Консультация для педагогов "Познавательно -исследовательская деятельность в работе с детьми дошкольного возраста"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Мартинавичюс Галина Геннадьевна

Консультация посвящена познавательно-исследовательской деятельности в реаботе с детьми дошкольного возраста. В  ней раскрываются методы, мероприятия, структура, значение, алгоритм, материал, оборудование, правила безопасности исследовательской деятельности в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Познавательно -исследовательская деятельность
в работе с детьми дошкольного возраста


“Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму”.

Исследовательская деятельность - это 

-особый вид интеллектуально-творческой деятельности на  основе  поисковой  активности и на  базе исследовательского  поведения;

-  это активность ребенка,  направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Основой исследовательской деятельности являются

          Поисковая  активность – это поведение, направленное на изменение ситуации (или отношения к ней) при отсутствии определенного    прогноза его результатов, но при постоянном учете степени его  эффективности.

       Исследовательское поведение – это поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации из внешнего окружения.

     Исследовательская активность - естественное состояние каждого ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанно

В экспериментально-исследовательской модели используется  логика методов

 1. Проектный метод-

 Развивает познавательные способности детей.

Учит самостоятельному конструированию своих знаний.

Ориентирует в информационном пространстве.

Развивает критическое мышление

  Проектный метод - строится  в форме партнерской деятельности взрослого с детьми , развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира , доступное  и привлекательное для детей.

Дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность  

Охватывает весь педагогический процесс, основанный на взаимодействии педагога – ребенка- родителя , способствует  взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности  по достижению поставленной цели.

Мероприятия проектной деятельности

Диагностика

Создание условий для детского экспериментирования

Проведение циклов познавательных бесед

2.Экспериментирование

Цель данного метода -поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение), мышление, речь.

Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать правилам.

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

эксперименты - демонстрационные, фронтальные, циклические, однократные

  3. Проблемный  

Проблема - это тот элемент проблемной ситуации, который вызвал затруднение, другими словами — это затруднение, принятое субъектом к решению. Таким образом, всякая проблема содержит в себе проблемную ситуацию, но не всякая проблемная ситуация является проблемой.

Проблемное обучение обеспечивает возможности творческого участия в процессе освоения новых знаний, формирование познавательных интересов и творческого мышления, высокую степень органичного усвоения знаний и мотивации

 Для каждого конкретного исследования должен быть отправной момент

-реальные события, происходящие в данный период

-события  специально «смоделированные» воспитателем

-воображаемые события, происходящие в художественном произведении

-события происходящие в  жизни группы

Структура экспериментирования  .

 Постановка  и выделение исследовательской задачи

Выдвижение гипотезы

Поиск и предложение возможных вариантов решения

Уточнение правил безопасности

Распределение детей на подгруппы

Выполнение исследования ( под руководством воспитателя)

Наблюдение результатов исследования

Фиксирование результатов исследования

Обобщение полученных данных

Значение исследовательской деятельности для детей

      - Обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные

   -Развивается речь ребенка.

   - Происходит накопление фонда умственных приемов и операций.

- Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата.

- Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

      - Обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные 

   Алгоритм подготовки нод

Выбор объекта

Предварительная работа(экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов)

Выбор цели, задач

Предварительная  исследовательская работа с использованием оборудования  с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темой.

Обобщение результатов наблюдений в различных формах ( дневники наблюдений, коллажи,, фотографии, рассказы, рисунки)

Прогнозирование результата

Закрепление правил безопасности

Исследовательская деятельность детей  младшей группы

Экспериментирование с песком (свойства песка ,) глиной (лепка печений ), камушками (сравнение глины и камня)

Экспериментирование с водой (вода жидкая, холодная –горячая, растворимость веществ в воде, разноцветная вода)

Экспериментирование с воздухом (надувание мыльных пузырей , ветер по морю гуляет)

Наблюдение за жизнью растений (одуванчик, посадка лука)

 и насекомых

Наблюдение за погодой

Исследовательская деятельность детей средней группы

Экспериментирование  с песком и глиной

Экспериментирование с водой

Экспериментирование с воздухом

Наблюдение за жизнью растений

Человек

Эксперименты с солнечным светом

Экспериментирование с предметами

Исследовательская деятельность детей старшей группы

Экспериментирование  с песком и глиной

Экспериментирование с водой

Экспериментирование с воздухом

Наблюдение за жизнью растений

Человек

Наблюдение за жизнью животных

Экспериментирование с предметами

Исследовательская деятельность детей подготовительной группы

Экспериментирование  с песком и глиной

Экспериментирование с водой

Экспериментирование с воздухом

Наблюдение за жизнью растений

Наблюдение за жизнью животных

Человек

Экспериментирование с солнечным светом

Экспериментирование с предметами

Экспериментирование со звуком

Экспериментирование с электричеств

Материал, подлежащий исследованию

Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай,  шоколад.

  Растворимые ароматические вещества    (соли для  ванн, детские шампуни, пенка

      для ванн).

Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки, мел,   почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки орехов

 Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки

     ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резин

Оборудование для исследовательской деятельности 

1. Различные емкости.

2. Мерные ложки, ситечки, воронки разного  размера, перчатки.

3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).

4. Резиновые груши разного размера.

5. Пластиковые, резиновые трубочки.

6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.

7.  Пластиковые контейнеры.

8. Рулетка, линейка.

9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, свечи, термометр.

11. Цветные прозрачные стеклышки.

12. Лупы, зеркала, магниты.

14. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для 

самостоятельной исследовательской деятельности

Правила безопасности

1. Работа под наблюдением  взрослого.

2. Сначала спроси – потом  экспериментируй.

3.  Все вещества   эксперимента брать    только ложечкой.

4. Грязными руками не трогать глаза.

5.  Не брать ничего в рот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов:Проектный метод в работе с детьми дошкольного возраста

Метод проектов как педагогическая идея, технология и практика появился в середине двадцатого века. В этом методе отразился подход к образованию американского философа и педагога Дж. Дьюи. Дьюи исходил...

Консультация для педагогов Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста

Рассмотрим такие понятия Арт-терапия, нетрадиционные техники рисования, хромотерапия, изотерапия, значение цвета....

Консультация для воспитателей "Совместная познавательно - исследовательская деятельность взрослого с детьми дошкольного возраста"

Расширения знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов "Методические рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста, имеющими особые образовательные потребности"

В данной статье не рассматриваются цели, задачи и методика работы с детьми в специальных группах для детей дошкольного возраста с отклонениями и задержками развития. Однако и в массовой группе воспита...

Консультация для педагогов «Использование загадок в работе с детьми дошкольного возраста»

Загадки являются эффективным педагогическим средством воспитания и первоначального обучения детей. Они очень хорошо входят в тот период детства, когда ребенок познает окружающий мир, со...

Консультация для воспитателей "Совместная познавательно - исследовательская деятельность взрослого с детьми дошкольного возраста.

Расширения знаний педагогов в области экспериментирования и формирований представлений о правильном его организации с детьми....