Картотека дидактических игр по краеведению для старшей группы
картотека (старшая группа)

Ковалёва Елена Николаевна

Основным видом деятельности дошкольника является игра, в своей работе я широко применяю игры краеведческой направленности. Данные игры позволяют:

- формировать представления дошкольников об историческом прошлом и современности родного города.

- закреплять и расширить знания об его архитектуре, достопримечательностях, природе и культурном наследии.

- воспитывать у детей патриотические чувства к своей малой родине, любовь к родному городу.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРЫ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

ДЛЯ ДЕТЕЙ   СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Составитель: Ковалёва Е.Н. 

           

Наградной знак.

Игровое задание: принять участие в создании наградного знака, которым может быть отмечен Калужский край за заслуги перед Родиной.

Оборудование и материалы: белый бумажный силуэт наградного знака в виде ордена размером 50/50 см; плоскостные изображения животного и растительного мира региона (сосна, ива, береза. Дуб, заяц, лица, медведь, еж и т. д.); магнитная доска, магниты.

На магнитную доску помещают силуэт ордена и изображения представителей местной флоры и фауны, которые символизируют те или иные качества (например, дуб издавна означал помощь и силу). Воспитатель рассказывает дошкольникам о различных наградах, орденах о том, что такими почетными знаками награждаются не только люди, но и города, области. Детям предлагается создать собственный наградной знак, которым мог бы быть отмечен Калужский край. Для этого можно использовать изображения деревьев, зверей, живущих в данной местности. Необходимо также договориться о цвете награды и разместить ее на лучах символы — пожелания. Предлагаемые участниками цвет и символы в процессе обсуждения в процессе обсуждения рассматриваются две позиции «хорошо-плохо». Укрепляя на лучах ордена изображения животных и растений, дошкольники желают своему краю долголетия (его символы — дуб, медведь) и т. д. Можно проявить инициативу и придумать новые обозначения ( но в этом случае нужно обязательно объяснить их смысл).

 

Карта моего города.

1-й вариант.

Игровое задание: познакомить гнома или другого сказочного персонажа со своим районом.

Оборудование и материалы: карта микрорайона; игровой персонаж (например, гном); магнитная доска, магниты. Дети узнают о том, что гном хочет попасть в библиотеку, где его ждут ребята, но он не знает, как туда пройти. Дети узнают о том, что Гном хочет попасть в библиотеку, где его ждут ребята, но он не знает, как туда пройти. Дошкольники должны помочь сказочному герою найти дорогу с помощью карты. По пути они знакомят Гнома с достопримечательностями города, советуют, где надо остановиться, на что обратить внимание, объясняют происхождение названий улиц.

 

2 — й вариант игры.

Игровое задание: предложить некоторые (доступные для понимания старшими дошкольниками) варианты охраны окружающей среды от объектов, представляющих опасность для здоровья.

Оборудование и материалы: карта -схема района, в котором находится детский сад, красные (сигнальные) и зеленые кружки, магнитная доска, магниты (для крепления карта-схем и кружков).

Воспитатель 9 в дальнейшем это делают сами участники игры) обозначает красными сигнальными кружками некоторые места, представляющие опасность для окружающей среды (автозаправочные станции, автовокзал, котельная и т. д.) дети методом «мозгового штурма» решают проблемы защиты окружающей среды. Каждая высказанная идея отображается в карта — схеме зеленым кружком, который располагается рядом с красным (сколько идей, столько же зеленых кружков). Например, возле красного кружка, обозначающего автовокзал, располагаются зеленые кружки, отражающие идеи уменьшения его отрицательного влияния на окружающую среду. В конце игры проводится обсуждение предложений ребят и их обобщение.

Мой город.

Игровая задача: определить исторические памятники природы и место их расположения, дать их описание.

Оборудование и материалы: карта-схема Калуги 60*80 см, на которой квадратами 5*5 отмечено расположение наиболее памятных мест; карточки такого же размера с изображениями памятников и других достопримечательностей города. Содержание карточек может быть разным в зависимости от варианта игры.

1- й вариант — изображения и названия достопримечательностей.

2- й вариант — описание памятных мест.

3- й вариант — цифры, указывающие местоположение памятника на карта- схеме.

В игре могут участвовать 4-5 дней. На столе раскладывается карта-схема города. Дошкольники получают карточки с изображениями памятных мест. Воспитатель предлагает отправиться на экскурсию по городу и перемешивает карточки с описаниями, положив их рубашками вверх.  Игра может постепенно усложняться.

1-й вариант.

Ведущий достает карточки, называя памятник и цифру, обозначающую его местонахождение на карте. Ребенок, у которого есть карточка с изображением названной достопримечательности, закрывает ею соответствующее место на карта-схеме.

2-й вариант.

Ведущий достает карточки с описанием, читает текст, не называя памятник и цифру, которой обозначено его расположение. Дети должны догадаться, о чем именно говорит педагог, назвать памятник или историческое место, найти его на карте и выложить нужную карточку.

3-й вариант.

Ведущий достает карточки с цифрами. Ребенок, у которого есть карточка с изображением соответствующего цифре памятника, произносит нужное название и рассказывает о нем. Игра заканчивается, когда все отмеченные на карта-схеме места будут закрыты карточками. Побеждает участник, выложивший все свои карточки первым.

 

Путешествие по родному городу.

«Экскурсия по городу.»

Материалы: фотографии города.

1-й вариант.

Ребенок берет карточку и называет изображение на ней место, показывает на карте микрорайон, где оно находится.

2-й вариант.

Ребенок показывает другим участникам игры часть фотографии и называет микрорайон, где расположен объект. Дети отгадывают, о чем именно идет речь.

«Путешествие из прошлого в настоящее».

   Материалы к игре: карточки с изображением зданий города в старинном и современном видах.

Правила игры:

играют от двух до шести детей. По желанию они выбирают карточки с изображением одного из зданий в старинном и в современном вариантах, по очереди называют их, находят отличия в изображениях, рассказывают о назначении зданий. За правильный ответ каждый участник игры получает фишку. Выигрывает тот, кто соберет больше фишек.

Варианты игры:

детям предлагается. Каким это здание может стать в будущем, и рассказать об этом, а также предложить свой вариант его использования.

 

«Так или не так».

   Материалы: карточки с изображением улиц, площадей города в «неправильном» и «правильном» вариантах.

Правила игры: Играют от двух до шести детей и ведущий. По желанию дети выбирают карточки, называют по очереди объекты и отмечают, что на них изображено неверно. За правильный ответ выдается фишка. Выигрывает тот, кто соберет больше фишек.

Ход игры: дети берут карточки, внимательно рассматривают их, находят на них лишние детали (объекты). В ходе игры они вспоминают, что же действительно находится на этом месте, где расположен «неправильный» объект в действительности.

 

1-й вариант:

Участники игры выбирают из общего количества карточек «правильный» и «неправильный» варианты. Выигрывает тот, кто сделает это быстро и верно и назовет «лишние» объекты на одной из карт.

2-й вариант:

Детям предлагается ответить на вопрос: «если бы все было так, как изображено на карте, хорошо это было бы или нет? Почему?»

 

Игра «Где находится памятник?»

Цель. Продолжать учить ориентироваться на карте-схеме города, закреплять знания о памятниках города.

Материал. Карта -схема, флажки для обозначения памятников, открытки с изображением памятников.

Ход игры.

Воспитатель предлагает посмотреть открытку, назвать памятник и показать на карте его местонахождение. Ответивший верно получает фишку.

Игра «Узнай по описанию».

Цель. Закреплять представления о достопримечательностях, активировать мышлении, воображение.

Ход игры.

Воспитатель предлагает послушать короткие рассказы о достопримечательностях города, отгадать и назвать их.

Игра «Знатоки своего города».

Цель. Закрепить знания о памятниках. Развивать память, воображение.

Материалы.

Разрезные картинки с видами памятников Калуги, фишки.

Ход игры.

Воспитатель делит детей на две команды. Предлагает по фрагменту открытки, фотографии узнать памятник и рассказать о нем. Справившись с заданием, команда получает фишку. В конце игры подводят итог.

 

Игра «Кто подберет больше слов».

Цель.

Формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящее по смыслу слова к памятным местам.

Ход игры.

Воспитатель называет существительное — дети подбирают подходящие по смыслу определение прилагательные. Например, (красивая, древняя, большая, любимая и т. д.). башня (круглая, высокая, каменная и т. д.) и т. д.

Игровое упражнение «Продолжи».

Цель.

Формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, запоминать, составлять высказывание, закреплять знания о достопримечательностях своего города.

Примеры фраз для продолжения.

Наш город называется ….

Жителей нашего города называют ….

 

Игра «Так бывает».

Цель. Учить рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивать мышление о воображение.

Ход игры.

Педагог называет словосочетание, ребенок рассказывает его значение.

Например: Холодный город (когда — зимой), сиреневый (город весной когда цветет сирень), белый (город весной, когда цветут сады), веселый (город в праздники- день города, Масленица и др.) , молодой ( новостройки , молодые жители), мокрый( город во время дождя, город ранней весной) и т. д

 

Игры «Найти отличия».

Цель.

Учить сравнивать характерные особенности старого и современного города, развивать мышление и речь, закреплять знания о родном городе, воспитывать интерес к его настоящему и прошлому.

Ход игры.

Воспитатель предлагает сравнить жителей старого и современного города: как и где работали мужчины; как и где, работали мужчины; как и где работали женщины; во что играли дети; старинные улицы и современные и др.

Игровое упражнение «Все ли верно? Докажи».

Цель.

Закрепить знания о городе. Активизировать мышление, учить строить фразы — доказательства.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям внимательно послушать высказывание и определить, верно, ли это оно, привести аргументы в пользу своего утверждения.

 Загадки.

Цель.

В ходе отгадывания загадок закреплять знания о достопримечательностях города, развивать воображение, фантазию, память.

Содержание.

Педагог загадывает загадку о каком- ни будь месте в городе, дети отгадывают и находят это месте в городе, дети отгадывают и находят это место на карте — схеме города.

Например, Это значение стоит на ... улице. Оно большое и красивое, с множеством окон. Каждое утро родители приводят своих детей, чтобы они играли, занимались, общались друг с другом. (Детский сад).

Это парк в центре города, в нем много красивых деревьев, кустарников. Есть качели, карусели. (Парк культуры) и т. д.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по ПДД для старшей группы

Картотека дидактических игр по ПДД для старшей группы...

Картотека дидактических игр по ФЭМП для старшей группы

Картотека дидактических игр по ФЭМП для старшей группы...

Картотека дидактических игр по ФЭМП для старшей группы детского сада.

Дидактические игры  развивают логику, мышление,ориентировку в пространстве....

Картотека дидактических игр по ПДД в старшей группе

Картотека дидактических игр по ПДД в старшей группе...

Картотека дидактических игр по экологии в старшей группе.

картотека дидактических игр по экологии для старших дошкольников....

Картотека дидактических игр по краеведению для средней группы

ldquo;Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй,заботливый садовник укрепляет корень,от мощности которого зависит жизнь растенияна протяжении нескольких десятилетий,так воспитатель д...