Развитие речи как средство развития детской инициативы
консультация (подготовительная группа) на тему

Берест Наталья Николаевна

 Материал для воспитателе детских садов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие речи67.31 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ПО ФГОС ДО – этот вопрос посвящён теме важнейшей из

образовательных областей – речевому развитию дошкольников. Можно возразить, что

не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или

социально-коммуникативное. Да, все они важны, но возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной

деятельности?

 Познавательное развитие–это всегда многочисленные вопросы-ответы, объяснения,

постановка проблем, уточнение, чтение.

Физическое развитие не может обойтись без правил, команд и объяснений.

 Художественно-эстетическое – без художественных образов, стихов, литературных текстов, обсуждений.

Уже в самом названии социально-коммуникативной области звучит необходимость использования речевых средств  для реализации намеченных задач. Поэтому абсолютно бесспорно место речевого развития в полноценном формировании личности.

Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте, поэтому в ФГОС выделена отдельная образовательная область «Речевое развитие».

Основная цель: речевого развития формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

Задачи речевого развития в ФГОС ДО

овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим). Известный писатель и исследователь детской речи К. И. Чуковский отмечал, что воспитание речи есть всегда воспитание мысли.

обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы).

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения).

развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия).

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, (Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей)

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи)

Принципы развития речи: принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития, принцип коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи, принцип развития языкового чутья, принцип формирования элементарного осознания явлений языка, принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, принцип обогащения мотивации речевой деятельности, принцип обеспечения активной языковой практики.

Основные направления работы по развитию речи детей

1.Развите словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2.Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

3. Формирование грамматического строя: Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам) Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений) Словообразование

4. Развитие связной речи: Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание)

5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Методы развития речи

1.Наглядные: Непосредственное наблюдение и его разновидности (Наблюдения в природе, экскурсии) Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам)

2. Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Практические: дидактические игры, игры - драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Средства развития речи: общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи на занятиях, художественная литература, изобразительное искусство, музыка, театр, занятия по другим разделам программы. Одно из значимых направлении системы дошкольного образования является:

Воспитание любви и интереса к художественному слову, знакомство детей с художественной литературой.

Цель формирование интереса и потребности в чтении (восприятии книги)

Задачи вызывать интерес к художественной литературе как средству познания, приобщать к словесному искусству, воспитания культуры чувств и переживаний, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса, формировать и совершенствовать связную речь, поощрять собственное словесное творчество через прототипы, данные в художественном тексте развитие литературной речи.

Формы чтение литературного произведения, рассказ литературного произведения, беседа о прочитанном произведении, обсуждение литературного произведения, инсценирование литературного произведения, театрализованная игра, игры на основе литературного произведения, продуктивная деятельность по мотивам прочитанного, сочинение по мотивам прочитанного, ситуативная беседа по мотивам прочитанного.

Основные принципы организации работы по воспитанию у детей интереса к художественному слову: ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция, в отборе художественных текстов учитываются предпочтения педагогов и особенности детей ,а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания , но и на уровне зрительного ряда, создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, в ходе чего создаются целостные продукты в виде книг самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, детско-родительских праздников и др., отказ от обучающих занятий по ознакомлению с художественной литературой в пользу свободного непринудительного чтения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.

В настоящее время речь ребенка является актуальной проблемой. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Мы с вами  живем в мире, где телевизор, компьютер заменили  живое общение  родителей с ребенком, а также неблагополучная наследственность, экология, социальные факторы сказались на особенностях развития речи дошкольников. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. 

           Особую сложность в плане речевого общения имеют дети с общим недоразвитием речи, у которых расстроена звуковая культура речи, лексико-грамматический строй, связная речь, речевое

мышление, воображение, речеслуховая память.

Следует отметить, что коммуникативные намерения зависят и от комфортности общения с конкретным собеседником. Этот фактор настолько сильно влияет на позитивность и эффективность высказывания, что при неблагоприятных обстоятельствах может сократить, усечь высказывание или блокировать речевую активность вообще. Не всё, что взрослые считают важным, с удовольствием детьми принимается и обсуждается.

Ребёнок добровольно говорит только то, что для него интересно и важно. Если дети

отвлекаются или молчат, то это может означать, что они и предложенная взрослым тема,

существуют как бы параллельно, то есть детей эта тема не интересует. Очень часто ошибка педагога заключается именно в том, что внимание воспитанников на занятии привлекается повышением голоса, замечанием плохого поведения. Необходимо искать  способы заинтересовать дошкольника, а не пытаться силой заставить его слушать.

Ребёнок может перестать шуметь, но это не значит, что он готов к обсуждению.

Наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста показывают, что они очень любят

говорить о ярких впечатлениях из личного опыта, о тех вещах, которые дети в непосредственном опыте пережили. Им нравится почти всё, что можно делать руками. Дети с удовольствием комментируют происходящее, можно сказать, что им нравится, прежде всего, то что вызывает у них восхищение, удивление, радость, предвкушение чего - то интересного, позитивные эмоции.

В то же время, дети не любят описание картин, рассказы о достопримечательностях, художниках, писателях, призыва к монологической речи, к долгим нудным пересказам.

Как ни странно, они не любят призыва к полным ответам, хотя формирование

умения отвечать полным ответом на вопросы является важным разделом по развитию их

речи. Для того, чтобы создать благоприятные условия для общения с дошкольниками как

друг с другом, так и с взрослым, можно применить следующие способы:

1. Смена авторитарного стиля общения на более демократичный. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

2. Соблюдение определённой системы правил, которые постепенно вводятся в учебно – воспитательный процесс воспитателем, например:

 - любое мнение обсуждается, но не осуждается и не критикуется;

 - если знаешь сам, скажи другому;

 - делись с друзьями;

 - останови друга, если он делает что-то плохое, если он не прав - скажи ему об этом;

 -  умей спокойно принять помощь, советы и замечания;

 -  не ссорься и не спорь по пустякам.

На изучение одного правила рекомендуется посвятить неделю (в беседах, обсуждении

проблемных ситуаций). Они повышают мотивацию и активность детей на занятиях.

Воспитание осознанного отношения к правилам включает три основных компонента:

знание правил, понимание их значимости и справедливости, соблюдение правил, то есть

соответствие всех поступков детей данным правилам и соморегуляция поведения.

3. Активное участие дошкольников в организации и деятельности на занятии.

Ребёнку предоставлен  свободный выбор картинного материала, который используется в

непосредственной образовательной деятельности и относительно свободно дети могут

выбирать тему беседы, которая на данном занятии будет рассмотрена

4. Проведение рефлексии (обсуждение каких - то моментов занятия, выяснение мнения

детей и т.п.).

Развитие речи, является очень важным разделом работы в детском саду. И сегодня, в мастер-классе, вы увидите одно из основных направлений в этой области - формирование коммуникативных умений при помощи активизирующих речь техник.

Для того чтобы вы могли легко выделить эти приёмы в ходе мастер-класса,

предлагаю с ними ознакомиться. Итак, активизирующие речь техники:

1. «Абсурд»- предъявление сказанного ребёнком в смешном, но не обидном виде.

Например: На картинке нарисован бегемот. Воспитатель спрашивает: «Кто это?».

Дети: «Бегемот». Воспитатель: «Да нет же, мне кажется, что это заяц! Почему вы

думаете, что это бегемот?». И естественно, дети уже замотивированы в том, чтобы

объяснить воспитателю, что это бегемот, а не заяц.

2. «Провокация» - побуждение словами, действиями или наглядными средствами

добровольно вступить в обсуждение, высказаться.

Например: Воспитатель говорит: «Я снеговик, у меня нет друзей, мне скучно и мне

хочется плакать…». И дети, конечно же захотят развеселить снеговика.

3. «Интерпретация» - предложение сказать об этом по - другому. Например:

Воспитатель: «Улица – это линия, по которой стоят дома. Улица – это дома,

расположенные вдоль дороги, что ещё?». Этот приём включает в себя

активизацию творческого мышления.

4. «Побуждение к сравнению и умозаключению» - сопоставление  существенным

признакам, обобщение понимания словами. Например, чайник и кастрюля, чем

они отличаются друг от друга, и чем они похожи. Этот вопрос предполагает

дальнейший рассказ о том, что такое чайник и что такое кастрюля.

5. «Проектирование» - планирование деятельности средствами обсуждения или

определение условий, при которых результат будет достигнут. Например:

Воспитатель говорит: «Давайте построим дворец Снежной королеве. Какой этот

дворец будет? Что будет во дворце? Что нам нужно для работы? Кто за эту

работу возьмётся?».

6. «Моделирование» - выведение на понимание основных характеристик объекта,

явления; описание моделей, изображение с комментированием. Например:

Воспитатель: «Сегодня мы будем рисовать детский бассейн. Что обязательно

должно быть в бассейне? Зачем это нужно? Что ещё мы можем добавить?

Нарисуйте бассейн и расскажите соседу о своём рисунке». То есть дети

смоделировали, нарисовали и рассказали.

7. «Конструирование» - составление из частей целого словесным способом.

Например: Воспитатель говорит: «Соедините части картинок так, чтобы

получилось, например, бабочка». Дети выполняют. «А теперь расскажите, как вы

догадались, что эти части подходят». То есть рассказ детей о том, как ребёнок

достиг данного результата с помощью деятельности по конструированию.

8. «Ассоциации» - основаны на творческом воображении уже существующих

объектов. Например: Воспитатель: «Что вам напоминает кора берёзы?», или

«Когда я говорю слово «радость» - о чём вы думаете?».

9. «Аналогия» - поиск и словесное обсуждение таких же или очень похожих

объектов, ситуаций. Например: Воспитатель: «Кто видел, как мама дома печёт

пирожки? А как она это делает, расскажите». Затем, рассказанное, закрепляется в

продуктивной деятельности.

10. «Эвристическое фантазирование» - создание своих объектов, явлений, которых в

природе может не быть; обмен мнениями, обсуждение, совместное создание,

комментирование, оценка. Например: Воспитатель: «Представьте, что вы попали

на другую планету, там естественно, всё выглядит по- другому, не так как на Земле.

Опишите, что вы видите».

Выскажу предположение (гипотеза): активизирующие речь техники являются

эффективным методом для формирования мотивации и потребности в общении детей

дошкольного возраста как основы развития связной речи.

Итак, начнём. В институт «Чудес» поступил заказ на разработку нового сказочного

проекта «Самые невероятные приключения животных в лесу». Для осуществления этого

проекта приглашаются специалисты кафедры «Чародеи» - они будут непосредственно

отвечать за практическую часть заказа,

Воспитатель: «За высокими горами, за глубокими морями, в одном сказочном лесу жил

был кто?» (на слайде картинка «Заяц»).

Чародеи отвечают: «Заяц».

Воспитатель:  применяет активизирующую речь технику «Абсурд».

Воспитатель:  «Да нет же, нет, это лиса!»

Чародеи начинают доказывать, что это заяц. Примерный диалог:

- Это заяц, у него уши овальные и длинные.

- А… Тогда это ослик, точно ослик! У ослика уши овальные и длинные.

-Да нет же, это заяц. У него хвостик маленький.

- Тогда это медведь, у него тоже хвостик маленький. И так далее. К диалогу

привлекаются зрители.

Воспитатель:  «Убедили. Всё- таки это заяц!».

Воспитатель: «В центре этого леса было красивое озеро (на слайде озеро). А что такое

озеро?».

Применяется активизирующая речь техника «Интерпретация».

Примерный диалог:

- Озеро – это водоём.

- Хорошо. А ещё озеро это что? Посмотрите на его дно, на картинке, что вы там

видите?

- Озеро – это водоём, на дне которого песок и камни.

- Правильно. А ещё?

- Озеро – это водоём, где плавают рыбки и пиявки.

- Молодцы. А ещё, что такое озеро? И так далее. К диалогу могут привлекаться

зрители.

Этот приём включает в себя активизацию творческого мышления.

Воспитатель:  «Зайка каждый день приходил на это озеро и встречал там своих друзей.

Давайте посмотрим, с кем дружил Зайка».

Воспитатель  раздает Чародеям, разрезанные по диагонали или вертикали

на 2, 3, 4 части предметные картинки: ёжик, медведь, белка, лось, мышка, лиса.

Воспитатель:  «Соедините части картинок так, чтобы получились животные».

Чародеи выполняют задание.

Воспитатель:  «Расскажите, кто у вас получился, и как вы догадались, что эти части

подходят».

Педагог применяет приём «Конструирование».

Примерный диалог:

- Объясни, как ты соединил эти части?

- Я соединил правую половинку картинки с левой. У меня носик мишки соединился,

он стал целым, и туловище стало целым, даже рубашка у медведя на пуговицы

застегнулась! И так далее.

Предметные картинки животных появляются на слайде.

Воспитатель:  «Молодцы! Дружно они жили… И вот однажды, звери решили построить в

лесу сказочный терем, чтобы жить всем вместе. Давайте подумаем, каким он будет?».

Приём «Проектирование».

Примерный диалог:

- Итак, давайте решим, каким будет наш терем, маленьким или большим?

- Терем будет большим.

- Какие в нём будут помещения (одно или много)?

- В нём будет помещение для каждого зверя.

-А где звери будут спать? А где они будут есть? А где они будут играть, общаться?

Чародеи отвечают на вопросы, планируют свою деятельность.

- Этот терем будет необычным. У зверей много разных увлечений.

Они любят петь, танцевать, читать, рисовать, заниматься спортом, творчеством.

Поэтому давайте подумаем, что там будет для того, чтобы нашим животным было

комфортно и интересно.

На слайде - картинка «терем».

Воспитатель:  «Однажды, мимо сказочного терема пробегал волк. На слайде появляется

волк. Увидел он, как дружно живут в нём звери и разозлился на них за то, что его не

пригласили строить терем. Стал серый грозно стучать в дверь и требовать, чтобы его

впустили. А звери ему отвечают: «Нет, волк, мы не пустим тебя, потому что ты злой»».

Воспитатель: «Когда я говорю слово «злость», о чём вы думаете?». К диалогу

привлекаются зрители.

Применяется активизирующая речь техника «Ассоциации».

Воспитатель: «Давайте подумаем, как помочь волку успокоиться и стать добрым».

Приём «Провокация».

Примерные ответы Чародеев: пожалеть его, сказать добрые слова, погладить волка.

Воспитатель уточняет, какие именно добрые слова нужно сказать волку.

Воспитатель:  «Волк станет добрым? (Да). А когда я вам говорю слово «доброта», о чём вы

думаете? Чародеи отвечают.

Волк стал добрым, и звери впустили его жить в свой терем. Но вот чего - то возле

терема не хватает… Мы же знаем, что в каждом дворе есть игровая площадка, и наши

звери тоже захотели сделать игровую площадку возле своего жилища. А мы им в этом

поможем!».

Воспитатель: «Давайте подумаем, что может находиться на площадке?». Участники

высказываются.

Педагог применяет приём «Моделирование».

Мы хотим вашему вниманию предложить несколько игр:

 Например, для развития понимания сложных грамматических конструкций,

выраженных предлогами и наречиями, детям предлагается расположить элементы конструктора

по инструкции

«Положи синий кубик на красный,

жёлтый поставь между зелёным и синим,

а белый положи справа от зелёного».

 Вербализация действия, совершённого ребёнком, необходима для закрепления в речи соответствия данного предлога той пространственной манипуляции, которую совершает ребёнок.

 После соотнесения действия со словом для него каждый предлог или наречие имеют определённое значение: «за» – это «за», «перед» -- это «перед», «справа» -- это «справа».

Поэтому воспитатель просит ребенка рассказывать о своих действиях или в ходе игры, или после ее завершения.

 Для игры «Водящий и ведомый» мне понадобятся 2 человека. Образуйте пару, встаньте

спиной друг другу. Для каждой пары предложен свой набор конструктора. Суть игры

заключается в следующем: один-ведущий, другой - ведомый, ведущий строит по собственному замыслу предмет не называя его вслух, но сопровождает свои действия словесной инструкцией, а

ведомый должен повторить. Например, я беру деталь красного цвета, 5 на 4 и т.д. А по

окончанию сравнивают, что получилось.

Занятия по конструированию, способствуют развитию не только мелкой моторики и планирующей функции речи, но и развитию речевой активности у дошкольников.

Предлагается  участникам взять листы бумаги и материал для творчества:

фломастеры, мелки, клей, цветной песок и так далее.

Воспитатель: «Я предлагаю создавать площадку в парах, мне кажется, так будет веселее.

Не забывайте, что у нас лес волшебный, и площадка тоже будет волшебной. Карусели на

ней могут быть разной формы, разного цвета, похожие на любые предметы».

Участники выполняют задание. Работы Чародеев выставляются на панно.

Воспитатель:  «Теперь примите решение в парах, кто из вас расскажет о своих изобретениях».

Воспитатель: «Наступил вечер. На небе появились звёзды (на слайде - звёздное небо), а

звери стояли возле своего терема на игровой площадке и мечтали, о том, как было бы

хорошо попасть на какую – ни будь другую планету. Не успели они об этом подумать, как

перед ними появилась летающая тарелка. Оттуда вышли добрые инопланетяне (на слайде)

- картинка летающей тарелки и инопланетян) и предложили зверям совершить

путешествие на «Розовую планету»».

Включается космическая музыка.

Воспитатель: «Сядьте поудобнее, закройте глазки и представьте, что наши звери

приземлились на Розовую планету. Откройте глазки».

Мастер применяет активизирующую речь технику «Эвристическое фантазирование.

Воспитатель:  «Ну а теперь расскажите, что видят животные на Розовой планете?»

Примерные вопросы для диалога:

Там есть почва? Небо? Облака? Живые существа? Растения? Какая там почва? Какого

она цвета? Какая она на запах? Какие там растения по величине, форме, что они

напоминают? Есть ли там жители? Какие они по характеру и так далее. Даже на самые

необычные ответы участников воспитатель отвечает: «Да, бывает. Так может быть на такой

планете, она же волшебная!». Если Чародеи называют всё в розовом цвете, то можно

сказать, что на планете много розового цвета, но там есть и другие цвета.

Воспитатель:  «Конечно, Розовая планета необычная, красивая, но наши звери вспомнили о

своей родной планете Земля и лесном тереме и решили вернуться обратно домой. На

память, жители Розовой планеты что – то подарили нашим зверям? Что они им

подарили?».

Воспитатель:  «Вот наши животные снова оказались в своём лесу. Подойдя к дому, они

увидели, что к ним в гости зашёл большой лохматый пёс (На слайде картинка пса).

Воспитатель: «Заяц посмотрел на пса и на волка и громко воскликнул: «Как же вы

похожи!» Расскажите, чем же похожи волк с псом». На слайде – волк и пёс. К диалогу

привлекаются зрители.

Приём - «Побуждение к сравнению и умозаключению».

Воспитатель:  «А ёж посмотрел ещё внимательнее на волка и пса и сказал: «Нет, вы

совершенно не похожи!». Расскажите, чем отличаются волк и пёс».

Воспитатель: «Пёс рассказал печальную историю о том, что хозяин выгнал его из дома и

теперь ему негде жить. Звери с радостью приняли его в своё жилище. У всех было весёлое

настроение и тут волк на радостях, что у него появился такой замечательный друг – пёс,

громко воскликнул: «А не устроить ли нам праздничное чаепитие с пирожками?! Я помню

в детстве, как моя мама пекла вкусные, ароматные пирожки. А кто из вас видел, как мама

печёт пирожки? Расскажите об этом»». На слайде картинка чаепития.

Ведущая применяет приём «Аналогия».

Примерные вопросы для диалога:

Из чего пекут пирожки? Что сначала делают? Какие бывают начинки у пирожков?

Какой формы бывают пирожки? Какого размера? И так далее.

Воспитатель: «Пирожки пекли все дружно, помогали друг другу. Потом накрыли

праздничный стол, поставили самовар и сели праздновать. Так и жили – поживали звери в

Чудо лесу, долго, дружно и счастливо!».

Итак, заказ института «Чудес», новый сказочный проект «Самые невероятные

приключения животных в лесу» выполнен!

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

И закончить своё выступления бы хотела словами Чарльза  Диккенса

«Человек не может по-настоящему  усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим».

Уважаемые участники мастер – класса, перед Вами картина леса, в котором сумрачно

и картина солнечного красочного луга. Если вы считаете, что представленные

активизирующие речь техники эффективны в развитии связной речи, они интересны и вы

будете применять их на практике, то разместите цветы на солнечном лугу, а если нет, то в

сумрачном лесу. Участники голосуют, прикрепляя цветы на указанные картины. Всех

Благодарю за внимание!

Тема: «Содержание работы воспитателя дошкольной образовательной организации по

развитию связной речи как средства коммуникации у дошкольников с речевыми

нарушениями».

Авторы: учитель-логопед Загоруйко Е.Ю.,

педагог-психолог Запитецкая Е.Н..

Список ключевых слов: мастер-класс, связная речь, активизирующие речь техники,

коммуникативная деятельность.

Краткая аннотация.

В мастер-классе представлен авторский подход в работе с активизирующими речь техниками через развивающую сказку. В сотворчестве, участники ищут новые нестандартные варианты решения поставленной проблемы, обогащают словарный запас, развивают лексико-грамматический строй, связную речь, когнитивные функции: речевое мышление, воображение, речеслуховую память.

Цель мастер – класса: познакомить педагогов с инновационными

активизирующими речь техниками и научить применять данные методы в работе с

дошкольниками по развитию связной речи.

Задачи:

1. Образовательная задача: знакомство педагогов с активизирующими речь техниками

через применение развивающей сказки как основного мотивационного метода.

2. Развивающая задача: создать условия для сотворчества педагогов в поиске новых

нестандартных вариантов решения поставленной проблемы.

3. Воспитательная задача: формировать умения работать в команде.

Принципы организации:

1. Научная и методическая обоснованность идеи, цели, задач;

2. Демонстрация авторских методов;

3. Соблюдение этапности в проведении мастер – класса;

4. Разнообразие способов передачи информации

9. Рефлективность всех участников мастер – класса.

Оборудование: разрезные картинки животных: медведь, мышь, лиса, лось, белка, ёж,

цветные мелки, клей, цветной песок, листы бумаги, видеопроектор.

Участники мастер-класса: педагоги дошкольных образовательных учреждений – 12

человек.

Ход мастер-класса.

Добрый день, уважаемые коллеги.

Речь возникает только из потребности высказаться. Высказывания взрослого

человека всегда порождаются какими-то определёнными побуждениями, а у детей они

определяются наличием сильных эмоций, связанных с впечатлениями, с интересом или

чем - то аналогичным по силе, то есть первое условие для речевого развития - наличие

потребности в общении. Следовательно, к нарушению коммуникативной деятельности и

общения в целом, приводят нарушения мотиваций речевой деятельности. Особую

сложность в плане речевого общения имеют дети с общим недоразвитием речи, у которых

расстроена звуковая культура речи, лексико-грамматический строй, связная речь, речевое

мышление, воображение, речеслуховая память.

Воспитатели, родители и другие взрослые часто сталкиваются с тем, что дети,

вместо того, чтобы что-либо выразить словами, пожимают плечами, молча указывают

пальцем, дёргают «собеседника» за подол одежды, то есть заменяют словесное общение

на определённую систему жестов. И когда потребность ребёнка удовлетворена - у него

уже не возникает желание, чтобы что-то сказать, то есть не возникает потребности в

дальнейшем речевом развитии.

Следует отметить, что коммуникативные намерения зависят и от комфортности

общения с конкретным собеседником. Этот фактор настолько сильно влияет на

позитивность и эффективность высказывания, что при неблагоприятных обстоятельствах

может сократить, усечь высказывание или блокировать речевую активность вообще. Не

всё, что взрослые считают важным, с удовольствием детьми принимается и обсуждается.

Ребёнок добровольно говорит только то, что для него интересно и важно. Если дети

отвлекаются или молчат, то это может означать, что они и предложенная взрослым тема,

существуют как бы параллельно, то есть детей эта тема не интересует. Очень часто

ошибка педагога заключается именно в том, что внимание воспитанников на занятии

привлекается повышением голоса, замечанием плохого поведения. Необходимо искать

способы заинтересовать дошкольника, а не пытаться силой заставить его слушать.

Ребёнок может перестать шуметь, но это не значит, что он готов к обсуждению.

Наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста показывают, что они очень любят

говорить о ярких впечатлениях из личного опыта, о тех вещах, которые дети в

непосредственном опыте пережили. Им нравится почти всё, что можно делать руками.

Дети с удовольствием комментируют происходящее, можно сказать, что им нравится

прежде всего то, что вызывает у них восхищение, удивление, радость, предвкушение чего

– то интересного, позитивные эмоции.

В то же время, дети не любят описание картин, рассказы о

достопримечательностях, художниках, писателях, призыва к монологической речи, к

долгим нудным пересказам.

Как ни странно, они не любят призыва к полным ответам, хотя формирование

умения отвечать полным ответом на вопросы является важным разделом по развитию их

речи. Для того, чтобы создать благоприятные условия для общения с дошкольниками как

друг с другом, так и со взрослым, можно применить следующие способы:

1. Смена авторитарного стиля общения на более демократичный.

2. Соблюдение определённой системы правил, которые постепенно вводятся в учебно - воспитательный

процесс воспитателем, например:

 - любое мнение обсуждается, но не осуждается и не критикуется;

 - если знаешь сам, скажи другому;

 - делись с друзьями;

 - останови друга, если он делает что-то плохое, если он не прав - скажи ему об этом;

 -  умей спокойно принять помощь, советы и замечания;

 -  не ссорься и не спорь по пустякам.

На изучение одного правила рекомендуется посвятить неделю (в беседах, обсуждении

проблемных ситуаций). Они повышают мотивацию и активность детей на занятиях.

Воспитание осознанного отношения к правилам включает три основных компонента:

знание правил, понимание их значимости и справедливости, соблюдение правил, то есть

соответствие всех поступков детей данным правилам и соморегуляция поведения.

3. Активное участие дошкольников в организации и деятельности на занятии.

Ребёнку предоставлен  свободный выбор картинного материала, который используется в

непосредственной образовательной деятельности и относительно свободно дети могут

выбирать тему беседы, которая на данном занятии будет рассмотрена

4. Проведение рефлексии (обсуждение каких - то моментов занятия, выяснение мнения

детей и т.п.).

В дошкольном возрасте развитие речи, является очень важным разделом работы в детском саду. И сегодня, в мастер-классе, вы увидите одно из

основных направлений в этой области - формирование коммуникативных умений при

помощи активизирующих речь техник.

Для того, чтобы вы могли легко выделить эти приёмы в ходе мастер-класса,

предлагаю с ними ознакомиться. Итак, активизирующие речь техники (их выделила Л. А.

Волкова):

1. «Абсурд»- предъявление сказанного ребёнком в смешном, но не обидном виде.

Например: На картинке нарисован бегемот. Воспитатель спрашивает: «Кто это?».

Дети: «Бегемот». Воспитатель: «Да нет же, мне кажется, что это заяц! Почему вы

думаете, что это бегемот?». И естественно, дети уже замотивированы в том, чтобы

объяснить воспитателю, что это бегемот, а не заяц.

2. «Провокация» - побуждение словами, действиями или наглядными средствами

добровольно вступить в обсуждение, высказаться.

Например: Воспитатель говорит: «Я снеговик, у меня нет друзей, мне скучно и мне

хочется плакать…». И дети конечно же захотят развеселить снеговика.

3. «Интерпретация» - предложение сказать об этом по - другому. Например:

Воспитатель: «Улица – это линия, по которой стоят дома. Улица – это дома,

расположенные вдоль дороги, что ещё?». Этот приём включает в себя

активизацию творческого мышления.

4. «Побуждение к сравнению и умозаключению» - сопоставление по существенным

признакам, обобщение понимания словами. Например, чайник и кастрюля, чем

они отличаются друг от друга и чем они похожи. Этот вопрос предполагает

дальнейший рассказ о том, что такое чайник и что такое кастрюля.

5. «Проектирование» - планирование деятельности средствами обсуждения или

определение условий, при которых результат будет достигнут. Например:

Воспитатель говорит: «Давайте построим дворец Снежной королеве. Какой этот

дворец будет? Что будет во дворце? Что нам нужно для работы? Кто за такую

работу возьмётся?».

6. «Моделирование» - выведение на понимание основных характеристик объекта,

явления; описание моделей, изображение с комментированием. Например:

Воспитатель: «Сегодня мы будем рисовать детский бассейн. Что обязательно

должно быть в бассейне? Зачем это нужно? Что ещё мы можем добавить?

Нарисуйте бассейн и расскажите соседу о своём рисунке». То есть дети

смоделировали, нарисовали и рассказали.

7. «Конструирование» - составление из частей целого словесным способом.

Например: Воспитатель говорит: «Соедините части картинок так, чтобы

получилось, например, бабочка». Дети выполняют. «А теперь расскажите, как вы

догадались, что эти части подходят». То есть рассказ детей о том, как ребёнок

достиг данного результата с помощью деятельности по конструированию.

8. «Ассоциации» - основаны на творческом воображении уже существующих

объектов. Например: Воспитатель: «Что вам напоминает кора берёзы?», или

«Когда я говорю слово «радость» - о чём вы думаете?».

9. «Аналогия» - поиск и словесное обсуждение таких же или очень похожих

объектов, ситуаций. Например: Воспитатель: «Кто видел, как мама дома печёт

пирожки? А как она это делает, расскажите». Затем, рассказанное, закрепляется в

продуктивной деятельности.

10. «Эвристическое фантазирование» - создание своих объектов, явлений, которых в

природе может не быть; обмен мнениями, обсуждение, совместное создание,

комментирование, оценка. Например: Воспитатель: «Представьте, что вы попали

на другую планету, там естественно, всё выглядит по- другому, не так как на Земле.

Опишите, что вы видите».

Выскажу предположение (гипотеза): активизирующие речь техники являются

эффективным методом для формирования мотивации и потребности в общении детей

дошкольного возраста как основы развития связной речи.

Итак, начнём. В институт «Чудес» поступил заказ на разработку нового сказочного

проекта «Самые невероятные приключения животных в лесу». Для осуществления этого

проекта приглашаются специалисты кафедры «Чародеи» - они будут непосредственно

отвечать за практическую часть заказа, и приглашаются специалисты кафедры

«Волшебников» - они отвечают за теоретическую часть проекта. Участники проходят в

зал за столы. Ваша задача, уважаемые Волшебники, выделить активизирующие речь

техники и оценить их эффективность в развитии коммуникативных качеств, а помогут

вам в этом специально разработанные мной методички.

Логопед: «За высокими горами, за глубокими морями, в одном сказочном лесу жил

был кто?» (на слайде картинка «Заяц»).

Чародеи отвечают: «Заяц».

Логопед применяет активизирующую речь технику «Абсурд».

Логопед: «Да нет же, нет, это лиса!»

Чародеи начинают доказывать, что это заяц. Примерный диалог:

- Это заяц, у него уши овальные и длинные.

- А… Тогда это ослик, точно ослик! У ослика уши овальные и длинные.

-Да нет же, это заяц. У него хвостик маленький.

- Тогда это медведь, у него тоже хвостик маленький. И так далее. К диалогу

привлекаются зрители.

Логопед: «Убедили. Всё- таки это заяц!».

Логопед: «В центре этого леса было красивое озеро (на слайде озеро). А что такое

озеро?».

Применяется активизирующая речь техника «Интерпретация».

Примерный диалог:

- Озеро – это водоём.

- Хорошо. А ещё озеро это что? Посмотрите на его дно на картинке, что вы там

видите?

- Озеро – это водоём, на дне которого песок и камни.

- Правильно. А ещё?

- Озеро – это водоём, где плавают рыбки и пиявки.

- Молодцы. А ещё, что такое озеро? И так далее. К диалогу могут привлекаться

зрители.

Этот приём включает в себя активизацию творческого мышления.

Логопед: «Зайка каждый день приходил на это озеро и встречал там своих друзей.

Давайте посмотрим, с кем дружил Зайка».

Логопед раздает Чародеям, разрезанные по диагонали или вертикали

на 2, 3, 4 части предметные картинки: ёжик, медведь, белка, лось, мышка, лиса.

Логопед: «Соедините части картинок так, чтобы получились животные».

Чародеи выполняют задание.

Логопед: «Расскажите, кто у вас получился, и как вы догадались, что эти части

подходят».

Педагог применяет приём «Конструирование».

Примерный диалог:

- Объясни, как ты соединил эти части?

- Я соединил правую половинку картинки с левой. У меня носик мишки соединился,

он стал целым, и туловище стало целым, даже рубашка у медведя на пуговицы

застегнулась! И так далее.

Предметные картинки животных появляются на слайде.

Логопед: «Молодцы! Дружно они жили… И вот однажды, звери решили построить в

лесу сказочный терем, чтобы жить всем вместе. Давайте подумаем, каким он будет?».

Приём «Проектирование».

Примерный диалог:

- Итак, давайте решим, каким будет наш терем, маленьким или большим?

- Терем будет большим.

- Какие в нём будет одно помещение или много?

- В нём будет помещение для каждого зверя.

-А где звери будут спать? А где они будут есть? А где они будут играть, общаться?

Чародеи отвечают на вопросы, планируют свою деятельность.

- Этот терем будет необычным. У зверей много разных увлечений.

Они любят петь, танцевать, читать, рисовать, заниматься спортом, творчеством.

Поэтому давайте подумаем, что там будет для того, чтобы нашим животным было

комфортно и интересно.

На слайде - картинка «терем».

Логопед: «Однажды, мимо сказочного терема пробегал волк. На слайде появляется

волк. Увидел он, как дружно живут в нём звери и разозлился на них за то, что его не

пригласили строить терем. Стал серый грозно стучать в дверь и требовать, чтобы его

впустили. А звери ему отвечают: «Нет, волк, мы не пустим тебя, потому что ты злой»».

Логопед: «Когда я говорю слово «злость», о чём вы думаете?». К диалогу

привлекаются зрители.

Применяется активизирующая речь техника «Ассоциации».

Логопед: «Давайте подумаем, как помочь волку успокоиться и стать добрым».

Приём «Провокация».

Примерные ответы Чародеев: пожалеть его, сказать добрые слова, погладить волка.

Логопед уточняет, какие именно добрые слова нужно сказать волку.

Логопед: «Волк станет добрым? (Да). А когда я вам говорю слово «доброта», о чём вы

думаете? Чародеи отвечают.

Волк стал добрым, и звери впустили его жить в свой терем. Но вот чего - то возле

терема не хватает… Мы же знаем, что в каждом дворе есть игровая площадка, и наши

звери тоже захотели сделать игровую площадку возле своего жилища. А мы им в этом

поможем!».

Мастер предлагает участникам взять листы бумаги и материал для творчества:

фломастеры, мелки, клей, цветной песок и так далее.

Логопед: «Давайте подумаем, что может находиться на площадке?». Участники

высказываются.

Педагог применяет приём «Моделирование».

Логопед: «Я предлагаю создавать площадку в парах, мне кажется, так будет веселее.

Не забывайте, что у нас лес волшебный, и площадка тоже будет волшебной. Карусели на

ней могут быть разной формы, разного цвета, похожие на любые предметы».

Участники выполняют задание. Работы Чародеев выставляются на панно.

Логопед: «Теперь примите решение в парах, кто из вас расскажет о своих изобретениях».

Логопед: «Наступил вечер. На небе появились звёзды (на слайде - звёздное небо), а

звери стояли возле своего терема на игровой площадке и мечтали, о том, как было бы

хорошо попасть на какую – ни будь другую планету. Не успели они об этом подумать, как

перед ними появилась летающая тарелка. Оттуда вышли добрые инопланетяне (на слайде

- картинка летающей тарелки и инопланетян) и предложили зверям совершить

путешествие на «Розовую планету»».

Включается космическая музыка.

Логопед: «Сядьте поудобнее, закройте глазки и представьте, что наши звери

приземлились на Розовую планету. Откройте глазки».

Мастер применяет активизирующую речь технику «Эвристическое фантазирование.

Логопед: «Ну а теперь расскажите, что видят животные на Розовой планете?»

Примерные вопросы для диалога:

Там есть почва? Небо? Облака? Живые существа? Растения? Какая там почва? Какого

она цвета? Какая она на запах? Какие там растения по величине, форме, что они

напоминают? Есть ли там жители? Какие они по характеру и так далее. Даже на самые

необычные ответы участников логопед отвечает: «Да, бывает. Так может быть на такой

планете, она же волшебная!». Если Чародеи называют всё в розовом цвете, то можно

сказать, что на планете много розового цвета, но там есть и другие цвета.

Логопед: «Конечно, Розовая планета необычная, красивая, но наши звери вспомнили о

своей родной планете Земля и лесном тереме и решили вернуться обратно домой. На

память, жители Розовой планеты что – то подарили нашим зверям? Что они им

подарили?».

Логопед: «Вот наши животные снова оказались в своём лесу. Подойдя к дому, они

увидели, что к ним в гости зашёл большой лохматый пёс (На слайде картинка пса).

Логопед: «Заяц посмотрел на пса и на волка и громко воскликнул: «Как же вы

похожи!» Расскажите, чем же похожи волк с псом». На слайде – волк и пёс. К диалогу

могут привлекаются зрители.

Приём - «Побуждение к сравнению и умозаключению».

Логопед: «А ёж посмотрел ещё внимательнее на волка и пса и сказал: «Нет, вы

совершенно не похожи!». Расскажите, чем отличаются волк и пёс».

Логопед: «Пёс рассказал печальную историю о том, что хозяин выгнал его из дома и

теперь ему негде жить. Звери с радостью приняли его в своё жилище. У всех было весёлое

настроение и тут волк на радостях, что у него появился такой замечательный друг – пёс,

громко воскликнул: «А не устроить ли нам праздничное чаепитие с пирожками?! Я помню

в детстве, как моя мама пекла вкусные, ароматные пирожки. А кто из вас видел, как мама

печёт пирожки? Расскажите об этом»». На слайде картинка чаепития.

Ведущая применяет приём «Аналогия».

Примерные вопросы для диалога:

Из чего пекут пирожки? Что сначала делают? Какие бывают начинки у пирожков?

Какой формы бывают пирожки? Какого размера? И так далее.

Логопед: «Пирожки пекли все дружно, помогали друг другу. Потом накрыли

праздничный стол, поставили самовар и сели праздновать. Так и жили – поживали звери в

Чудо лесу, долго, дружно и счастливо!».

Итак, заказ института «Чудес», новый сказочный проект «Самые невероятные

приключения животных в лесу» выполнен!

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

И закончить своё выступления бы хотела словами Чарльза  Диккенса

«Человек не может по-настоящему  усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим».

Уважаемые Чародеи, интересно ли вам было?

Испытывали ли вы трудности при составлении проекта? Что нового вы узнали? Какие

приёмы показались Вам наиболее интересными? А теперь я обращаюсь к Волшебникам.

Удалось ли вам выделить техники, активизирующие речь? Расскажите о них. Эффективны

ли эти приёмы? Развитию каких коммуникативных умений они способствуют? (например,

такие, как: активно вступать в диалог; умение задавать вопрос; слушать и понимать

речь; строить общение с учётом ситуации; легко входить в контакт; ясно и

последовательно выражать свои мысли; пользоваться формами речевого этикета;

регулировать своё поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами)

Участники ведут диалог с мастером. Проводится рефлексия. Замечательно!

Подтвердили ли мы гипотезу, что активизирующие речь техники являются

эффективным методом для формирования мотивации и потребности в общении детей

дошкольного возраста как основы развития связной речи.

Уважаемые участники мастер – класса, перед Вами картина леса, в котором сумрачно

и картина солнечного красочного луга. Если вы считаете, что представленные

активизирующие речь техники эффективны в развитии связной речи, они интересны и вы

будете применять их на практике, то разместите цветы на солнечном лугу, а если нет, то в

сумрачном лесу. Участники голосуют, прикрепляя цветы на указанные картины. Всех

Благодарю за внимание!

Мастер - класс «Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельности»

 

Цель: Повышение компетентности педагогов, как театральная деятельность помогает развитию речи детей.

Участники ММО занимают места за столами (у каждого участника или веселая или грустная маска).

Краткая аннотация

Актуальность

В настоящее время речь ребенка является актуальной проблемой. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Мы с вами  живем в мире, где телевизор, компьютер заменили  живое общение  родителей с ребенком, а также неблагополучная наследственность, экология, социальные факторы сказались на особенностях развития речи дошкольников. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Одним из  решений  этой проблемы является театрализованная деятельность.

Как трудно бывает нам взрослым сказать словами  то, о чём мы думаем, еще сложнее это сделать детям. В решение  такой  сложной задачи  нам помогает один из видов  театра – кукольный театр.

Почему именно он?  Потому что, когда  ребёнок  берёт в руки куклу, прототип  куклы -  говорит уже не он, а кукла, которую он «оживляет», пальчики, которые он превращает в волшебных человечков, ладошки, в которых находиться волшебная конфета - говорунчик и т.д.

Самыми  интересными  игровыми  техниками, с использованием театрализованной деятельности разрешите поделиться с Вами.

На столах лежат бейджики, напишите, пожалуйста, как в нашей игре я могу к вам обращаться. Можно фантазировать и придумать любое сценическое имя.

В нашей группе есть невидимая конфета - говорунчик, она  помогает  разговорить  даже  самого неразговорчивого.

- Раз, два, три, Машенька

Конфету- говорунчик  лови!

Посмотрим, какой фантик у ваших конфеток. Какая вкусная конфета-говорунчик! С каким вкусом?

Сейчас Машенька нам расскажет, что она видела по дороге в детский сад.

По дороге в детский сад Машенька видела……..

Где Олечка отдыхала летом?

- Раз, два, три, Сонечка

Конфету-говорунчик  лови! И т.д.

Девочки и мальчики! О чём говорят Ваши пальчики?

Пальчики  говорят, что превратиться в волшебных человечков хотят!

В красивой волшебной коробочке все для этого есть! Посмотрите, вот уже один человечек улыбается, еще один, и еще один!

Вот уже все человечки улыбаются, не грустят, познакомиться хотят!

Как тебя зовут? А тебя?..

Познакомились! Молодцы!

А теперь мы с вами отправимся  гулять в лес, где много чудес!

А чтобы было веселей, повторяй за мной скорей!

-Мы в лес пойдем

Всех с собою позовем

Ау,Ау,Ау

Ни кто не отзывается.

Ау, Ау,Ау

Лишь эхо откликается.

Как хорошо мы с вами  погуляли, человечки наши устали (укладываем человечков в коробку спать).

Ой, чем-то печеным пахнет! (находим корзинку с колобками).

Там сказка живет, нас играть с собой зовет!!!

У него румяный бок

Он, конечно, очень  знатный

Его имя …. колобок!

В корзиночке ещё колобки сидят с вами поиграть хотят

Колобочки  в руки берите, только дуйте на них пожалуйста, они горяченькие!

(делает вид, что колобок катится)

Скажите им: Ай, ай, ай, ай, ай, ай, ай,

Никуда не убегай!

У меня самые румяные щечки! У меня! У меня!

Ну-ка колобки  хватит кричать, лучше пойдем гулять! Пошли колобки!  Посмотрите какие важные!

Ч-Ч-Ч. Там!!! Сейчас, я посмотрю, кто там… (подходит к другой елочке, одевает  ручную куклу зайца)

Вижу на опушке, длинные, предлинные ушки!

Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки!

(Музыка.)

ЗаяцТак, так, такколобочки, ну-ка покажитесь!

Я вас сейчас съем!

КолобокНе велика Зайчишке честь

Колобков румяных есть!

Ну-ка колобки превратимся в яблоки

И на ветку-  прыг.

Высоко повисли

Попробуй, съешь - ка  нас!

ЗаяцСейчас я вас достану!

Колобок. Давайте скажем ему: Зайчик, уходи, нам с тобой не по пути!

(Зайчик, уходит.)

Колобочки! А Зайчик-то ушел!!! Ура!!! Продолжается игра! Попрыгаем высоко! С  руки на руку -  прыг!

Кто-то к нам еще идет!

(Звучит музыка.Уходит одевает волка.)

Да это же волк, в колобках он знает толк!!

ВолкДа, в колобках я знаю толк!!!

КолобокДавайте скажем ему: Волк, уходи, нам с тобой не по пути!

ВолкПо пути, по пути!!!

КолобокКолобки, превратимся в погремушки

Пусть оглохнут у волка ушки!!!

(Громко пищат.)

ВолкОй, оглохли мои ушки!!! (убегает)

КолобокКолобочки! А Волк-то ушел!!! Ура!!! Продолжается игра! Споём песенку! (незаметно одевает медведя).

МедведьОй, а кто это тут поет

Мне спать не дает!

КолобокДавайте скажем ему: Мишка, уходи, нам с тобой не по пути!

Медведь: По пути, по пути!!!

Колобок: А ну-ка колобки превратимся – ка в снежки!

бросают» в медведя)

МедведьААААААА, ОЙ – ой…..( убегает)

КолобокКолобочки! А Медведь-то ушел!!! Ура!!! Продолжается игра! Теперь танцевать пора!

(Танцевальная музыка.)

Я танцую лучше всех!!! Нет, я! Нет, я!

(Танцуют.)

КолобокКолобочки, мне кажется, что мы здесь не одни

ЛисаАга, значит так, тут я слышала от Зайца вы ушли, да?! От Волка тоже ушли? От Медведя тоже ушли? Да? А от меня хотите уйти? Да, не буду, я вас есть, не буду. Я вот тут посижу, да на вас посмотрю.

КолобокА мы пока потанцуем!!!

ЛисаВсе перемирие, есть, вас пока не буду! Я вот тут посижу и на вас погляжупогляжу..., а потом вот так!

Ой, а Лиса то Колобка съелаНам грустно

ЛисаА мне вкусно!!!

Колобки, выручим Колобка? Давайте вежливо попросим: « Лиса, отдай нам,  пожалуйста Колобка.

ЛисаИ не подумаю!!!

(сердито, грозно)

ЛисаОй, боюсь, боюсь! Да вот он ваш колобок!!!

А я пойду в лес, пока еще цела!

Ура! Спасли Колобка!

Колобок.

Подошла к концу игра и в детский садик нам пора! Скажем  Колобочкам  на  прощание: до свидания румяненькие, до свидания хорошенькие, до свидания пригоженькие, до свидания веселенькие!!!

(Складывают в корзинку.)

В сказке побывали? Да! А теперь в садик нам пора!!!

Всем спасибо за помощь! Спасибо за внимание!

«Полслова за вами»

Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого- нибудь слова, тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину.

1 компонент нашей структуры - Развитие словаря.

Слова – это строительный материал языка. Как называется деятельность, направленная на

развитие, обогащение словаря. Особенность словарной работы состоит в том, что она связана со

всей воспитательно-образовательной работой с детьми.

Предлагаю вам вспомнить, в процессе чего у нас происходит обогащение словарного запаса.

Происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах

детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет

представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. В развитии

словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного

запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов.

Давайте вспомним, какие игры и упражнения, мы применяем для развития словаря детей:

дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, лексические упражнения.

Не забудьте прописать полученную информацию

2 звездочка – построение связных высказываний разных типов – рассуждения, повествования;

умение структурно выстраивать текст, развивать сюжет по серии картин, соединять части

высказывания разными способами связей грамматически правильно и точно. (Связная речь).

2 компонент нашей структуры - развитие связной речи.

Решение этой задачи сопряжено с развитием двух форм речи - диалогической и

монологической. При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию у

детей умения строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять и др.), пользуясь при этом

разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией.

Какие формы мы можем использовать для развития диалогической речи?

Для этого используются беседы на самые разнообразные темы, касающиеся жизни

ребенка в семье, в детском саду и т.д.

Монолог - это как известно речь одного лица, выражающего в более или менее

развернутой форме свои мысли. Монологическая речь требует обдумывания, сбора материала.

Для развития монологической речи предлагаем ребенку самостоятельно рассказать,

например, какие игрушки мне хотелось бы. Монологическую речь совершенствуем на занятиях

по логоритмике.

Давайте пропишем

3 звездочка — Как называется совокупность закономерностей какого-либо языка,

регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний,

текстов).

3 компонент нашей структуры-формирование граммати́ческого строя речи.

Грамматика устанавливает нормы изменения слов и способы их соединения в

предложении. Кроме того, она определяет конструктивные модели языка (словообразовательные,

словоизменительные). Ребенок слышит от окружающих грамматически оформленную речь.

Осмысливая услышанное, он усваивает грамматический строй, познает модели языка.

Организуя разнообразную речевую практику детей, мы стараемся включать в систему

обучения языку упражнения, которые привлекали бы внимание детей к наиболее сложным и

необходимым для них конструкциям, закрепляли бы определенные правила морфологии и

синтаксиса языка. Так например, для употребления сослагательного наклонения мы предлагаем

упражнение «Помечтаем, что было бы...; для употребления существительных в родительном

падеже упражнение «Отгадай, чего не хватает; для употребления распространенных

предложений упражнение «Я начну, а ты закончи!»

Таким образом, мы знакомим детей с новыми для них грамматическими формами,

закрепляем правильное употребление наиболее трудных форм, в конечном итоге вырабатывает

привычку говорить грамматически правильно.

4 звездочка — понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую

И орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию и называется

— воспитание звуковой культуры это 4 компонент нашей структуры.

Прежде всего ребенок должен овладеть звуковым строем языка, правильным

звукопроизношением. Ребенок, подражая и учась, целенаправленно (под воздействием взрослых)

усваивает систему ударений в словах, интонационный строй родного языка, произношение слов.

Очень важно научить ребенка и культуре поведения в процессе речевого общения, сделать

правильную речевую манеру устойчивой привычкой (приветливый тон, поза внимания и взгляд,

обращенный к собеседнику, умение держать себя в новом обществе и т. д.).

Как вы думаете, что является наиболее удачным средством для воспитания звуковой

культуры?

Является дидактическая игра. Можете это отметить у себя в путеводителе.

В дидактической игре, например « Найди пару» ребенок, передвигая стрелку по диску, учится

подбирать слова, близкие по звучанию: миска – мишка, усы – осы, ком – сом, закрепля

представления детей о слове, его звучании.

Для фонематического слуха мы предлагает детям упражнения, в ходе которых они на слух

определяют наличие того или иного звука в слове. При произнесении слов воспитатель выделяет

голосом отрабатываемые звуки слова), а дети определяют, есть ли в этом слове заданный звук.

Такие упражнения даются и форме дидактической игры. В дальнейшем задания усложняются.

Воспитатель называет звук, затем произносит слово, не выделяя в нем этот звук голосом. Дети

определяют, есть ли в слове названный звук. Или из двух разных предметом отрабатываемый

звук.

5 звездочка - как называется прием, который используется для связанного развернутого

изложение какого-либо факта - обучение рассказыванию - это 5 компонент нашей структуры.

По содержанию рассказы можно условно разделить: 1. Фактические – составляя

фактический рассказ, ребенок опирается на свои восприятие и память. 2. Творческие – здесь

творческое воображение.

Давайте вспомним, какие виды занятий по обучению детей рассказыванию мы знаем:

- составление описательного или сюжетного рассказа по картине или набору картин; -

составление описательного или сюжетного рассказа по игрушке (предмету) или набору

игрушек;

- пересказ народных сказок или рассказов; - составление рассказа из личного опыта (по памяти);

- составление творческих рассказов (воображение). Например, «Как бы я помог маме».

6 звездочка - это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни - разговорная речь . И 6

компонент нашей структуры-формирование разговорной речи.

Это наиболее простая форма устной речи. Она поддерживается собеседниками, ситуативная и эмоциональная, так как разговаривающие используют различные выразительные

средства: жесты, взгляды, мимику, интонации и др. Собеседникам обычно известен предмет обсуждения. Эта форма речи более проста и по синтаксису: она состоит из незаконченных предложений, восклицаний, междометий, вопросов и ответов.

7 звездочка - Как называется формирование первоначальных представлений об особенностях художественной литературы - Ознакомление с художественной литературой- следующий

компонент структуры.

При ознакомлении с художественной литературой формируем у детей некоторые элементарные умения: слушать и понимать художественные произведения, высказывать суждения об их героях.

Воспитателю нужно пробудить у каждого ребенка интерес к чтению и рассматриванию иллюстраций, научить правильно обращаться с книгой, делиться своими знаниями с товарищами. Нужно добиться, художественное слово было постоянным спутником детей, звучало в повседневной разговорной речи и в праздничной обстановке, заполняло досуг, оживая в инсценировках, играх-драматизациях, кинофильмах.

Предлагаю вам вспомнить методы и приемы по ознакомлению с художественной литературой

Итак, не забудьте записать у себя в путеводителе, и заглянем в наш путеводитель и посмотрим, что же у нас получилось. Мы с вами выстроили структуру работы по речевому развитию,

Мы можем с вами выделить какой- то более значимый компонент структуры?

Конечно же нет все компоненты взаимосвязаны, то есть развивать словарь ребенка мы так или иначе развиваем связную речь. Кроме того, все компоненты проходят через различные виды деятельности: это и совместная и самостоятельная и индивидуальная.

И продолжаем наше космическое путешествие. И мы подлетаем к следующему

созвездию «Практики».

Первый экипаж, у кого билеты розового оттенка совершает посадку у звезды «Лого-бос»,

где Вас встретит опытный экскурсовод Гариева Н.В.

А второй экипаж в это время - билеты голубого цвета совершил посадку у звезды

«Информационные технологии», где Вас встретит опытный экскурсовод Байдюкова Н.А.

В настоящее время многие дети страдают нарушениями речи. Чаще всего встречаются нарушения звукопроизношения. Автоматизация поставленных звуков - важный и длительный этап в работе. Использование наглядного материала является неотъемлемым методом в решении данной задачи. Можно показывать иллюстрации или фотографии на бумажном носителе, но  детям гораздо интереснее заниматься с использованием информационных технологий.

Информационные технологии – неотъемлемая часть жизни нашего детского сада. Использование

интерактивной доски в совместной и самостоятельной деятельности ребенка в сочетании с традиционными методами обучения, явилось одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, эффективность работы по развитию речи детей дошкольного возраста значительно повышается, повышается и мотивация к обучению за счет использования анимационных и звуковых эффектов.

Работа с интерактивной доской позволила по-новому использовать в образовательной

деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания.

Я приглашаю Вас вернуться на корабль.

А сейчас я предлагаю нашим экипажам обменяться своими впечатлениями о полетах, что нового узнали, что подчеркнули, планируете ли использовать в своей работе

И следующая остановка наших экипажей – звезда «Лего-мастер». Слово

предоставляется Светлане Генадьевне.

 Известный писатель и исследователь детской речи К. И. Чуковский отмечал, что воспитание речи есть всегда воспитание мысли. Речь является одним из обязательных и незаменимых компонентов общения людей. В настоящее время, «время прогресса», инноваций,

взрослые очень заняты на своих рабочих местах, и не могут уделять детям должного внимания,

как следствие ребенок очень мало разговаривает, рассказывает, а больше слушает и смотрит (теле –, аудио –, и видеотехнику). Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики рук, т.к. сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Так, на снове обследования

детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Таким образом, одним из наиболее эффективных средств речевого развития детей служит развитие мелкой моторики. Для того чтобы развивать речь ребенка, с ним почаще надо играть. Лего – это игровой феномен от

латинского слова LEGO – собирать, конструировать. Особенность конструирования предметов из Лего заключается в том, что дети занимаются этой деятельностью с удовольствием. И кроме

того на сегодняшний день это направление очень актуально.

Мы хотим вашему вниманию предложить несколько игр:

 Например, для развития понимания сложных грамматических конструкций,

выраженных предлогами и наречиями, детям предлагается расположить элементы конструктора

по инструкции

«Положи синий кубик на красный,

жёлтый поставь между зелёным и синим,

а белый положи справа от зелёного».

 Вербализация действия, совершённого ребёнком, необходима для закрепления в речи соответствия данного предлога той пространственной манипуляции, которую совершает ребёнок.

 После соотнесения действия со словом для него каждый предлог или наречие имеют определённое значение: «за» – это «за», «перед» -- это «перед», «справа» -- это «справа».

Поэтому воспитатель просит ребенка рассказывать о своих действиях или в ходе игры, или после ее завершения.

 Для игры «Водящий и ведомый» мне понадобятся 2 человека. Образуйте пару, встаньте

спиной друг другу. Для каждой пары предложен свой набор конструктора. Суть игры

заключается в следующем: один-ведущий, другой - ведомый, ведущий строит по собственному замыслу предмет не называя его вслух, но сопровождает свои действия словесной инструкцией, а

ведомый должен повторить. Например, я беру деталь красного цвета, 5 на 4 и т.д. А по

окончанию сравнивают, что получилось.

Занятия по конструированию, способствуют развитию не только мелкой моторики и планирующей функции речи, но и развитию речевой активности у дошкольников.

Наш корабль продолжает свое путешествие и приближается к звезде «Логоритмус» и

слово предоставляется Гариевой Н.В.

 Последняя наша звездная остановка звезда «Галактикус», которая представляет среду, которая нас окружает. Предлагаем вашему вниманию видеоролик, который раскрывает

содержание предметно-развивающей среды, способствующей развитию речи детей. Итак, внимание на экран.

А сейчас пришло время немного передохнуть предлагаю вам расправить плечи, поднимите лицо, сделайте глубокий вдох, медленный выдох… У нас хорошее настроение. Мы с

вами приблизились к прекрасному, звёздному небу… Нам пора возвращаться на землю. Вот и подошёл к концу наше увлекательное космическое путешествие. Надеюсь, полёт для вас был

очень познавательным и увлекательным, и наше путешествие не прошло бесследно.!

 Помните, как бы звезды ни были далеки от нас, их сила помогает нам стать выше, сильнее, быстрее и в завершении нашего путешествия мы решили создать капсулу времени, в которой будут находиться письма потомкам от каждого члена экипажа, принявшего участие в нашем космическом путешествии.

Но в написании письма мне хочется применить Метод Эдварда де Боно «7 шляп мышления». Этот метод используется для умственной работы в самых разных областях и на

самых разных уровнях. Каждая шляпа задает определенный вопрос, и человек который, надевает шляпу определенного цвета, говорит свое мнение:

Человек с белой шляпой – Что я сегодня узнала нового?

Человек с красной шляпой - Что для меня было интересно?

Человек с черной шляпой - Что я возьму для своей работы?

Человек с зеленой шляпой - Я поняла, что…

Человек с синей шляпой – Что меня удивило?

Человек с желтой шляпой - Теперь я могу…

Человек с прозрачной шляпой-пожелания
 

Люди должны работать головой, это спасает мозг.

Чем больше он включен, тем дольше сохранен.

Т. Черниговская.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет " Развитие дыхания как средство развития речи"

РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯКАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ...

Буклет " Развитие дыхания как средство развития речи"

ПРЕДСТАВЛЕНЫ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЫХАНИЯ,  ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ...

Буклет "Развитие дыхания, как средство развития речи"

"Развитие дыхания, как средство развития речи"...

ПРОЕКТ «Технология «Сторителлинг» – как средство развития речи и всестороннего развития детей»

Особенностью использования техники «сторителлинг» в работе с детьми дошкольного возраста, являются следующие следующие преимущества:·...

развитие мелкой моторики-средство развития речи

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Сенсом...

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...

Консультация "Средства развития мелкой моторики для развития речи"

Консультация для воспитателей о средстве развития мелкой моторики у детей с нарушением речи...