Доклад по инновационной теме 2019-2020
методическая разработка (младшая группа)

Власенко Светлана Вячеславовна

Тема инновационного педагогического проекта «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с возможностями органов восприятия человека».

Цель: Развитие умения сравнительного описания с использованием анализаторов.

Задачи: Знакомить детей с анализаторами.

 Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросе развития связной речи через ознакомление с возможностями органов восприятия человека.

Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необходимо как можно раньше. Ранний возраст – это наиболее благоприятный период для формирования активной речи у малышей. Соответственно, работая с детьми раннего возраста, моя основная цель – своевременно сформировать у них активную речь. Для достижения поставленной цели использую ТРИЗ технологию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_innovatsionnoy_teme_2019-2020.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема инновационного педагогического проекта «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с возможностями органов восприятия человека».

Цель: Развитие умения сравнительного описания с использованием анализаторов.

Задачи: Знакомить детей с анализаторами.

 Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросе развития связной речи через ознакомление с возможностями органов восприятия человека.

Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необходимо как можно раньше. Ранний возраст – это наиболее благоприятный период для формирования активной речи у малышей. Соответственно, работая с детьми раннего возраста, моя основная цель – своевременно сформировать у них активную речь. Для достижения поставленной цели использую ТРИЗ технологию.

Применение данной технологии обусловлено тем, что ТРИЗ способствует преодолению детьми замкнутости, робости, учит их отстаивать с использованием речи свою точку зрения, формирует у детей понимание речи, обогащает словарь, активизирует речь малышей. Т.К. У младших дошкольников, активная речь считается фундаментом для развития связной речи и широко используется в процессе беседы, рассматривания игрушек, картинок, иллюстраций. Рассматривание их активизирует разговорную речь и желание обсуждать увиденное. Тем самым, человек познает мир различными средствами и способами, но первые шаги знакомства с окружающим миром позволяют нам сделать органы чувств, наши «помощники умной головы». Именно они дают возможность воспринять многообразие мира, а настроение дает окраску процессу познания. Чем быстрее у маленького ребенка сформируется понятие о том, что у человека есть такие средства восприятия, как глаза, уши, нос, язык, руки, тем более внимательным и бережливым он будет к своим органам чувств. Главное, он будет учиться некоторым операциям рефлексии, то есть пониманию, какой орган чувств дает информацию его мозгу и каким способом эту информацию можно проверить и использовать.

В нашей группе мы начали знакомство с анализатора «Глаз», на этот анализатор мы отвели две недели. Как мы начинали знакомство:

Начали мы со стихотворения:

Видеть маму, видеть папу,

Помогают нам (глаза).

2. Запах хлеба, запах меда,

Запах лука, запах роз.

Различать поможет (нос).

3. Есть у зайца на макушки,

У тебя, твоей подружки,

Бывают слушки и не слушки,

Что же это? (Ушки)

4. Мы всё обследуем от скуки

помогут в этом наши (руки)

5. А узнавать на вкус привык

Объекты озорной (язык).

Я предложила детям посмотреть в зеркало на свои глаза, сосредоточить на них внимание, повторить фразу: «У нас есть глаза, и ими можно увидеть объекты. Глаза могут ощущать».

Мы взяли объект (капуста) для рассматривания глазами. Назовите, какая капуста по цвету? Ответы детей. Предложила детям повторить фразы:

«Глаза – помощники умной головы»

«Глаза смотрят, а голова «видит» и понимает  признаки объектов»

Посмотрите, у нас есть карточка, которая обозначает помощника умной головы «Глаза»

На универсальном пособии у снегурочки нашли глаза, предложила детям самостоятельно рассказать об их возможностях.

Далее, во время любой деятельности предлагала детям закрепить понятие о том, что у человека есть глаза и они могут дать голове информацию о значениях признаков. У детей (человека) на основе полученной информации появляются мысли.

«Глаза ощущают значения признаков: цвет, форма, размер и т.д.» (Фраза сообщается после ознакомления      детей с именами признаков: цвет, размер, форма и т. д.)

Следующий анализатор «Руки» стали знакомиться аналогичным образом:

Предложила детям показать свои руки, сосредоточить на них внимание, повторить фразу:

«У нас есть руки, и ими можно трогать объекты. Руки могут ощущать».

Организовала процессы обследования объектов руками т.е. взяли объект (апельсин)

Задала вопрос: Назовите, какой апельсин по форме?

-Шарообразный. Правильно. Предложила детям повторить фразы:

«Руки – помощники умной головы»

«Руки трогают, а голова понимает признаки объектов»

Посмотрите, у нас есть карточка, которая обозначает помощника умной головы «Руки»

На универсальном пособии у Снегурочки нашли руки, и предложила детям самостоятельно рассказать об их возможностях.

Во время любой деятельности предлагаю детям закрепить понятие о том, что у человека есть руки и они могут дать умной голове информацию о значениях признаков. Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка сопровождается речевыми оборотами, связанными с информацией, полученной с тактильного анализатора.

По такому же принципу знакомились с анализаторами «Уши», «Нос», а на  анализаторе «Язык» хочу остановить ваше внимание, когда мы начали знакомиться данным анализатором, я столкнулась с такой проблемой, как не понимание детей, что такой анализатор как язык может ощущать вкус. Расскажу, как мы знакомились данным анализатором:

Сначала я предложила детям посмотреть в зеркало на свой язык, сосредоточить на нем внимание, повторить фразу: «У нас есть язык, и им можно пробовать объекты на вкус.

«Язык может ощущать (чувствовать) вкус».  

Организовала процессы определения вкуса съедобных объектов, т.е. мы стали пробовать на вкус лимон, чеснок и яблоко (в разные дни). Попробовав один объект на вкус, задавала вопрос. Назовите, какой объект по вкусу? Ответы детей.  Предложила детям повторять фразы:

«Язык – помощник умной головы»

«Язык  пробует, а голова понимает значения  признака «вкус» у объектов» (Фраза сообщается после ознакомления детей со значениями  признака вкус: кислый, сладкий, приятный  и т. д.)

Некоторые дети отвечали на мой вопрос: Назови, какой по вкусу? Но на вопрос: какой помощник умной головы помог нам узнать признак объекта? Дети не шли на контакт. Тогда стала задавать вопрос по-другому: как узнали, что яблоко по вкусу сладкое? дополнить

На пособии познавайкин мир у образа Снегурочки нашли язык, я предложила детям самостоятельно рассказать о его возможностях. Дети затруднялись отвечать.

Я стала искать все возможные варианты, для того чтобы дети вышли со мной на контакт. Мы стали рассматривать различные картинки с изображениями животных, а также смотрели видео, на которых явно был виден язык и что им делают. Например: Собака лакает воду.

Делали артикуляционную гимнастику и даже играли в дразнилки языком.

 Во время любой деятельности предлагала детям закрепить понятие о том, что у человека есть язык и он может дать голове информацию о значениях  признака «вкус». У ребят на основе полученной информации появляются мысли.

Также играли в игры наши помощники, расскажи обо мне, Что умеют делать наши помощники.  «Узнай по запаху», «Угадай какой инструмент звучит», «Узнай по вкусу», «Волшебный сосуд» и др.

Речь детей стала более развита, расширился словарный запас. Благодаря изучению анализаторов, расширился кругозор детей, и некоторые говорящие дети могут составить при описании объекта предложение из 3-х и более слов. Но хочется напомнить о том, чтобы получить интересующий нас ответ нужно правильно, относительно анализатора, задавать вопрос.

-какой помощник умной головы помог нам понять, что объект по вкусу кислый? И т.д.

Главным приёмом активизации связной речи у детей младшего дошкольного возраста является игра.

В связи с этим, мною была разработана игра по освоению анализаторов, предлагаю вам поиграть в игру.

ИГРА С КОЛЛЕГАМИ

Инновация моя проекта в том, что мною была разработана игра по освоению анализаторов через признаки, придумала и использую в работе стихотворение по запоминанию помощников умной головы. Планирую составить карточки по безопасности «Язык пробует только съедобные объекты» и т.д.

Уважаемые коллеги, благодарю за внимание. Я готова ответить на ваши вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по инновационной теме на 2018-2019г.

Хочу представить вашему вниманию тему моей инновационной деятельности: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через составление сравнительного описания, используя признаки об...

Доклад по инновационной теме на 2019-2020г.

laquo;Формирование логического мышления у детей младшего дошкольного возраста через освоение способов наблюдения».Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией р...

Отчет по инновационной теме 2019-2020 г. «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Цель: Экологического воспитания в дошкольном возрасте – это воспитание гуманного отношения к окружающей природе....

Доклад по инновационной теме на 2019-2020 г.

Хочу представить вашему вниманию тему моей инновационной деятельности: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с возможностями органов восприятия человека&r...

Доклад по инновационной теме за 2019-2020 гг

Игры для развития познавательной активности детей с ОВЗ...

Доклад по инновационной теме за 2019 - 2020

Основными целями ТРИЗ - образования для дошкольников являются: формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательско...

Доклад по инновационной теме на 2019 - 2020 "Развитие связной речи через анализ литературных произведений с помощью ТРИЗ – ОТСМ"

Предложенная технология анализа литературного произведения формирует у детей умение воспринимать и анализировать содержание произведения, выделять и называть героев, определять свойства их характера, ...