Доклад по инновационной теме 2019-2020
методическая разработка (младшая группа)
Тема инновационного педагогического проекта «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с возможностями органов восприятия человека».
Цель: Развитие умения сравнительного описания с использованием анализаторов.
Задачи: Знакомить детей с анализаторами.
Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросе развития связной речи через ознакомление с возможностями органов восприятия человека.
Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необходимо как можно раньше. Ранний возраст – это наиболее благоприятный период для формирования активной речи у малышей. Соответственно, работая с детьми раннего возраста, моя основная цель – своевременно сформировать у них активную речь. Для достижения поставленной цели использую ТРИЗ технологию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_innovatsionnoy_teme_2019-2020.docx | 27.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема инновационного педагогического проекта «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с возможностями органов восприятия человека».
Цель: Развитие умения сравнительного описания с использованием анализаторов.
Задачи: Знакомить детей с анализаторами.
Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросе развития связной речи через ознакомление с возможностями органов восприятия человека.
Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необходимо как можно раньше. Ранний возраст – это наиболее благоприятный период для формирования активной речи у малышей. Соответственно, работая с детьми раннего возраста, моя основная цель – своевременно сформировать у них активную речь. Для достижения поставленной цели использую ТРИЗ технологию.
Применение данной технологии обусловлено тем, что ТРИЗ способствует преодолению детьми замкнутости, робости, учит их отстаивать с использованием речи свою точку зрения, формирует у детей понимание речи, обогащает словарь, активизирует речь малышей. Т.К. У младших дошкольников, активная речь считается фундаментом для развития связной речи и широко используется в процессе беседы, рассматривания игрушек, картинок, иллюстраций. Рассматривание их активизирует разговорную речь и желание обсуждать увиденное. Тем самым, человек познает мир различными средствами и способами, но первые шаги знакомства с окружающим миром позволяют нам сделать органы чувств, наши «помощники умной головы». Именно они дают возможность воспринять многообразие мира, а настроение дает окраску процессу познания. Чем быстрее у маленького ребенка сформируется понятие о том, что у человека есть такие средства восприятия, как глаза, уши, нос, язык, руки, тем более внимательным и бережливым он будет к своим органам чувств. Главное, он будет учиться некоторым операциям рефлексии, то есть пониманию, какой орган чувств дает информацию его мозгу и каким способом эту информацию можно проверить и использовать.
В нашей группе мы начали знакомство с анализатора «Глаз», на этот анализатор мы отвели две недели. Как мы начинали знакомство:
Начали мы со стихотворения:
Видеть маму, видеть папу,
Помогают нам (глаза).
2. Запах хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз.
Различать поможет (нос).
3. Есть у зайца на макушки,
У тебя, твоей подружки,
Бывают слушки и не слушки,
Что же это? (Ушки)
4. Мы всё обследуем от скуки
помогут в этом наши (руки)
5. А узнавать на вкус привык
Объекты озорной (язык).
Я предложила детям посмотреть в зеркало на свои глаза, сосредоточить на них внимание, повторить фразу: «У нас есть глаза, и ими можно увидеть объекты. Глаза могут ощущать».
Мы взяли объект (капуста) для рассматривания глазами. Назовите, какая капуста по цвету? Ответы детей. Предложила детям повторить фразы:
«Глаза – помощники умной головы»
«Глаза смотрят, а голова «видит» и понимает признаки объектов»
Посмотрите, у нас есть карточка, которая обозначает помощника умной головы «Глаза»
На универсальном пособии у снегурочки нашли глаза, предложила детям самостоятельно рассказать об их возможностях.
Далее, во время любой деятельности предлагала детям закрепить понятие о том, что у человека есть глаза и они могут дать голове информацию о значениях признаков. У детей (человека) на основе полученной информации появляются мысли.
«Глаза ощущают значения признаков: цвет, форма, размер и т.д.» (Фраза сообщается после ознакомления детей с именами признаков: цвет, размер, форма и т. д.)
Следующий анализатор «Руки» стали знакомиться аналогичным образом:
Предложила детям показать свои руки, сосредоточить на них внимание, повторить фразу:
«У нас есть руки, и ими можно трогать объекты. Руки могут ощущать».
Организовала процессы обследования объектов руками т.е. взяли объект (апельсин)
Задала вопрос: Назовите, какой апельсин по форме?
-Шарообразный. Правильно. Предложила детям повторить фразы:
«Руки – помощники умной головы»
«Руки трогают, а голова понимает признаки объектов»
Посмотрите, у нас есть карточка, которая обозначает помощника умной головы «Руки»
На универсальном пособии у Снегурочки нашли руки, и предложила детям самостоятельно рассказать об их возможностях.
Во время любой деятельности предлагаю детям закрепить понятие о том, что у человека есть руки и они могут дать умной голове информацию о значениях признаков. Самостоятельная исследовательская деятельность ребенка сопровождается речевыми оборотами, связанными с информацией, полученной с тактильного анализатора.
По такому же принципу знакомились с анализаторами «Уши», «Нос», а на анализаторе «Язык» хочу остановить ваше внимание, когда мы начали знакомиться данным анализатором, я столкнулась с такой проблемой, как не понимание детей, что такой анализатор как язык может ощущать вкус. Расскажу, как мы знакомились данным анализатором:
Сначала я предложила детям посмотреть в зеркало на свой язык, сосредоточить на нем внимание, повторить фразу: «У нас есть язык, и им можно пробовать объекты на вкус.
«Язык может ощущать (чувствовать) вкус».
Организовала процессы определения вкуса съедобных объектов, т.е. мы стали пробовать на вкус лимон, чеснок и яблоко (в разные дни). Попробовав один объект на вкус, задавала вопрос. Назовите, какой объект по вкусу? Ответы детей. Предложила детям повторять фразы:
«Язык – помощник умной головы»
«Язык пробует, а голова понимает значения признака «вкус» у объектов» (Фраза сообщается после ознакомления детей со значениями признака вкус: кислый, сладкий, приятный и т. д.)
Некоторые дети отвечали на мой вопрос: Назови, какой по вкусу? Но на вопрос: какой помощник умной головы помог нам узнать признак объекта? Дети не шли на контакт. Тогда стала задавать вопрос по-другому: как узнали, что яблоко по вкусу сладкое? дополнить
На пособии познавайкин мир у образа Снегурочки нашли язык, я предложила детям самостоятельно рассказать о его возможностях. Дети затруднялись отвечать.
Я стала искать все возможные варианты, для того чтобы дети вышли со мной на контакт. Мы стали рассматривать различные картинки с изображениями животных, а также смотрели видео, на которых явно был виден язык и что им делают. Например: Собака лакает воду.
Делали артикуляционную гимнастику и даже играли в дразнилки языком.
Во время любой деятельности предлагала детям закрепить понятие о том, что у человека есть язык и он может дать голове информацию о значениях признака «вкус». У ребят на основе полученной информации появляются мысли.
Также играли в игры наши помощники, расскажи обо мне, Что умеют делать наши помощники. «Узнай по запаху», «Угадай какой инструмент звучит», «Узнай по вкусу», «Волшебный сосуд» и др.
Речь детей стала более развита, расширился словарный запас. Благодаря изучению анализаторов, расширился кругозор детей, и некоторые говорящие дети могут составить при описании объекта предложение из 3-х и более слов. Но хочется напомнить о том, чтобы получить интересующий нас ответ нужно правильно, относительно анализатора, задавать вопрос.
-какой помощник умной головы помог нам понять, что объект по вкусу кислый? И т.д.
Главным приёмом активизации связной речи у детей младшего дошкольного возраста является игра.
В связи с этим, мною была разработана игра по освоению анализаторов, предлагаю вам поиграть в игру.
ИГРА С КОЛЛЕГАМИ
Инновация моя проекта в том, что мною была разработана игра по освоению анализаторов через признаки, придумала и использую в работе стихотворение по запоминанию помощников умной головы. Планирую составить карточки по безопасности «Язык пробует только съедобные объекты» и т.д.
Уважаемые коллеги, благодарю за внимание. Я готова ответить на ваши вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по инновационной теме на 2018-2019г.
Хочу представить вашему вниманию тему моей инновационной деятельности: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через составление сравнительного описания, используя признаки об...
Доклад по инновационной теме на 2019-2020г.
laquo;Формирование логического мышления у детей младшего дошкольного возраста через освоение способов наблюдения».Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией р...
Отчет по инновационной теме 2019-2020 г. «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Цель: Экологического воспитания в дошкольном возрасте – это воспитание гуманного отношения к окружающей природе....
Доклад по инновационной теме на 2019-2020 г.
Хочу представить вашему вниманию тему моей инновационной деятельности: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с возможностями органов восприятия человека&r...
Доклад по инновационной теме за 2019-2020 гг
Игры для развития познавательной активности детей с ОВЗ...
Доклад по инновационной теме за 2019 - 2020
Основными целями ТРИЗ - образования для дошкольников являются: формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательско...
Доклад по инновационной теме на 2019 - 2020 "Развитие связной речи через анализ литературных произведений с помощью ТРИЗ – ОТСМ"
Предложенная технология анализа литературного произведения формирует у детей умение воспринимать и анализировать содержание произведения, выделять и называть героев, определять свойства их характера, ...