Рабочая программа "Волшебные пальчики"
рабочая программа (младшая группа)

Рыжкова Татьяна Вячеславовна

Работая с детьми  младшего дошкольного возраста, я заметила, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могли правильно держать ложку или карандаш, другие: собрать конструктор и другие мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи: застегивать (расстегивать) застежки, молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках; не сформированы навыки самообслуживания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programmvolshebnye_palchiki.docx60.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5 «Радуга»

                                                                           Утверждаю

                                                                                            Заведующий МБДОУ

детский сад №5 «Радуга»

Куртасова Е.В._________

Рабочая программа

дополнительного образования

Кружок

«Волшебные пальчики»

1 младшая группа «А»

«Солнышко»

Воспитатель: Рыжкова Т.В.

2021-2022 год

«Руки учат голову,

затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

И. П. Павлов.

Целевой раздел.

Пояснительная записка

Работая с детьми  младшего дошкольного возраста, я заметила, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могли правильно держать ложку или карандаш, другие: собрать конструктор и другие мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третьи: застегивать (расстегивать) застежки, молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках; не сформированы навыки самообслуживания.

Тогда я и начала свою работу по развитию мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, способствует развитию у детей восприятия, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Понимание значимости и сущности своевременного развития кистевой моторики оградят ребёнка от дополнительных трудностей обучения, помогут в будущем сформировать навык письма.

 Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

При выполнении мелких движений пальцев рук происходит давление на кончики пальцев и активизация незрелых клеток коры головного мозга, отвечающих за формирование речи ребенка.

   Вот почему при выполнении разнообразных движений пальцами рук происходит развитие речи, а значит и мышление ребенка, так как в данном возрасте эта связь очень сильна.

   В младшем дошкольном возрасте наилучший эффект даёт тренировка пальцев рук. Наиболее интересным, занимательным и любимым мною способом для развития мелкой моторики рук, считаю применение пальчиковых игр во всём их разнообразии, так как они интересны детям, соответствуют возрасту, позволяют в короткий срок улучшить моторику рук.      Так же хороший результат даёт применение нетрадиционных техник изобразительного искусства.

    Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

   Вот поэтому была разработана программа кружка «Волшебные  пальчики», где дети занимаются различными видами тренировки пальчиков. Работа кружка  объединяет два вида деятельности: театрализованную и продуктивную. Первая часть занятия – пальчиковые игры и упражнения, вторая – продуктивная деятельность.

   Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами: ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО от 17.10.2013 №1155, Приказом Минобрнауки России №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013, примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакциейН. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

   Содержание данной рабочей программы дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей 3–4 лет построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.

Дополнительная образовательная программа «Волшебные пальчики» рассчитана на 1 год обучения.

Продолжительность ООД: 10 минут.

Каждая ООД состоит из 3-х частей:
Вводная часть: 3 минуты.
Основная часть: 15минут.
Заключительная часть: 2 минуты.

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Перед собой я поставила цель.

Цель программы: развитие речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр и средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.

Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи.

  • Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Обучающие: 

  • Формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаз, гибкости рук, ритмичность развития осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук).
  • Формировать практические умения и навыки.
  • Знакомить с различным навыкам работы с бумагой, пластилином, с нетрадиционной техникой рисования.

Развивающие.

  • Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.
  • Совершенствовать движение рук.
  • Развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память.
  • Развивать речь детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.).
  • Воспитывать и развивать художественный вкус.
  • Воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Практическая часть.

Диагностика определения уровня развития мелкой моторики

Изучение мелкой моторики пальцев рук – важная задача психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы. Здесь первостепенную роль играет диагностическое обследование как средство исследования педагогом мелкой моторики.

Ученые Н.О. Озерецкий и Н.И. Гуревич в своей книге «Психомоторика» предложили диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников, которые просты в применении, информативны по содержанию.

Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук.

Задания для детей 2-3 лет:

1. Пальчик с носиком здороваются. После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха. Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.

Оценка-вывод. Правильно выполненное задание - норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

2Уложи пуговицы в коробку. На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 пуговиц диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку. Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

Оценка-вывод. Нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей руки - 15 секунд, для другой – 20 секунд.

3. Нарисуй пальцами кружочки. В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).

Оценка-вывод.Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

4Давай поздороваемся (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки). Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия – «поздороваемся» 6) сначала правую руку, потом левую, обе руки.

Оценка-вывод. Если ребенок справился с «приветствием» - это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.п.

Проведенная диагностика развития мелкой моторики показала, что - вновь пришедших детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а  - средний,  высокий.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада.

Основные принципы реализации Программы.

Основным принципом реализации Программы является создание максимально благоприятных ситуаций для развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, социальными возможностями и врождёнными способностями.

В целях организации качественной работы по указанному принципу предполагается также использование таких принципов, как:

Принципы доступности и индивидуальности. Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Считаю своей главной задачей - знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.

Принципы последовательности и систематичности. К.Д. Ушинский писал: «Только система, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями...»

Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность.

Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.   Далее учитывается систематичность.

Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.

Принцип связи с жизненным опытом. От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка. Существенным фактором в методике проведения дидактических игр является взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т.д. Во время одевания и раздевания закрепляем умения застегивать и расстегивать пуговицы, развязывать шнурки.

Принцип наглядности. Учитывая психологию, возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности, и обозначающими их словами. Правильно подобранные дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.

Весь наглядный материал и дидактические пособия, находящиеся в нашей группе, имеют привлекательный внешний вид: картинки яркие, красочные; игрушки целые, не сломанные, приведены в аккуратный вид; яркие и разнообразно окрашенные кубики и кирпичики. Приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий доставляют детям радость, вызывают желание играть ими, способствуют накоплению сенсорных отношений.

 Методы и приемы.

Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей. Во время проведения дидактических игр и с игрушками использую следующие методы:

Словесный метод. Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

Наглядно-действенный метод обучения. В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

Практический метод. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере

необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания, при выполнении упражнения вместе с ребенком важно демонстрировать ему собственную увлеченность игрой.

Игровой метод. Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей младшего дошкольного возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:

  • различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;
  • использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;
  • решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.

Для развития моторики рук используются следующие приемы:

  • самомассаж кистей рук;
  • пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
  • выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, счетные палочки, пуговицы)
  • рисование (пальчиками, пластилином, закрашивание) аппликация.

Дети, особенно в младшем возрасте быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им методы и приемы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.

Планируемые результаты освоения Программы.

По итогам реализации Программы предполагается достижение определённых результатов всеми участниками образовательных отношений.

К концу первого года занятий в кружке дети должны знать:

  • некоторые виды бумаги;
  • основные формы штриховки (вертикальная, горизонтальная);
  • основные правила склеивания;
  • понятие «конструктор»; «мозаика»;
  • некоторые приемы лепки (шарик, колбаска и.т.п.);
  • несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками.

должны уметь:

  • правильно держать кисть, карандаш;
  • пользоваться клеем, клеенкой и салфеткой;
  • заштриховывать предметы двумя способами;
  • застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки.

Содержательный раздел.

Возрастные особенности развития детей первой младшей группы.

В детском саду ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

   Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

   Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов - индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам  культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса - и в помещении всего дошкольного учреждения.

   Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5 - 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

   В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

   Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

   В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

  Всё сказанное выше легло в основу содержания Программы таким образом, чтобы она могла отвечать требованиям уровня развития ребёнка в возрасте 2-3 лет.

Общие положения содержания.

Учитывая научные данные о том, что каждый период жизни человека характеризуется специфической социальной ситуацией развития, конкретными новообразованиями и их своеобразным сочетанием, ведущей деятельностью, в наибольшей степени влияющей на психическое развитие ребёнка и его подготовку к переходу на новую возрастную ступень.

   Программа разработана для детей 1 младшей группы (2-3 года) и строится на понимании особенностей процесса образования ребёнка данного возрастного периода, способствует формированию у него активной жизненной позиции, нравственных ценностей, предполагает развитие моторики и эмоционального благополучия каждого обучающегося.

     Кружковая работа рассчитана на одну ООД в неделю. Организованно образовательная деятельность  проводится в группах по 10 минут и предполагают использование следующих форм: беседа, дидактическая игра, ролевые, коммуникативные игры, физические упражнения, коллективное творчество, индивидуальная корректировка действий.

   Неотъемлемым элементом каждой ООД являются пальчиковые игры и физкультминутки. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в обучении детей. Это позволяет:

  • регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи детей;
  • совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с речью;
  • облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам;
  • вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.

Длительность динамической паузы (физкультминутка) в одной ООД составляет 2-3 минуты. В каждой физкультурной паузе содержится большое количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетаются с произносимыми стихами.

Направленность кружковой работы.

Работу организовывала через совместную и индивидуальную работу с детьми, работу с родителями, педагогами дошкольного учреждения.   Работа кружка включает в себя следующие разделы:

  • пальчиковая гимнастика;
  • графические упражнения;
  • работа с бумагой (аппликация, конструирование)
  • работа со шнурками
  • рисование
  • аппликация
  • лепка.

   В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

   В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

      В разделе «Работа с бумагой» представлены такие виды художественного труда, как аппликация из бумаги. Дети знакомятся с различными видами и свойствами бумаги, развивают мелкую моторику, воображение, а также тренируют произвольное внимание и пространственные представления.

   Раздел «Работа со шнурками» направлен на развитие мелкой моторики рук, совершенствование знаний, умений, навыков детей, расширение их представлений о декоративно-прикладном искусстве, развитие психических познавательных процессов, таких как воображение, восприятие, память, внимание, развитие цветовых ощущений, развитие личностных качеств – усидчивости, терпения, старательности, аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца.

   В разделе «Рисование» дети знакомятся с различными техниками рисования, с особенностями изобразительных материалов. Занятия рисованием развивают эстетическое восприятие, творческие способности, совершенствуют сложно-координированные движения руки.

  В разделе «Лепка, изготовление поделок из различных материалов» используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре. Раздел включает в себя разные виды лепки (пластилин, соленое тесто, налеп).

   В разделе “Аппликация” дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.

Виды игр для развития мелкой моторики.

Мелкую моторику рук развивают:

  • различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;
  • игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых);
  • игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать,
  • насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.;
  • рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.);
  • застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.

Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

   Целенаправленная работа по развитию мелкой моторике детей младшего школьного возраста во время организованно образовательной деятельности, а также во время свободной деятельности позволит решить очень важные задачи речевых нарушений у детей.

Результатом работы данного кружка должно стать:

  • развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту;
  • овладение разными видами трудовой деятельности;
  • умение создавать художественный образ своего изделия;
  • овладение приемами работы с разными материалами;
  • овладение нормами этики поведения.

Перспективный план

кружка «Волшебные  пальчики».

Месяц

Неделя

Тема

Задачи

Январь

2 неделя

Рисование «Ёлочка пушистая, нарядная».

Пальчиковая гимнастика «Елочка»

Упражнять в технике рисования тычком полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками.

Развивать переключаемость общих и мелких движений.

3 неделя

Аппликация «Чтоб Мишке было теплее»

Пальчиковая гимнастика «Елочка»

Развивать мелкую моторику рук. Учить мелко рвать бумагу, потом засыпать Мишку «в берлоге»

Сентябрь

1 неделя

Рисование ватными палочками «Снегопад».  

Пальчиковая гимнастика «Снег».

Учить детей рвать бумагу на мелкие кусочки свободной формы.  Развивать умения выполнять действия пальчиками (загибать пальчики на правой и левой руке в соответствии с текстом). Развивать координацию движений. Активизировать словарь.

2 неделя

 

Рисование мятой бумагой «Лесные сугробы».

Пальчиковая гимнастика «Снег»

Упражняться в технике рисования мятой бумагой, продолжать учить строить композицию, развивать слуховое и зрительное внимание. Воспитывать аккуратность при работе с красками.

Воспитывать интерес к совместной  деятельности с педагогом. Развивать мелкую моторику рук.

3 неделя

Аппликация из ватных дисков «Снеговик»

Пальчиковая гимнастика «Снег»

Создание образа снеговика в сотворчестве с воспитателем: выкладывание и приклеивание ватных дисков: развитие чувства формы и ритма, глазомера и мелкой моторики

4 неделя

Аппликация из крупы «Свитер для папы»

Пальчиковая игра «Наша армия»

Учить детей создавать образ свитера, нарисованного и вырезанного воспитателем, наклеивать крупу.

Учить детей поочередно «шагать» указательным и средним пальчиками правой и левой руки.

Октябрь

1 неделя

Рисование 
«Подарок
 маме»

Пальчиковая гимнастика «Мамин подарок».

Обогащать сенсорный опыт детей, продолжать знакомить с новым материалом (пшено), развивать исследовательские умения, мелкую моторику. Формировать умение действовать по показу взрослого.

2 неделя

Игры с крупами «Помогаем маме», «Золушка».

Учить ребенка одной рукой выбирать один вид крупы, а другой второй вид крупы, проговаривая соответственные слова

3 неделя

«Нарядные дымковские лошадки».

Пальчиковая гимнастика «Лошадка».

Закреплять умение доводить

начатую работу до конца, развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность пальцев рук. Совершенствовать навык правильного нажима на карандаш.

4 неделя

Аппликация из фантиков «Лоскутное одеяло»

Создание образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивание фантиков на основу и составление коллективной композиции из индивидуальных работ; освоение понятия «часть» и «целое».

Ноябрь

1 неделя

Д/игра "Чудесный мешочек".

Формировать умение определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка.

2 неделя

Рисование «Светит солнышко в окошко». Пальчиковая гимнастика «Солнышко».

Учить детей рисовать пальчиком руки на крупе;
продолжать закрепление формы (круглая); развивать мелкую моторику пальцев рук; активизировать речь детей.

3 неделя

Рисование на песке «Отпечатки наших рук»

Закрепить знания детей о свойстве влажного песка.

Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони. Развивать фантазию, творческие способности.

4 неделя

Печатание морковкой  «Гроздь винограда».

Пальчиковая гимнастика «Фрукты»

Упражняться в технике печатания. Способствовать формированию крепкого сжимания предмета (морковь) в руке с применением силы для отпечатка на листе бумаги. Продолжать учить правильно держать кисть в руке

Декабрь

1 неделя

 

Обрывная аппликация «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик…».

Пальчиковая гимнастика «Насекомые».

Создание выразительных образов луговых цветов – желтых одуванчиков  в нетрадиционной  технике – рисование манкой. Развивать мелкую моторику, синхронизацию движения обеих рук.

2 неделя

Рисование пальчиками «Божьи коровки на лужайке».

Пальчиковая гимнастика «Насекомые».

Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность)

Целевые ориентиры на этапе завершения реализации программы.

   Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

   К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в практической.
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать.

 Формы сотрудничества с семьей.

   Некоторые родители считают: ребенок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, что тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются независимо от общей мышечной координации! И очень ловкий ребенок может испытывать затруднения при письме - именно потому, что это совершенно другой навык.

   Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

  Значение мелкой моторики очень велико. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность. Связная речь, так же напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом.

  Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей.  Сотрудничество с семьёй является одним из важнейших условий реализации Программы. Задача педагогического коллектива – установить конструктивные партнёрские отношения, объединить усилия в области организации здорового образа жизни, создать атмосферу общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные знания и умения родителей.

   Программа «Волшебные пальчики» предусматривает добровольное и посильное включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания в рамках содержания Программы и развитие такого важного направления деятельности дошкольного учреждения, как совместное сотрудничество с семьёй в вопросах развития мелкой моторики у детей.

Формы работы с родителями:

  • индивидуальные беседы;
  • групповые родительские собрания;
  • консультации;
  • совместное проведение мероприятий;
  • анкетирование.

Условия работы с родителями:

  • целенаправленность;
  • систематичность;
  • дифференцированный подход с учётом специфики каждой семьи;
  • доброжелательность и внимание.

Организационный раздел.

Создание предметно - развивающей среды.

Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим. Постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.

В группе имеются игрушки развивающего характера: пирамидки, вкладыши различного типа,  матрешки, мозаика, игры с карандашами, конструктор Лего, пластмассовый конструктор.

   В течение года планирую оформить «Центр песка», так как песочная терапия, игры на определение свойств песка, свойств различных предметов стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики, обогащают чувственный опыт, способствуют снятию эмоционально - негативных реакций, создают атмосферу жизнедеятельности и чувства безопасности.

Материально - техническое обеспечение.

Материалы: различные виды бумаги (цветная,  бархатная); картон; соленое тесто (соль, мука); пластилин; природные материалы; клей - карандаш;

Оборудование:  баночки для воды; крупа мелкая и крупная; счетные палочки; шнурки; строительный материал; салфетки; массажные мячи;

Инструменты:  ножницы; стеки; кисточки; карандаши, фломастеры, краски;

Наглядные пособия: иллюстрации; игрушки; коллекции бумаги.

Учебно-методическое сопровождение: карточки с изображением выкладываемых предметов;  картотека пальчиковых игр.

Литература.

1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакциейН. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

2.Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. Развиваю мелкую моторику. – СПб.: «Питер»,2000.
3. Урмакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб.:»Литера», 2008.

4.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. – М.: «КАРАПУЗ», 2009.
5. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 3 -4 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа изостудии "Волшебные пальчики".

ЗадачиРисование§  Совершенствовать у детей технику рисования пастелью, акварелью, гуашью, простым карандашом, восковыми мелками;§  Учить детей применять нетрадиционные техники художественной...

рабочая программа по теме "Развиваем пальчики- развиваем мозг"

Программа направлена на развитие речи детей 3х лет через развитие мелкой моторики рук.В программу включены занятия по пластилинографии , тестопластике, пальчиковые игры, игры со специальным оборудован...

Рабочая программа дополнительного образования "Талантливые пальчики"

Рабочая программа дополнительного образования "Талантливые пальчики". Нетрадиционная изобразительная деятельность для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет....

Рабочая программа кружка "Веселые пальчики"

Омская область, Павлоградский район, р. п. Павлонрадка. МБДОУ «Детский сад «Солнышко», группа «Светлячок».Руководитель кружка Остапенко Виктория Викторовна, воспитатель\  1. Пояснительн...

Рабочая учебная программа по образовательной области «Художественное творчество» образовательный компонент «Лепка» для детей дошкольного возраста (4-7 лет). Кружок «Волшебные пальчики»

Техника пластилиновой живописи в лепке уникальна. Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумаывают новые цвета и оттенки из пластилина. Это разнообразит палитру, сближает лепку с рисование...

Рабочая программа кружка "Умелые пальчики"

Кружок по пластилинографии....

Рабочая программа кружка по развитию мелкой моторики рук "Проворные пальчики"

Программа разрабатывалась для педагогов , которые работают с детьми с нарушением зрения....