ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ: КАК ВОСПИТАТЬ У ДЕТЕЙ УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ
методическая разработка

Одним из позитивных  изменений деятельности дошкольного образовательного учреждения стал переход на личностно-ориентированное  взаимодействие педагога с детьми, осуществление индивидуального подхода к детям с эмоционально-личностными проблемами. В настоящее время, по данным известного детского психолога Л.Н. Галигузовой, застенчивость, неуверенность в себе и своих возможностях в той или иной степени свойственны 42% российских дошкольников.

Особую опасность эти состояния представляют на пятом году жизни: «В 4 года у мальчиков и девочек проявляются заострение боязливости и пугливости, робости и нерешительности, чувство вины и переживание случившегося, что говорит о пике эмоционального развития в этом возрасте. Чаще отмечаются несамостоятельность и пассивность (зависимость), медлительность и тики» (Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка).

Застенчивость, тревожность, неуверенность в себе, длительное подавленное состояние, неспособность самостоятельно принимать решение и справляться с трудностями, ощущение собственной неполноценности и многое другое осложняют жизнь ребенка, как в семье, так и в коллективе сверстников. Родители и педагоги часто не замечают эмоциональных переживаний ребенка или считают их беспредметными и немотивированными. Отсюда многочисленные упреки, порицания, одергивания, окрики, моральные и физические наказания, требования вести себя так, как данному ребенку не под силу. Кроме того, по мнению педагогов и психологов (С.К. Нартова-Бочавер, М.Ю. Стожарова и др.), в настоящее время значительная часть родителей попала под влиянием педагогических теорий, пропагандирующих интеллектуализацию воспитания. Родители готовы, не жалея сил и времени, учить детей считать, читать, знакомить с основами наук и т.п., при этом они полностью отказываются от интеллектуально не нагруженных, но имеющих психотерапевтический смысл видов общения: бытовой, совместной деятельности, игры и т.п.

По мнению специалистов (психиатры, психологи), интеллектуальные перегрузки приводят к глубокой невротизации личности ребенка, смещению его самооценки в область образовательных достижений.

Результаты исследований свидетельствуют о  том, что жизнь такого ребенка протекает в обстановке сплошных конфликтов с родителями и педагогами. А это не только не способствует улучшению его поведения, а напротив, ведет к ухудшению за счет адаптационных реакций протеста, отказа, оппозиции и др.

В итоге это может привести к «нажитой» психопатии, появлению педагогической запущенности.

В ряде исследований по смежным проблемам (О.С. Богданова, Ю.В. Гербеев, Л.Ю. Гордин, И.А. Каиров и др.) указано, что одной из причин появления трудных подростков является нарушение эмоциональных расстройств социального характера. Ученые считают, что в большинстве случаев этим детям трудно быть «наедине с собой» уже в дошкольном возрасте. Они постоянно переживали неуспех в деятельности и социальном окружении, испытывали сложности в процессе общения со сверстниками и другими взрослыми.

Но как выявить этих детей и оказать им своевременную помощь? Специализированных дошкольных учреждений и групп для детей с  эмоциональной неустойчивостью не предусмотрено, т.к. пограничное психическое состояние не является болезнью в обычном понимании. Педагоги констатируют некомпетентное отношение родителей к своим детям, неумение справиться с ситуацией. Назовем причины этого.

•      Профессиональная подготовка воспитателей к работе с родителями проблемных детей в средних и высших специальных учебных заведениях осуществляется недостаточно эффективно; литература по данному вопросу фактически отсутствует.

•      Воспитатели не владеют методами и приемами работы с детьми по формированию у них уверенности в себе.

Для решения проблемы необходимо провести теоретическое обоснование и экспериментальную апробацию новых педагогических методов взаимодействия  ДОУ с родителями с целью формирования у детей уверенности в себе. Эту работу, по мнению психологов, психиатров, невропатологов, наиболее целесообразно проводить с детьми пятого года жизни.

В результате специального исследования было установлено, что формирование у детей пятого года жизни уверенности в себе в условиях ДОУ возможно при следующих условиях:

•      целенаправленная работа заведующего и методиста по обучению воспитателей установлению с родителями доверительного делового контакта;

•      изучение воспитателями отношения детей пятого года жизни к себе с использованием традиционных методик и их рассказов о личных переживаниях в детском саду и семье;

•      планирование совместной воспитательно-образовательной работы  детского сада с семьей;

•      проведение специальной работы по повышению  психолого-педагогической культуры родителей с целью ознакомления их с социальными последствиями чувства неуверенности у детей как с тормозящими и искажающими ход психического развития ребенка;

•      реальное участие родителей в воспитательно-образовательной работе детского сада с учетом их интересов и предпочтений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitat_uverennost_v_sebe_.docx16.76 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ: КАК ВОСПИТАТЕЬ У ДЕТЕЙ УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

Одним из позитивных  изменений деятельности дошкольного образовательного учреждения стал переход на личностно-ориентированное  взаимодействие педагога с детьми, осуществление индивидуального подхода к детям с эмоционально-личностными проблемами. В настоящее время, по данным известного детского психолога Л.Н. Галигузовой, застенчивость, неуверенность в себе и своих возможностях в той или иной степени свойственны 42% российских дошкольников.

Особую опасность эти состояния представляют на пятом году жизни: «В 4 года у мальчиков и девочек проявляются заострение боязливости и пугливости, робости и нерешительности, чувство вины и переживание случившегося, что говорит о пике эмоционального развития в этом возрасте. Чаще отмечаются несамостоятельность и пассивность (зависимость), медлительность и тики» (Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка).

Застенчивость, тревожность, неуверенность в себе, длительное подавленное состояние, неспособность самостоятельно принимать решение и справляться с трудностями, ощущение собственной неполноценности и многое другое осложняют жизнь ребенка, как в семье, так и в коллективе сверстников. Родители и педагоги часто не замечают эмоциональных переживаний ребенка или считают их беспредметными и немотивированными. Отсюда многочисленные упреки, порицания, одергивания, окрики, моральные и физические наказания, требования вести себя так, как данному ребенку не под силу. Кроме того, по мнению педагогов и психологов (С.К. Нартова-Бочавер, М.Ю. Стожарова и др.), в настоящее время значительная часть родителей попала под влиянием педагогических теорий, пропагандирующих интеллектуализацию воспитания. Родители готовы, не жалея сил и времени, учить детей считать, читать, знакомить с основами наук и т.п., при этом они полностью отказываются от интеллектуально не нагруженных, но имеющих психотерапевтический смысл видов общения: бытовой, совместной деятельности, игры и т.п.

По мнению специалистов (психиатры, психологи), интеллектуальные перегрузки приводят к глубокой невротизации личности ребенка, смещению его самооценки в область образовательных достижений.

Результаты исследований свидетельствуют о  том, что жизнь такого ребенка протекает в обстановке сплошных конфликтов с родителями и педагогами. А это не только не способствует улучшению его поведения, а напротив, ведет к ухудшению за счет адаптационных реакций протеста, отказа, оппозиции и др.

В итоге это может привести к «нажитой» психопатии, появлению педагогической запущенности.

В ряде исследований по смежным проблемам (О.С. Богданова, Ю.В. Гербеев, Л.Ю. Гордин, И.А. Каиров и др.) указано, что одной из причин появления трудных подростков является нарушение эмоциональных расстройств социального характера. Ученые считают, что в большинстве случаев этим детям трудно быть «наедине с собой» уже в дошкольном возрасте. Они постоянно переживали неуспех в деятельности и социальном окружении, испытывали сложности в процессе общения со сверстниками и другими взрослыми.

Но как выявить этих детей и оказать им своевременную помощь? Специализированных дошкольных учреждений и групп для детей с  эмоциональной неустойчивостью не предусмотрено, т.к. пограничное психическое состояние не является болезнью в обычном понимании. Педагоги констатируют некомпетентное отношение родителей к своим детям, неумение справиться с ситуацией. Назовем причины этого.

•        Профессиональная подготовка воспитателей к работе с родителями проблемных детей в средних и высших специальных учебных заведениях осуществляется недостаточно эффективно; литература по данному вопросу фактически отсутствует.

•        Воспитатели не владеют методами и приемами работы с детьми по формированию у них уверенности в себе.

Для решения проблемы необходимо провести теоретическое обоснование и экспериментальную апробацию новых педагогических методов взаимодействия  ДОУ с родителями с целью формирования у детей уверенности в себе. Эту работу, по мнению психологов, психиатров, невропатологов, наиболее целесообразно проводить с детьми пятого года жизни.

В результате специального исследования было установлено, что формирование у детей пятого года жизни уверенности в себе в условиях ДОУ возможно при следующих условиях:

•        целенаправленная работа заведующего и методиста по обучению воспитателей установлению с родителями доверительного делового контакта;

•        изучение воспитателями отношения детей пятого года жизни к себе с использованием традиционных методик и их рассказов о личных переживаниях в детском саду и семье;

•        планирование совместной воспитательно-образовательной работы  детского сада с семьей;

•        проведение специальной работы по повышению  психолого-педагогической культуры родителей с целью ознакомления их с социальными последствиями чувства неуверенности у детей как с тормозящими и искажающими ход психического развития ребенка;

•        реальное участие родителей в воспитательно-образовательной работе детского сада с учетом их интересов и предпочтений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Как воспитать у детей уверенность в себе"

Советы родителям дошкольников, как вести себя с застенчивым ребенком....

Как воспитать у ребенка уверенность в себе

Низкая самооценка не только мешает жить полноценной жизнью и развиваться, но и может сказаться на состоянии здоровья и отношениях с окружающими. Но чтобы начать воспитание уверенности в себе, стоит в...

Как воспитать в ребенке уверенность в себе и своих силах

Воспитывая детей, родители могут подавлять их чувство уверенности в себе, в своих силах и возможностях, а могут, наоборот, формировать у ребенка здоровую самооценку и развивать чувство собственного до...

КАК ВОСПИТАТЬ У ДЕТЕЙ УВЕРЕННОСЬ В СЕБЕ

консультация для родителей...