Развивающий диалог, как средство развития речи дошкольников
материал (старшая группа)

Гончарова Вероника Ильинична

Развивающий диалог- обсуждение с

детьми проблемной(противоречивой,

парадоксальной) ситуации, в результате

которого появляются новые идеи и

ставятся новые задачи. Развивающий

диалог предусматривает не давать

прямых объяснений и готовых ответов, а

подводить детей к тому, чтобы они

рассуждали и сами приходили к правильному ответу.

В диалоге воспитатель не является тем, кто

обучает. Развивающий диалог основан на

свободном общении, дети предстают, как

равноправные участники, как со-беседники,

со-трудники.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающий диалог- обсуждение с

детьми проблемной(противоречивой,

парадоксальной) ситуации, в результате

которого появляются новые идеи и

ставятся новые задачи. Развивающий

диалог предусматривает не давать

прямых объяснений и готовых ответов, а

подводить детей к тому, чтобы они

рассуждали и сами приходили к правильному ответу.

В диалоге воспитатель не является тем, кто

обучает. Развивающий диалог основан на

свободном общении, дети предстают, как

равноправные участники, как со-беседники,

со-трудники. Ребёнок и взрослый находятся

в динамичной позиции («ищу, пробую, не

удовлетворяюсь, продолжаю поиск )Развивающий диалог – это обсуждение детьми проблемной (противоречивой, парадоксальной) ситуации, в результате которого появляются новые идеи и становятся новые задачи.

Именно в развивающем диалоге рождается новое совместное решение.

Какие задачи стоят перед педагогом?

развитие личности ребёнка обеспечить развитие самого диалога

Поведение детей:

Не развивающий диалог :

- «угадывание» правильного ответа, потому как взрослый задает вопрос;

- стремление ответить правильно, страх ошибиться.

Развивающий диалог :

- активно включаются в диалог;

- выражают свое мнение, не зная «правильное» оно или нет.

Позиция педагога:

- инструктирует

педагог, носитель готового знания;

- интерпретирует

дирижёр «слышит голос ребенка».

Основные признаки развивающего диалога :

- проблемная ситуация;

- дети активно включаются в диалог (задают вопросы, поддерживают беседы, детям интересно мнение других, проявляют свое отношение к сказанному, высказывают и аргументируют свое мнение);

- использование новых слов;

- появляются суждения (дети начинают рассуждать, мыслить).

Как сделать диалог развивающим :

педагог – модератор:

- ставит проблему;

- с помощью открытых вопросов пытается включить детей в активно мыслящий процесс;

- не прерывает и не торопит детей;

- не дает готовых ответов;

- использует противоречия;

- аргументирует свой ответ;

- старается не упустить ни одного ребенка;

- отвечая на вопросы детей, должен ответить так, чтобы его ответ помог ребенку развиваться мыслить рассуждать самостоятельно);

- должен помочь ребенку сформулировать мысль и высказать ее, чтобы группа детей ее поняла.

Что должен учитывать воспитатель :

- интересы и потребности детей;

- опыт;

- возраст;

- индивидуальные особенности детей;

- текущие события в группе.

Образовательные результаты:

- развитие навыков общения, умение доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, готовности к совместной деятельности;

- развитие познавательного интереса, умения формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения;

- развитие умения соблюдать установленные нормы и правила;

- ознакомление с окружающим миром, развитие речи;

- обеспечение эмоционального комфорта.

Место развивающего диалога в программе «От рождения до школы» :

- во время утреннего круга (10-15 мин.);

- элементы развивающего диалога (во всех режимных моментах) :

на занятии;

в проектной деятельности;

в свободной деятельности;

в игре;

на прогулке;

на вечернем круге.

Как поставить проблемную ситуацию:

- Проблемная ситуация возникает тогда, когда дана цель, а пути достижения ее субъектом не известны.

- Постановка проблемы предполагает видение целостной структуры в пространстве возможностей и противоречий в ней.

Примерные вопросы для обсуждения:

- взрослых нужно слушаться всегда?

- зачем верблюду, который живет в пустыне такая теплая шерсть?

- можно и всегда делать то, что хочется?

- можно перебегать дорогу на красный свет, если нет машин?

- а у моей подружки живет белая крыса дома. Крыса дикое животное или домашнее?

Как поставить проблему?

Диалог не возникнет, если нет проблемы, цепляющей ребенка и заставляющей задуматься ( например: педагог приносит в группу кусок льда и спрашивает, как поместить его в бутылку).

Правила ведения диалога :

- вопросы продумайте заранее;

- не давайте готовых ответов;

- не говорить «не правильно!», показывайте детям, что все их идеи и гипотезы очень интересны;

- поддерживайте детскую инициативу;

- резюмируйте, время от времени, то что было сказано, называя детей по именам;

- позволяйте детям самим увидеть и понять суть противоречий ситуации;

- позволяйте детям самим обсудить, что произошло;

- принимайте на себя различные роли (а вот я думаю так., а я не поняла, что ты хотел сказать.).

Правила для детей:

- говорить по очереди (передавать мячик, микрофон);

- слушать говорящего (а что сказал Вася);

- не повторяться, любые идеи важны;

- отвечать на поставленный вопрос;

- объяснять, почему ты так считаешь.

Показатели успешности развивающего диалога :

- появляется разнообразие (ответов, вопросов, способов взаимодействия между детьми);

- содержание диалога переходит на новый уровень:

охвачено большинство детей;

дети проявляют свое отношение к сказанному;

высказывают свое мнение и аргументируют его;

- возникает диалог между детьми.

Примерные темы развивающего диалога :

- Естественно - научная (как изобразить движение).

- Социальное окружение (мы одинаковые или разные).

- Норматворчество (всегда нужно делиться своими игрушками).

- Совместное планирование (как мы поздравим наших мам на 8 Марта).

- Философское (что такое счастье, как рождаются мысли).

Структура развивающего диалога :

- проблемная ситуация;

- высказывание детьми своего отношения к проблемной ситуации;

- обсуждение проблемы;

- структурирование ответов детей;

- анализ высказываний;

- формирование гипотезы (возможное решение проблемы);

- проверка гипотезы и выводы.

Варианты развития развивающего диалога :

проектная деятельность образовательное событие развивающее занятие


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель предметно-развивающей среды как средство развития речи дошкольника 6-7 лет

Развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать успешного, самостоятельного, иниациативного, активного и творческого ребенка. Она должна способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности...

Консультация для родителей «Диалог как средство развития речи»

В старшем дошкольном возрасте происходят важные перемены в речи детей. Главная из них заключается в том, что речь ребенка становится контекстной и произвольной....

"Диалог как средство развития речи детей"

консультация для родителей...

Консультация для родителей: "Диалог, как средство развития речи"

Речевая активность детей зависит не только от возраста, но и от опыта диалогического общения со сверстниками. Хотите понять, как этот приобрести? Тогда предлагаю изучить предложенную консультацию!...

Коррекционно-развивающие игры как средство развития речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.В игре явно проявляются особенности мышления и воображения ребенка, ег...

«Развивающий диалог, как средство развития речи дошкольников»

Основные признаки, структура, задачи, этапы и правила развивающего диалога...

Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда, как средство развития речи дошкольников в группе компенсирующей направленности»

Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях насыщенной предметно-развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средст...