Методические рекомендации по работе с одаренными детьми в области математического развития.
методическая разработка (средняя группа)

Ядринцева Ольга Анатольевна

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми в области математического развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми в области математического развития.

      В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка позволяют по-новому поставить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.

     Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

     Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

           Чтобы обеспечить новый уровень математического образования в настоящее время надо направить свои усилия на формирование у детей способности самостоятельно добывать, анализировать и критически осмысливать полученную информацию, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать действия, умело работая не только индивидуально, но и в команде. Во всех сферах жизни общества есть потребность в одаренных творческих людях. Требуется особый подход к детям, обладающим более высоким уровнем интеллекта, нестандартно мыслящих, имеющих способности выше средних, которые необходимо направить на формирование свободной личности, не боящейся быть отличной от основной массы воспитуемых.

            Цели и задачи работы с одаренными детьми

Цель - создание условий успешности для оптимального развития детей

Задачи:

• Выявление одаренных детей с использованием различных диагностик.

• Развитие творческих способностей на занятиях, с использованием новых технологий, опираясь на индивидуальные особенности детей. Применение средств обучения, способствующих развитию самостоятельного мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков.

• Развитие способностей во время самостоятельной  деятельности.

• Развитие качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях. Главной задачей, таким образом, становится необходимость развивать не столько одаренность, отдельные диагностированные способности, сколько в целом личность одаренного ребенка.

Следовательно, процесс обучения не может состоять лишь из интеллектуального развития, но должен затрагивать всю личность ребенка в целом. Задачи, содержание и конкретные методы обучения, должны быть ориентированы на основные характеристики детей с интеллектуальной одаренностью (ярко выраженная потребность в познании, любознательность, высокий уровень развития мышления и другие).

Цели работы:

выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей;

создание условий для оптимального развития одаренных детей.

Задачи:

Развивающие: Развитие логического мышления ребенка (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать, конструктивного мышления (на геометрическом материале).

Развитие памяти, внимания, творческого воображения.

Образовательные Ознакомление с числовым рядом и составом чисел, получение представления задачи, умение вычленять е части, решать и составлять задачи.

Воспитательные:

Воспитание у детей 6–7 лет интереса к занимательной математике, формирование умения работы в коллективе.

В основу работы по программе ФГОС положены следующие принципы:

– принцип природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуального развития, математической подготовки, предполагающий выполнение математических заданий различной степени сложности);

– проблемности – ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной интеллектуальной деятельности;

– принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов математического развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого воспитанника;

– психологической комфортности – создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка;

– творчества – формирование способности находить нестандартные решения;

– индивидуализации – развитие личных качеств посредством разноуровнего математического содержания.

 Условия реализации программы

Необходимыми условиями успешной реализации программы являются:

• организация особой предметно-развивающей среды в группе, на участке детского сада

для прямого действия детей со специально-подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания;

• психологическая комфортность детей;

• учёт индивидуальных особенностей личности ребёнка.

 Ожидаемые результаты освоения Программы

• Дети умеют сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать, развито конструктивное мышление (на геометрическом материале).

• Дети знакомы с числовым рядом и составом чисел, получены представления задачи, могут вычленять её части, решать и составлять задачи.

• Развито желание заниматься математической деятельностью

• Формирование позитивной «Я-концепции», умение общаться в коллективе.

Комплексное использование всех методов и приемов, форм обучения поможет решить одну из главных задач – осуществить математическую подготовку дошкольников и вывести развитие их мышление на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе. При организации и проведении занятий по математике необходимо всегда помнить о возрасте детей и индивидуальных особенностях каждого ребенка.

Формы работы с одарёнными детьми:

• групповые занятия;

• конкурсы; интеллектуальные игры;

• участие в олимпиадах; презентации;

• работа по индивидуальным планам;

• исследовательская деятельность.

Методы и приемы работы:

• Поисковые (моделирование, опыты, эксперименты)

• Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы, развлечения, досуги)

• Информационно-компьютерные технологии (электронные пособия, презентации)

• Практические (упражнения)

• Интегрированный метод (проектная деятельность)

• Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи)

 Способы и направления поддержки детской инициативы

- Способствовать самостоятельному освоению детьми свойств, отношений, зависимостей, чисел в совместной со взрослыми содержательной познавательной деятельности.

- Стимулировать проявление детьми активности, инициативы, творчества в играх на преобразование, изменение объектов, использование условных знаков и схем.

- Развивать у детей способность самостоятельно решать доступные творческие задачи - занимательные, практические, игровые.

- Учить детей активно пользоваться терминологией, высказываниями о производимых действиях, изменениях, зависимостях предметов по свойствам, отношениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми дошкольного возраста

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том ...

Практические рекомендации для работы с одаренными детьми

В презинтации даны рекомендации воспитателям, родителям для дальнейшего использования в воспитательном процессе....

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми в ДОУ

Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство...

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми...

Диагностика одаренности детей в области математического развития

Диагностика математических способностей детей старшего возраста...

Методические рекомендации по работе с одаренными детьми старшего дошкольного возраста

Цель рекомендаций – показать систему работы по выявлению одарённых дошкольников и последовательность работы с одарёнными детьми.Задачи: Разработать систему диагностики и развития предпосыло...