Самообразование: «Коррекционно – развивающая работа с детьми дошкольного возраста с РАС».
методическая разработка

Цель:

 Развитие речевой активности у детей младшего возраста через русские народные сказки.

             Задачи:

1. Проведение анализа научно - методичесткой и психолого-педагогической литературы по проблеме «Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста»

2. Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации.

3. Целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого общения.

 

 Актуальность темы

 

Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды....

 Но слова - речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.

С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья».

Красноречие было в чести во все времена. В разных странах во время высочайших взлётов культуры народов появлялась наука о мастерстве речи, общения, убеждения словом. Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Цель не в том, чтобы ребенок  знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_21_-_22_g.docx30.84 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                          СОГЛАСОВАНО:                                                          

  Старший воспитатель

КУ «Урайский специализированный

 Дом ребенка

                                    ___________________ Н.Е. Савельева

Казенное учреждение Ханты - Мансийскйй автономный округ - Югра

«Урайский специализированный Дом ребенка»

         

 САМООБРАЗОВАНИЕ

тема:

 «Коррекционно – развивающая работа с детьми дошкольного возраста с РАС».

2021 – 2022 учебный год

                           Разработала воспитатель:   Ефимова Н.В.

   

                                         

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

г. Урай, 2021 г.

  Цель:

 Развитие речевой активности у детей младшего возраста через русские народные сказки.

             Задачи:

1. Проведение анализа научно - методичесткой и психолого-педагогической литературы по проблеме «Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста»

2. Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации.

3. Целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого общения.

 Актуальность темы

Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды....

 Но слова - речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.

С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья».

Красноречие было в чести во все времена. В разных странах во время высочайших взлётов культуры народов появлялась наука о мастерстве речи, общения, убеждения словом. Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Цель не в том, чтобы ребенок  знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения дошкольников считаю развитие речевой активности детей   через сказки.

Обучение родному языку в детском саду осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятии по ознакомлении с художественной литературой, по обучению грамоте, а так же в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Однако главными являются специальные занятия по развитию речи. На каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. В развитии связной речи – это связывание предложений в высказывание, в словарной работе – это работа над смысловой стороной слова. Только при правильном воспитании и обучении у ребенка формируется высокая культура речи, тенденция к её саморазвитию, повышаются точность в речи, её выразительность. Дети начинают уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном речевом творчестве (при сочинении сказок, загадок, стихов).

В формировании связной речи выступает тесная связь речевого и интеллектуального развития детей. Дети должны связно  говорить,  ясно представлять объект рассказа (объект, событие) уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения между предметами и явлениями, строить простые предложения. Высокий уровень речевого развития дошкольника предполагает:

- владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей;

- умение вступать в контакт со  взрослыми и сверстниками (слушать спрашивать, отвечать, возражать,  объяснять);

- знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации;

- умение читать и писать  (умение пользоваться грамотой и письмом).

Поэтому в младшей  группе основное внимание уделяется речевому развитию : наполнение и обогащение словаря на основе расширения знаний и представлений окружающей ребенком жизни.

В младшей группе необходимо научить различать предметы по существенным признакам, правильно называть их  отвечая на вопросы «Что это?», «Кто это?» видеть особенности  предметов, выделять характерные признаки и качества (какой?), а также действия,  связанные с игрушками  - животными, с их состоянием с возможными действиями человека (что делает? и что с ним можно делать?)

Дети младшей  группы должны постоянно слышать правильную речь взрослых,  различать на слух громкость и скорость, темп речи, находить ошибки в речи окружающих.

При чтении потешек, стихов, сказок необходимо  обращать  внимание детей  на выразительную сторону речи, дать образец интонации. 

В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу  тот факт, что поступающие  дети  в детский сад имеют ограниченный  словарный запас, неадекватные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Одной из современных технологий, направленных на развитие речи является сказка.

        Сказки – самые любимые произведения детей.  На протяжении многих веков сказки меняются, но всегда неизменными остаются народные мечты, представления о добре, правде, социальной справедливости. Опыт показывает, что дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки. Однако познать мудрость самостоятельно им не удается. А.Михайлова пишет: « На помощь ребенку  должны прийти взрослые, чтобы успеть сохранить в наших  детях чуткость к чуду превращения, к чуду окрыляющей радости, чуду духовного озарения, которое дарит нам сказка».

        Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка не дает прямых наставлений детям, но  в  ее содержании  всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

        Сказки – первые произведения искусства, которые не просто убаюкивают или развлекают малыша, но способны еще преподать ему множество уроков: воспитывать в ребенке  все самое доброе и вечное.

        Когда  место действия оказывается перед глазами, а персонажи в руках, сказка оживает без всякого волшебства. Предложить  ребенку разыграть сюжет, проговорить слова каждого действующего лица с разной интонацией. И если маленький сказочник захочет изменить характер своих героев или повернуть сюжетную линию совсем в другое русло, не стоит  пресекать  его творческие порывы. Развитие ребенка, обучение его с помощью сказки – это раскрепощение, это развитие речи. Согласитесь, что когда ребенок сидит, сложа руки по струнке, это не очень хорошо. А когда мы заставляем просто слушать, то здесь нет активности. Он послушал, но не значит услышал. А когда он в сказку играет, тогда можно быть уверенным, что из этой сказки он что – то вынесет для себя.

        Сказки дают возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним. Учат детей передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимикой лица. Учат детей работать в команде, договариваться.

        Необходимо выстраивать работу со сказками и с семьей, на основе диалога взаимного доверия и понимания. Это все способствует развитию личности ребенка и является важнейшим условием успешной  работы по развитию речи детей.

Предполагаемый результат:

         Этапы самообразования:

  • Подбор и изучение методической литературы.
  • Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования.
  • Формирование опыта по теме.
  • Внедрение в практику.
  • Представление опыта работы по теме.
  • Предполагаемые сроки выполнения каждого этапа.

1.Изучение методической литературы

  • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
  • Изучение учебной и научно-методической литературы;
  • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
  • Изучение новых программ и педагогических технологий;
  • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
  • Повышение общекультурного уровня

2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования.

  • Отчет на педагогическом совете о проделанной работе по теме самообразования, в виде презентации.

3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

«Развитие связной речи»

Анкетирование

Выложи сказку «Курочка Ряба»

Выложи сказку „Репка" 

Дидактическая игра

«Поиграем вместе»

 Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе

 «Репка»

Драматизация сказки

«Теремок»

Инсценирование и показ на фланелеграфе

 «Слепим яичко»

Лепка  по сказке

«Колобок»

Пальчиковый театр (показ воспитателем)

 «Колобок катится по дорожке»

Рисование  по сказке

«Для  самых маленьких»

Изготовление Лэпбука

 «Теремок»

Чтение и обсуждение сказки

 «Волк и семеро козлят»

Настольно-печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото)

Чтение сказки

«Релаксация перед сном»

Слушание колыбельных песен перед сном. 

  • Анализ выполнения программы (диагностика)

Как отслеживается результат работы по теме? (Диагностика: таблицы, результаты работы, в %.)
 Выводы по теме. Есть ли положительный результат?

4 .Представление опыта работы по теме.

  • способ демонстрации результата проделанной работ
  • форма отчета по проделанной работе
  • формы отчета по теме самообразования могут быть разнообразными:
  • выступление на педсовете
  • консультация
  • семинар-практикум
  • показ непосредственно - образовательной деятельности с детьми
  • выставки детского творчества

«Роль сказки в жизни дошкольника»

Изготовление папки- передвижки

«Роль книги в жизни ребенка

Консультация  

 «Наши любимые сказки»

Выставка конкурсных работ среди воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста

В рамках реализации проектной деятельности на тему: "Улучшение взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста через развитие их коммуникативных способностей".Мной был составлен комплекс ко...

Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста

Среди методов, используемых практической психоло­гической службой, игра является наиболее адекватной для коррекции трудностей развития детей дошкольного возраста.Игры, предлагаемые далее, подбирались ...

Коррекционо-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с СДВГ в сенсорной комнате.

Основные принципы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста сСДВГ в сенсорной комнате....

Программа коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья

Коррекционно-развивающая программа, обеспечивающая полноценное овладение фонетического строя русского языка, интенсивное развитие восприятия, лексико - грамматических категорий языка, развитие с...

Презентация "Организация коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в речевой сфере"

В последнее время особую актуальность приобрели различные аспекты коррекционной педагогики, одним из важнейших направлений которой является организация логопедической службы.  Согласн...

Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с ЗПР.

В статье описывается коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития....