презентация "Развивающий диалог как средство развития детской инициативы"
презентация

Глазырина Ольга Леонидовна
•Развивающий диалог- обсуждение с детьми проблемной (противоречивой, парадоксальной) ситуации, в результате которого появляются новые идеи и ставятся новые задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glazyrina_razvivayushchiy_dialog.pptx431.4 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

мастер-класс « Развивающий диалог как средство развития детской инициативы» В соответствии с ФГОС ДО, ФОП ДО, Вариативной частью ОП («От рождения до школы ») 2025 год

Слайд 3

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ — помочь развитию творческого, продуктивного , диалектического (ответ-новое слово-ответ-новое действие) мышления ребенка. В диалоге воспитатель не является тем, кто обучает. Развивающий диалог основан на свободном общении, дети предстают, как равноправные участники, как со-беседники , со-трудники . Ребёнок и взрослый находятся в динамичной позиции («ищу, пробую, не удовлетворяюсь, продолжаю поиск»)

Слайд 4

ЗАДАЧИ :

Слайд 5

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ РАЗВИВАЮЩЕГО ДИАЛОГА  Проблемная ситуация;  Дети активно включаются в диалог:  Дети могут также задавать вопросы; Дети поддерживают беседу; Детям интересно мнение других; Проявляют своё отношение к сказанному; Высказывают своё мнение; Дети аргументируют своё мнение .  Использование новых слов ;  Появляются суждения.

Слайд 6

Развивающий диалог – это «поиск ответа на вопрос, на который «очень хочется ответить, а ответа пока нет». Е. Н. Чеснокова « СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ДИАЛОГА В ОБРАЗОВАНИИ»

Слайд 7

ТЕХНОЛОГИЮ «РАЗВИВАЮЩИЙ ДИАЛОГ» РЕКОМЕНДУЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ С 4 ЛЕТ В возрасте 4-5 лет мы задаём «тонкие» вопросы (Кто? Что? Как звать? Когда?) На этом этапе речь дошкольника становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. В возрасте 5-6 лет дети устанавливают и поддерживают контакты с окружающими детьми. В этом возрасте дошкольников называют «почемучками» и поэтому вопрос Почему? используется в их речи чаще всего. Этот вопрос они задают, как взрослым, так и своим друзьям. Поэтому систематически используем круги доверия, которые помогают ребёнку задавать «толстые» вопросы , побуждают их к рассуждению, анализу, находят новые пути решения проблемных ситуаций. Осуществляем работу с правилами, где дети придумывают и закрепляют нормы и правила поведения.

Слайд 8

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ НАЧАЛАМ РАЗВИВАЮЩЕГО ДИАЛОГА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ НЕСКОЛЬКО ЭТАПОВ: I -создание проблемных ситуаций; II - постановка проблемных вопросов; III -работа с правилами; IV - круги доверия (работа в парах, мини группах ). ЧТО ДОЛЖЕН УЧИТЫВАТЬ ВОСПИТАТЕЛЬ ?  Интересы и потребности детей;  Опыт;  Возраст;  Индивидуальные особенности детей;  Текущие события в группе.

Слайд 9

КАК СДЕЛАТЬ ДИАЛОГ РАЗВИВАЮЩИМ? Педагог – модератор:  Ставит проблему;  С помощью открытых вопросов пытается включить детей в активно мыслящий процесс ;  Не прерывает и не торопит детей ;  Не даёт готовых ответов;  Использует противоречия;  Аргументирует свой ответ.  Старается не упустить ни о дного ребёнка;  Отвечает на вопросы детей так , чтобы его ответ помог ребёнку развиваться ( мыслить, рассуждать самостоятельно ).  Должен помочь ребёнку сформулировать мысль и высказать её, чтобы группа детей её поняла.

Слайд 10

Обучение детей началам развивающего диалога I этап — проблемная ситуация Проблемная ситуация Высказывания детьми своего отношения к проблемной ситуации Обсуждение проблемы Структурирование ответов детей Анализ высказываний Формулирование гипотезы (возможное решение проблемы) Проверка гипотезы и вывод ПРОБЛЕМА: ПЕДАГОГ ПРИНОСИТ В ГРУППУ КУСОК ЛЬДА И СПРАШИВАЕТ, КАК ПОМЕСТИТЬ ЕГО В БУТЫЛКУ?

Слайд 11

Обучение детей началам развивающего диалога II этап — проблемные вопросы КАК ПОМЕСТИТЬ КУСОК ЛЬДА В БУТЫЛКУ

Слайд 12

Обучение детей началам развивающего диалога III этап - работа с правилами Правила возникают на основе разных ситуаций и обсуждаются с детьми. Дошкольники задают проблемные вопросы, высказывают свои мнения, и в ходе детских обсуждений рождается правило. Ребёнку предоставляется выбор в фиксации правил (пиктограмма, предметная картинка в цвете и т.д ).

Слайд 13

ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДИАЛОГА ДЛЯ ПЕДАГОГА вопросы продумывайте заранее не давайте готовых ответов не говорите «не правильно!» показывайте детям, что все их идеи и гипотезы очень интересны поддерживайте детскую инициативу Резюмируйте время от времени то, что было сказано, называя детей по именам КАК ПОМЕСТИТЬ КУСОК ЛЬДА В БУТЫЛКУ позволяйте детям самим увидеть и понять суть противоречивой ситуации позволяйте детям самим обсудить, что произошло принимайте на себя различные роли

Слайд 14

ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДИАЛОГА ДЛЯ ДЕТЕЙ СЛУШАТЬ ГОВОРЯЩЕГО ЛЮБЫЕ ИДЕИ ВАЖНЫ ОБЪЯСНЯТЬ , ПОЧЕМУ ТЫ ТАК СЧИТАЕШЬ ГОВОРИТЬ ПО ОЧЕРЕДИ НЕ ПОВТОРЯТЬСЯ ОТВЕЧАТЬ НА ПОСТАВЛЕННЫЙ ВОПРОС

Слайд 15

Обучение детей началам развивающего диалога IV этап - круги доверия (утренний круг , вечерний круг ) направлены на взаимодействие детей друг с другом в процессе обмена информацией. А также: элементы развивающего диалога во всех режимных процессах в течение дня -в проектной деятельности -в игре -на прогулке -на занятии -в свободной деятельности и т.д .

Слайд 16

Длительность диалога Длительность развивающего диалога

Слайд 17

«КАК КОЗА ИЗБУШКУ ПОСТРОИЛА »

Слайд 18

Развивающий диалог по РНС «Как коза избушку построила»

Слайд 19

ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕШНОСТИ РАЗВИВАЮЩЕГО ДИАЛОГА 1. Появляется разнообразие ответов (вопросов, способов взаимодействия между детьми). 2. Содержание диалога переходит на новый уровень: охвачено большинство детей; проявляют своё отношение к сказанному ; высказывают своё мнение и аргументируют его. 3. Возникает диалог между детьми.

Слайд 20

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕХНОЛОГИИ «РАЗВИВАЮЩИЙ ДИАЛОГ»  Развитие навыков общения, умения доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, готовности к совместной деятельности.  Развитие познавательного интереса, умения формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения.  Развитие умения соблюдать установленные нормы и правила.  Ознакомление с окружающим миром, развитие речи.  Обеспечение эмоционального комфорта.

Слайд 21

Мастер-класс «Развивающий диалог как средство развития детской инициативы » провела Глазырина О.Л. Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к опыту- слайд-презентация Проект "«Первые шаги в журналистику», как средство развития детской инициативы и самостоятельности"

Цель данного проекта: развитие общения и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; активизация речи и речевого общения; развитие составляющих речевого общения...

Статья "Самостоятельная исследовательская практика как средство развития детской инициативы."

В соответствии с ФГОС ДО развитие детской инициативы и самостоятельности одно из приоритетных направлений дошкольного образования. ...

Развитие речи как средство развития детской инициативы

Материал для воспитателе детских садов....

Творческая_мастерская_как_средство_развития_детской_инициативы

Творческая_мастерская_как_средство_развития_детской_инициативы...

Презентация: "Развивающая предметно - пространственная среда - как средство развития детской инициативы и самостоятельности"

Развивающая предметно - пространственная среда -как средство развития детской инициативы и самостоятельности....

"Подвижная игра - как средство развития детской инициативы"

Презентация к образовательному проекту для детей среднего возраста...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ «КЛУБНЫЙ ЧАС» как средство развития детской инициативы (из опыта работы)

Методическая разработка по реализации позитивной социализации старших дошкольников по средствам технологии "Клубный час"...