Учим ребенка держать карандаш правильно!
консультация

Дуденкова Елена Александровна

Чем чревато неправильное держание карандаша?

Неверный захват письменной принадлежности может привести к проблемам со здоровьем у ребёнка. Самые опасные нежелательные последствия – ухудшение зрения, искривление позвоночного столба из-за неправильного сидения за столом. Даже если подобные неприятные осложнения и не возникнут у ребёнка, он просто станет скорее утомляться при письменных работах, штриховании или черчении. А это сможет негативно отразиться на школьной успеваемости и психологической адаптации. Такие неприятности можно предупредить, если вовремя обнаружить неправильное положение руки и неверный захват пишущей принадлежности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchim_rebenka_derzhat_karandash_pravilno.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Чем чревато неправильное держание карандаша?

Неверный захват письменной принадлежности может привести к проблемам со здоровьем у ребёнка. Самые опасные нежелательные последствия – ухудшение зрения, искривление позвоночного столба из-за неправильного сидения за столом. Даже если подобные неприятные осложнения и не возникнут у ребёнка, он просто станет скорее утомляться при письменных работах, штриховании или черчении. А это сможет негативно отразиться на школьной успеваемости и психологической адаптации. Такие неприятности можно предупредить, если вовремя обнаружить неправильное положение руки и неверный захват пишущей принадлежности.

Распознать будущую школьную проблему можно по следующим признакам:  

  • малыш держит большой пальчик при работе несколько ниже указательного;
  •  карандашик придерживает указательный или безымянный пальчики, а не средний;
  •  фломастер берётся щёпотью;
  •  пальчики располагаются либо чрезмерно низко, либо чрезмерно высоко;
  •  ребёнок, рисуя картинку, вращает не карандаш, а сам альбомный листок;
  •  верхнее окончание карандаша направлено не к плечу, а к шее;
  • малыш нажимает на бумагу или с излишней силой, или чрезмерно слабо.

 Если вы обнаружили один или несколько признаков ошибочного захватывания карандаша, необходимо незамедлительно переходить к исправлению привычки. Иначе после поступления в школу у ребёнка могут возникнуть проблемы с учёбой.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ КАРАНДАШ?

(КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)

Большинство детей сначала учатся держать карандаш в кулаке, захватив его всей ладонью. Неудивительно, что некоторые 3-летние карапузы держат карандаш именно так. Ведь их никто и никогда не учил правильно располагать пальчики. А рисовать гораздо удобнее, когда карандаш правильно лежит в руке.

Правильный захват карандаша выглядит так: карандаш лежит на среднем пальце, указательный палец придерживает карандаш сверху, а большой палец - с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают карандаш сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом карандаш не должен падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время рисования рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

Если малышу нет еще и 3 лет, просто регулярно вкладывайте карандаш, или фломастер, или кисточку в пальчики правильно. А после 3 лет можно показать крохе нехитрый прием: щепотью (большим, указательным и средним пальцами) малыш должен взять за не заточенный конец карандаша и передвигать пальцы к другому концу скользящим движением, опираясь заточенным концом о поверхность стола. Когда пальчики будут почти у грифеля, они обязательно правильно распределятся. Зафиксируйте внимание ребенка на том, как держать карандаш «по-новому».

Есть и другой неплохой способ научить ребенка правильно брать в руки карандаш. Раскрываете правую ручку ребенка ладошкой вниз и вкладываете карандаш нижней его частью между большим и указательным пальцами, затем просите малыша сжать пальцы. Обычно почти все дети берут карандаш правильно.

Существуют специальные упражнения, способствующие развитию захвата щепотью:

 1. Побуждайте ребенка брать мелкие предметы кончиками пальцев (пинцетный захват) и выпускать их, складывая в какую-то емкость.

2. Можно играть с нетугими бельевыми прищепками, складывать бумагу или вытаскивать салфетки из пачки, откручивать крышечки от тюбиков с зубной пастой большим, указательным и (иногда) средним пальцами.

 3. Если все перечисленные способы не принесли успеха, то уберите на некоторое время ВСЕ карандаши, фломастеры и другие изобразительные материалы большой длины. Купите коробку масляной пастели (она очень яркая и легко оставляет след на бумаге). Сломайте мелки пополам, так, чтобы получились кусочки сантиметра по три - не больше. Такие мелки невозможно держать в кулаке. То есть, держать-то можно, но рисовать так не получится. Такие кусочки можно держать только пальчиками - щепоточкой. Порисуйте такими мелками недельку-другую (активно!). Малыш привыкнет держать предмет для рисования пальчиками. А потом пробуйте вернуться к карандашам. Обратите внимание ребенка на то, как он держал мелки и скажите, что так же можно держать и карандаш.

Предлагается еще один простой, но эффективный метод, который поможет вам в этом деле:

 1. Возьмите салфетку и разделите ее пополам. Если взять целую, она будет слишком большой для маленькой детской ручки. Поэтому используем половину.

 2. Нужно зажать салфетку безымянным пальцем и мизинцем.

3. Затем попросите малыша взять остальными тремя пальцами ручку или карандаш. Напомните, что салфетка при этом должна оставаться зажатой в руке.

 4. Удивительно, но пока салфетка зажата мизинцем и безымянным пальцем, ребенок преспокойным образом держит ручку или карандаш правильно. Немного тренировки и терпения, и ребенок сам будет следить за своими пальчиками.

5. Карандашик спит - хорошая методика, позволяющая пробудить интерес ребёнка. Укладываем карандаш «спать»: на кроватку (средний палец), с одной стороны подушка (большой палец), а сверху одеяло (указательный).

Кроме игровых методик, можно использовать так называемые помощники правильного держания карандаша. Специализированные насадки на пишущие инструменты просто не позволят взять карандаш или ручку неправильно. Обычно они выполнены в виде ярких животных, рыбок, птичек и имеют выемки для пальцев. Можно приобрести разные по форме и цвету, чтобы менять в зависимости от настроения. Ребёнку шести-семи лет приобретите специальную обучающую ручку, она трёхгранная с резиновой вставкой, в которой предусмотрены углубления для пальчиков, что значительно облегчит ребёнку задачу правильно её удерживать.

Ручка-тренажер Stаbilо LеftRight с “подсказкой” для пальцев

 Для детей разработаны обучающие ручки. Они имеют трехгранную форму, специальные углубления для пальцев и значительно облегчают процесс письма. Вес этих ручек немного меньше, чем обычных. Производители не забыли и об ярких цветах и красочном дизайне, чтобы обучаемому было нескучно писать такой ручкой.

Если ребенок левша 

Раньше считалось правильным переучивать левшей, обучая их действовать правой рукой. Сейчас от этой практики отошли, решив не противодействовать природе. Если ребенок левша, то и учить его нужно с учетом его особенности. Малыши до 2-2,5 лет, как правило, одинаково неловко действуют обеими руками. Они могут сегодня пытаться схватить игрушку правой ручкой, а завтра – левой. А вот с 2-2,5 лет уже стоит начинать наблюдать за ребенком. Та рука, которой он предпочитает держать ложку, карандаш или брать игрушку, скорее всего, и будет ведущей. Но все же окончательно определиться можно только к 4 годам. Методы обучения правильно держать ручку для ребенка левши используют те же, что и для правшей. Но есть и небольшие отличия.

Для обучения левшей выпускаются специальные насадки на карандаши и ручки-тренажеры. Это приспособления со специальными выемками для правильного расположения пальчиков. Для левшей расположения этих выемок иные, чем для правшей, поэтому производители выпускают два вида продукции. Назначение обозначено в маркировке.

На ручках для правшей указано «right» или «left». Левши часто при письме держат руку над строкой, это неправильно, нужно следить, чтобы рука была ниже строчки, на которой выводят буквы. Стоит обратить внимание и на положение ручки, левшам приходится держать корпус письменной принадлежности выше, чем правшам.

В процессе занятий с любым ребенком родители должны проявить терпение, не нужно давить на малыша, торопить его Положительный настрой взрослого позволит ребенку лучше и быстрее освоить навык В процессе занятий с любым ребенком родители должны проявить терпение, не нужно давить на малыша, торопить его. Положительный настрой взрослого позволит ребенку лучше и быстрее освоить навык.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учим держать карандаш правильно

Все знают, как трудно порой приучить ребенка с детства держать карандаш правильно. Если сразу сделать этого не получается, то неправильная привычка пристает очень быстро и остается с человеком на всю ...

Учим держать карандаш правильно

Учим держать карандаш правильно...

Как научить ребенка держать карандаш правильно

Мамы знают, как трудно приучить ребенка правильно держать ручку. Задуматься об этом стоит раньше, чем вы начнете собирать малыша в школу. С раннего детства есть риск научить его делать эт...

Консультация для родителей ` «Учим детей держать карандаш правильно»

Как научить ребенка правильно держать карандаш? Как выглядит правильный захват карандаша? Какие использовать упражнения и занятия для развития пальчиков малыша? Верно ли, что от того насколько правиль...

На самом деле мамы и папы напрасно волнуются. Левшество – не патология, а интересная особенность. И родителям нужно не учить малыша держать карандаш «правильно», а помочь ему адаптироваться в праворуком мире. От вас не требуется никаких особых талантов.

Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательной и воспитательной  деятельности  в средней группе № 12 МБДОУ №26 г. Искитима Новосибирской области и   имеет св...

Учим ребенка держать карандаш правильно

Советы родителям для обучения дошкольников правильному захвату при письме...

Учим дошкольника держать карандаш правильно

Учим дошкольника держать карандаш правильно...