Проект культура и традиции русского народа
календарно-тематическое планирование (старшая, подготовительная группа)

Черкашина Юстина Сергеевна
Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения детей к истокам русской народной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kultura_i_traditsii_russkogo_naroda2022-2023.docx33.31 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников по теме  «Культура и традиции русского народа»

Актуальность проекта:  В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова безнравственность, без духовность, мы всерьёз задумываемся о том, какие вырастают нынешние дошкольники.  Мы думаем, выход в том, чтобы с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умение помогать другим, т.е. воспитывать в них те нравственные качества, которые и многих взрослых сейчас отсутствуют. Говорят, если доброта, чуткость, добропорядочность, значит - человек состоялся. Но как, какими методами воспитывать в них нравственность? Было решено познакомить детей с русскими народными традициями, чтобы воспитывать  на материале истории нашего народа. А для этого нет лучше пути, чем знакомить детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

 «Не зная традиций своего народа невозможно продвигаться вперед и добиваться каких-либо результатов, наши дети должны знать культуру  своего народа, его язык и традиции».

Проблема         Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени.  Развивать у детей понимания культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры

Цель проекта: Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами  приобщении  детей  к истокам  русской  народной  культуры.

Задачи проекта

  • Формировать знания и представления детей о культуре русского народа;
  • Познакомить детей с социальным, культурным и природным разнообразием родного края;
  • Формировать представление о родословной, родственных отношениях, расширять представление о семье.
  • Развивать интерес к истории своего народа, к устному народному творчеству, к  русским народным подвижным играм;
  • Познакомить с историей возникновения ремёсел на Руси, с многообразием народных промыслов.        
  •  Привлечь  родителей  к сотрудничеству в воспитательно- образовательном  процессе,  в оказании     помощи  по созданию в группе предметно – развивающей среды,   к  активному  совместному участию  в праздниках, играх.
  •  Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.

Ожидаемые результаты:

  • Расширение кругозора  детей  о  малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях русского  народа, об отечественных традициях и праздниках,  об особенностях   природы, многообразии стран и народов мира.
  • Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, народу и любви к родному краю.
  • Развитие коммуникативных навыков: уважительное отношение к  взрослым, сверстникам, малышам; чувство коллективизма.
  • Обогащение словаря детей:  потешками, закличками, пословицами, знанием предметов быта, элементов русского костюма  и т.д.
  • Широкое использование всех видов фольклора.
  • Повышение родительской компетенции.

Вид проекта:    познавательно-творческий, открытый, коллективный.

Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год) 2022-2023гг.

Участники проекта: Дети 6 - 7 лет, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.

I. этап реализации проекта.

 I. подготовительный этап.

 Вид деятельности

  Цель деятельности

Сроки выполнения

1

2

3

4

Анализ работы по данной проблеме

Изучение методических разработок

Изучение литературы по данной проблеме.

Разработка плана работы с детьми и родителями  по работе над проектом.

 

Выявить методы, приемы ознакомления дошкольников с  культурой и традициями  русского народа.

Сентябрь 2022-май 2023 

II. основной этап.

План работы по осуществлению проекта

Тема: РУССКИЙ БЫТ

Задачи:

- формировать  представления о русском крестьянском быте, уважение к русской народной культуре;

- познакомить детей с устройством русской избы; изготовить макет русской избы;

- познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;

- расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, венец, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук;

- воспитывать патриотические чувства

Цель деятельности: Ознакомление детей с жилищем русских людей в старину, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках

Приобщать детей к истокам русской культуры; расширение знания детей о труде крестьянина, праздниках

Пополнение литературного багажа  детей

Приобщение детей к народному искусству

Развитие двигательной активности

Образовательная область: Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие

Формы работы: НОД  «История русского быта», «Русская изба», «Горница»

-  Рассматривание иллюстраций, презентаций на темы: «Старинные предметы домашнего быта», «Традиции русского народа», «Праздники»

- НОД: «Посиделки в горнице»,  «День рождения на Руси», «Что за зернышко такое, не простое – золотое»

- Трудовая деятельность по изготовлению  атрибутов для колядования

- Сюжетно-ролевая игра «День рождения на Руси»

- Чтение энциклопедий,  рассказ воспитателя о русской избе

-  «Вечер загадок» (загадки о предметах быта)

- Чтение пословиц, поговорок, сказок.

- Пение народных мелодий: «Как у наших у ворот», «Ах вы, сени», «Ой встала я ранешенько» и т.д.

-  Слушанье  русских народных мелодий

-  Конструирование и украшение русской избы

- Лепка  русского быта

- Развлечение «Масленица»

- Игра «Взятие снежной крепости»

- Русские народные игры

Результат: Создание мини- музея «Русского быта»; макет русской избы

Тема: НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ

Задачи:

-познакомить с народными промыслами: гончарное дело, резьба по дереву,

изготовление игрушек;

-создание выставки «Вот они,  какие-куклы расписные».

-воспитывать бережное отношение к народной игрушке.

Цель деятельности: Формирование  представлений  детей о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках

Образовательная область: Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие

Формы работы: НОД «История ложечки», «В гостях у мастеров», «В гостях у Матрешки»

- Познавательные беседы « История тряпичной куклы»

- Рассматривание познавательного материала, презентаций

- Исследовательская деятельность с глиной

- Изготовление тряпичных кукол, масок, костюмов

- Сюжетно-ролевая игра «Музей»

- Трудовая деятельность: вышивка орнаментов русского костюма

- Чтение художественной литературы ( рассказов, сказок, стихов)

- Рассматривание и составление рассказов по репродукциям картин известных художников.

- Декоративное рисование «Павловские платки», «Разноцветная Хохлома», «Гжель»

- Лепка « Хохломские мастера», Филимоновская игрушка»

- Аппликация  из ткани «Жостовский поднос»

Подвижные, хороводные игры, игровые упражнения

Результат: Выставка «Какие разные куклы»

Мини  - музей « Город мастеров»;   коллекции

Тема: МАЛЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ФОРМЫ: ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ.

Задачи:

-познакомить с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками

-разучить пословицы и поговорки, научить детей объяснять их значение;

-вызвать у детей желание применять пословицы и поговорки в повседневной

жизни, в нужных ситуациях.

Цель деятельности: Развитие познавательной активности

Развитие эстетических чувств, эмоций, переживаний; умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности.

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Формирование навыков художественного исполнения различных образов при инсценировании песен

Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности

Образовательная область: Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие

Формы работы:

-Познавательные беседы о народных пословицах, поговорках

- Рассматривание иллюстративного познавательного материала

- Наблюдения в природе

- Театрализованная деятельность (обыгрывание поговорок, пословиц)

- Игровая деятельность: эмоциональны, дидактические, сюжетно-ролевые игры

- Разучивание пословиц, поговорок, потешек, закличек

-Рассматривание и составление рассказов по иллюстрациям художников  изображенным к малым фольклорным формам

- Придумывание рассказов по пословицам

- Разучивание, инсценирование  попевок, закличек

- Лепка «Карусель» ( по сюжетным небылицам)

- Развлечение  с использованием народных потешек, загадок, игр, прибауток

Результат: Тематические альбомы малых фольклорных форм

Тема: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.

Задачи:

-познакомить с русскими народными подвижными играми;

-вызвать у детей интерес и желание играть в русские народные

подвижные игры;

-воспитывать чувство коллективизма.

Цель деятельности: Развивать познавательный интерес к русским народным подвижным играм

Привлекать детей к созданию развивающей среды

Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях

Воспитывать интерес к народному творчеству, к культурному прошлому родного народа

Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности

Образовательная область: Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие

Формы работы:

Познавательные беседы, презентации «История народных подвижных игр»

- Просмотр видеофильмов «Игры наших предков»

- Изготовление атрибутов для народных подвижных, хороводных  игр

- Изготовление  оборудования и атрибутов для оформления участка

- Разыгрывание игр «Плетень», «Ярмарка», «Народные гулянья»

- Чтение и разучивание хороводов, слов к играм, считалок

-Рассматривание иллюстраций известных художников «Массовые гулянья», «Масленица» и др.

- Слушанье музыкальных произведений ( песенок, закличек, хороводов)

- Игры на музыкальных инструментах

- Рисование «Моя любимая игра», «Мои впечатления от игры»

- Игры –хороводы

- Досуг «Русские игрища»

Результат: Картотека народных подвижных игр;  оборудование участка в народном стиле

Тема: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ.

Задачи:

-познакомить с многообразием русских народных сказок;

-научить детей передавать характеры героев интонацией голоса, жестами,

выражением лица и глаз;

-развивать чувство юмора;

-вызвать интерес к театрализованным представлениям

Цель деятельности:

Развитие  познавательной активности детей.

Образовательная область: Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие.

Физическое развитие

Формы работы: Рассматривание иллюстративного материала, репродукций к русским народным сказкам

- Беседы, просмотр материала познавательного характера

- Экскурсии в сельскую библиотеку «Сказочные странички»

- Сюжетно-ролевые игры «Театр», «Библиотека»

- Изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых, театрализованных игр

- Театрализованная деятельность: обыгрывание сказок, этюдов

- Эмоциональные игры: «Изобрази страшного зверя», «Покажи движениями» и др.

- Чтение художественной литературы (сказок, небылиц, былин)

- Разучивание игровых диалогов, попевок, закличек

- Самостоятельное составление сказок.

- Рисование «Добрые сказочные герои», «Злые сказочные герои»

- Лепка «Карусель» ( по сюжетным небылицам)

-Слушанье музыкальных произведений; игры на музыкальных инструментах

Разные виды игры

Результат: Выставка «Комната сказок»; показ театра

Работа с семьей

Цель: Вовлечь родителей в воспитательно- образовательный процесс через знакомство с культурой родного народа.

Знакомство родителей с народными календарными праздниками, обычаями, традициями.

Развитие собственных традиций в совместной творческой деятельности

Формы работы: оформление наглядной информации для родителей в родительском уголке по устному народному творчеству.

- Проведение родительских собраний на тему: «Приобщение детей к русской культуре и декоративно - прикладное творчество»;  «Особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте».

- Беседа за круглым столом: «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре».

- Проведение консультаций для родителей:  «Народные игры»,  «Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом»,  «Русские народные праздники»,  « Из истории русского народного костюма», «Русская народная игрушка» др.

 - Участие родителей в экскурсиях и целевых прогулок: в библиотеку;

к известным памятным местам; в сельский клуб.

- Совместные посиделки с родителями и детьми: «Я – семья  – род  – народ», «Русская народная песня» (колыбельная, частушки), «Русский самовар и чаепитие на Руси», «Без примет ходу нет (народные приметы).

- Участие в подготовке и проведении  праздников: «Масленица», «Рождество», «Пасха» и др.

- Совместное посещение родителями, детьми и педагогами выставок, художественного и фото творчества.

- Практические занятия по изготовлению театров, оборудования для игр на участке.

-Участие в совместной  проектной деятельности

- Проведение совместной выставки «Народные игрушки своими руками»

III. заключительный этап

Цель: Выявить уровень сформированности знаний воспитанников о предметах народного быта, русских народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества.

Обобщение опыта работы по приобщению детей дошкольного возраста истокам национальной культуры и традициям  русского народа

Вид деятельности: Педагогический мониторинг

Презентация проекта по приобщению детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры и традициям  русского народа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Культура и традиции русского народа"

Краткорочный проект о культуре, традициях, промыслах России....

Проект "Культура и традиции русского народа"

       Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени.  Развивать...

Проект Культура и традиции русского народа

Цель проекта: Познакомить детей с традициями усскогонарода....

проект "Культура и традиции русского народа"

Проект в подготовительной группе "Культура и традиции русского народа"...

Образовательный проект "Культура и традиции русского народа" (подготовительная группа)

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТАВ наше время мало внимания уделяется искусству и народным традициям.Народное искусство поднимает темы большого содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает...

Проект "Культура и традиции русского народа"

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени.  Развивать у детей понимания культурно...