Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) Программа по художественному и ручному труду. «Юные волшебники» (возраст детей от 6 до 7 лет) срок реализации программы:1 год
рабочая программа (подготовительная группа)

Вольных Татьяна Владимировна

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)

Программа по  художественному и ручному труду.

«Юные волшебники»

 

(возраст детей  от 6 до 7 лет)

срок реализации программы:1 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_podgotovka_2023-2024g.docx50.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 48 «Ручеёк»

города Рубцовска Алтайского края

658222, Алтайский край, г. Рубцовск, ул. Северная,18,

тел. 6-17-44,detsadik48@yandex.r

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)

Программа по  художественному и ручному труду.

«Юные волшебники»

(возраст детей  от 6 до 7 лет)

срок реализации программы:1 год

Автор - составитель:

Королева Светлана Анатольевна

Воспитатель 1 ой категории

Вольных Татьяна Владимировна

Воспитатель 1 ой категории

Рубцовск

2023-2024г.

Рабочая программа кружка «Юные волшебники» по художественному и ручному труду  

Подготовительная  группа 6-67лет

 Пояснительная записка

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится. Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.

Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.

Актуальность

Актуальность программы обусловлена особенностью современной ситуации, когда остро стоит вопрос о психологическом здоровье ребенка. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, вызвали отклонения в социальном поведении. Работы специалистов свидетельствует, что художественно – творческая деятельность снимает у детей нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Творчество развивает такие нравственно-волевые качества, как умение и потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, ценить результаты труда не только своего, но и чужого. Ребенок становится более чувствительным к красоте в окружающей жизни, в предметах, созданных руками человека.

Раннее развитие способности к творчеству это – залог будущих успехов, так как у  детей формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе.

Нормативная база

Нормативные правовые основы разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030г.;

приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648 - 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (зарегистрировано в Минюсте РФ 18.12.2020, рег. №61573);

приказ администрации Главного управления образования и молодёжной         политики Алтайского края от 19.03.2015 №535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».

письмо Минобрнауки Российской Федерации от 18.11.2015 №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

Новизна и отличительная особенность программы

   Новизна. Программа «Юные волшебники» направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Педагогическая целесообразность

Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Отличительной особенностью программы является то, что во время работы дети превращаются в волшебников и делают своими руками «волшебство», каждая работа имеет своё назначение: украшение, подарок, для игры и т.д.

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Юные волшебники» имеет художественную направленность.

Вид программы - модифицированная  и её уровень сложности  «базовый». предполагает реализацию материала, обеспечивающего освоение специализированных знаний, создающего общую и  целостную картину изучаемого предмета в рамках содержательно-  тематического направления программы .

На базовом уровне сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии;

Изображают предметы по памяти; используют цвет для создания различных образов;

Создают композиции на листах бумаги разной формы; комментируют свою творческую работу;

Учатся замечать прекрасное в окружающей природе и обстановке, самостоятельно с небольшой помощью педагога продумывать композицию своей работы;

Усваивают способы практической работы с различными материалами;

Развивают мелкую моторику рук;

Развивают познавательные, конструктивные способности, интерес к результату и качеству

поделки.

Обучающиеся получают возможность доступно и комфортно освоить технологии декоративно – прикладного творчества, которое осуществляется по принципу «от простого к сложному». Данных подход позволит избежать разочарований и повысит мотивацию детей к творчеству.

2 год обучения (6-7лет)

Дата.

Возраст детей

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Количество занятий в год

2023 – 2024 г.

Старшая группа

30 мин.

1 раз

32

Цель

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством художественного ручного труда.

Задачи

Развивающие:

Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;

Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;

Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость.

Образовательные:

Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;

Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

Воспитательные:

Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;

Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

Самореализацию, доброе отношение к сверстникам.

 Планируемые результаты

Обучающиеся будут знать:

 Как сравнивать предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично изображают формообразующие линии;

Обучающиеся будут уметь:

Изображать предметы по памяти; использовать  цвет для создания различных образов;

Создавать композиции на листах бумаги разной формы.

Обучающиеся будут владеть:

умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • умением планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умением рационально строить самостоятельную творческую деятельность и  организовать место занятий.

У обучающихся будут развиты:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
  • духовно – нравственные ориентиры;
  •  осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
  • эстетическое сознание через освоение творческой деятельности;
  • умение планировать действия в соответствии с поставленной задачей;
  •  коммуникативные навыки;
  •  познавательныйинтерес и творческое мышление.

У обучающихся будут сформированы:

  •  принципы здорового и безопасного образа жизни;
  •  общее представление об окружающем мире;
  • понимание декоративно-прикладного творчества как значимой сферы человеческой жизни;
  • художественно-эстетический вкус, аккуратность, трудолюбие, ответственность.

Личностные качества

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
  • формирование нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности.

Принципы обучения

Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стресс образующих факторов воспитательного процесса на основе реализации идей педагогики сотрудничества, создание в коллективе атмосферы товарищества, доброжелательного уважительного отношения к личности и индивидуальности каждого учащегося, признание за ним права на собственную точку зрения, позицию, развитие диалоговых форм общения;

Адресат программы

Программа «Юные волшебники» разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста 5- 6 лет.

Дети данного возраста отличаются способностью к творчеству, у них активно идет процесс социализации личности, миропонимания, формирование эстетического отношения к действительности. В этом возрасте дети уже могут управлять своим поведением, и занятия в детском творческом коллективе благотворно влияют на развитие внимания, мышления, памяти, совершенствуется восприятие.

Кроме этого, на данном возрастном этапе занятия декоративно-прикладным творчеством способствуют творческой самореализации, развитию творческой активности детей.

Развивается мышечная выносливость, пространственная ориентация движений и зрительно-двигательная координация. В этот период наблюдается ярко выраженный психомоторный прогресс. Обеспечивается прогрессивное развитие точных и силовых движений, а также создаются необходимые условия для освоения все большего числа двигательных навыков и предметных ручных манипуляций. Занятия декоративно – прикладным творчеством позволяют развивать моторику рук, усиливать тактильные ощущения и помогать развитию конструкторского мышления.

В данном возрасте активно идет процесс социализации личности, для реализации которой ему нужна деятельность, получающая признание других людей, деятельность, которая может придать ему значение как члену общества. Такой деятельностью, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, активности, коммуникабельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, товарищей, могут стать занятия декоративно-прикладным творчеством, создающие возможность реализации своей индивидуальности.

Срок реализации программы 1 год.

Форма обучения – очная.

Формы организации образовательной деятельности:

Индивидуальная;

Групповая;

Коллективная.

Формы проведения занятий:

Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы и приемы обучения (словесные, наглядные, практические).
1. Словесные: (рассказ, беседа, объяснение, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.
2.Наглядные: (использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий).
Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
3.  Практический: (изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух).

Для того чтобы детские работы были интересными, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечивать ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.

Формы проведения промежуточной и итоговой аттестации: конкурсы; викторины; показ детских достижений; выставки;

Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю с детьми 6- 7 лет, во вторую половину дня.

Продолжительность занятия  30 мин.

Объем программы – за 2023 -2024 год – 32

Список детей:

1.Григораш Любовь

2.Григораш Надежда

3.Гузеев Кирилл

4.Кульшина Милана

5.Плевакин Артём

6.Синицына Алина

7.Зиновьева Екатерина

Учебно-тематический план 1 года обучения

п/п

Название темы

Всего

Теория

Практика

Формы аттестации/контроля

1

Введение. Инструктаж по технике безопасности

1

1

0

беседа

2

Работа  с бумагой и картоном

14

1

13

Мониторинг, конкурсы; викторины; показ детских достижений; выставки

2.1

Работа с  бросовым материалом.

10

1

9

Мониторинг, конкурсы; викторины; показ детских достижений; выставки

2.2

Работа с природным материалом

4

1

3

мониторинг; викторины; показ детских достижений.

3

Работа с пластилином и соленым тестом.

4

1

3

мониторинг; тестирование; викторины; показ детских достижений.

3.1

Работа с тканью и нитками

4

1

3

4.

Итоговое занятие

1

0

1

показ детских достижений;  праздник.

ИТОГО:

38

6

36

Содержание программы

Предметное содержание (теория)

Процессуально-деятельностное содержание (практика)

Ожидаемые результаты

1. Введение

Введение в образовательную программу.

Режим  работы.

План работы на сезон.

Правила поведения и безопасного труда в объединении.

Знакомство с обучающимися.

Мониторинг (на мотивацию воспитанников, творческий потенциал).  Определение перспективы работы на год.

 Выявлены интересы и предпочтения обучающихся.

Обеспечена безопасность на занятиях.

Раздел 2. «Работа с бумагой и картоном».

 

Знакомство с историей возникновения бумаги, видами, с необходимыми материалами и инструментами, а также особенностями работы с ними. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены.

Виды бумаги и картона.

Рассказ «Из истории бумаги»

Изучение свойств бумаги и картона

Практическим путем знакомство со свойствами бумаги.

2.1 Работа с  бросовым материалом.

Занятия по знакомству со свойствами природным и бросовым материалом, тканью и бумагойбумагой

На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий

Подготовка рабочего места.

Выбор композиционного решения (предметная, сюжетная, декоративная).

Подбор материала по цвету.

Освоят правила безопасного выполнения  лепки из пластилина.

Будут знать основные композиционные решения.

Освоят приемы и способы лепки.

Приобретут навык применения инструментов.

Научатся осуществлять подбор и подготовку материала.

2.2 Работа с природным материалом

На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий

Подготовка рабочего места.

Выбор композиционного решения (предметная, сюжетная, декоративная).

Подбор материала.

Выполнение работы.

Декоративное оформление работы.

Освоят правила безопасного выполнения  лепки из воздушного пластилина.

Будут знать основные композиционные решения.

Освоят приемы и способы лепки.

Приобретут навык применения инструментов.

Научатся осуществлять подбор и подготовку материала.

Раздел  3 Работа с пластилином и соленым тестом.

Правила пользования инструментами.

Основные приемы лепки (раскатывание, разминание, скатывание, скручивание, сплющивание, прищипывание, вдавливание, вытягивание)

Способы лепки (пластичный, конструктивный, формование.модульный, рельефная скульптура)

Способ приготовления теста.

Правила работы и использования инструментов.

Актуализация знаний по основным приемами способам лепки из теста.

Способы соединения деталей.

Способы обработки готовых поделок (сушка, запекание)

Декорирование готового изделия.

Подготовка рабочего места.

Выбор композиционного решения лепки (предметная, сюжетная, декоративная).

Определение приемов лепки.

Подготовка теста к работе. Выполнение работы.

Раскрашивание элементов готового изделия.

Декоративное оформление работы.

Освоят правила безопасного выполнения  лепки из теста.

Изучат основные композиционные решения.

Освоят приемы и способы лепки.

Приобретут навык применения инструментов.

Научатся осуществлять подбор и подготовку материала.

Раздел 3.1 Работа с тканью и нитками

Занятия по знакомству со свойствами  ткани и ниток.

Подготовка рабочего места.

Выбор композиционного решения (предметная, сюжетная, декоративная).

Декоративное оформление работы.

Познакомить детей с тканями, продемонстрировать их разнообразие по качеству и расцветке. Рассказать об использовании ткани в жизни человека.  Привлечь детей к составлению коллекции тканей.

4. Итоговое занятие

Точка роста.

Итоговая выставка.

План работы на следующий год

Проведение круглого стола.

Показ детских достижений.

Вручение грамот, призов, подарков.

Определение перспектив развития творческих способностей.

Осознают значимость собственной творческой деятельности.

Ознакомятся с перспективами личностного роста и работой творческого объединения

«Таблица 3»

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Период

Сроки

Начало учебного года

19.09.23

Окончание учебного года

30.05.24

Продолжительность обучения

2 недели

Сроки начального мониторинга

сентябрь

Сроки промежуточного мониторинга

январь

Сроки итогового мониторинга

май

1.1.         Принципы, лежащие в основе программы:

Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка);

Наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

Демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога,  воспитанников  и их родителей в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

«От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы,  ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

1.2.         Ожидаемые результаты:

К концу 2 года обучения дети могут:

Подготовительная группа (6-7 лет)

Имеет представление о материале, из которого сделана поделка;

Владеет приемами работы с различными материалами;

Самостоятельно определяет последовательность выполнения работ;

Умеет самостоятельно провести анализ поделки;

Использует свои конструктивные решения в процессе работы;

Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки;

Выполняет работу по замыслу;

Показывает уровень воображения и фантазии.

2.  Содержательный раздел

2.1. Содержание программы кружка:

Содержание программы представлено различными видами творческой деятельности:

«Работа с бумагой и картоном».

« Работа с тканью и нитками».

« Работа с природным и бросовым материалом».

«Работа с пластилином и соленым тестом».

По каждому виду деятельности программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

В процессе работы обеспечивается интеграция пяти образовательных областей:

Художественно-эстетическое развитие: формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности, прослушивание музыкальных произведений;

Познавательное развитие: формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результате трудовой деятельности;

Социально-коммуникативное: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений;

Речевое развитие: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения;

Физическое развитие: физминутки (пальчиковые, малоподвижные игры).

2.2. Содержание деятельности воспитателя в рамках программы по развитию творческих способностей детей

Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом, тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогают преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.
Планируя занятия нужно выбирать для каждой темы ту или иную форму работы, учитывая оснащенность, возрастные особенности детей. Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:

«Работа с бумагой и картоном».

« Работа с тканью и нитками».

« Работа с природным и бросовым материалом».

«Работа с пластилином и соленым тестом».
В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения.

2.3. Методическое обеспечение программы

Для реализации программы необходимы определенные условия: помещение, соответствующее требованиям СанПина, материалы, инструменты и приспособления.

Используемый материал для работы с детьми:

Бумага (писчая, цветная, гофрированная, самоклеющая, бархатная, глянцевая);

Картон (цветной, белый);

Природный материал (шишки, ракушки, листья, ветки);

Фломастеры, маркеры, карандаши;

Дощечки;

Бросовый материал (леска, проволока, пуговицы, бисер, скотч, вата, нитки и др.);

Клей, пластилин, ножницы;

Линейка;

Кисти;

Степлер;

Дырокол

Демонстрационный материал:

Наглядные пособия;

Иллюстрации;

Фотографии;

Образцы работ;

Художественная литература

Технические средства:

Ноотбук;

Магнитофон;

Фотоаппарат;

Кассеты и диски с записями классической и русской народной музыки, познавательной информацией.

 

3. Организационный раздел

3.1. Сроки реализации программы

Программа «Юные волшебники» адаптированная, долговременная, художественно-эстетической направленности. Зачисление детей в кружок проходит на основе учета интересов и способностей детей, договора с  родителями. Срок реализации программы 2 года. Занятия проводятся с детьми 5-7 лет во вторую половину дня, 1 раз в неделю. Количество занятий за 2022-2023 год - 32, за 2023-2024 год – 36.

Время занятий составляет:

В подготовительной группе 30 мин. (дети 6-7 лет);

Дата.

Возраст детей

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Количество занятий в год

2023 – 2024 г.

Подготовительная  группа

30 мин.

1 раз

36

 3.2. Этапы работы

1 этап – Подготовительный:

Ознакомление родителей и педагогов с программой кружка,  подбор методической литературы, составление конспектов занятий, сбор различного материала для поделок и т. д.;

2 этап – Основной:

Знакомство детей со свойствами материалов;обучение приемам изготовления; мастер-класс, консультации для родителей и педагогов.

3 этап – Заключительный:

Выставки детских работ, участие детей в конкурсах различного уровня, презентация детских работ на сайт.

Индивидуальный подход осуществляется непосредственно в процессе проведения занятий, по необходимости, для решения конкретных задач.

3.3. 2 год обучения (6-7 лет)

Учебно-тематический план 2 года обучения

№ п/п

Наименование

Раздела

Теория

Практика

Количество занятий

1

Работа  с бумагой и картоном

1

14

15

2

Работа с  бросовым материалом

1

10

11

3

Работа с природным материалом

 

1

 

4

 

5

4

Работа с пластилином и соленым тестом.

1

4

5

5

Работа с тканью и нитками

1

4

 

5

 

 

        5

36

 

Итого

36

 Перспективное планирование работы с детьми подготовительной группы

Сентябрь

1 неделя

Тема: «Корзина с фруктами».
Задачи: Продолжать учить детей выполнять поделку способом квиллинга. Совершенствовать умение придавать поделкам сходство с фруктами. Развивать мелкую моторику, фантазию.
Материал: Ветки деревьев для изготовления корзины, семена арбуза, скорлупа от фисташек, клей ПВА, кисточка, картон.

2 неделя:

Тема: «Букет для Осени».
Задачи: Формировать умение изготавливать поделки из листьев. Закреплять умение выполнять работу аккуратно. Развивать мелкую моторику. Воспитывать эстетическое восприятие, интерес к работе.
Материал: Осенние листья разного цвета, нитки.

Октябрь

1неделя:

Тема: «Хлеб - всему голова»

Задачи: Формировать умение работать с соленым тестом. Учить планировать свою работу. Развивать ручную умелость, воображение, творческие навыки. Развивать речь. Воспитывать самостоятельность.

Материал: Соленое тесто, формочки, стеки, дощечки.

2 неделя: Коллективная работа.

Тема: «Рыбки в пруду».

Задачи: Продолжать учить детей работать сообща. Формировать умение создавать сюжетные композиции, используя различные материалы. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.

Материал: Тонированный лист бумаги формата А3, ватные диски, салфетки белого цвета, клей ПВА, кисти, клеенка.

3 неделя:

Тема: «Матрешка».
Задачи: Закрепить умение детей работать с соленым тестом. Формировать самостоятельность, развивать чувство уверенности в своих силах. Развивать моторику рук.
Материал: Соленое тесто, образцы.

4 неделя: Коллективная работа.

Тема: «Растительный и животный мир нашего края».

Задачи: Формировать у детей умение работать с природным и бросовым материалом. Совершенствовать знания о природной зоне нашего края. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к работе.

Материал: Картон, осенние листья, прутья, вата, шишки, клей ПВА, кисточка.

5 неделя: Коллективная работа

Тема: «Птицы у кормушки».
Задачи: Продолжать учить детей работать с крупой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: Картон, трафарет, клей ПВА, кисть, крупа, клеенка.

Ноябрь

1 неделя:

Тема: «Кошка».

Задачи: Продолжать учить детей правилам безопасной работы с клеем, нитками, крупами. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать поделки своими руками.

Материал: Картон с трафаретом, клей ПВА, кисть, нитки вязальные, крупы, ножницы.

2 неделя:

Тема: «Древо семьи».
Задачи: Формировать умение работать с бумагой, салфетками, ватными дисками. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. Развивать воображение, фантазию, мелкую моторику. Добиваться аккуратного и качественного выполнения работы.
Материал: Картон формата А4, цветная бумага, салфетка зеленого цвета, ватные диски, клей ПВА, ножницы, кисть, салфетки.

3 неделя:

Тема: «Подкова».
Задачи: Формировать умение детей работать с разным материалом. Закрепить умение выполнять работу аккуратно, доводить начатое дело до конца. Воспитывать желание делать поделки своими руками.
Материал: Соленое тесто, стека.

4 неделя:

Тема: «Зоопарк».
Задачи: Формировать умение детей работать с разным материалом, планировать свою работу. Закрепить знания о диких животных и птицах. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Материал: Лист бумаги формата А3, трафареты, крупы, клей ПВА, кисть, клеенка.

Декабрь

1 неделя:

Тема: «Зоопарк» продолжение

Задачи: Формировать умение детей работать с разным материалом, планировать свою работу. Закрепить знания о животных жарких стран. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Материал: Лист бумаги формата А3, трафареты, крупы, клей ПВА, кисть, ватные диски, клеенка.

2 неделя:

Коллективная работа.
Тема: «Морозные узоры».
Задачи: Совершенствовать умение выполнять поделку из цветной бумаги способом квиллинга. Развивать чувство цвета и художественный вкус. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Материал: Тонированный лист ватмана формата А3, полоски бумаги для квиллинга белого, голубого цветов шириной 0,5 и 0,7 см., клей ПВА, кисть, клеенка.

3 неделя:

Коллективная работа.
Тема: «Морозные узоры» продолжение.
Задачи: Совершенствовать умение выполнять поделку из цветной бумаги способом квиллинга. Развивать чувство цвета и художественный вкус. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Материал: Тонированный лист ватмана формата А3, полоски бумаги для квиллинга белого, голубого цветов шириной 0,5 и 0,7 см., клей ПВА, кисть, клеенка.

4 неделя:

Тема: «Одежда».
Задачи: Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: Трафарет, крупы, клей ПВА, кисть, клеенка, салфетки.

Январь

1 неделя:

Тема: «Снежная тундра»

Задачи:  Учить создавать композицию зимы, используя небольшие кусочки цветной бумаги и ваты.

Материал: Цветная бумага, вата, клей-карандаш.

2 неделя:

Тема: «Березовая роща».
Задачи: Формировать у детей умение работать с бумагой и клеем. Закрепить знания о России. Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к работе.
Материал: Картон, клей ПВА, кисть, бумага белого, зеленого, черного цветов, клеенка.

3 неделя:

Тема: «Ангелочек».
Задачи: Формировать умение планировать ход выполнения работы. Развивать композиционные умения. Формировать самостоятельность, чувство уверенности в своих силах. Формировать желание сделать подарок для родных. Добиваться аккуратного и качественного выполнения работы.
Материал: Бумага белого цвета, ножницы, клей ПВА, салфетка, клеенка.

4 неделя:

Тема: Оригами «Котёнок»

Задачи: Продолжать учить складывать бумагу в правильном порядке, дополняя деталями.

Материал: Цветная бумага, простой карандаш, линейка.

Февраль

1 неделя:

Тема: «Светофора»

Задачи: С помощью бумажных выкроек склеить каркас светофора, закреплять умение работать самостоятельно.

Материал: Цветная бумага, клей.

2 неделя:

Тема: «Дерево - Валентинка»

Задачи: Сделать приятное для родителей ко дню святого Валентина, вырезав с помощью ножниц дерево и украсив его многочисленными сердечками из цветной бумаги, воспитывать желание делать приятное своим близким.

Материал: Цветная бумага, бросовый материал, клей ПВА.

3 неделя:

Тема: «Открытка для пап».

Задачи: Учить детей работать с разным материалом. Учить сооружать не сложные поделки. Развивать художественный вкус. Воспитывать самостоятельность.

Материал: Картон, трафарет, клей ПВА, пуговицы, крупы.

4 неделя:

Тема: «Самолет».
Задачи: Совершенствовать навыки работы с различным материалом. Развивать образное, эстетическое восприятие. Воспитывать аккуратность, инициативность.
Материал: Цветной картон, цветная бумага, клей ПВА, трафарет, бутылочка из- под йогурта.

Март

1 неделя:

Тема: «Цветок для мамы».
Задачи: Продолжать совершенствовать навыки и умения при работе с бумагой, ножницами, крупами. Продолжать учить создавать композицию. Развивать чувство цвета и композицию. Воспитывать желание делать поделки своими руками.
Материал: Бумага для квиллинга, клей.

2 неделя:

Тема: «Пирожное».
Задачи: Продолжать совершенствовать навыки и умения, работая с различным материалом. Закрепить правилам безопасной работы с соленым тестом, пуговицами, крупами. Развивать композиционные умения. Воспитывать самостоятельность.
Материал: Соленое тесто, крупы, пуговицы.

3 неделя:

Тема: «Ласточка»
Задачи: Формировать умение детей работать с крупой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Закрепить умение располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: Крупа, клей, кисточки, гуашь.

4 неделя:

Тема: «Овечка»
Задачи: Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать поделки своими руками.
Материал: Картон с трафаретом, клей ПВА, кисть, вата, ножницы.

Апрель

1 неделя:
Тема: «Весенний ковер»

Задачи: Совершенствовать умение  детей выполнять аппликацию из природного материала на пластилиновой основе, развивать творчество, фантазию, чувство ритма, учить составлять композицию.

Материал: Природный материал, пластилин, картон.

2 неделя:

Тема: «Космос»
Задачи: Совершенствовать умение действовать сообща, выполняя коллективную работу. Формировать умение договариваться друг с другом, планировать работу. Расширять познавательный интерес к космосу. Воспитывать художественный вкус.
Материал: Тонированный лист ватмана формата А3, гофробумага зеленого, белого цветов, цветная бумага, салфетки, полоски для квиллинга белого, зеленого, голубого цветов, клей ПВА, ножницы, кисть, клеенка.

3 неделя:

Тема: «Флаг России»

Задачи: Формировать у детей умение работать с салфетками и клеем. Закрепить цвета флага России. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: Картон, клей ПВА, кисть, пенопласт.

4 неделя:        

Тема: «Украсим национальное платье»

Продолжать знакомить детей с национальной одеждой, украшать изделие различными деталями.

Материал: Трафареты одежды, цветная бумага, нитки, ткань цветная, бисер.

5 неделя:

Тема: «Подснежник на проталине».
Задачи: Продолжать учить выполнять коллективную работу. Совершенствовать умения и навыки при выполнении основных элементов квиллинга. Продолжать учить передавать характерные особенности строения и окраски подснежников. Воспитывать интерес к живой природе.
Материал: Тонированный лист ватмана формата А3, гофробумага зеленого, белого цветов, цветная бумага, салфетки, полоски для квиллинга белого, зеленого, голубого цветов, клей ПВА, ножницы, кисть, клеенка.

Май

1 неделя:

Тема: «Открытка для ветеранов»
Задачи: Формировать умение работать коллективно. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: Клей ПВА, кисть, нитки шерстяные, салфетки.

2 неделя:

Тема: «Бабочка».
Задачи: Формировать умение детей обрывать бумагу на мелкие кусочки.. Закрепить знания о насекомых. Продолжать учить передавать характерные особенности строения и окраски бабочек. Воспитывать интерес к живой природе. Развивать инициативу. Воспитывать самостоятельность, активность.
Материал: Цветная бумага, кисть, ножницы, клеенки.

3 неделя:

Тема: « Закладка для тетради»

Цель: Совершенствовать умение складывать бумагу по инструкции воспитателя, проявлять творчество, фантазию в украшении закладки

Материал: Белая плотная бумага, нитки.

4 неделя:

Выставка работ.

3.4. Методические рекомендации по проведению занятий  по художественному и ручному труду

Инструктаж по  технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы детей.

Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если  времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

Педагогу необходимо как можно меньше объяснять самому,  стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.

На занятии кружка  должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем  на практические действия. 

 В программе указано количество занятий на изучение каждого раздела.  Педагог может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность детей и условия работы в данной группе.

Во время занятий дети могут сидеть за столами, расставленными рядами, ленточно или буквой П.

Главное, чтобы дети не мешали друг другу, а педагог мог свободно подойти к каждому ребенку. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка, а рабочее место должно быть хорошо освещено.

Для индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей необходим уголок ручного труда, в котором выделяют три зоны: рабочее место, шкаф для хранения материалов и незаконченных работ.

3.5. План работы с родителями, педагогами

Работа с родителями:

Сбор материала для занятий;

Буклеты: «Как воспитать творческую личность»; «Совместная творческая деятельность родителей и детей»;

Консультация: «Роль художественного и ручного труда в развитии творческих способностей детей»;

Картотека игр на развитие творческого воображения детей;

Индивидуальное консультирование родителей;

Конкурс творческих семейных работ: «Осенняя фантазия», «Зимняя сказка», «Весенняя пора»;

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим и лепке;

Мастер-класс для родителей (изготовление поделок по квиллингу)

Создание презентации детских работ на сайт;

Участие в конкурсах различного уровня.

Работа с педагогами:

Консультации: «Что способствует развитию творческой активности у ребенка»; «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»;

Картотека игр на развитие творческого воображения детей;

Индивидуальное консультирование педагогов;

Мастер-класс для педагогов;

Выставка детских работ.

 
 

Список литературы

1. Брыкина Е.К. «Творчество детей с различными материалами», Педагогическое общество России, М: 2002г.;

2. Гульянц З.К., Базик И.Л. “Что можно сделать из природного материала, М: «Просвещение», 1991 г.;

3. Гульянц З.К. «Учите детей мастерить», М: «Просвещение», 1979 г.;

4. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками”  – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)

5. Кошелев В.М. «Художественный и ручной труд в детском саду», М: «Просвещение»,2002 г.;

6. Корчинова О.В. «Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях», Серия  «Мир вашего ребенка». Ростов н/Д: Феникс, 2002.;

7. Нагибина М.И. «Чудеса из ткани своими руками». Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998.,  ил. – (Серия:«Вместе учимся мастерить»).

8. Нагибина М.И. «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры» Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997., ил. – (Серия:«Вместе учимся мастерить»).

9. «Очумелые ручки» - телепередача «Пока все дома»;

10. Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребенка», «Академия развития», Ярославль, 1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа программа социально-педагогической направленности «Мой Урал» для детей старшего дошкольного возраста (5-7лет) срок реализации 1 год

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувстви...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа программа социально-педагогической направленности «Мой Урал» для детей старшего дошкольного возраста (5-7лет) срок реализации 1 год

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувстви...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебные кубики» (обучение чтению с использованием методики Н.Зайцева) для дошкольников с 3 до 7лет срок реализации программы 1 год

Актуальность программы определена тем, что дошкольники имеют высокую мотивацию к обучению чтению. Занятия помогут детям научиться читать, проявлять интерес к познавательной деятельности, развивать &la...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) Программа по художественному и ручному труду. «Юные волшебники» (возраст детей от 6 до 7 лет) срок реализации программы:1 год

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) Программа по  художественному и ручному труду. «Юные волшебники» (возраст детей  от 6 до 7 лет)срок реализации программы...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Разноцветные ладошки» Возраст обучающихся: 5 - 7 лет Срок реализации программы: 2 года

Актуальность программы «Разноцветные ладошки» определяется запросом со стороны детей и их родителей (законных представителей) на программы художественно-эстетического развития детей старше...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...