Статья: «Как улучшить память, внимание, речь ребёнка с помощью игры?»
статья (подготовительная группа)

Всех родителей волнуют вопросы интеллектуальной подготовки детей к школе, а именно: развития мыслительных операций, памяти, внимания, мышления. 

Развитие этих процессов начинается не за год-два до поступления в школу, а идёт в процессе всей жизни ребёнка, начиная с рождения. У каждого родителя уже имеются собственные наблюдения и представления о том, насколько любознателен, смекалист и наблюдателен малыш, но… все понимают, что школа требует определённого уровня готовности. А достичь её можно только целенаправленной подготовкой.

Ребёнок старшего дошкольного возраста должен свободно сравнивать предметы и явления, выделять важные признаки, ориентироваться в последовательности событий, видеть противоположные значения, связно отвечать на поставленные вопросы, рассуждать и доказывать свои убеждения.

Ребёнок способен уловить главную мысль фразы, изображения, кратко ответить на вопрос, выделив самое существенное, продолжить не законченное предложение или рассказ, сделать обобщение, умозаключение. Ребёнок может установить связи, между предметами и явлениями, отличающимися от логики взрослого, и даже обосновать свои убеждения.

Работать и мыслить по схеме и образцу - необходимая способность для старшего дошкольника. Однако не менее важно умение отойти от традиционных способов и придумать что-то своё.

Окружающий мир сам по себе не научит ребёнка думать. Ему необходима помощь взрослых.  На возникающие детские вопросы, родители вполне способны ответить, объяснив на доступном для ребёнка языке. Иногда для этого и делать-то особо ничего не надо….

Просто наблюдайте за природой, домашними животными, обсуждайте интересные сказки, события.

Память, способность запоминать, воспроизводить знания, полученные ранее - очень важное качество. В процессе обучения необходимо запоминать много информации (буквы, цифры, правила, таблицы умножения). Причём без запоминания и воспроизведения предыдущего материала невозможно усвоение новых знаний.

Очень важно, чтобы ребёнок мог управлять своей памятью и ставить перед собой определённую цель запомнить, приложив силу и волю, т.е. у него должно быть развито произвольное запоминание. Для этого нужно помочь ребёнку освоить основные приёмы запоминания: повторение, выделение смыслов, разделение на части, рисование схем.

Острота детской памяти зависит от того, понимает ли ребёнок смысл того, что запоминает. Монотонное зазубривание, заучивание по принципу «Надо» не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребёнка ярких образов, представлений, ассоциаций.

Игры на развитие мыслительных операций,

памяти, внимания, мышления

·         «Нарисуй сказку». Рассказав ребёнку сказку, попросите его нарисовать картинки – иллюстрации, помогите ему, а затем пусть он по этим картинкам перескажет вам сказку.

·         «10 слов». Проговорите 10 слов и попросите ребёнка воспроизвести. На 5 раз он может повторить 7-9 слов.

·         «Что изменилось». Положите на стол 10-12 предметов. Пусть он посмотрит на них 15-20 секунд, затем отвернётся, спрячьте 2-3 предмета. Пусть он скажет, что пропало. Затем можете добавить нечто новое и спросить, что появилось.

Разучивая стихотворение, рисуйте к каждой строчке рисунок-символ. Взяв в руки шпаргалку, ребёнок сможет успешнее воспроизвести рифмы.

Рекомендации по развитию слухового внимания

·         Активное слушание развивается при слушании сказок вслух, историй, посещении театров, соответствующих возрасту детей.

·         Предложите ребёнку внимательно послушать музыку и подумать, что она выражает, нарисовать иллюстрации к ней.

·         Расскажите ребёнку сказку и попросите пересказать любимой игрушке.

Задания на развитие произвольного внимания

·         Отведите игрушкам, книжкам, тетрадям постоянное место и попросите каждый день всё «раскладывать по полочкам».

·         По дороге из детского сада спросите ребёнка, во что были одеты его друзья, куда он положил игрушку, которой играл, и о многом другом.

·         Дайте задание сосчитать, сколько женщин и мужчин вам встретится.

·         Придя, домой, попросите ребёнка разложить все необходимые к ужину приборы.

Способность различать местоположение предметов, учитывать их перемещение необходимы для общей ориентировки в пространстве и на бумаге.

Игры на развитие ориентировке в пространстве

·         «Найди предмет». Спрятав что-то, направляйте его поиск командами: далеко, близко, слева, справа, выше, ниже (тепло, холодно).

·         «Поиск клада» с использованием плана-карты.

·          «Графический диктант». Рисование по клеткам и другие.

Форма включает в себя сочетание различных деталей, элементов, характеризующих данный предмет, т.е. являющихся определяющими и существенными для его узнавания среди других. Являясь показателем развития восприятия, эта способность позволяет отличать одни предметы от других, выделять сходства и различия, выделять контуры, границы, замечать чёткость, яркость, цвет форм.

Практические занятия на развитие восприятия

·         Просмотр диафильмов и слайдов.

·         Собирание разрезных картинок

·         Продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование и лепка, изготовление поделок из бисера, плетение из соломки

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sayt.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

 «Как улучшить память, внимание, речь ребёнка с помощью игры?»

Всех родителей волнуют вопросы интеллектуальной подготовки детей к школе, а именно: развития мыслительных операций, памяти, внимания, мышления. 

Развитие этих процессов начинается не за год-два до поступления в школу, а идёт в процессе всей жизни ребёнка, начиная с рождения. У каждого родителя уже имеются собственные наблюдения и представления о том, насколько любознателен, смекалист и наблюдателен малыш, но… все понимают, что школа требует определённого уровня готовности. А достичь её можно только целенаправленной подготовкой.

Ребёнок старшего дошкольного возраста должен свободно сравнивать предметы и явления, выделять важные признаки, ориентироваться в последовательности событий, видеть противоположные значения, связно отвечать на поставленные вопросы, рассуждать и доказывать свои убеждения.

Ребёнок способен уловить главную мысль фразы, изображения, кратко ответить на вопрос, выделив самое существенное, продолжить не законченное предложение или рассказ, сделать обобщение, умозаключение. Ребёнок может установить связи, между предметами и явлениями, отличающимися от логики взрослого, и даже обосновать свои убеждения.

Работать и мыслить по схеме и образцу - необходимая способность для старшего дошкольника. Однако не менее важно умение отойти от традиционных способов и придумать что-то своё.

Окружающий мир сам по себе не научит ребёнка думать. Ему необходима помощь взрослых.  На возникающие детские вопросы, родители вполне способны ответить, объяснив на доступном для ребёнка языке. Иногда для этого и делать-то особо ничего не надо….

Просто наблюдайте за природой, домашними животными, обсуждайте интересные сказки, события.

Память, способность запоминать, воспроизводить знания, полученные ранее - очень важное качество. В процессе обучения необходимо запоминать много информации (буквы, цифры, правила, таблицы умножения). Причём без запоминания и воспроизведения предыдущего материала невозможно усвоение новых знаний.

Очень важно, чтобы ребёнок мог управлять своей памятью и ставить перед собой определённую цель запомнить, приложив силу и волю, т.е. у него должно быть развито произвольное запоминание. Для этого нужно помочь ребёнку освоить основные приёмы запоминания: повторение, выделение смыслов, разделение на части, рисование схем.

Острота детской памяти зависит от того, понимает ли ребёнок смысл того, что запоминает. Монотонное зазубривание, заучивание по принципу «Надо» не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребёнка ярких образов, представлений, ассоциаций.

Игры на развитие мыслительных операций,

памяти, внимания, мышления

·         «Нарисуй сказку». Рассказав ребёнку сказку, попросите его нарисовать картинки – иллюстрации, помогите ему, а затем пусть он по этим картинкам перескажет вам сказку.

·         «10 слов». Проговорите 10 слов и попросите ребёнка воспроизвести. На 5 раз он может повторить 7-9 слов.

·         «Что изменилось». Положите на стол 10-12 предметов. Пусть он посмотрит на них 15-20 секунд, затем отвернётся, спрячьте 2-3 предмета. Пусть он скажет, что пропало. Затем можете добавить нечто новое и спросить, что появилось.

Разучивая стихотворение, рисуйте к каждой строчке рисунок-символ. Взяв в руки шпаргалку, ребёнок сможет успешнее воспроизвести рифмы.

Рекомендации по развитию слухового внимания

·         Активное слушание развивается при слушании сказок вслух, историй, посещении театров, соответствующих возрасту детей.

·         Предложите ребёнку внимательно послушать музыку и подумать, что она выражает, нарисовать иллюстрации к ней.

·         Расскажите ребёнку сказку и попросите пересказать любимой игрушке.

Задания на развитие произвольного внимания

·         Отведите игрушкам, книжкам, тетрадям постоянное место и попросите каждый день всё «раскладывать по полочкам».

·         По дороге из детского сада спросите ребёнка, во что были одеты его друзья, куда он положил игрушку, которой играл, и о многом другом.

·         Дайте задание сосчитать, сколько женщин и мужчин вам встретится.

·         Придя, домой, попросите ребёнка разложить все необходимые к ужину приборы.

Способность различать местоположение предметов, учитывать их перемещение необходимы для общей ориентировки в пространстве и на бумаге.

Игры на развитие ориентировке в пространстве

·         «Найди предмет». Спрятав что-то, направляйте его поиск командами: далеко, близко, слева, справа, выше, ниже (тепло, холодно).

·         «Поиск клада» с использованием плана-карты.

·          «Графический диктант». Рисование по клеткам и другие.

Форма включает в себя сочетание различных деталей, элементов, характеризующих данный предмет, т.е. являющихся определяющими и существенными для его узнавания среди других. Являясь показателем развития восприятия, эта способность позволяет отличать одни предметы от других, выделять сходства и различия, выделять контуры, границы, замечать чёткость, яркость, цвет форм.

Практические занятия на развитие восприятия

·         Просмотр диафильмов и слайдов.

·         Собирание разрезных картинок

·         Продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование и лепка, изготовление поделок из бисера, плетение из соломки

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развиваем речь ребёнка с помощью метода "Биоэнергопластика"

Материал содержит интересные рекомендации для родителей по развитию артикуляционной и мелкой моторики детей старшего дошкольного возрвста с помощью метода "Биоэнергопластика"...

Консультация для родителей "Как улучшить память, внимание, речь ребенка с помощью игры"

Консультация для родителей "Как улучшить память, внимание, речь ребенка с помощью игры"...

Консультация для родителей "Тренируем речь, память и дикцию ребёнка с помощью скороговорок".

Консультация для родителей "Тренируем речь, память и дикцию ребёнка с помощью скороговорок"....

Буклет для родителей. «Улучшаем память, внимание, воображение у детей играя!»

quot;Умные движения" представленные в букдете помогут родителям в игравой форме тренировать и развивать у детей межполушарные связи....

Консультация для родителей «Как улучшить память, внимание и речь ребёнка с помощью игры»

Как улучшить память, внимание и речь ребёнка Всех родителей волнуют вопросы интеллектуальной подготовки детей к школе, а именно: развития; мыслительных операций, памяти, внимания, мышления. Развитие ...