Ранняя профориентация дошкольников
презентация

Бондарева Джамиля Нурулловна

Семинар - практикум 

«Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации»

 

Ход семинара

Гостиная  "Нескучный сад"

Добрый вечер, дорогие друзья!

Мы рады приветствовать Вас в нашей гостиной  «Нескучный сад»!

Отбросьте все сомнения, забудьте про дела!

Открыли мы гостиную, общаться нам пора.

«Нескучный сад» – название,

 В нём смысл раскрыт для Вас,

Ведь никогда уныние не посещает нас!

Мы тщательно готовились принять своих гостей,

Так много накопилось приятных новостей!

Давайте постараемся друг друга мы понять,

Чтобы как можно лучше детишек воспитать!

У нас  в саду работает прекрасный коллектив,

И каждый излучает огромный позитив,

Работают и учатся, играют и поют,

Здесь педагоги лучшие – вперед всегда идут!

Мы все на Вас надеемся, поддержки ждём от Вас,

Едины общей целью мы, начнем прямо сейчас!

Играет музыка. Входят дети , читают стихи, поют песню.

Звучит фоновая музыка

Слайд 1

«Все мы родом из детства», любят многие из нас цитировать Антуана де Сент-Экзюпери, который в «Маленьком принце» сказал:

Слайд 2

 «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит»…

Слайд 3

А на самом деле, помните ли вы свое детство? Каким оно было? Безоблачно счастливым, или полным горьких разочарований ? Какие события сохранила ваша память? Лица друзей, «секретики», детские шалости, игра в «резиночку», или множество запретов, которые мешали свободно и рискованно исследовать мир, который вас окружал: шалить, "бузить", придумывать себе самые разнообразные занятия, таскать беспризорных кошек домой, обливаться холодной водой, сидеть «по уши» в сугробах…

Слайд 4

Давайте сейчас представим, что мы - снова дети, которые мечтают о том, кем они хотят стать и поделимся с коллегами.

Физминутка «Мои мечты» по кругу.

Мультфильм «Навигатум»

Проблема выбора стояла перед человеком всегда. А проблема  выбора профессии  является одной из наиболее значимых  и сложных  в жизни каждого человека.

Слайд  5

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.

В действующем Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация определяется как один из компонентов общечеловеческой культуры. Где так же указано, что профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций, которая считается начальной ступенью в раскрытии потенциальных возможностей ребенка. Этот подход ставит высокие требования к системе дошкольного обучения и воспитания.

Слайд 6, 7

В соответствии с  требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться. Важной составляющей является  ранняя профориентация дошкольников.

Слайд 8

Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней.

Слайд 9

Поэтому, педагоги моделируют  производственную среду для  формирования  представлений дошкольников о профессиях  путем применения современных образовательных технологий.

Ролик о формах работы с детьми.

Слайд 10

Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко). 

Уважаемые коллеги!

Больше всего дошкольники любят играть. В играх дети воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.  

Слайд 11

Игра — отражение жизни. Подавляющее большинство игр детей посвящено отображению труда людей разных профессий, поэтому наиболее целесообразно проводить работу по ранней профориентации дошкольников через организацию игровой деятельности. 

Слайд 12

Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. 

Слайд 13

Технология исследовательской деятельности (А.И. Савенков, Н.А. Короткова). 
Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. 

Слайд 14
Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования: 
- опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений; 
- коллекционирование (классификационная работа) – освоение родовидовых отношений. 

Слайд 15

Современное обучение ориентировано на развитие познавательного потенциала личности, повышение способности к обучению, овладению новыми системами знания, развитие креативных способностей личности и расширение ее творческих возможностей.

Слайд 16

При этом огромная ответственность ложится на плечи педагога. В данных условиях он призван найти эффективные пути улучшения программы обучения, а вместе с этим выделить оптимальные методы и приемы обучения.

Слайд 17

 Одним из инновационных и малоизученных способов организации обучения является кейс-технология (Case Study). Суть данного метода заключается в осмыслении, критическом анализе и решении конкретных проблем или случаев (cases). Кейс – это описание ситуации, которая имела место в той или иной практике и содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения. Это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию привносится часть реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить, и предоставить обоснованное решение.

Слайд 18

Кейс-технология направлена не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений самостоятельно осваивать информацию и применять полученные знания в реальной жизни, технология развивает умственные, сенсорные и речевые способности, аналитические умения, формирует навыки социально- коммуникативного взаимодействия в общении в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый», обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка.

Сегодня опыт работы с применением данной технологии представят воспитатели подготовительной группы Грек М.П., Фролова А.Ю., которые приглашают нас в Детективное агентство «Что? Где? Когда?»

Слайд 19

Студия «Эко - мода»– это маленький мир, в котором девочки  получают ряд знаний и умений, необходимых в жизни каждой будущей леди, а мальчики приобретают чувство вкуса и красоты,  это своеобразное смешение прикладного творчества, моды, пластики, танца и подиума. Все это, как нельзя лучше, формирует у детей чувство стиля, художественный вкус и помогает развитию физических данных.

Слайд 21

Занятия в студии помогают детям раскрыть свои таланты, понять,  красоты в

каком  виде творчества они могут быть наиболее успешными. А так же

учат детей быть не только подтянутыми и стройными, красиво двигаться и

одеваться, но и быть раскрепощенными и уверенными в себе.

Использование  материалов из вторичного сырья не только развивает у дошкольников фантазию, творческое мышление, но и прививает маленьким модельерам ответственное отношение к окружающему миру, основы экологической культуры.

Слайд 22

Формирование у  дошкольников  представлений о мире труда и профессий представляет собой необходимый процесс, которым управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, в том числе, используя традиционные технологии такие, как с.р. игры,  с внесением современных составляющих , а так же интересное, творческое, перспективное направление педагогики - интерактивную педагогическую кейс - технологию, так понравившуюся детям.

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. И чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в старшем возрасте.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учетом требований современного образования.

Заключение семинара

Спасибо вам, прекрасные коллеги,
Помощники, советчицы, стратеги,
Работалось мне с вами так легко,
И было весело, сердечно и тепло!
Мне жаль сегодня с вами расставаться,
Так хочется Вас попросить  остаться,
Но жаль, всех Вас труба зовет

И в путь пора, работа снова ждёт!
Желаю вам удач и вдохновенья,
И очень много сказочных мгновений,
Карьеры и зарплаты, чтоб повыше,
Любви и впечатлений — выше крыши!

 

Приложение 1

Игра "Самая, самая профессия"
Задача участников: назвать одну или несколько профессий подходящих под определение: «вкусная», «весёлая», «опасная», «детская», «серьёзная», «общительная», «высотная», «сильная», «красивая», «заботливая», «быстрая», «глубокая», «ответственная», «интересная».

Игра «Придумать профессии, начинающиеся на букву…» 
Задача участников: назвать как можно больше профессий, на заданную букву.
Условия игры: команды называют по одной профессии, друг за другом, не повторяясь. Выигрывают та команда, которая придумала больше профессий.
Конкурс «Закончи пословицу»
Условия конкурса: каждая команда выбирает одну карточку и получает две минуты на выполнение задания.
Задача команды: прочитать начало пословицы и сформулировать (додумать) её окончание.
«Какой мастер - …..» (такова и работа)
«Тяжко тому жить,… (кто от работы бежит)
«Словами туда и сюда,… (а делами – никуда)
«Труд кормит, … (а лень – портит)
«Кто любит трудиться, …. (тому без дела не сидится)
«Красна птица оперением,.. (а человек – рукоделием)
Конкурсы по единой тематике
(на примере профессии «Журналист»)
1) Ведущий читает загадку о профессии журналист:
Почерком быстрым исписан весь лист -
Очерк в газету строчит... (Журналист.)
2) Ведущий: Журналист должен обладать хорошей дикцией, предлагаю Вам принять участие в конкурсе «Чистоговорки». 
Условия конкурса: каждая команда выбирает одну карточку, на которой записана скороговорка и получает две минуты на выполнение задания. Задача команды: проговорить чистоговорку хором.
Встретил в чаще ёж ежа:
«Как погода, ёж, - свежа».
И пошли домой дрожа,
Сгорбясь, съёжась два ежа.
Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.
Чайничек с крышечкой,
Крышечка с шишечкой,
Шишечка с дырочкой,
В дырочку пар идёт.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом,
Да все тридцать три пирога с творогом.
Наш чеботарь
Всем чеботарям чеботарь,
Нашего чеботаря никому не перечеботарить.
У пеньков опять
Пять опят нашли пять ребят.
3) Ведущий: Общаясь с разными людьми журналист должен иметь богатый словарный запас. Предлагаю Вам принять участие в конкурсе «Предметы гардероба на букву «П»
Задача команды: назвать как можно больше предметов гардероба на заданный звук. Условия конкурса: каждая команда называет по одному предмету, друг за другом, не повторяясь, без предварительной подготовки.
4) Ведущий: Журналист может написать заметку в газету или журнал на любую тему. Предлагаю каждой команде принять участие в конкурсе: «Написать заметку о своей профессии»
Задача команды: рассказать о «своей» профессии по следующей схеме: название профессии – место работы –условия труда – инструменты для работы – выполняемые трудовые операции – результат труда (иначе говоря – составить рассказ в определённой последовательности).
Условия конкурса: На выполнение задания командам даётся 4 минуты, затем выслушиваются полученные рассказы.
5) Ведущий: Журналист должен хорошо знать произведения других писателей. Предлагаю командам принять участие в «Литературном конкурсе». 
Условия конкурса: каждая команда выбирает одну карточку, на которой написано название известной детской сказки и получает две минуты на выполнение задания. 
Задача команды: назвать профессии литературных героев конкретного произведения, указанного на карточке.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rannyaya_proforientatsiya_doshkolnikov_wecompress.com_.pptx2.73 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формы и методы ранней профориентации в МАДОУ № 23 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

Слайд 2

У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?

Слайд 3

В каждом ребёнке дремлет птица, которую надо разбудить для полёта. Творчество – вот имя этой волшебной птицы!

Слайд 7

Быть артистом хорошо, а моделью лучше!

Слайд 8

Может я моделью стану? Пусть меня научат…

Слайд 10

Быть моделью хорошо, а детективом – лучше!

Слайд 11

В детективы б я пошёл, пусть меня научат…

Слайд 12

Детектив - хорошо, а строитель – лучше!

Слайд 13

Я б в строители пошёл, Пусть меня научат!

Слайд 14

Строитель хорошо, а поваром лучше!

Слайд 15

Я бы в повара пошёл – Пусть меня научат!

Слайд 16

Научная лаборатория «Академия профессора Всезнайкина»

Слайд 19

Он главный на дороге, Он важный, как директор, И смотрит взглядом строгим На всех автоинспектор!

Слайд 22

Самое опасное ‒ Работа под землёй. Каждый, кто шахтёром стал, ‒ Тот уже герой!

Слайд 23

Встреча с шахтёром орденоносцем

Слайд 24

Экскурсия в городской музей им. В.Н. Плотникова

Слайд 27

Экскурсия в шахтерский городок

Слайд 31

Растим достойную смену


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранняя профориентация дошкольников

Данный материал содержит методические разработки по развитию у детей младшего дошкольного возраста ранней профориентации через сюжетно-ролевые игры: активизация и пополнение словарного запаса, развити...

Методическое сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление  дошкольной педагогики....

Консультация для педагогов "Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников"

Рекомендации  по использованию и подбору художественной и энциклопедической литературы на примере  «железнодорожные профессии»...

Материал (сюжетно-дидактическая игра и беседа) по ранней профориентации дошкольников на примере «Железнодорожные профессии»

СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА для детей старшей группы “КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ПОЕЗДЕ”  БЕСЕДА С РЕШЕНИЕМ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ с детьми старшего дошкольного возраста на тему “БЫТЬ ПРИМЕРНЫМ ПАССАЖИРОМ...

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников "В мире профессий".

В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, дидактические игры. Отобран материал для работы с...

Педагогический совет "Ранняя профориентация дошкольников. Формирование представлений детей о профессиях взрослых с использованием современных технологий обучения дошкольников"

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение- первая ступень формирования базовых знаний о п...

Ранняя профориентация дошкольников у детей раннего возраста

Для профориентационной работы с воспитанниками ДОУ лучше всего подходят тематические сюжетно-ролевые игры, экскурсии (реальные и виртуальные), посещения выставок, наблюдения и беседы....