«Развивающий диалог, как средство развития речи дошкольников»
консультация

Романова Вера Геннадьевна

Основные признаки, структура, задачи, этапы и правила развивающего диалога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_razvivayushchiy_dialog.docx23.1 КБ
PDF icon romanova_razvivayushchiy_dialog_2023g.pdf977.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия г. Троицка»

«Развивающий диалог»

Первоначальная функция речи- коммуникативная. Речь, есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания.
Л.С.Выготский

Наблюдая за детьми, я заметила, что дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. И тут на помощь воспитателям приходят нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. И одной из таких технологий является технология «Развивающий диалог».

Развивающий диалог – это инструмент здорового разрешения проблем и конфликтов. Основателем развивающего диалога был бразильский философ, учитель португальской грамматики Пауло Фрейер, который в 19 веке с помощью своего метода за несколько дней обучал письму неграмотных деревенских жителей.

Что такое развивающий диалог? Развивающий диалог - обсуждение с детьми проблемной (противоречивой, парадоксальной) ситуации, в результате которого появляются новые идеи и ставятся новые задачи. Развивающий диалог предусматривает не давать прямых объяснений и готовых ответов, а подводить детей к тому, чтобы они рассуждали и сами приходили к правильному ответу.

Основная цель развивающего диалога — помочь развитию творческого, продуктивного, диалектического мышления.

В диалоге воспитатель не является тем, кто обучает. Развивающий диалог основан на свободном общении, дети предстают, как равноправные участники, как собеседники, сотрудники. Ребёнок и взрослый находятся в динамичной позиции («ищу, пробую, не удовлетворяюсь, продолжаю поиск»). Таким образом, основная цель развивающего диалога — помочь развитию творческого, продуктивного, диалектического мышления.


Основные признаки 
развивающего диалога:

  • проблемная ситуация;
  • дети активно включаются в диалог (задают вопросы, поддерживают беседы, детям интересно мнение других, проявляют свое отношение к сказанному, высказывают и аргументируют свое мнение);
  • использование новых слов;
  • появляются суждения (дети начинают рассуждать, мыслить).

Какие задачи стоят перед педагогом?

  1. развитие личности ребёнка;
  2. обеспечить развитие самого диалога

 «Если между ребёнком и взрослым не будет заинтересованного диалога как между равными партнёрами, ребёнок окажется в ситуации исполнителя чужих правил, а в этом случае нельзя говорить ни о самостоятельности, ни об инициативности, ни о творчестве»

Е.Е. Крашенинников, О.Л. Холодова

Развивающий диалог – это «поиск ответа на вопрос, на который «очень хочется ответить, а ответа пока нет». Мышление развивается, когда человек решает трудные задачи, которые требуют времени и значительных самостоятельных усилий.

Структура развивающего диалога:

  • проблемная ситуация;
  • высказывание детьми своего отношения к проблемной ситуации;
  • обсуждение проблемы;
  • структурирование ответов детей;
  • анализ высказываний;
  • формирование гипотезы (возможное решение проблемы);
  • проверка гипотезы и выводы.

Задачи развивающего диалога:

  1. Развивать умения понимать разнообразные инициативные обращения (сообщение, вопросы, побуждения);
  2. Учить детей вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях; задавать вопросы; побуждать партнѐра по общению к совместной деятельности;
  3. Формировать у детей умение пользоваться интонацией, мимикой, жестами;
  4. Развивать умение следовать правилам ведения диалога.

КАК СДЕЛАТЬ ДИАЛОГ РАЗВИВАЮЩИМ?

Педагог – модератор:

  1. Ставит проблему;
  2. С помощью открытых вопросов пытается включить детей в активно мыслящий процесс;
  3. Не прерывает и не торопит детей;
  4. Не даёт готовых ответов;
  5. Использует противоречия;
  6. Аргументирует свой ответ.
  7. Старается не упустить ни одного ребёнка;
  8. Отвечает на вопросы детей. Должен ответить так, чтобы его ответ помог ребёнку развиваться (мыслить, рассуждать самостоятельно).
  9. Должен помочь ребёнку сформулировать мысль и высказать её, чтобы группа детей её поняла.

Обучение детей началам развивающего диалога включает в себя несколько этапов:

  1. создание проблемных ситуаций;
  2. постановка проблемных вопросов;
  3. работа с правилами;
  4. круги доверия (работа в парах, мини группах).

Что должен учитывать воспитатель?

  • интересы и потребности детей;
  • опыт;
  • возраст;
  • индивидуальные особенности детей;
  • текущие события в группе.

В ходе создания проблемных ситуаций главным является введение детей в проблемно-противоречивую ситуацию, которая симулирует дошкольников выдвигать свои версии и обосновывать их, искать новые доказательства.

Существует алгоритм ведения проблемных ситуаций:

  • Задаётся проблемный вопрос? (Как вы думаете? Как вы считаете?)
  • Выдвигаются версии детей с обоснованием;
  • Педагог приводит контраргументы (противоположное мнение) для каждой версии
  • Возвращаются к проблемному вопросу (ситуации) и обосновывают сосуществование двух версий.

В ходе этого этапа педагог фиксирует мнения детей (ЗА и ПРОТИВ) для наблюдения за мыслительными действиями дошкольников. Ведь каждый ребёнок со своим диалектическим мышлением.

Следующий этап — проблемные вопросы. Любознательным и общительным можно считать только того, кто хочет и может задавать вопросы. 

Существуют вопросы следующего характера:

  • Субъективный (Что вы думаете об этом?)
  • Уточняющий (Верно ли?)
  • Почемучкин (Объясните, почему?)
  • Оценочный (Что хорошего? Что плохого? В чём различие?)
  • Воображаемый (Что было бы если? Предположите, что будет, если)

Примерные вопросы для обсуждения:

  1. можно ли всегда делать то, что хочется?
  2. можно ли перебегать дорогу на красный свет, если нет машин? а если взрослый перед тобой перебегает?
  3. у моей подружки живёт белая крыса дома.
  4. крыса – дикое или домашнее животное?
  5. почему люди ходят на работу?
  6. как нарисовать машину в движении?
  7. что одновременно движется и не движется?
  8. как найти на детской фотографии маму среди её подруг?
  9. зачем верблюду, который живёт в пустыне такая тёплая шерсть?
  10. взрослых нужно слушать всегда?

Ещё одним из этапов развивающего диалога является работа с правилами. Ведение диалога не возможно без культурных норм, правил.
Правила возникают на основе разных ситуаций и обсуждаются с детьми. Дошкольники задают проблемные вопросы, высказывают свои мнения, и в ходе детских обсуждений рождается правило. Ребёнку предоставляется выбор в фиксации правил (пиктограмма, предметная картинка в цвете и т.д).

Созданное правило помещается на файерволл(стену) правил и вопросов.
Таким образом, на основе правил, дети учатся рассуждать, доказывать, развивается самостоятельность и саморегуляция.

Правила ведения диалога:

- вопросы продумайте заранее;

- не давайте готовых ответов;

- не говорить «не правильно!», показывайте детям, что все их идеи и гипотезы очень интересны;

- поддерживайте детскую инициативу;

- резюмируйте, время от времени, то что было сказано, называя детей по именам;

- позволяйте детям самим увидеть и понять суть противоречий ситуации;

- позволяйте детям самим обсудить, что произошло;

- принимайте на себя различные роли (а вот я думаю так., а я не поняла, что ты хотел сказать.).

Ну и как последний этап – круги доверия (утренний круг), которые направлены на взаимодействие детей друг с другом в процессе обмена информацией.

Правила для детей:

- говорить по очереди (передавать мячик, микрофон);

- слушать говорящего (а что сказал Вася);

- не повторяться, любые идеи важны;

- отвечать на поставленный вопрос;

- объяснять, почему ты так считаешь.

Образовательные результаты:

развитие навыков общения, умение доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, готовности к совместной деятельности;

развитие познавательного интереса, умения формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения;

развитие умения соблюдать установленные нормы и правила;

- ознакомление с окружающим миром, развитие речи;

- обеспечение эмоционального комфорта.

ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕШНОСТИ РАЗВИВАЮЩЕГО ДИАЛОГА:

1. Появляется разнообразие ответов (вопросов, способов взаимодействия между детьми).

2. Содержание диалога переходит на новый уровень:

- охвачено большинство детей;

- проявляют своё отношение к сказанному;

- высказывают своё мнение и аргументируют его.

3. Возникает диалог между детьми.

Примерные темы развивающего диалога:

- Естественно - научная (как изобразить движение).

- Социальное окружение (мы одинаковые или разные).

- Норматворчество (всегда нужно делиться своими игрушками).

- Совместное планирование (как мы поздравим наших мам на 8 Марта).

- Философское (что такое счастье, как рождаются мысли).

Технологию «Развивающий диалог» мы начинаем использовать с 4 лет. В возрасте 4-5 лет задаём «тонкие» вопросы (Кто? Что? Как звать? Когда?) На этом этапе речь дошкольника становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. В возрасте 5-6 лет дети устанавливают и поддерживают контакты с окружающими детьми. В этом возрасте дошкольников называют «почемучками» и поэтому вопрос Почему? используется в их речи чаще всего. Этот вопрос они задают, как взрослым, так и своим друзьям. Поэтому систематически используем круги доверия, которые помогают ребёнку задавать «толстые» вопросы, побуждают их к рассуждению, анализу, находят новые пути решения проблемных ситуаций. Осуществляем работу с правилами, где дети придумывают и закрепляют нормы и правила поведения.

Таким образом, благодаря развивающему диалогу на основе наблюдения у дошкольников сформированы следующие компетентности:

  • Сформирован навык выдвижения новых идей и их аргументированию;
  • Ребёнок легко вступает в контакт с другими людьми;
  • Развито творческое мышление;
  • Развита самостоятельность и саморегуляция;
  • Сформировано умение задавать проблемные вопросы;
  • Развита способность к рефлексии.
  • Общение служит в качестве механизма объединения людей в группы и условия социализации личности. И чем разнообразнее и богаче общение человека с окружающими его людьми, тем успешнее осуществляется развитие его личности.



Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель предметно-развивающей среды как средство развития речи дошкольника 6-7 лет

Развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать успешного, самостоятельного, иниациативного, активного и творческого ребенка. Она должна способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности...

Консультация для родителей «Диалог как средство развития речи»

В старшем дошкольном возрасте происходят важные перемены в речи детей. Главная из них заключается в том, что речь ребенка становится контекстной и произвольной....

"Диалог как средство развития речи детей"

консультация для родителей...

Консультация для родителей: "Диалог, как средство развития речи"

Речевая активность детей зависит не только от возраста, но и от опыта диалогического общения со сверстниками. Хотите понять, как этот приобрести? Тогда предлагаю изучить предложенную консультацию!...

Коррекционно-развивающие игры как средство развития речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.В игре явно проявляются особенности мышления и воображения ребенка, ег...

Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда, как средство развития речи дошкольников в группе компенсирующей направленности»

Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях насыщенной предметно-развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средст...

Развивающий диалог, как средство развития речи дошкольников

Развивающий диалог- обсуждение сдетьми проблемной(противоречивой,парадоксальной) ситуации, в результатекоторого появляются новые идеи иставятся новые задачи. Развивающийдиалог предусматривает не дават...