КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ"
консультация

Федоренко Елена Геннадьевна

Каждый, кто занимается воспитанием детей, знает, что одинаковых детей не бывает. Особенно ярко детская индивидуальность проявляется в творческой деятельности. Эту индивидуальность нужно внимательно изучать, не для того, чтобы унифицировать манеру изображения, но, чтобы эффективно организовывать и направлять работу детей. Хорошо, когда у каждого ребенка складывается свой стиль, проявляется собственный творческий почерк.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx14.9 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Тема: «Индивидуальные различия детей в процессе рисования».

Каждый, кто занимается воспитанием детей, знает, что одинаковых детей не бывает. Особенно ярко детская индивидуальность проявляется в творческой деятельности. Эту индивидуальность нужно внимательно изучать, не для того, чтобы унифицировать манеру изображения, но, чтобы эффективно организовывать и направлять работу детей. Хорошо, когда у каждого ребенка складывается свой стиль, проявляется собственный творческий почерк.

        В чем же проявляются индивидуальные способности детей в изобразительной деятельности? Прежде всего в характере протекания психических процессов, лежащих в основе творческого труда: восприятия, представления, мышления, воображения. Они связаны также с чертами характера и темпераментом ребенка, склонностями и направленностью его личности.

        Одно из наиболее важных условий полноценного всестороннего развития личности ребенка – индивидуальный подход. Он должен базироваться на знании специфических особенностей каждого малыша.

        Различия в воспитании могут быть связаны с особенностями типа нервной системы ребенка, а также с отличительными чертами характера. Одни дети спокойны, уравновешенны; все, за что берутся, делают серьезно, основательно. Другие дети подвижны, легко возбудимы, у них неустойчивое внимание, они быстро переключаются с одного действия на другое.

         Индивидуальные различия определяются также способами восприятия, которыми овладел ребенок. Есть дети, которые, посмотрев на предмет, как бы сразу делают с него снимок, что в дальнейшем помогает им создавать отчетливые изображения. Другие не выносят из краткосрочного восприятия достаточно ярких представлений и испытывают значительные затруднения при восприятии объекта, поэтому приходится вторично, а иногда и неоднократно показывать им предмет, дольше наблюдать с ними за различными явлениями.

        Особенности подхода ребенка к изобразительному творчеству определяются и тем, какому содержанию он отдает предпочтение, какие предметы стремится отразить в рисунках, лепке, аппликации.

        По-разному относятся дети и к передаче в рисунке цвета. Одни проявляют к нему большой интерес, используют цвет не только как признак предмета, но и как средство украшения всего рисунка. Для других детей цвет как бы не существует, они все решают одним тоном.

        Различается и манера исполнения рисунка: одни дети рисуют достаточно крупно, создают обобщенное изображение, лишенное деталей; у других предметы получаются маленькими, зато прорисовываются характерные особенности. Движения рук ребенка отличаются различным характером: силой, быстротой, размахом, слитностью или, наоборот прерывистостью.

        Индивидуальные различия проявляются и в самом характере действий ребенка в процессе рисования, что связано с особенностями развивающейся личности.

        Одни дети работают смело и уверенно даже тогда, когда их навыки и умения находятся на невысоком уровне. Они не требовательны к своей работе, их устраивает любой рисунок. Другие дети требовательны к себе, не отдают рисунки, пока не изобразят задуманное. Как правило, они самостоятельны и не обращаются за помощью к педагогу, хорошо овладевают изобразительными навыками и умениями; у них богатый сенсорный опыт, развитое восприятие, большой запас представлений.

        Некоторые дети сильно переживают неудачи, даже плачут. Зато преодоление трудностей, исправление ошибок вызывает у них радость. Как правило, ребенок сам способен справиться с возникшим затруднением, со стороны педагога требуется лишь поддержка их уверенности. Иногда нужно вовремя подсказать, как исправить ошибку, улучшить рисунок, лепку, уточнить детали, внести дополнения.

        Конечно, в каждой группе есть и очень неуверенные в себе, несамостоятельные дети, которые по любому поводу обращаются к педагогу за помощью. Их необходимо постепенно приучать к самостоятельности, вселять в них уверенность; например, можно вызвать ребенка к доске, для того чтобы он показал товарищам тот или иной прием изображения и объяснил, как нужно действовать. Необходимость быть активным, сознание того, что он смог все выполнить как следует, вселяют в малыша уверенность, и постепенно он становится все более самостоятельным.

        При рассматривании и анализе детских работ в конце занятия важно помнить об индивидуальном подходе к детям. Дети, быстро и легко овладевающие изобразительной деятельностью, как правило, выполняют задания на хорошем уровне, творчески решают поставленные задачи. Высокая оценка их работ, частая похвала могут привести к тому, что у ребенка развивается самоуверенность. И вот уже он говорит, что у него всегда получается лучше, чем у всех, начинает думать о своей исключительности. В подобных случаях целесообразнее предъявлять к детям более высокие требования. Не следует спешить и с похвалой. Гораздо полезнее найти время и индивидуально обсудить с ребенком, что можно было бы сделать, чтобы его рисунок, лепка были еще лучше, совершеннее.

        В других случаях, когда дети овладевают навыками и умениями с большим трудом, они не всегда могут создавать изображение в соответствии с поставленными требованиями. Не нужно упрекать их в присутствии товарищей. Следует уделять ему больше внимания на занятиях, разговаривать отдельно. Даже самые маленькие успехи таких детей необходимо отмечать при всех во время просмотра работ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие детей в процессе работы с природным материалом"

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков....

Консультация для родителей "Развитие детей в процессе работы с природным материалом"

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирование первых трудовых навыков....

Методическая разработка: «Развитие творческого воображения детей в процессе рисования».

Воображение — основное психическое новообразование дошкольного детства. Этот возрастной период сензитивен для его развития. Именно в дошкольном возрасте требуется целенаправленное развитие механизмов ...

Консультация для родителей "Воспитание детей в процессе ООД"

Консультация для родителей "Воспитание детей в процессе ООД"...

"Развитие речи детей в процессе рисования"

Рисование очень тесно связано с работой по развитию речи детей. В процессе рисования, как и в процессе работы по развитию речи развиваются художественно-образные представления, мышление и речь, соверш...

Развитие речи детей в процессе рисования

Развитие речи детей в процессе рисования...