консультация для педагогов
консультация (подготовительная группа)
Консультация для педагогов
«Инновационные технологии как средства развития речи в ознакомлении с художественной литературой дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_innovatsionnye_tehnologii_kak_sredstva_razvitiya_rechi_doshkolnikov.docx | 22.89 КБ |
Предварительный просмотр:
«Детский сад комбинированного вида № 1» городского округа Самара
Россия, 443028, г. Самара, мкр. Крутые Ключи, д. 34
Тел.: (846) 213-15-71, e-mail: doo1@samara.edu.ru
Консультация для педагогов
«Инновационные технологии как средства развития речи в ознакомлении с художественной литературой дошкольников»
Подготовил:
старший воспитатель
Ежова Е.В.
Самара, 2023 г.
Во все времена ценность книги и чтения неоспорима.
Книга для человека – это универсальное, и, в первую очередь, воспитывающее, развивающее и образовательное средство. Чтение детям художественной литературы, заучивание наизусть стихов играет важную роль в умственном, нравственном и эстетическом развитии ребенка. Книга дает возможность ребенку домыслить, пофантазировать, поразмышлять над новой информацией, формирует умение думать самостоятельно, развивает творческие способности. К сожалению, в наше время телевидение и Интернет существенно снизили престиж чтения книг. В домашнем досуге книга всё чаще заменяется просмотром телепередач, видеоиграми, редкостью становятся домашние библиотеки. Поэтому сегодня, в меняющейся социально-культурной ситуации, перед дошкольными образовательными организациями стоит проблема поиска эффективных путей приобщения дошкольников к книге, воспитания будущего юного читателя с учетом современных требований ФГОС ДО.
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Поэтому одна из основных задач взрослых – находить интересные формы работы по приобщению детей к чтению и новые подходы в ознакомлении с художественной литературой, увлекая этим дошкольников и их родителей.
Наряду с традиционными формами работы с дошкольниками используются и инновационные:
Буккроссинг - это социальное движение «книголюбов», постепенно набирающие обороты в России.
Цель буккроссинга в детском саду — пропаганда чтения, повышение интереса к книгам, возрождение интереса к чтению, к чтению русских народных сказок, возрождение традиции семейного чтения.
Процесс «Буккроссинга» состоит из простейшего действия, основанного на принципе "Прочитал - отдай другому". Буккроссинг (англ. bookcrossing) - в буквальном переводе с английского значит "перемещение книг" или книговорот.
Несомненно, у каждого из Вас дома есть полка, стеллаж, коробка с книгами, которые Вы уже никогда не будете читать. Несколько лет назад появился такой термин как буккроссинг. Что же это такое? Это своеобразная, необычная библиотека, в которой нет сотрудников, потому что их функции выполняют любители чтения. Прочитанные книги оставляют в специально оговоренных местах для того, чтобы ими смогли воспользоваться другие последователи этого удивительного движения.
Такой метод можно осуществить в виде проекта в три этапа:
I этап Подготовительный
- выявление уровня знаний детей по проблеме (снижение интереса к чтению у современных детей; необходимость формирования читательской компетенции у дошкольников с учетом современных требований и подходов);
- проведение ситуативных бесед с детьми: «Для чего необходимо читать книги?», «Какие бывают книги?», «Как появилась книга», «Правила обращения с книгой», «Книга лучший друг» и т.п.;
-выявление уровня владения родителями воспитанников группы информацией по проблеме;
- опрос родителей: «Роль книги в воспитании детей»;
- анкетирование с целью выявления самой читающей семьи.
2 этап. Реализация
Педагог договаривается с родителями и детьми об обмене прочитанными книгами, газетами, журналами. Педагог проводит для родителей вводную беседу по проекту «Буккроссинг», объясняя идею проекта и договариваясь, что они принесут в детский сад прочитанные детские книги, журналы и газеты. Разработка правил пользования открытым фондом библиотеки по принципу буккроссинга. Определение и оформление места для буккросинга.
3-этап. Заключительный
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей;
- создание условий для деятельности, способствующей развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества;
- театрализованные постановки для младших групп;
- разработка буклета для родителей, детей и всех желающих принять участие в акции «Буккроссинг шагает по планете»;
- знакомить с опытом работы педагогов;
- создание презентации по итогам реализации проекта;
- представление опыта работы на педагогических советах ДОУ и методических объединениях города.
Еще одной увлекательной и результативной инновационной формой работы по приобщению детей к книге и чтению является создание рукописных книг, когда дети самостоятельно, под руководством воспитателя или родителей придумывают рассказы и сказки.
Лэпбук – это сравнительно новое средство в дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях.
Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для закрепления материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
При создании лэпбука используется технология ТРИЗ: например, читая сказку, можно придумать её новый конец, нового героя или проанализировать линию поведения главного героя, поразмышлять, как помочь ему, назвать лэпбук «Сказка с новым концом», «Изменяем сказку». Также создаются тематические лэпбуки: «Сказки К.Чуковского», «Стихи А. Барто», «Сказки А.С. Пушкина» и другие.
Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.
С чего начать? тема - план - макет - оформление.
Тема должна быть интересна ребенку и выполнима (соответствовать возрасту), оригинальна.
Чтобы полностью раскрыть тему, необходим подробный план того, что должен включать в себя лэпбук.
Одним из интереснейших способов привлечения дошкольников к художественной литературе, является метод «СТОРИСЕК» или «Как потрогать сказку». «Сторисек» в переводе с английского языка означает «мешок историй».
Работа по внедрению технологии «Сторисек» проводится в несколько этапов.
Подготовительный этап
1. Определяется произведение детской художественной литературы, которому посвящается «сторисек». Критерии отбора книги: серьезное художественное произведение, качественные иллюстрации, произведение удобное для громкого чтения, доступный и интересный уровень книги для детского восприятия, любимая книга детей, книга, рекомендуемая родителями (педагогами, книжными магазинами).
2. Подготавливается мешок для комплекта материалов. Удачной формой работой будет предварительное проведение мастер-класса с воспитанниками по изготовлению «Волшебного мешка». В этом случае впоследствии дети будут с повышенной мотивацией участвовать в последующих мероприятиях, связанных с продуктом их деятельности. Возможные варианты: мастер-класс по украшению мешка пуговицами, бисером можно вышивать имена детей, участвующих в мастер-классе, приклеить к мешку бумажные элементы, использовать роспись по ткани и др. Возможно также использование готового мешка.
3. Подбираются остальные компоненты для комплекта:
∙ игрушки (мягкие, от «киндер-сюрпризов», резиновые фигурки, пальчиковые и перчаточные куклы, маски и пр.), являющиеся прообразами героев выбранного произведения;
∙ научно-популярная книга на тему, близкую к художественному произведению (например, к книге «» - энциклопедия животных);
∙ аудиокнига по выбранному произведению;
∙ DVD-диск с мультфильмом/сказкой по произведению (при наличии).
4. Разрабатываются литературные игры, задачами которых должны стать: расширение кругозора, развитие лексикона, навыков осмысленного чтения, связной речи в форме формирования навыков обсуждения художественного произведения, социальных навыков, самоуверенности. Например, литературными играми могут стать: «Режиссерская версия» - детям предлагается устно/письменно составить краткий сценарий фильма по книге, незначительно изменив ее содержание; «Допиши рассказ» - необходимо сочинить продолжение к книге; «Крокодил» - с помощью мимики и пантомимики изобразить героев произведения; «Найди пословицу» - подбор пословиц, иллюстрирующих мораль произведения; «История слов» - работа со словарями по объяснению новых слов. Наконец, возможны организация сюжетно-ролевых игр по мотивам произведения, проведение викторины, использование настольных игр по мотивам книги. В итоге в каждом «сторисеке» должно содержаться не менее 3 разнотипных литературных игр. Все игры необходимо соотнести с книгой.
5. Разрабатываются «Шпаргалки для взрослых» (родителей, педагогов). В виде малых печатных форм подготавливаются: списки дополнительной литературы; варианты художественной книги (разных издательств, с разными типами иллюстраций); примеры вопросов для беседы по книге; биография писателя-автора книги в интересных фактах; рекомендации по организации процесса чтения. Предлагаются домашние задания к научно популярной книге «сторисека», например, создание коллажа из газетных или журнальных картинок, соответствующих тематике книги.
6. Красочно оформляется опись готового «сторисека».
Основной этап
Работа с художественным произведением
∙ Работа с книгой предполагает громкие чтения в группе детей.
∙ Организовывайте диалог до, во время и после прочтения книги. Обсудите с детьми: Как будем держать книгу, чтобы удобно было рассматривать иллюстрации? Кто/ что вам больше всего нравится в книге? Случалось ли с вами что-нибудь подобное тому, что произошло в книге? Расскажите. Какие слова/события повторялись в книге? Используйте и другие вопросы.
∙ При помощи игрушек разыграйте содержание книги (сами или вместе с детьми) во время чтения книги или после.
∙ Иногда просите детей следить пальцем по тексту во время вашего чтения (для этой работы раздайте детям одинаковые экземпляры книги).
∙ Проведите игру с элементами театрализации, где героями могут быть игрушки или сами дети, стимулируйте детей к проигрыванию сюжетов книги.
∙ Попросите детей подавать вам нужные реквизиты во время чтения.
∙ Поговорите о реквизитах, спросите детей, кому они принадлежат, как и когда нужно их использовать.
∙ Заостряйте внимание на буквах. Спрашивайте детей, с каких букв (звуков) начинаются конкретные слова.
∙ Почитайте книгу по ролям. Заострите внимание на навыках: изменения скорости чтения, интонации, тембра голоса и пр.
Работа с научно-популярной книгой
∙ Развивая связную речь и коммуникативные навыки детей, а также способность к программированию самостоятельных высказываний, предложите детям поделиться своими впечатлениями о названии, обложки, иллюстрациях книги.
∙ Заострите внимание на содержании и алфавитном указателе, расскажите, как они помогают ориентироваться в книге. Научите детей самостоятельно пользоваться различными книжными указателями.
∙ Прочитайте часть книги и спросите детей, что они смогли понять. Попросите рассказать о своих знаниях по теме.
∙ Выпишите понравившиеся детям факты, красиво оформите их и раздайте родителям, чтобы они развесили их на приметных местах в доме.
∙ Составьте с детьми список вопросов, на которые хотелось бы, чтобы ответили их друзья
∙ Используйте другие формы работы с научно-популярными изданиями.
Работа с аудиокнигой
Организуйте коллективное прослушивание аудиокниги с одновременным/предваряющим/завершающим комментируемым рисованием, мастер-классом по изготовлению закладки, новой обложки к книге и пр.
Завершающий этап.
Презентация готового «сторисека» (родителям, педагогам).
Использование традиционных и инновационных образовательных методов и форм позволяет достичь хороших результатов в формировании устойчивого интереса к лучшим произведениям художественной литературы, в приобщении детей к чтению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....
Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи
Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...