Доклад по инновационной теме на 2019-2020 г.
методическая разработка (младшая группа)

Власенко Светлана Вячеславовна

Хочу представить вашему вниманию тему моей инновационной деятельности: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с возможностями органов восприятия человека».

В работе над этой темой мною была поставлена цель:  «Развитие умения сравнительного описания с использованием анализаторов».

Задачи:  -Изучить методическую литературу, материал по теме «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с возможностями органов восприятия человека».

2. Знакомить детей с анализаторами.

3. Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросе развития связной речи через ознакомление с возможностями органов восприятия человека.

4. Формировать мотивационную готовность родителей к объединению усилий по развитию связной речи детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_vystupleniya_dlya_roditeley.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Уважаемые родители и гости собрания.

Хочу представить вашему вниманию тему моей инновационной деятельности: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с возможностями органов восприятия человека».

В работе над этой темой мною была поставлена цель:  «Развитие умения сравнительного описания с использованием анализаторов».

Задачи:  -Изучить методическую литературу, материал по теме «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с возможностями органов восприятия человека».

2. Знакомить детей с анализаторами.

3. Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросе развития связной речи через ознакомление с возможностями органов восприятия человека.

4. Формировать мотивационную готовность родителей к объединению усилий по развитию связной речи детей.

Для реализации этой темы мною была проведена следующая работа.

1.Изучение по освоению модели " Объект – анализатор - признак".

Познавательная деятельность дошкольников сводится к выяснению признаков объектов окружающего его мира с помощью анализаторов.

Все модели, методики и технологии, то есть весь инструментарий OTСМ-ТРИЗ-РТВ строится на освоении базовой фундаментальной модели «Объект – анализатор-признак». Для более эффективного и активного освоения детьми методов OTCМ -ТРИЗ необходимы достаточные навыки работы с данной моделью.

Наша задача - научить детей точно и полно воспринимать объекты окружающего мира, через восприятие их разнообразных признаков через анализаторы.

Освоение модели «Объект – анализатор- признак» позволяет ребенку, начиная с младшего дошкольного возраста, усвоить наличие ряда признаков и их значении у любого объекта окружающего мира.

Дети могут легко определить, с помощью какого анализатора определяется значения признаков объектов, описывать, сравнивать, преобразовывать различные объекты через выделение анализаторов.

Важно дошкольнику показать общность объектов материального мира: все они имеют много общих признаков (цвет, форму, величину, температуру и т.д.). Проявляются эти признаки во всех объектах по-разному. Значения данных признаков можно устанавливать в исследуемом объекте с помощью анализаторов. Ребенок фактически овладевает первым инструментом познания: «У объектов есть набор признаков и определить эти признаки нам помогают анализаторы, но каждом объекте он проявляется по-своему».

Основной прием формирования обобщенного понятия «анализаторы-помощники умной головы» является схематизация. Дети сами должны придумать значок, обозначающий данный анализатор, и использовать его при выявлении значения у конкретного объекта.

Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необходимо как можно раньше. Ранний возраст – это наиболее благоприятный период для формирования активной речи у малышей.

Т.К. У младших дошкольников, активная речь считается фундаментом для развития связной речи и широко используется в процессе беседы, рассматривания игрушек, картинок, иллюстраций. Рассматривание их активизирует разговорную речь и желание обсуждать увиденное. Тем самым, человек познает мир различными средствами и способами, но первые шаги знакомства с окружающим миром позволяют нам сделать органы чувств, наши «помощники умной головы». Именно они дают возможность воспринять многообразие мира, а настроение дает окраску процессу познания. Чем быстрее у маленького ребенка сформируется понятие о том, что у человека есть такие средства восприятия, как глаза, уши, нос, язык, руки, тем более внимательным и бережливым он будет к своим органам чувств. Главное, он будет учиться некоторым операциям рефлексии, то есть пониманию, какой орган чувств дает информацию его мозгу и каким способом эту информацию можно проверить и использовать.

Для того чтобы подрастающий человек занимался какой-либо деятельностью, в частности речевой, нужна устойчивая мотивация. Это значит, что речевые занятия должны быть интересны детям, и построены таким образом, чтобы у ребенка возникло желание активно участвовать в речевом общении.

Методы теории решения изобретательских задач (далее ТРИЗ) и методы развития творческого воображения (далее РТВ) позволяют наилучшим образом (быстро и качественно) решать проблемы речевого развития.

Основной формой обучения по технологии ТРИЗ — РТВ является система творческих заданий, реализация которых позволяет достаточно быстро научить ребенка создавать какой-либо речевой  творческий продукт. Играя со словом, дети начинают понимать родной язык, усваивают его структуру, учатся разговаривать.

2.Разработка дидактической игры «Тризульки от Светульки».

3.Проведение открытого просмотра НОД «Однажды в лесу».

В нашей группе мы начали знакомство с анализатора «Глаз», на этот признак мы отвели три недели. Я предложила детям посмотреть в зеркало на свои глаза, сосредоточить на них внимание, повторить фразу: «У нас есть глаза, и ими можно увидеть объекты. Глаза могут ощущать».

Мы взяли объект (капуста) для рассматривания глазами. Назовите, какая капуста по цвету? Ответы детей. Предложила детям повторить фразы:

«Глаза – помощники умной головы»

«Глаза смотрят, а голова «видит» и понимает  признаки объектов»

Посмотрите, у нас есть карточка, которая обозначает помощника умной головы «Глаза»

На универсальном пособии у снегурочки нашли глаза, предложила детям самостоятельно рассказать об их возможностях.

Далее, во время любой деятельности предлагала детям закрепить понятие о том, что у человека есть глаза и они могут дать голове информацию о значениях признаков. У детей (человека) на основе полученной информации появляются мысли.

«Глаза ощущают значения признаков: цвет, форма, размер и т.д.» (Фраза сообщается после ознакомления      детей с именами признаков: цвет, размер, форма и т. д.)

Аналогично знакомились и с остальными анализаторами.

Речь детей стала более развита, расширился словарный запас. Благодаря изучению анализаторов расширился кругозор детей и некоторые говорящие дети могут составить при описании объекта предложение из 3-х и более слов. Но хочется напомнить о том, чтобы получить интересующий нас ответ нужно правильно, относительно анализатора, задавать вопрос.

-Какой помощник умной головы помог узнать признак объекта?

Дети с удовольствием подходят к пособию «Познавайкин мир», по моему запросу указывают нужную карточку, даже если дети не говорят.

Спасибо за внимание. С удовольствием отвечу на ваши вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по инновационной площадке за 2019 - 2020 г апробация программы Теремок

Отчет по инновационной деятельности  по апробации и внедрению комплексной образовательной программы «Теремок» для детей раннего возраста МБДОУ Ремонтненский д/с «Родничок&r...

Доклад по инновационной теме 2019-2020

Тема инновационного педагогического проекта «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с возможностями органов восприятия человека».Цель: Развитие умения...

Доклад по инновационной теме за 2019-2020 гг

Игры для развития познавательной активности детей с ОВЗ...

Доклад по инновационной теме за 2019 - 2020

Основными целями ТРИЗ - образования для дошкольников являются: формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательско...

Доклад по инновационной теме на 2019 - 2020 "Развитие связной речи через анализ литературных произведений с помощью ТРИЗ – ОТСМ"

Предложенная технология анализа литературного произведения формирует у детей умение воспринимать и анализировать содержание произведения, выделять и называть героев, определять свойства их характера, ...