Формирование финансовой грамотности у дошкольников
статья (старшая группа)

Казаркина Юлия Александровна

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_finansovoy_gramotnosti_u_doshkolnikov.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование финансовой грамотности у дошкольников.

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями. Актуальность данной проблемы заключается в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

Работа в данном направлении вызвала у меня интерес, так как осуществлялась в первый раз и реализовывалась мной в течении 2 лет.

Цель данной работы я определила, как формирование основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Помимо цели, мной были определены задачи по формированию финансовой грамотности дошкольников.

Задачи:

Способствовать развитию у дошкольников экономического мышления, интереса к экономическим знаниям посредством создания и использования инновационных дидактических средств обучения и развития с помощью экономических игр, задач, направленных на обучение детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию.

Расширять представления детей о деньгах и расхода семейного бюджета;

Формировать правильное отношение к деньгам как предмет жизненно необходимый.

Формировать знания о том, что деньги надо сначала заработать, а потом тратить.

Повысить уровень финансовой грамотности участников воспитательно – образовательного процесса.

Активизировать работу по экономическому развитию дошкольников через обогащение ППС.

Участниками выступали дети старшего дошкольного возраста. Большое внимание уделялось работе с родителями (законными представителями) и непосредственно воспитатели группы, осуществлявшие работу по данному направлению.

Формирование основ финансовой грамотности осуществлялось мной в несколько этапов:

1этап – Организационный:

изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.

информирование родителей о планировании работы с детьми по данному направлению;

анкетирование родителей по данной теме;

подбор художественной литературы для детей  по выбранной тематике;

подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта;

создание развивающей среды по теме, которая включала в себя обогащение дидактическими играми, сюжетно – ролевыми играми.

Для реализации данных задач, нами были проведены ряд занятий по ознакомлению детей с финансовой грамотностью: «Путешествие в страну Экономика», «Приключения мышат в страну финансов».

Одним из направлений работы по приобщению дошкольников к финансовой грамотности, было ознакомление родителей с данной темой, где родителям предлагалось заполнить анкету, в которой предлагался ряд вопросов о том, знает ли ребенок, для чего нужны деньги? Как ими пользоваться? О профессиях? Рассказывают ли ребенку дома, откуда берутся деньги, как их тратить и как это делать правильно?

Для родителей были оформлены стенды с консультациями по темам: «Дайте ребенку знания о деньгах», «Для чего нужна зарплата?», «Основы финансовой грамотности детей»

На самом первом этапе работы проводилась акция совместно с родителями: «Я помощник», где отображалась деятельность детей в детском саду и дома, приобщение их к трудовым поручениям и помощи взрослым, так как всем придется выбирать профессию и ходить на работу, зарабатывать деньги. Что формирование трудовых умений начинается в семье. Ведь именно трудовые навыки и поручения, составляют основу трудового воспитания.

Делался акцент на то, что все профессии нужны и важны, так как каждая из них оценивается как важная!

Далее, мы познакомили детей с профессиями, которые приносят доход, которую придется выбрать в дальнейшем, чтобы зарабатывать деньги и тратить их. Взрослым предлагалось предоставить фото в своей профессии, где уже мы, непосредственно в группе проводили беседу о том, как важны и нужны профессии, что именно благодаря разной работе и труду люди получают зарплату, которая помогает жить, ходить в магазин, путешествовать, покупать нужные вещи. Так же была организована выставка: «Все профессии нужны – все профессии важны».

Формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста продолжалось в проведении мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми:

- изучение правил финансовой грамотности, которое заключалось в определении поступить правильно/не правильно в той или иной ситуации; детям предлагались карточки, где изображены различные ситуации, где дошкольник должен выбрать правильный вариант, как ему поступить, чтобы сохранить семейный бюджет и т.д.

- это использование раздаточного материала в соответствии с темой, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр;

-чтение художественной литературы, которое заключалось в ознакомлении детей со сказками по финансовой грамотности, например «Сказка о пушистом банкире», «Деньги», «Натуральный обмен».

Так же чтение книги «Когда я вырасту, стану..», где детям предлагалось ознакомиться с назначением денег, с желанием и умением их тратить, сохранять бюджет и желанием зарабатывать;

-просмотр мультфильмов (Уроки тетушки Совы), «Об экономике», «Назначение денег», «Карманные деньги», «Семейный бюджет»;

-демонстрация презентаций: «Деньги», «Купюры разных стран», «Для чего нужны деньги»;

- беседы по теме «Финансовая грамотность»;

-художественное творчество, решение проблемных ситуаций, продуктивная деятельность.

- дидактические игры экономического содержания. Так же были созданы картотеки игр по финансовой грамотности. Картотеки сценариев мини – спектаклей и картотека проблемных ситуаций по данной теме. Детям предлагались дидактические игры «Доход - Расход», «Продолжи ряд», «Найди лишнее», «Найди и обведи только деньги», «Копилка», «Обменяй».

-Большое внимание при формировании финансовой грамотности уделялось организации СРИ профессиональной наклонности.

В группах организовывались сюжетно – ролевые игры с экономическим содержанием. Пополнилась предметно – пространственная среда такими играми как «Банк», где дети узнали новые профессии кассира, банкира, управляющего, оператора банка. Цель игры определялась как показать детям принципы финансового планирования, что сначала зарабатываем, затем тратим, что деньги имеют счет и хранятся в определенном месте.

В данной игре большое внимание уделялось купюрам различного наминала. Дети знали мелкие и крупные деньги, монеты. Правильно пользовались ими в процессе игры.

Дети принимали на себя предложенные роли, где в образе взрослых, брали кредиты, получали зарплату, снимали деньги с банкоматов. Так же познакомились с новыми понятиями: терминал, кредит, заработная плата, взять в долг, бюджет и т.д

Большой интерес в игре вызывал терминал, с которого дошкольники снимали деньги, вставляя зарплатную карту, нравилось брать роль консультанта, который мог подсказать, как правильно совершить ту или иную операцию с деньгами, картой.

Была организована игра «Инкассаторы», где детям с большим интересом приходилось работать с деньгами, создавать ситуацию бережного отношения к деньгам, к их хранению. Дети познакомились с новыми профессиями, узнали о том, что деньги отвозят в хранилище, что инкассаторы объезжают магазины, собирая деньги. Познакомились с новыми понятиями: «Инкассатор», «Хранилище».

Помимо этого нами был создан леп – бук по финансовой грамотности «Юный финансист», куда мы поместили загадки, пословицы, поговорки о труде, о деньгах, игры. Пазлы, дидактические игры «Четвертый лишний» и т.д.

Подведением итогов реализации данной работы было проведение викторины «Путешествие в страну Экономика». Дети показывали свои знания после ознакомления с материалом данной темы, решали игровые проблемные ситуации.

На протяжении данной работы у детей были сформированы такие понятия основ финансовой грамотности выступило следующее:

Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.

Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).

 Финансы – это интересно и увлекательно.

Таким образом, можно говорить о том, что это был наш первый опыт работы по данной теме, но тем не менее, поставленные ранее цели нами достигнуты. И продолжать работу по приобщению дошкольников к финансовой грамотности не только интересно, но и всегда продуктивно.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по формированию финансовой грамотности старших дошкольников в группе компенсирующей направленности № 2 МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14

План по формированию финансовой грамотности старших дошкольников в группе компенсирующей направленности № 2 МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14...

Использование инновационной технологии "Лэпбук" в процессе формирования финансовой грамотности старших дошкольников.

Одно из современных направлений в дошкольной педагогике - это финансовое просвещение детей. Задача воспитателя детского сада - преподнести элементарные финансовые понятия в доступной и увлекательной ф...

Анкета для родителей "Формирование финансовой грамотности у дошкольников"

Родителям важно понимать, что рано или поздно дети все равно будут слышать какие-то факты о деньгах, и у них будет складываться впечатление о финансах, основанное на данных извне. Эти данные извне, ка...

Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности

В статье представлен опыт работы воспитателя с детьми дошкольного возраста по формированию финансовой грамотности  через внедрение блочной системы посредством игровой деятельности....

Отчет Формирование финансовой грамотности у дошкольников

Отчет Формирование финансовой грамотности у дошкольников...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....