Картотека дидактических игр по краеведению для средней группы
картотека (средняя группа)

Ковалёва Елена Николаевна

“Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй,

заботливый садовник укрепляет корень,

от мощности которого зависит жизнь растения

на протяжении нескольких десятилетий,

так воспитатель должен заботиться о воспитании

у своих детей чувства безграничной любви к Родине”.

В. А. Сухомлинский

.Общеизвестно, что наиболее эффективно решать задачи развития детей дошкольного возраста в контексте  специфических дошкольных видов деятельности, преимущественно в игровой форме. Игры направлены не только на развитие представлений о родном городе и крае, но и на развитие речевой активности детей, расширении словарного запаса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по краеведению.

Составитель: Ковалёва Елена Николаевна

Дидактическая игра «Знаменитые люди» средняя группа

 

                                                              
Карточка 1

Название игры

«Времена года» ( по мотивам стихотворения Е.Стюарт)

Возраст детей

Средняя группа  (4-5 лет)

Количество играющих

2 или 4 человека

Цель

-Уточнить и углубить знания детей о временах года (зима, весна, лето, осень) через творчество сибирской поэтессы Е. Стюарт

- Развивать логическое мышление,умение самостоятельно  рассуждать, сопоставлять, сравнивать и анализировать

- Обогащение активного словаря

Материалы и оборудование

-4 большие карты с изображением времен года. Внизу карты представлены четыре чистых сектора.

 -16 маленьких карточек с изображением примет времен года

- портрет Е.Стюарт

Ход игры

Введение в игровую ситуацию:

Воспитатель демонстрирует детям портрет Е.Стюарт и предлагает послушать ее стихотворение «У зимы особый счет».

-Как вы думаете, о чем это стихотворение? (Перед игрой дети рассматривают иллюстрации  времен года)

Выполнение  игровых действий:

Детям раздаются 4 большие игровые  карты. Ведущий показывает маленькую карточку. Те дети, кому она подходит, берут ее себе.

Подведение итогов:

Выигрывает тот, кто первый  правильно закроет свое игровое поле.

 

 

 

 

Карточка 2

Название игры

Волшебная посылка

Возраст детей

Средняя группа  (4-5 лет)

Количество играющих

От 2 до 4 человек

Цель

-Закрепляем название музыкальных инструментов

- Развиваем у детей тембровый слух, внимание, память 

 

Материалы и оборудование

Детские игрушечные музыкальные инструменты (бубен, барабан, дудочка, колокольчик, металлофон, бубенцы, гармонь, гитара), ящик –посылка, карточки с изображением  этих же инструментов, настольная ширма, портрет композитора и баяниста Г.Заволокина

Ход игры

Введение в игровую ситуацию: Ребята получают посылку с музыкальными инструментами. Рассматривают и называют их, слушают, как они звучат. Воспитатель спрашивает, кто из наших знаменитых земляков любил играть на гармони.( Можно показать портрет Г.Заволокина) 

Выполнение  игровых действий:

Дети слушают звучание инструментов, которое за ширмой воспроизводит воспитатель. Правильно отгадавший инструмент ребенок, получает фант в виде карточки с изображением этого  инструмента. Кто больше наберет фантов, тот и выиграл.

 

 

 

Карточка 3

Название игры

«Дружим со спортом»

Возраст детей

Средняя группа  (4-5 лет)

Количество играющих

От 2 до 4 человек

Цель

-Расширить представления детей о виде спорта «Спортивная гимнастика» и спортивных снарядах

-Сформировать интерес к этому виду спорта

- Развивать внимание, память, логическое мышление

 

Материалы и оборудование

4 больших черно-белых карты с изображением спортивных снарядов , используемых для занятий спортивной гимнастикой для образца (брусья, конь, перекладина, кольца);

 4 таких же цветных карты, разрезанные на 4 части  для собирания разрезных картинок, игрушка Веселый карандаш, портрет олимпийского чемпиона по спортивной гимнастике Е.Подгорного

Ход игры

Введение в игровую ситуацию:

Игрушка Веселый карандаш приносит  детям черно-белые картинки с изображением спортивных снарядов , используемых для занятий спортивной гимнастикой и приносит помочь сделать их яркими красочными, цветными.

Выполнение  игровых действий:

1 вариант. Дети рассматривают черно-белые иллюстрации , называют эти снаряды и вид спорта. Ведущий достает по одной цветной  карточке- части. Дети собирают разрезную картинку методом наложения на черно-белый образец («раскрашивают» картинку). Кто быстрее соберет тот и выигрывает.

2 вариант. Собрать разрезную картинку без опоры на образец. Рассказать, как называется данный инвентарь и вид спорта.

 

 

Дидактическая игра «История» средняя группа

Карточка 1

Название игры

Помоги собрать

Возраст детей

4 – 5 лет (средняя группа)

Количество играющих

Подгруппа (2-4 человека)

Цель

Закрепить представления о символике (флаг) НСО

Материалы и оборудование

Разрезанное изображение флага НСО

Ход игры

Введение в игровую ситуацию:Воспитатель собирается что-то показать детям, но случайно роняет коробку, содержимое рассыпается….Воспитатель просит о помощи. Когда дети собирают кусочки, обращает внимание, что на них изображено что-то знакомое, но что? Воспитатель (либо сами дети)  предлагает собрать и посмотреть, что получится.

Выполнение игровых действий:Дети, подобрав кусочки пазла, проходят за стол и собирают картинку.

Подведение итогов игры:Воспитатель хвалит детей, спрашивает, что у них получилось? Флаг? Чей флаг, какой области? Ещё раз хвалит детей за правильные ответы.

 

Карточка 2

Название игры

Подберипо контуру

Возраст детей

4 – 5 лет (средняя группа)

Количество играющих

Группа

Цель

Закрепить представления о форме плана НСО.

Материалы и оборудование

Ламинированное изображение плана НСО (вырез.по контуру), контуры разных областей.

Ход игры

Введение в игровую ситуацию:Воспитатель показывает контурныные изображения разных областей России. Спрашивает, могут ли они угадать, где здесь контур НСО? Предлагает проверить путем наложения.

 

Выполнение игровых действий:Дети прикладывают план к контурным изображениям.

 

Подведение итогов игры:Воспитатель хвалит детей, обращает внимание на форму НСО, где находится Новосибирск.

 

Карточка 3

Название игры

Волшебный кубик

Возраст детей

4 – 5 лет (средняя группа)

Количество играющих

1 – 2 человека

Цель

Закрепить представления об истории НСО

Материалы и оборудование

Кубик-трансформер с изображением плана НСО, флага НСО, культурные, исторические, природные достопримечательности НСО.

Ход игры

Введение в игровую ситуацию:Воспитатель показывает детям «Волшебный кубик», трансформирует его в руках. Предлагает поиграть им детям.

 

Выполнение игровых действий:Трансформируют кубик, воспитатель спрашивает, что за изображения у них получаются, подсказывает, проговаривает названия.

 

Подведение итогов игры:Воспитатель хвалит детей, говорит о том, как много они знают о Новосибирской области.

 

Дидактическая игра «Природа НСО» средняя группа

Карточка 1

Название игры

«Жители Сибирских лесов»

Возраст детей

4-5 лет

Количество играющих

Малые группы (2-6 человек)

Цель

Закрепить знания о животных и растениях Новосибирской области (медведь, заяц, лиса, волк, сова, снегирь, синица, береза, сосна, ель, купальница, медуница, шиповник, папоротник)

Материалы и оборудование

Карточки для игры (прилагаются)

Ход игры

Введение в игровую ситуацию:

Перед нами сибирский лес, но он совсем пустой. Давайте заселим в него его обитателей. Но будьте внимательны, выбирайте только тех животных и растений, которые проживают в наших краях!

Выполнение игровых действий:

Дети должны из множества выбрать только карточки с животными и растениями Новосибирской области и «заселить» их в сибирский лес. Дети должны произнести названия животных и растений, которых они выбирают.

Подведение итогов игры:Вы прекрасно справились с заданием. Теперь наш сибирский лес ожил. А куда же мы отправим оставшихся животных? (Дети предлагают варианты – в зоопарк, на родину)

 

Карточка 2

Название игры

«Поскорее дай ответ – это правда или нет»

Возраст детей

4-5 лет

Количество играющих

Все дети

Цель

Закрепить знания о животных и растениях Новосибирской области (медведь, заяц, лиса, волк, сова, снегирь, синица, береза, сосна, ель, купальница, медуница, шиповник)

Материалы и оборудование

Карточка с заданиями (у воспитателя)

Ход игры

Введение в игровую ситуацию:

Нам пришло письмо от Незнайки. Онпишет, что все знает о животных и растениях нашего края. Давайте сейчас вместе с вами проверим, все ли верно он написал в своем письме.

Выполнение игровых действий:

Дети внимательно слушают зачитываемые предложения. В случае неверного суждения хлопают в ладоши. Затем кто-то один (по желанию) исправляет предложение.

Содержание задания:

1.      Зимой волк меняет свою серую шубку на белую. ()

2.      Главные враги зайца – это волк и лиса. ()

3.      Лисица любит лакомиться мёдом. ()

4.      Медведи хорошие рыболовы. ()

5.      Зимой медведь спит в берлоге. ()

6.      Синица живет в норе. ()

7.      Совы – это ночные птицы. ()

8.      Дерево с белым стволом называется тополь. ()

9.      У сосны иголки длиннее, чем у ели. ()

10.  Медуница и купальница растут в жарких странах. ()

11.  Из плодов шиповника заваривают полезный чай. ()

12.  Снегирь – это птица с желтой грудкой. ()

Подведение итогов игры:

Оказывается, Незнайка много напутал в своем письме. Как вы думаете, почему? Дети высказывают мнения (Был невнимательным, мало читает книжек, не интересуется природой родного края). Зато вы, ребята, внимательны и любознательны, поэтому верно исправили все ошибки!

 

 

 

 


 

Карточка 3

Название игры

«Раз, два, три, домик свой найди!» (малоподвижная игра)

Возраст детей

4-5 лет

Количество играющих

16 человек

Цель

Закрепить знания о лесе, как о доме для животных и птиц (кто где живет в лесу)

Материалы и оборудование

Картинки с изображениями животных и их жилищ (на отдельных листах)

Ход игры

Введение в игровую ситуацию:

Лесные жители потеряли свои домики. Поможем им их отыскать!

Выполнение игровых действий:

Шестеро детей получают картинки с домиками и встают в ряд, не показывая их остальным. Оставшимся выдаются картинки с животными. По команде ведущего «Раз, два, три, домик свой найди!» домики открываются детям. Они должны быстро сориентироваться и подойти к нужному домику. Ведущий проверяет правильность выполнения. Затем домики и животные меняются и игра повторяется.

Подведение итогов игры:

В конце воспитатель подводит итоги, всем ли обитателям леса удалось найти свой домик.

 

 

                             Дидактические игры для детей средней группы по краеведению»

  1."НАШ ГОРОД".

ЦЕЛЬ: Уточнить знания детей о родном городе (учить замечать красоту родных мест, ценить трудовую славу своего города.

МАТЕРИАЛ: на доске нарисованы три лесенки, три фигуры людей из картона.

СОДЕРЖАНИЕ: игра проводиться в виде соревнования между рядами, дети по очереди называют улицы родного города, его достопримечательности, рассказывают о славных трудовых свершениях. После каждого правильного ответа маленький человек взбирается вверх по лесенке. Выигрывает ряд, чей человек раньше дошёл до верха лесенки.

              2. " КТО КЕМ РАБОТАЕТ".

ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о профессиях родителей, добиваться понимания важности и красоты человеческого труда.

МАТЕРИАЛ: сюжетные картинки о людях разных профессий у детей в конвертах, книги о разных профессиях у воспитателя.

СОДЕРЖАНИЕ: Воспитатель называет профессию. Дети, имеющие соответствующие картинки показывают их и рассказывают, что делают люди данной профессии. Уточнить, у кого родители заняты аналогичным трудом. За лучший рассказ дети получают для рассматривания и чтения книги о труде.

             3."ГДЕ Я БЫЛ?".

ЦЕЛЬ: Расширять знания детей об учреждениях города (учить правилам поведения в общественных местах.

МАТЕРИАЛ: фотографии различных зданий (почта, магазин, аптека - больница, кинотеатр и т. д).

СОДЕРЖАНИЕ: фотографии лежат у детей на столе. Каждый выбирает одну из них и описывает изображенное на ней здание, не называя его, рассказывает, как надо вести себя в нём. Дети должны отгадать, где он был? Кто угадал правильно, описывает своё здание и правила поведения в нём. Игру можно закончить сюжетным рисованием на данную тему.

            4."НАЙДИ ДЕРЕВО".

ЦЕЛЬ: Учить детей называть и узнавать деревья по листьям и плодам, описывать плоды и листья.

СОДЕРЖАНИЕ: игра проводиться на прогулке. Дети собирают по одному листику от разных деревьев. Воспитатель уточняет, листья каких деревьев собрали дети, показывает эти деревья. Затем воспитатель описывает каждый листочек или плод деревьев, а дети должны догадаться, о каком дереве идёт речь и подойти к нему с листочком, и сравнить их с листочками на дереве. Тот, кто ошибся платит фант (отдаёт воспитателю лист). Когда игра освоена, дети сами описывают листья и плоды.

ПРИМЕЧАНИЕ: в игре можно использовать отрывки из литературных текстов и стихи.

           5." КТО ЭТО?".

ЦЕЛЬ: Учить детей узнавать диких животных родного края по характерным признакам, пополнять активный словарь детей.

МАТЕРИАЛ: картинки с изображением диких животных, цветные флажки.

СОДЕРЖАНИЕ: картинки лежат на столе лицевой стороной вниз. Вызванный ребёнок берёт картинку и, не показывая её другим детям описывает животное, выделяя его характерные признаки. Дети должны отгадать, кто это? Кто не ошибся, получает флажок.

               6." ОХОТНИК".

По сигналу (удар в бубен)один из детей шагает от стульчика к стульчику, произнося на каждый шаг название дикого животного. Повторяться нельзя. Победителем считается тот, кто ни разу не ошибся. Кто ошибся - садится на место, а охоту продолжает другой участник. Неудачливому охотнику можно разрешить пойти на охоту ещё раз.

ПРИМЕЧАНИЕ: аналогично проводится игра " Рыболов", " Птицелов".

                     7."ПЕРНАТЫЕ НАШИ ДРУЗЬЯ".

ЦЕЛЬ: Учить детей запоминать и различать птиц, упражнять в выделении характерных признаков перелётных и зимующих птиц, дать представление о пользе, которую приносят птицы. Показать необходимость охраны живой природы.

МАТЕРИАЛ: набор картинок перелётных и зимующих птиц.

СОДЕРЖАНИЕ: дети рассматривают картинки и называют птиц изображённых на них. Затем воспитатель показывает по одной картинке, а дети называют птиц, и говорят перелётные они или зимующие.

ВАРИАНТ 1. Картинки лежат на столе лицевой стороной вниз. По сигналу (удар в бубен)дети берут себе картинки: одни с изображением перелётных птиц, другие - зимующих. Кто выполнил задание раньше и не ошибся, расскажет о пользе, которую приносят птицы, получит цветной флажок.

ВАРИАНТ 2. Карточки разрезают по диагонали и раздают детям. Дети отыскивают каждый свою пару, садятся рядом и составляют рассказ - описание птицы.

                 8. "ОТ ВЕСНЫ ДО ВЕСНЫ".

ЦЕЛЬ: Учить детей замечать красоту родной природы, упражнять в описании пейзажей ,по описанию узнавать время года.

СОДЕРЖАНИЕ: игра проводится на прогулке. Воспитатель обращает внимание детей на сезонные изменения на участке, используя отрывки из литературных текстов и стихов.

               9." КАКОЙ ЦВЕТОК?".

ЦЕЛЬ: Учить детей называть и различать полевые, луговые, садовые цветы.

МАТЕРИАЛ: живые цветы или картинки с изображением цветов.

СОДЕРЖАНИЕ: дети рассматривают и называют цветы. Определяют где они растут: в поле, на лугу, в саду. Один из участников выходит из группы. Ребята выбирают цветок и составляют о нём загадку. Вернувшийся ребёнок должен отгадать о каком цветке речь. Если он не ошибся, забирает цветок или картинку себе. Победил тот, у кого больше цветов или картинок. В конце игры составляют букеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр. Образовательная область "Безопасность". Средняя группа.

Картотека дидактических игр разработана в соответствии с ФГТ, образовательная область "Безопасность" и программой Р.Б. Стеркиной "Основы безопасности детей дошкольного возраста" . Средняя группа....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО МАТЕМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО МАТЕМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ...

Картотека дидактических игр по краеведению для старшей группы

Основным видом деятельности дошкольника является игра, в своей работе я широко применяю игры краеведческой направленности. Данные игры позволяют:- формировать представления дошкольников об историческо...