Приобщение к русскому народному творчеству как условие развития эмоциональной сферы детей раннего возраста
календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Михайлова Марина Викторовна

Одним из средств эмоционального развития ребенка является устное народное творчество. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Поэтому в развитии эмоций и речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок, потешек, прибауток, сказок, и тактично, с чувством меры, с учетом доступности восприятия, вводить их в повседневный разговор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx34.55 КБ

Предварительный просмотр:

Михайлова Марина Викторовна

Всероссийская научно-практическая конференция «Игра  как средство самореализации и самовыражения дошкольников»

Тема доклада: «Приобщение к русскому народному творчеству как условие развития эмоциональной сферы детей раннего возраста»

Времена теперь другие, как и игры, и дела.

Далеко ушла Россия от страны, какой была.

Но преданья старины забывать мы не должны.

Слава русской старине! Слава нашей стороне!

Кончаловская Н.П. «Наша древняя столица»

«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор.”   Г.С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. Поэтому в повседневной жизни мы уделяем большое внимание знакомству с родным языком. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы, сказки – это первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии, овладению навыками правильной речи, изучению малых поэтических фольклорных форм, воспитанию  у детей интереса и любви к устному народному творчеству.

Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка. 

Актуальность:

Одним из средств эмоционального развития ребенка является устное народное творчество. Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии эмоций и речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок, потешек, прибауток, сказок, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, вводить их в повседневный разговор. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент эмоционального и психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности.

 Проблема:

Современная социальная ситуация далеко не всегда насыщает детей эмоционально, далеко не всегда обогащает их впечатлениями. Поэтому необходимо специально организованное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений. Интонация и знаковая система фольклорных произведений, наиболее близка детям младшего дошкольного возраста и воспринимается ребёнком на уровне чувств и эмоций. А устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в детях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создаёт уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Поэтому значительное место в практике воспитания отводится эмоциональному развитию именно средствами фольклора. 

Гипотеза: Если целенаправленно и систематически использовать материалы культурного и духовного наследия народа (устное народное творчество), можно заложить фундамент эмоционального и психофизического благополучия ребенка, определяющего успешность его общего развития в дошкольный период детства. 

Цель применения элементов устного  русского народного творчества:

1. Побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе  повседневного использования педагогом малых фольклорных жанров.

2. Учить вступать в эмоциональное общение со взрослыми при помощи речи и игровых действий.

3. Воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству.

 

Задачи:

1. Развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

2. Показать  красоту русского языка. Формирование у детей интереса к детскому фольклору, обогащение словарного запаса детей.

3. Создавать необходимую предметно–развивающую среду.

4. Разнообразить музыкальную, художественно-игровую деятельность.

 

Этапы работы:

1 этап -   подготовительный: подготовка целей и задач, подбор литературы по устному народному творчеству, планирование мероприятий, форм,  элементов образовательного процесса;

2 этап - основной:  выполнение основных мероприятий, предусмотренных планом изучения;

3 этап - завершающий: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

Способы диагностики: наблюдение.      

 Необходимые условия реализации работы:     

1) наличие предметно-пространственной развивающей среды в группе;

2) наличие необходимых методических разработок;

3) заинтересованность всех участников образовательного процесса (дети, педагоги, родители) в выполнении поставленных задач.

 

Методы работы: Познавательно-игровые и обучающие занятия, совместная и самостоятельная деятельность детей со взрослыми, музыкальные занятия, беседы, игровая деятельность, наблюдения, праздники, развлечения, мониторинг, консультативная работа с родителями.

 Формы работызанятия, досуги, консультативная работа с  родителями, свободно-самостоятельная деятельность,  индивидуальная работа с использованием дидактических материалов, музыкальных инструментов, русских народных игрушек.

Предполагаемый результат:      

-  повысить интерес  у детей  к устному народному творчеству ;  совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

- воспитать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества;

- формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность;

-  у детей сформируются представления о нравственно-ценных  нормах и правилах поведения;

- сформируется коммуникативная и социальная компетентность  детей;

-  родителей сформируются представления о создании благоприятного эмоционального и социально –  психологического климата для полноценного развития    ребенка;

- родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад».

 

Работа с родителями:

помощь в изготовлении различных видов театров;

- консультация для родителей;

- помощь в приобретении книг, музыкальных инструментов, русских народных игрушек.

Месяц

Мероприятия

Сентябрь

Оформление папки-передвижки «Потешки для плачущего ребенка».

Октябрь

Пополнение развивающей среды в группе настольный театр «Колобок».

Ноябрь

Консультация для родителей «Детский фольклор»

Декабрь

Консультация «Пальчиковые игры в эмоциональном развитии детей».

Оформление папки-передвижки «Потешки во время еды».

Январь

Консультации для родителей «Баю-баюшки-баю…» (Как укладывать ребенка спать?).

Оформление папки-передвижки «Потешки при укладывании спать»

Февраль

Пополнение уголка ряженья.

Оформление папки-передвижки «Потешки при одевании и раздевании».

Март

Создание в группе теневого театра.

Апрель

 Консультации для родителей  «Весёлые потешки для…родителей»

Май

Совместное развлечение родителей с детьми «Веснянка».

Оформление папки-передвижки «Потешки при умывании».

 

 Задачами приобщения детей к культурным традициям русского народа являются:

- Знакомство детей с малыми фольклорными формами, песнями, потешками, прибаутками, пословицами, загадками и т.п.;

- Развитие интереса к праздникам и русским обычаям  и традициям;

- Воспитание любви и уважения к родине, чувства патриотизма, гордости за русский народ.

 

Данные задачи эффективно решаются, используя малые народные  формы фольклора во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, в режимных моментах, в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора позволяет заложить фундамент психологического благополучия ребенка, определяюший  успешность его общего развития.

Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевками, приговорками, напевками издавна пользуются для воспитания детей, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить, заинтересовать. Сказки, загадки, пословицы представляют собой настоящую сокровищницу народной мудрости. Через родную песню, сказку, овладение  языком своего народа, его обычаями ребенок получает первые представления о культуре русского народа.

Вслушиваясь в слова потешек «Петушок-петушок», «Водичка-водичка», «Кисонька-мурысонька», «Ладушки-ладушки», песенок «Солнышко-колоколнышко», «Как у наших у ворот», закличек «Ветер, ветер, прилети, серую тучку разгони», «Ветер, ветер, ветрецо, не дуй нам в лицо, а дуй в спину», пословиц, поговорок, их ритм, малыши играют в ладушки,  притоптывают, приплясывают, двигаются в такт произносимому тексту. Это  их и забавляет,  и радует, и позволяет с помощью потешек организовать своё поведение.

Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями , которые слышит ребенок. У детей снижается агрессивность, когда они слышат потешки, припевки, прибаутки, которые звучат как ласковый говорок, выражая заботу, любовь, веру в благополучное будущее. Злой человек не может ласково напевать малышу.

Обыгрывание потешек разными способами: сопровождение чтения текста действиями игрушек, использование пальчикового театра, шапочек, масок и костюмов различных персонажей, позволяет быстрому запоминанию потешек, песенок, загадок, помогают не только  показать ребенку красоту и неповторимость окружающего мира, но и привить любовь к русской речи, слову. Особенно эффективно использование малых форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Во время тяжелого расставания  с родителями хорошо помогает переключение внимания на яркую игрушку. Это помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии. Установив эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, у детей прививается представление о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

С помощью народных песенок, потешек  у малышей воспитывается положительное отношение к режимным  моментам: умыванию, причесыванию, приёму пищи, одеванию и т.п..

 У каждого народа свои сказки, и они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.  

 Произведения  устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Сказка неотделима от красоты, она способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимы благородство души и сердца, чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию, благодаря сказке,  ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка – благодатный и ничем незаменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле и родному языку, это творение народа и воздействует на душу ребенка, это духовное богатство народной культуры. В  сказках,  перед умственным взором ребенка,  возникают образы родной природы, люди с характерами и нравственными чертами, быт, из них дети получают блестящие образцы русского языка.

Первые сказки «Курочка Ряба», «Теремок» и другие вводят ребенка в мир животных, наделенных свойствами говорить, думать, поступать по-человечески, малыш проникается чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни, они открывают просторы для фантазирования, ребенок познает сердцем свой народ. Формируя первейшие представления о традициях и обрядовых праздниках, которые были частью труда и быта русского народа, мы даем возможность детям познакомиться и с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью.

Невозможно представить русские праздники без хороводов, в сюжетах которых отражены народный быт, красота родной природы. Первые хороводные и подвижные игры «Пузырь», «Карусели», «Мы едем, едем, едем», «Мыши водят хоровод», «Курочка-хохлатка», способствуют не только быстрому заучиванию текста, выполнению определенных действий, но и создают атмосферу психологического комфорта и благополучия.

Настольный кукольный и пальчиковые театры, уголок ряжения в группе, где дети сами выбирают себе платочек, бусы, сарафан, корзиночку, используя изготовленные маски, они оказываются в мире сказок, способных пробудить в ребенке любознательность, чувство прекрасного, ощутить себя частью русского народа. В детском саду имеются экспонаты  русского быта: люлька, самовар, полотенца, утюг, стиральная доска, расписные доски и ложки. Игровой характер занятий «Угостим куклу чаем», «Испекли оладушки», пение колыбельных песенок, стимулируют проявлению положительных эмоций ребенка: дети получают первые уроки нравственности, доброты и милосердия. Ни один праздник на Руси не проходит без музыки. Поэтому детей с самого раннего возраста вводят в мир народной музыки, приучают к красоте звучания народных инструментов и песен. Знакомство малышей с народными инструментами, такими как, деревянные ложки, балалайки, бубенцы и трещотки, позволяют не только рассматривать их, но и брать в руки, пробуя звучание. Образные, легко запоминающиеся стихи помогают детям выразить свое отношение к животным, воспитывают в детях чувство любви, заботы. Например, играя с игрушкой – коровой, приговаривают «Уж как я ль свою коровушку люблю» или «Заболел наш петушок – он под дождиком промок – и теперь не может нам кукарекать по утрам». Они с удовольствием рассматривают книги, иллюстрации, картинки, высказывают свои мысли, отношение  услышанному произведению, поступкам персонажей. Новые яркие впечатления, которые малыши получают при ознакомлении с окружающим, дополненные лучшими образцами устного народного творчества, воспитывает в детях  любовь и доброе отношение к природе и всему окружающему миру.  

 Постоянные обращения к русскому фольклору делают речь детей богаче и образнее, чаще в повседневной жизни слышатся слова из песенок и потешек. Они способствуют эмоциональному раскрепощению ребенка, развивают речь, воображение, произвольность действий, умение действовать синхронно, развивают чувство ритма и слух.

 Признавая приоритетную роль семьи в воспитании и развитии ребенка, организуем тесное сотрудничество с родителями. Они являются главными помощниками в  педагогическом процессе. Активно помогали в пополнении экспонатами выставки Русской избы, пронесли много предметов русского быта, обшили кукол в стиле русского народного творчества, изготовили книжки-малышки потешек и песенок.

Совместная деятельность педагогов, детей и родителей способствует развитию интереса к истоками русского наследия, воспитывает любовь к родному краю, позволяет формировать представление о культурных ценностях и традициях русского народа.

 Выводы:  Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности влияет на эмоциональное развитие ребенка, развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на  духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

 Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игр для развития эмоциональной сферы детей раннего возраста, активизации их интеллектуальных способностей и выработку навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками»

В моей работе подробно рассмотрены особенности игр, в том числе и фольклора при развитии детей раннего возраста, составлен их подробный перечень....

«Использование игр для развития эмоциональной сферы детей раннего возраста»

Ранний возраст — период создания предпосылок становления игровой деятельности в широком  ее понимании. Игры детей раннего возраста в основном неустойчивы, что выражается в частой смене игру...

Игра как средство развития эмоциональной сферы детей раннего возраста

Статья: Игра как средство развития эмоциональной сферы детей раннего возраста...

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста посредством программы психолого-педагогического сопровождения.

Цель работы:Создание условий для реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств для детей раннего возраста в соответствии с требованиями Ф.Г.О.С.З...

Доклад к педагогическому совету "Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста в условиях Дом ребенка"

Почему важно развивать эмоции у ребенка раннего возраста?   Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, де...