Сообщение из опыта работы на тему «Использование информационно-коммуникационных технологий в ДОУ»
материал

Горбунова Надежда

Использование ИКТ в д/с - актуальная проблема современного дошкольного воспитания. За последние годы в нашей стране произошел ряд событий, определяющих ускоренное развитие интернет-технологий в дошкольных учреждениях, формируются электронные ресурсы дошкольного образования.

Согласно требованиям ФГОСДО, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии.

Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.

Для реализации этого необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_ikt_2020.docx31.21 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование

информационно-коммуникационных технологий в ДОУ»


         Использование ИКТ в д/с - актуальная проблема современного дошкольного воспитания. За последние годы в нашей стране произошел ряд событий, определяющих ускоренное развитие интернет-технологий в дошкольных учреждениях, формируются электронные ресурсы дошкольного образования.

Согласно требованиям ФГОСДО, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии.

Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.

Для реализации этого необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

(слайд 2) В нашем дошкольном учреждении создана информационная среда, которая      включает в себя:

  • Кабинеты методиста, психолога и логопеда оборудованные компьютером, принтером, сканером, подключенные к сети Интернет.
  • Наличие в группах ДОУ телевизоров, DVD-плееров, магнитофонов. В некоторых группах еще имеются принтеры.
  • Музыкальный зал оснащен мультимедийным проектором, музыкальным центром, синтезатором.
  • Изостудия оснащена ноутбуком, проектором.

В своей работе воспитатели используют ИКТ по четырем направлениям:

  • Ведение документации
  • Создание и хранение учебно-методического комплекса
  • Организация воспитательно-образовательного процесса
  • Взаимодействие с родителями

Ведение документации (слайд 3)

Одно из направлений работы по использованию ИКТ – это оформление основной документации в электронном виде. Ведение основной документации в электронном формате значительно сокращает время по её заполнению, даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации. Это такие документы, как: списки детей, сведения о родителях, перспективные и календарные планы по всем направлениям работы в группе, картотеки.

Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

(слайд 4) Кроме того, использование ИКТ позволяет подобрать и оформить иллюстративный материал к ООД, родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

Важным аспектом использования ИКТ является подготовка педагога к аттестации. Здесь рассматривается как оформление документации, так и подготовку электронного портфолио.

Также педагоги используют ИКТ для создания и хранения учебно-методического комплекса.

         Разрабатывают, систематизируют и собирают методические разработки и документацию (консультации для родителей, конспекты, игры, музыкальные подборки, мультимедийное оформление праздников).

        (слайд 5) На персональных сайтах размещают свои методические разработки: конспекты, мастер - классы, проекты; делятся опытом работы с коллегами. 

  • Следующее направление, в котором педагоги используют ИКТ - организация воспитательно-образовательного процесса с детьми: (слайд 6)

Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это помогает обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.
Для своей работы педагоги: (слайд 7)

  • Подбирают иллюстративный и познавательный материал к занятиям.
  • Знакомятся со сценариями праздников и других мероприятий.
  • Создают презентации в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми (включая дидактические игры, КВН, викторины).

Педагоги используют следующие формы - это презентации, слайд – шоу, аудиокниги, фотоальбомы, видеоролики, видеофильмы.

В своей работе педагоги по развитию речи с применением ИКТ используют следующие варианты: составление предложений из слов по картинке, по схеме, опорным словам; составление рассказа по серии сюжетных картинок; рассказы по цепочке. Педагоги с детьми придумывали коллективные сказки на свободную тему, каждый ребёнок придумывал по одному предложению. К получившейся сказке подбирали картинки, которые вставляли в слайд-шоу. Для детей большим сюрпризом было увидеть своё произведение и снова всем вместе вспомнить придуманную сказку.

(слайд 8) Игры типа: «Чего не стало», «Покажи и назови», «Чего не хватает».

Использование познавательных видеороликов, и мультфильмов для повторения правил дорожного движения, выполнение игровых заданий и упражнений, с целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, дошкольники закрепляют основы безопасного поведения на дороге и в транспорте, запоминают основные дорожные знаки, сигналы светофора.

Педагоги с помощью видеороликов проводили двигательные минутки, которые использовали на утренней гимнастике, на праздниках и развлечениях. Дети с удовольствием выполняли движения.

(слайд 9) ИКТ используют в работе с детьми при проведении организованной образовательной деятельности, в совместной деятельности (чтение – слушание, физминутки, при проведении режимных моментов и самостоятельной деятельности, релаксации). 

(слайд 10) Большую роль использования ИКТ педагогами играет во взаимодействии с родителями.

Современные родители грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты, и ограничены во времени для получения большого объема информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей. Поэтому в новых условиях особую актуальность приобретает поиск таких форм взаимодействия семьи и детского сада, которые позволяют эффективно реализовывать основную общеобразовательную программу дошкольного образования. А это возможно, если педагоги и родители осведомлены относительно планов и намерений друг друга.

В условиях развития современного общества педагоги используют разнообразные формы работы с родителями ДОУ с использованием ИКТ: сотовая связь, персональные сайты, общение с родителями по электронной почте. Еще в мессенджере WhatsApp педагоги создали свои чаты с целью общаться с родителями по мере необходимости в любое время, обмениваться информацией, мнениями, и в этом помогает интернет.

Также у детского сада есть собственный сайт в сети Интернет, который предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях. Кроме этого, сайт детского сада является для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера. Со страниц сайта родители могут получить информацию о педагогическом составе ДОУ, о предметно-развивающей среде, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников.

(слайд 11, 12) В период сложной эпидемиологической обстановки (самоизоляция) педагогический    коллектив нашего детского сада продолжил работу по развитию и воспитанию детей. (слайд 13) Главным инструментом в работе педагогов стали информационно — коммуникационные сети, т. е. работа велась в форме дистанционного взаимодействия с воспитанниками при непосредственном участии родителей.

(слайд 14) На официальном сайте учреждения был создан раздел «сидим дома». В данном разделе выделены вкладки для каждой группы воспитанников и отдельно вкладки специалистов детского сада, где в соответствии с программным содержанием и тематическим планом размещался учебный-методический материал в доступном и понятном для родителей и воспитанников формате. Материал был представлен в виде обучающих презентаций и мастер-классов для детей: по аппликации, рисованию. Размещались видео материалы и увлекательные мультфильмы. Размещали рекомендательный материал по дидактическим и подвижным играм с детьми дома, а также материал для чтения малышам, в соответствии программой обучения и воспитания. Были охвачены все области развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО. (слайд 15) Помимо материалов по образовательной программе воспитатели привлекали детей к участию в творческих конкурсах различного уровня: уровень ДОУ, региональный. Дошкольники вместе с родителями рисовали, делали поделки, учили стихотворения и присылали фото и видео отчеты педагогам. Для эффективности обратной связи использовали группы в социальной сети и мессенджеры. Например, родителям предлагалось заучить с ребенком стихотворение и с помощью мессенджера WhatsApp или социальной сети ВКонтакте отправить педагогу видеофайл. Видеофайлы обрабатывались педагогами и публиковались на официальном сайте учреждения в каждой возрастной группе.

(слайд 16) Особо хочется выделить работу педагога по физической культуре, которая была актуальна в период самоизоляции, так как детям дошкольного возраста по природе не свойственна малоподвижность, но в условиях самоизоляции многие столкнулись с данной проблемой. Инструктор по физической культуре размещал комплекс упражнений утренней гимнастики, разминок для каждой возрастной группы в веселой игровой форме, доступные для детей. Инструктор по физической культуре проводила работу и с родителями. Для них были подготовлены видеообращения по профилактике нарушения осанки и плоскостопия. Даны ссылки занятий физической культурой дома во время самоизоляции.

(слайд 17) В разделе «сидим дома» вел свою работу учитель-логопед. Организация логопедической помощи во время режима самоизоляции оказалась весьма непривычной, так как работа логопеда предполагает постоянное контактное присутствие, постоянный контроль и ведение ребенка как на протяжении одного занятия, так и на протяжении определенного образовательного цикла. В рамках режима самоизоляции учителю-логопеду пришлось освоить новые формы работы с детьми и родителями. (слайд 18) Учитель-логопед по ZOOM проводила индивидуальные занятия. Также еженедельно в раздел размещали материал занятий на неделю. Актуальность и польза данной формы взаимодействия с детьми и родителями высока. Родители получали четкий план действий и не оставались просто наблюдателями, они вместе с ребенком прорабатывали материал и готовили отчёты. Благодаря такой форме работы дети оставались включёнными в образовательных процесс, закреплялись полученные знания и умения.

В период пандемии остро стоит вопрос детско-родительских отношений. (слайд 19) Работа педагога-психолога нашего детского сада была очень значительна. Специалистом проводилась просветительская и консультационная работа по снижению тревожности, апатии, страхов, депрессии и агрессии детей и взрослых, а также на развитие психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие, мелкая моторика). (слайд 20) Для решения этих проблем, педагог-психолог организовывала работу используя программу ZOOM и WhatsApp. Давала рекомендации по организации режима дня дома, совместных занятиях с детьми, организации игровой, трудовой и художественно-продуктивной деятельности советовала, как общаться в семье и о необходимости общения друзьями и знакомыми. (слайд 21) В раздел каждую неделю размещала задания на развитие психических процессов. В результате работы в дистанционном взаимодействии активность родителей увеличилась, особый интерес проявляют к новым интерактивным формам работы молодые родители.

В то же время информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что применение информационно-компьютерных технологий в ДОУ:

- способствует повышению профессионального уровня педагогов, побуждает их искать новые нетрадиционные формы и методы обучения, проявлять творческие способности;

- способствует повышению интереса детей к обучению, активизирует познавательную, исследовательскую активность, повышает качество усвоения программного материала детьми;

- способствует повышению уровня педагогической компетентности родителей, информированности их о направлениях деятельности всего учреждения и результатах конкретного ребенка, сотрудничеству родителей и ДОУ.

(слайд 22) Таким образом, умелое использование информационно-коммуникативных технологий в ДОУ создает положительную мотивацию воспитанников в процессе получения новой информации и повышает качество образовательного процесса, кардинально расширяя возможности педагогов в выборе материалов и форм совместной деятельности, делают образовательную деятельность яркой и увлекательной, информационно и эмоционально насыщенной.

Используемая литература

https://multiurok.ru/files/doklad-ispolzovanie-informatsionno-kommunikativnyk.html

https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/ispol_zovaniie_informatsionnykh_i_kommunikativnykh_tiekhnologhii_v_vospitatiel_n


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»

Использование разнообразных форм работы и активных методов общения с родителями....

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование современных технологий по валеологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Теоретический и практический материал по работе с детьми старшего дошкольного возраста по валеологии....

Опыт работы по теме: « Использование информационных коммуникационных технологий в работе воспитателя с родителями.»

Опыт работы по теме: « Использование информационных коммуникационных технологий в работе воспитателя с родителями.»...

Сообщение из опыта работы на тему: «Использование современных технологий в развитии связной речи дошкольников

Я считаю ,что проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети...

Сообщение из опыта работы на тему «Использование нейропсихологических методов и приемов в коррекционной работе учителя-логопеда»

Данный материал будет интересен и полезен всем специалисты ДОУ, логопедам, дефектологам и психологам....