищать ребенка от злых сил и помогать в жизни. В-седьмых , на Руси существовали профессиональные династии (пекари, военные, сапожники, врачи, священники и др ). Вырастая, сын продолжал дело отца, и так далее . В-восьмых , важной семейной традицией было, да и сейчас все чаще к этому возвращаются, обязательное венчание молодоженов в церкви , и крещение младенцев .
МЕРОПРИЯТИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ 1. Семейные художественно – творческие проекты: «Герб семьи» «Генеалогическое древо семьи» «Самый счастливый день нашей семьи» «Мой ребёнок с самых пелёнок» «Маленькие открытия в моей большой семье» 2. Выставки семейного творчества: «Моя мама – рукодельница» «Папа может всё что угодно…» «Чудеса для детей из ненужных вещей» «Новогодний переполох» «Любимые книги моей семьи» «Пасхальные чудеса»
3. Мини – выставки семейных реликвий: «Еще идут старинные часы» «Елочные игрушки наших мам и пап» «Тайны старого чердака» «Игрушки детства моих родителей» 4. Фотоколлажи: «Моя семья – будни и праздники» «Родные, близкие, любимые…» «Здоровый ребенок в здоровой семье» «Читаем всей семьей» 5. Презентации: «Полезное блюдо моей семьи» «Профессии моей семьи» «Как мы летом отдыхали»
6. Акции «Зеленые тропинки» (благоустройство и оформление участков); «Бессмертный полк»; «Знает вся моя семья, знаю правила и я» (о правилах безопасного поведения на улицах города); Тематические занятия и беседы с детьми: «Моя семья» «Наши семейные традиции» «Профессии моих родителей» «Что значат наши имена» «Папа, мама, я – дружная семья»
Как никогда актуальны слова В.А. Сухомлинского «Только вместе с родителями, Общими усилиями, педагоги могут дать детям Большое человеческое счастье» Не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, закрепленная нормативными документами. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность .
ЖЕЛАЮ ВСЕМ УСПЕХОВ В РАБОТЕ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РОДИТЕЛЯМИ ПО СОВМЕСТНОМУ ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейные ценности в современном обществе
Новое время, новые ритмыСемейные ценности это то, что важно, ценно (тавтология, но иначе никак!), уважаемо всеми членами семьи, общее поле их интересов. Для большинства семейные ценности приблиз...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/24/picture-612831-1427219220.jpg)
Паспорт проекта «Воспитание семейных ценностей и традиций».
Творческий, исследовательский, информационно-поисковый поОбразовательной области: Социализация...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/03/picture-1053492-1535992609.jpg)
Родительское собрание "Семейные ценности в современном обществе"
Родительское собрание"Семейные ценности в современном обществе"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/03/picture-1183304-1572729670.jpg)
Семейные ценности в современной Российской Федерации
Традиционные ценности - это важнейшая нравственная опора, залог успешного развития государства...
,,Значение воспитания семейных ценностей в становлении личности ребенка дошкольного возраста"
статья.Воспитание детей-это одна из самых важных задач, стоящих перед родителями. Особенно важно формирование семейных ценностей в раннем, когда личность ребенка только начинает формироваться....
Семейные ценности в современном обществе
quot;Семейные ценности в современном обществе"...