Организация предметно-развивающей среды.
календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Фролова Лариса Васильевна

Организация развивающей среды в яслях . Методические рекомендации

 

В каждой группе детского сада предметная среда должна соответствовать возрасту детей и быть развивающей. От того, какая среда окружает ребенка, зависит его физическое, интеллектуальное и эстетическое развитие. Среда в группах раннего возраста должна учитывать особенности детей на данном этапе развития: ситуативность, интерес к предметам, повышенная двигательная активность. Расскажем, что должно быть в группе у малышей, чтобы они чувствовали себя комфортно и безопасно.

Мебель и оборудование в группе располагайте так, чтобы осталось достаточное пространство для свободной двигательной активности и общения детей. У малышей должна быть возможность беспрепятственно ходить, ползать, бегать, возить за веревочку машинки, толкать перед собой тележки, а также побыть одному в уголке уединения.

 

Цветовая отделка. Оформление групповой комнаты должно пробуждать у детей познавательные интересы и позитивные эмоции. Поэтому выбирайте цветовую отделку помещения такую, чтобы она не была тусклой, но в то же время не перевозбуждала детей. На стенах разместите картины и репродукции, детские рисунки, фотографии. Все экспозиции должны быть на такой высоте, чтобы дети могли увидеть и рассмотреть их. Также на небольшом расстоянии от пола рекомендуется укрепить зеркало, чтобы малыши могли увидеть себя в нем в полный рост. Это важно для формирования у детей раннего возраста образа себя.

Звуковой дизайн. Оформите групповую комнату и спальню звуковым дизайном – записями колыбельных песен, плеска воды, шума моря, пения птиц, шелеста листвы. Тихие, приятные звуки успокоят детей, создадут уют, выполнят познавательную и эстетическую функции. Веселые детские песенки, танцевальные мелодии, колыбельные, фрагменты классических произведений используйте во время режимных моментов и в играх в качестве фона и дополнения.

Зонирование. В группе необходимо обеспечить детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности. Для этого зонируйте групповую комнату и спальню. Чтобы отделить некоторые зоны друг от друга, используйте перегородки с ячейками, нишами. Например, зону сюжетных игр можно отделить от зоны для подвижных игр, чтобы дети не отвлекались и не мешали друг другу. При этом каждая зона должна быть хорошо освещена. Зонирование помещения поможет каждому ребенку выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить устойчивый интерес к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности.

Зоны располагайте так, чтобы они способствовали плавному переходу детей от одной деятельности к другой. Например, зона для игр со строительным материалом может соседствовать с зоной сюжетных игр. В процессе игры с сюжетными игрушками ребенок сможет взять расположенные рядом кубики и построить домик и дорожку для кукол.

Принцип зонирования не означает, что предметная среда должна быть неизменной. Зоны следует менять, объединять, дополнять. Развивающая обстановка должна, с одной стороны, обеспечивать ребенку ощущение постоянства, стабильности, устойчивости, а с другой стороны, позволять взрослым и детям видоизменять ее в зависимости от потребностей и возможностей малышей и новых педагогических задач. Для этого в группе должны быть легкие материалы и специальные предметы, которые позволят создать новые зоны и уголки. К ним относятся ширмы, скамейки, мягкие модули, большие куски ткани и пр. Например, с помощью больших модулей из легких материалов дети смогут построить в центре комнаты дом, дворец, лабиринты, пещеры для игр. Эти же модули воспитатель легко преобразует в большой общий стол для игры с группой детей.

Периодически меняйте в группе отдельные элементы и привлекайте к ним внимание малышей. Если кто-то из родителей умеет хорошо рисовать или владеет художественными техниками, попросите их расписать свободную часть стены красками, сделать панно, изготовить оригами. Игры и игрушки также следует периодически менять. В каждой зоне должны своевременно появляться новые предметы, которые будут стимулировать двигательную, познавательную активность малышей, развивать их игровую деятельность. При этом игрушек в каждой зоне не должно быть много.

Рисунок-схема. Что должно быть в группе раннего возраста. Требования к игрушкам и материалам

для разных видов детской деятельности

Большое значение для развития детей раннего возраста имеют специфические виды детской деятельности. Это прежде всего познавательно-исследовательская и игровая деятельность. Поэтому в группе должны быть условия для их полноценной реализации. Каждый вид деятельности предполагает специальное материальное оснащение. Все материалы необходимо подбирать с учетом возраста детей. Остановимся на характеристике игрушек и материалов, которые должны быть в группе раннего возраста.

Игрушки для предметной и познавательно-исследовательской деятельности. Исследовательский интерес, способность и стремление экспериментировать зарождаются в раннем детстве в ходе предметной деятельности. Именно в «бесцельных», неосознанных действиях ребенка начинает формироваться познавательная активность и познавательная мотивация, которая ведет за собой познавательное развитие. Познавательно-исследовательская деятельность развивает восприятие, внимание, мышление, речь ребенка. Смысловым центром этой деятельности является интерес к игровому материалу и действиям с ним, благодаря которым ребенок становится самостоятельным, начинает осознавать свои возможности.

Возможность многократно наблюдать, самостоятельно воспроизводить, повторять – это условие исследования в любом возрасте. До 3–4 лет экспериментирование непосредственно связано с предметными действиями – оно происходит в потоке действий, которые совершает ребенок с предметами. Постепенно экспериментирование становится целенаправленным – ребенок начинает сознательно выявлять свойства предметов. Чем разнообразнее материал, который есть в распоряжении у малыша, тем более многогранным будет экспериментирование.

Материалы для исследовательских действий детей можно разделить на две группы: для предметной деятельности (составные игрушки, игрушки-каталки, игрушки-тренажеры, подручный материал) и детского экспериментирования (динамические игрушки, звучащие игрушки, наборы песка и воды, игрушки с сюрпризом).

Игрушки для предметной деятельности и экспериментирования различаются. Первые должны направлять ребенка на выделение определенного значимого признака (например, формы или размера). Вторые – отображают различный характер движения предметов, их звучания, взаимодействия между собой или с различными веществами – водой, воздухом, песком т. п. Важные качества игрушек для предметной деятельности и экспериментирования – наглядность и яркий, очевидный эффект явления, который побуждает ребенка воспроизвести действие и желание разобраться.

Познавательные действия возможны также с наглядно-образным материалом. К данному виду материала относятся наглядные пособия, которые отражают предметные, природные или социальные объекты и события. Это различные наборы карточек и картинок с разнообразными изображениями. Картинки полезны для развития речи, которое в раннем возрасте является одной из центральных задач воспитания.

Материалы для развития речи. В группе должны быть книжки с картинками (сборники потешек, стишков, прибауток, песен, сказок, рассказов); предметные и сюжетные картинки, наборы картинок для группировки по темам (одежда, посуда, мебель и др.); разрезные картинки, наборы парных картинок. Кроме того, хорошо иметь аудиоматериалы с записями детских песен, сказок и диафильмы, которые более полезны для малышей, чем мультфильмы.

Материалы для игровой деятельности. Сюжетная игра – ведущая деятельность дошкольника. Но ее начало относится к раннему возрасту, поэтому в ясельной группе обязательно должны быть игрушки и материалы для настоящей игры. Чтобы ребенок почувствовал себя в игре другим, принял роль и мог ее удержать, существует специальный игровой материал – ролевая атрибутика, которая делает роль более наглядной. Этот материал можно разделить на три группы: маркеры пространства, атрибуты роли, предметы ролевых действий.

Важнейший предмет для сюжетных игр и ролевых, и режиссерских – образная игрушка (куклы, фигурки животных и персонажи детских сказок). Такая игрушка является и атрибутом для игры, и партнером по общению. Ребенок говорит с куклой и за куклу, сам спрашивает и отвечает за нее, переносит в такое общение свой опыт и переживания.

При подборе образных игрушек следует внимательно относиться к их характеру, образу. Такая игрушка становится объектом идентификации для ребенка – бессознательно он принимает на себя выражение лица, позу и характер кукольного персонажа. Чтобы образная игрушка стала предметом игры и реализовала свой развивающий потенциал, она должна обладать определенными качествами – гармоничное, целостное сочетание условности и реалистичности образа и характера (к куклам это относится в первую очередь). Реалистичность и узнаваемость образа становится ориентиром, который направляет игровые действия ребенка и сюжет игры.

Еще одна важная характеристика образных игрушек – техническая оснащенность. Игрушки, которые содержат механизмы движения (ходящие куклы, говорящие и поющие звери и пр.) часто становятся предметами для манипулирования и экспериментирования, но уводят ребенка от смысла игровой деятельности – создания воображаемой, условной ситуации. Наличие встроенного механизма игрушки навязывает ребенку определенный способ действия с ней и закрывают возможность настоящей игры, а значит, блокируют инициативность ребенка.

Открытость по образу и действию – основное требование к образной игрушке. Поэтому куклы лучше выбирать с обликом ребенка, а не взрослого или подростка. Они помогут ребенку воспроизвести, а значит, осознать, события своей жизни. В игре они могут быть детьми в семье, пассажирами, пациентами, учениками, играть, путешествовать. Вместе с тем важно, чтобы набор кукол в группе был разнообразным. Нужны куклы разного возраста, пола, характера, в разной одежде.

Неоформленые материалы. В группе должен быть неоформленный материал – природный, бросовый, элементы старых конструкторов для использования в сюжетно-ролевых играх в качестве предметов-заместителей. Эти предметы также нужно обновлять, чтобы стимулировать развитие воображения детей.

Создание полноценной развивающей среды не связано напрямую с финансовыми возможностями ДОО. Групповое помещение не обязательно должно быть оснащено дорогостоящими игрушками и оборудованием. Разностороннему развитию ребенка может способствовать не только игровой и дидактический материал фабричного производства, но и изготовленный педагогами и родителями. Главное – чтобы игрушки и материалы соответствовали возрасту детей, были адекватны целям развития и находились в свободном доступе.

Характеристика игрушек и материалов для разных видов деятельности детей до 3 лет.

 

 Примерный перечень материалов и оборудования для групп раннего возраста

в соответствии с образовательными областями

Познавательное и речевое развитие

Материалы

и игрушки

для предметной деятельности

·      Пирамидки и стержни для нанизывания с цветными элементами разнообразных форм для индивидуальных занятий.

·      Большая напольная пирамида для совместных игр со сверстниками, матрешки.

·      Наборы кубиков и объемных тел (цилиндры, бруски, шары, диски).

·      Игрушки-орудия (совочки, лопатки с наборами формочек, удочки, сачки, черпачки, грабельки, молоточки, веера и др.).

·      Наборы разнообразных объемных вкладышей.

·      Мозаики, рамки-вкладыши с различными геометрическими формами, паззлы, конструкторы

Материалы и игрушки

для экспериментирования

·      Динамические игрушки – игрушки, которые отображают различные виды движения – различные кугельбаны, кувыркунчики, волчки и юлы, клюющие курочки и пр.).

·      Столы-поддоны с песком и водой; плавающие и тонущие предметы (губки, дощечки, металлические предметы, предметы из резины, пластмассы и пр.).

·      Разнообразные бытовые предметы для исследования (часы, кофемолка, телефон и пр.).

·      Игрушки с магнитом.

·      Игрушки из разных материалов и разной плотности (из тканей, резиновые, деревянные, пластиковые и др.), мягконабивные игрушки из разных тканей, заполненные различными материалами (крупами, бумагой, лоскутками и пр.).

·      Пластические материалы (глина, тесто); материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылки, банки, фасоль, горох, макароны и пр.); трубочки для продувания, просовывания.

·      Игрушки с секретами и сюрпризами (коробочки и пеналы с подвижной крышкой, шкатулки с разными застѐжками, головоломки, наборы для игр, включающих решение проблемных ситуаций); игрушки со светозвуковым эффектом; «волшебный мешочек», наполняемый мелкими предметами и игрушками

Материалы

для развития речи

·      Предметные и сюжетные картинки, наборы картинок для группировки (одежда, посуда, мебель, животные, транспорт, профессии, игрушки).

·      Книжки с картинками (сборники потешек, стишков, прибауток, песен, сказок, рассказов).

·      Разрезные картинки, наборы парных картинок; серии картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации).

·      Аудионосители с записями детских песен, сказок.

·      Диафильмы

Социально-коммуникативное развитие

Наглядно-образный материал (наглядные пособия, отражающие предметные, природные или социальные объекты

и события)

·      Фотографии детей, семьи, семейные альбомы.

·      Фотографии, альбомы, отражающие жизнь группы и детского сада. Хочу такой сайт

·      Наглядные пособия (книги, иллюстрации), отражающие разные занятия детей и взрослых.

·      Картинки и фотографии, изображающие разные эмоциональные состояния людей (веселый, грустный, смеющийся, плачущий, сердитый, удивленный, испуганный и др.), их действия, различные житейские ситуации.

·      Наглядный материал и игрушки, способствующие развитию толерантности (картинки, куклы, изображающие представителей разных рас и национальностей; картинки, куклы, изображающие больных детей и животных и т.п.).

·      Аудио-, видеоматериалы о жизни детей и взрослых

Материалы и игрушки для процессуальных и сюжетных игр

·      Игрушки-персонажи: крупные куклы в одежде, которую можно снимать и надевать, куклы-голыши, антропоморфные животные из разных материалов.

·      Стационарная и настольная кукольная мебель (столики, стульчики, скамеечки, шкаф, кроватки и пр.).

·      Игрушки для разыгрывания различных сюжетов: кормления кукол (посуда, столовые приборы), укладывания спать (подушечки, простынки, одеяльца), купания (ванночки, флаконы, губки, салфетки), лечения (игрушечные наборы, в которые входят градусник, шприц, трубочка для прослушивания, кусочки ваты, бинтик и пр.), прогулок (коляски с подушечкой и одеяльцем, машинки); уборки (губка, мыло, мисочка или раковина совок, веничек, салфетки).

·      Строительные наборы для мебели домов, дорожек и пр.

·      Машины крупные, с кузовом, кораблики, поезд, и пр.).

·      Детские игрушечные телефоны.

·      Предметы-заместители в коробках (кубики, палочки, шишки, желуди, шарики, детали пирамидок и конструкторов, фигурные катушки и пр.).

·      Ткани разных размеров, цветов и фактур

·      Крупные модули для строительства машин, поездов, домов и пр.

·      Большие коробки с прорезями в виде окон, из которых также можно устраивать дома, поезда, туннели, дом

Художественно-эстетическое развитие

Материалы и оборудование общего назначения

·      Книги с красочными иллюстрациями, репродукции.

·      Фланелеграф.

·      Стенд для демонстрации детских рисунков и поделок.

·      Емкости для хранения материалов для изобразительной деятельности

Материалы для изобразительной деятельности

·       Наборы цветных карандашей, фломастеров, разноцветных мелков; краски (гуашь, акварель, пищевые красители).

·       Кисти для рисования, для клея; палитра, емкости для воды, красок, клея.

·       Бумага разных форматов, цветов и фактуры, картон для рисования и аппликаций.

·       Глина, пластилин (не липнущий к рукам).

·       Печатки, губки, ватные тампоны для нанесения узоров; трафареты для закрашивания.

·       Доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, глиной, тестом; мольберты.

·       Салфетки для вытирания рук и красок; фартуки и нарукавники для детей

Материалы для музыкального развития детей

·       Игрушечные музыкальные инструменты: бубны, барабаны, трещотки, треугольники, маракасы, ложки, колокольчики, дудочки, металлофоны, пианино.

·       Игрушки с фиксированной мелодией (музыкальные шкатулки, шарманки, электромузыкальные игрушки с наборами мелодий, звуковые книжки, открытки).

·       Аудиосредства (музыкальный центр, наборы дисков с записями музыкальных произведений)

Материалы для театрализованной деятельности

·       Наборы кукол, игрушек-персонажей сказок, ширмы для кукольного спектакля, костюмы, маски, театральные атрибуты для разыгрывания сценок и спектаклей.

·       Карнавальные костюмы, маски.

·       Фланелеграф с набором персонажей и декораций; различные виды театров (би-ба-бо, настольный плоскостной, магнитный, теневой).

·       Аудио-, видеосредства для демонстрации детских спектаклей, мультфильмов

Физическое развитие

Приспособления для

развития двигательной активности детей (ползания, лазания, ходьбы, бега,

прыжков)

·       Горки, лесенки, скамеечки, туннели, домики.

·       Игрушки-качалки, модульные сооружения различных форм из разных материалов, веревки, дорожки для ходьбы, задающие изменение направления движения.

·       Массажные дорожки и коврики с разным покрытием, «сухой бассейн», мини-маты, трехколесные велосипеды, мини-стадион

Игрушки и материалы для развития мелкой и крупной моторики

·      Мячи разных размеров, в том числе массажные кегли, обручи, кольца.

·      Игрушки, которые можно катать, толкать; разноцветные предметы различной формы для нанизывания; доски с пазами, крючочками, стержнями и молоточками.

·      Специальные приспособления – стенды, тренажеры – предназначенные для развития разнообразных движений кисти руки и пальцев (застежки – молнии, пуговицы и петли, крючки, шнуровки).

·      Коробки с разными крышками и прорезями, копилки

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым  и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."

Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...

презентация Организация предметно-развивающей образовательной среды в ДОУ по ФГОС.ppt

Цель моей презентаций: Приобретение профессиональных компетенций педагога в соответствии с требованиями ФГОСЗадачи: §Изучить нормативно-правовые документы ФГОС.        ...

Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

Педсовет "Организация предметно-развивающей речевой среды".

Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях насыщенной предметно-развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средст...