СЦЕНАРИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ В ГРУППАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЛЁГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА ТЕМУ: «ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЕТЯМ».
методическая разработка (средняя, старшая группа)

Евстафьева Ксения Владимировна

 

В данной методической разработке представлен сценарий интерактивного игрового занятия по теме «Правила дорожного движения детям». Данный сценарий предназначен для проведения мероприятия для групп детей с ограниченными возможностями здоровья: задержкой психического развития и лёгкой интеллектуальной недостаточностью от 4 до 7 лет и их родителей.

Под понятием «интерактивное игровое занятие» мной подразумевается занятие по сообщению новых знаний и/или повторению (обобщению) уже приобретённых знаний, умений, навыков, пронизанное элементами игры, во время которого поддерживается постоянное взаимодействие и сотрудничество педагога (ведущего) с участниками занятия (детьми, родителями).

Такой способ воспитания и обучения детей с ЗПР и ЛИН – по средствам игровых занятий – представляется мне наиболее эффективным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа-Интернат №16 Пушкинского района Санкт-Петербурга структурное подразделение

«Отделение дошкольного образования детей»                                                                                   196601 CПб, Пушкин, ул. Пушкинская д. 49, Литер А

 

МАТЕРИАЛ

на районный этап конкурса методических материалов (среди педагогов) по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного и школьного возраста

НОМИНАЦИЯ

«Организационно – массовая работа (культурно-досуговая деятельность)»

СЦЕНАРИЙ ИНТЕРАКТИВНОГО ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ В ГРУППАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЛЁГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА ТЕМУ:

«ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЕТЯМ».

Автор:

Евстафьева Ксения Владимировна,

воспитатель 1 квалификационной категории

Санкт-Петербург

2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………3

АКТУАЛЬНОСТЬ………………………………………………………………………………….3

ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ………………………………....…..4

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ…………………………………………………………………………………..6

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………………………….7

Сценарий интерактивного игрового занятия в группах для детей с Задержкой психического развития и Лёгкой интеллектуальной недостаточностью. Тема: «Правила Дорожного Движения Детям»…………………………………………………………………………………..7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………....16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МАТЕРИАЛОВ……………………………………..………17

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ..............................................................................................................18

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МУЛЬТИМЕДИА МАТЕРИАЛЫ.....................................................19

Приложение 1.

ФОТООТЧЁТ О ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЯ "ИНТЕРАКТИВНОЕ ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ "ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЕТЯМ" В ГРУППАХ ЗПР И ЛИН ОТ 30.10.2018..................................................................................................................20

ВВЕДЕНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ

В условиях жизни в современном городе, переполненном транспортом, безусловно необходимо каждому владеть знаниями правил дорожного движения и навыками безопасного поведения на улицах.

Дети вообще, а особенно дети дошкольного возраста, относятся к самой уязвимой и незащищённой категории населения. Природное любопытство, неуёмная энергия детей, отсутствие жизненного опыта, необходимых знаний и навыков, и психологической готовности реагировать на возможные опасные ситуации часто приводит к трагическим случаям на дорогах. ГИБДД регулярно отслеживает статистику и проводит анализ дорожно-транспортных происшествий с участием детей, с целью максимально снизить (исключить) случаи детского дорожно-транспортного травматизма.

Для достижения этой цели в дошкольных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга уделяется большое внимание воспитанию и обучению детей в области осознанного безопасного поведения на улицах города и правил дорожного движения, ведь именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования нужных привычек и навыков.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, в частности дети с задержкой психического развития (далее: ЗПР) и лёгкой интеллектуальной недостаточностью (далее: ЛИН) в силу своих психо-физических особенностей подвержены наибольшему риску стать жертвой ДТП. Дети с ЗПР и ЛИН испытывают трудности с саморегуляцией, восприятием форм и размеров предметов, пространственной ориентацией, обладают сниженным уровнем внимания, часто заторможенной и/или острой аффектной реакцией, причём все эти особенности усугубляются повышенной утомляемостью и зависимостью от эмоционального состояния. Поведение детей с ЗПР и ЛИН на дорогах не зависит от их желания или нежелания «вести себя правильно», часто они просто не способны грамотно оценить ситуацию и обстановку и произвольно контролировать свои действия, именно поэтому обеспечить безопасность детям на дорогах обязаны прежде всего мы – взрослые: родители, педагогические работники.

ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

В данной методической разработке представлен сценарий интерактивного игрового занятия по теме «Правила дорожного движения детям». Данный сценарий предназначен для проведения мероприятия для групп детей с ограниченными возможностями здоровья: задержкой психического развития и лёгкой интеллектуальной недостаточностью от 4 до 7 лет и их родителей.

Под понятием «интерактивное игровое занятие» мной подразумевается занятие по сообщению новых знаний и/или повторению (обобщению) уже приобретённых знаний, умений, навыков, пронизанное элементами игры, во время которого поддерживается постоянное взаимодействие и сотрудничество педагога (ведущего) с участниками занятия (детьми, родителями).

Такой способ воспитания и обучения детей с ЗПР и ЛИН – по средствам игровых занятий – представляется мне наиболее эффективным.

Научно-практическая значимость

Дети с ЗПР и ЛИН в общем обладают рядом психо-физических особенностей таких, как: сниженное внимание, недостаточная познавательная активность, эмоциональная расторможенность, несформированность мыслительных процессов, затруднённость восприятия и запоминания, повышенная утомляемость и пр. Эти и другие особенности развития таких детей делают неэффективными обычные способы сообщения им нового материала.

Игровое интерактивное занятие в свою очередь объединяет в себе несколько свойств и качеств, помогающих поддерживать необходимую информативность материала и в то же время высокий уровень заинтересованности у детей и, как следствие, хорошую усвояемость сообщаемых знаний. Такими свойствами являются:

  • театрализация (использование ярких харизматичных литературных/мультипликационных персонажей вызывает интерес у детей к происходящему);
  • использование мультимедиа контента – музыка, показ мультфильмов (призвано выполнять те же функции, что и элементы театрализации; дополнительно снижает ощущение формальности, нагрузки от познавательной деятельности, психологически расслабляет детей, т.к. просмотр мультфильмов подсознательно ассоциируется с отдыхом и вызывает положительные эмоции)
  • использование доступного ситуационного юмора (влияет на психо-эмоциональное состояние детей, вызывая прогнозируемую и контролируемую педагогом аффектную реакцию, способствующую снятию напряжения от познавательной активности у детей);
  •  постоянная смена видов деятельности - познавательной, двигательной, мыслительной, игровой (позволяет избежать сенсорной перегрузки у детей и излишней утомляемости);
  • многократное повторение ключевых понятий и фактов (помогает лучше запомнить и усвоить сообщаемые знания);
  • игровые задания (призваны закрепить практически новые знания в лёгкой и весёлой форме, способствовать формированию навыка).

Особую роль в результативности подобных занятий может нести привлечение родителей. Совместная игровая деятельность детей и родителей рождает совместное творчество «на равных» детей и взрослых, создаёт пространство и условия для равного общения, обмена опытом и эмоциями, укреплению психологических и эмоциональных связей между детьми и родителями. Выстраивание во время игры субъект-субъектных отношений позволяет ребёнку ощутить себя на равных позициях со взрослым, стимулирует к принятию самостоятельных решений, в то же время даёт ощущение уверенности и защищённости, снимает страх ошибки, благодаря осознанию того, что взрослый поможет и поддержит.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель: сформировать у детей устойчивый интерес к изучению правил дорожного движения и правил безопасного поведения на улице, привить понимание необходимости их соблюдения.

Образовательные задачи:

  • уточнить и закрепить знания детей об основных правилах поведения на улице, правилах пользования пешеходными переходами, о светофорах, о некоторых дорожных знаках;
  • формировать навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой;
  • закреплять полученные знания и умение применять их в жизни с помощью игровых заданий.

Развивающие задачи:

  • развивать интерес к познавательной деятельности через игру;
  • развивать мышление, внимание, память;
  • развивать ориентацию в пространстве, ощущение себя в пространстве;
  • развивать координацию движений;
  • расширять активный и пассивный словарь детей по теме;
  • развивать умение отвечать на вопросы.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать умение вести себя в общественных местах;
  • воспитывать навыки самоконтроля;
  • прививать желание и готовность к совместной деятельности;
  • воспитывать умение работать в коллективе, коллективную ответственность;
  • воспитывать готовность к взаимопомощи.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Сценарий интерактивного игрового занятия в группах для детей с Задержкой психического развития и Лёгкой интеллектуальной недостаточностью

Тема: «Правила Дорожного Движения Детям».

Методы и технологии, использованные в занятии: технология интегрированного занятия, игровые технологии (двигательные, коммуникативные, интеллектуальные игры), театрализация, наглядно-слуховой метод (показ, демонстрация), словесные методы (объяснение, диалог и дискуссия), метод обобщения полученных знаний.

Действующие лица и педагоги:

Ведущая

Старуха Шапокляк

Музыкальный руководитель (музыкальное и мультимедиа сопровождение)

Участники:

Дети – воспитанники групп для детей с Задержкой психического развития и Лёгкой интеллектуальной недостаточностью

Родители воспитанников ДО

Место проведения:

Актовый зал.

Декорации и оборудование:

Экран, видеопроектор, персональный компьютер, аудиоколонка для воспроизведения музыкального сопровождения, USB-накопитель с музыкой, мольберт-магнитная доска, магнитные «пазлы «дорожные знаки», макеты дорожных знаков и светофоров, резиновые коврики «пешеходные переходы (зебры)», три круглых сигнала светофора (красный, жёлтый, зелёный), обручи с табличками-«машинками», стулья (сидения) для детей и родителей.

Основные понятия:

Дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Светофор – оптическое устройство, подающее световые сигналы, регулирующие движение автомобильного, железнодорожного, водного и другого транспорта, а также пешеходов на пешеходных переходах.

Перекрёсток – пересечение проезжих частей разных дорог на одном уровне.

Регулируемый перекрёсток – перекрёсток, где установлены специальные дорожные знаки, разметка, и очерёдность движения устанавливается сигналами светофора (или регулировщика). 

Дорожные знаки представляют собой фигуры определённой формы, размеров и окраски;                устанавливаются на автомобильных дорогах и городских улицах для предупреждения водителей и пешеходов об опасных  участках и информации о введённых ограничениях или иных особенностях условий движения. 

Пешеходный переход – участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками и (или) разметкой «пешеходный переход» и выделенный для движения пешеходов через дорогу. 

Тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

Дети заходят в актовый зал, на экран выведено изображение дороги и пешеходного перехода с названием занятия «ПДД детям».

Ведущая К.В.: Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые родители. Мы очень рады видеть Вас здесь этим утром. Сегодня мы проведём необычное занятие: поиграем в весёлые игры, попоём, потанцуем и даже посмотрим мультфильмы. И Вы, уважаемые родители, приготовьтесь принять активное участие в нашем занятии наравне со своими детьми. Согласны?

Реплики детей и родителей.

Ведущая К.В.: Здорово, будет весело! Как вы думаете, о чём мы с вами будем сегодня говорить?

Реплики детей.

Ведущая К.В.: Всё правильно. Тема этого занятия «Правила Дорожного Движения». Скажите, пожалуйста, а что необычного вы видите в зале?

 На сцене лежат дорожные знаки, светофоры, коврики-«зебры». Перед сценой белыми полосами обозначен макет перекрёстка.

Реплики детей.

Ведущая К.В.: Верно, какие вы наблюдательные! Только это не просто полоски на полу, сегодня у нас в зале мы с вами устроим настоящий перекрёсток 2 дорог. Вот первая дорога, а вот здесь её пересекает 2 дорога, это проезжая часть, по ней могут ездить машины, а здесь за белыми линиями находятся тротуары, по которым могут ходить пешеходы. На этом перекрёстке мы с вами сегодня будем учиться, как правильно вести себя на дороге и рядом с ней, что можно и нужно делать, а что делать ни в коем случае нельзя, вспомним правила дорожного движения, дорожные знаки и сигналы светофора!

А вспомнить самые главные правила поведения на дороге нам помогут весёлые и познавательные мультфильмы. Хотите посмотреть мультфильм?

Реплики детей.

Ведущая К.В.: Итак, приготовьтесь внимательно смотреть на экран, смотрим мультфильм с 1 и 2 правилами!

(МУЛЬТФИЛЬМ 1 и 2 Части) («Смешарики. Азбука безопасности» мультфильм, 1 сезон, - СПб.; Студия компьютерной анимации «Петербург», 2006)

  1. Детям нельзя кататься на велосипеде, самокате, или на роликах по дороге, по проезжей части!
  2. Нельзя играть на дороге или рядом с дорогой! Дорога не место для игр!

Ведущая К.В.: Ребята, о каких самых главных правилах поведения рядом с дорогой рассказал нам этот мультфильм?

Реплики детей.

Ведущая К.В.: Молодцы, вы всё говорите правильно! Итак, самые главные правила говорят нам о том, что на дороге и рядом с дорогой никогда нельзя баловаться и играть, а также, о том, что детям нельзя кататься на велосипедах, самокатах или роликах по проезжей части! Дорога не место для игр и соревнований!

(МУЗЫКА «Песня Старухи Шапокляк» слова: Успенский Э., музыка: Шаинский В.)

(появляется Шапокляк, играя…выбегает прямо на перекрёсток!)

Ведущая К.В.: (Свистит в свисток) Бабушка, остановитесь немедленно, что вы делаете?

Шапокляк М.С.: Что, что, что, что такое, собственно! Не видите, я тренируюсь, готовлюсь к районным соревнованиям среди пенсионеров! Что это вы мне свистите???

Ведущая К.В.: Свищу, потому что Вы нарушаете правила…

Шапокляк М.С.: Какие такие правила-корявила?

Ведущая К.В.: Правила дорожного движения! Вы, не глядя, выскочили прямо на перекрёсток, на проезжую часть, да ещё и на самокате!

Шапокляк М.С.: Где перекрёсток? Какой перекрёсток? (спрашивает детей)

Реплики детей. (показывают на перекрёсток, объясняют)

Ведущая К.В.: Вот же, вы на нём стоите! Так, бабушка, во-первых, немедленно сойдите с проезжей части и поднимитесь сюда ко мне! (Шапокляк поднимается на сцену) Здравствуйте. Представьтесь нам, пожалуйста

Шапокляк М.С.: Легко! Меня все зовут Старуха Шапокляк! А вы-то кто будете?

Ведущая К.В.: Я – Ксения Владимировна. Сегодня я исполняю обязанности добровольного инспектора дорожного движения и знакомлю вот этих ребят с правилами безопасного поведения на улице и на дороге.

Шапокляк М.С.: Интересненько-с, нууу, я, пожалуй, пойду отсюда.

Ведущая К.В.: Ну уж нет, боюсь, что я вам не могу этого позволить! Ради вашей же собственной безопасности, я прошу вас остаться и вместе с ребятами всё-таки выучить основные правила дорожного движения! Стыдно, в вашем возрасте их не знать.

Шапокляк М.С.: Ойойой, стыдно…подумаешь… А это не скучно? Скуку и занудство не люблю.

Ведущая К.В.: Не волнуйтесь, гражданка Шапокляк, не скучно и очень полезно. Мы будем смотреть мультфильмы и решать разные интересные задания.

Шапокляк М.С.: А, мультики смотреть, это я люблю! Только ради этого останусь! Давай, врубай киношку!

Ведущая К.В.: Хорошо, ну думаю, ребята и Гражданка Шапокляк, главное правило вы усвоили: нельзя играть на дороге или рядом с дорогой! Дорога не место для игр! Теперь снова смотрим мультфильм и запоминаем правило 3 и правило 4!

(МУЛЬТФИЛЬМ 3 и 4 Части) («Смешарики. Азбука безопасности» мультфильм, 1 сезон, - СПб.; Студия компьютерной анимации «Петербург», 2006)

  1. Переходить дорогу можно только на ЗЕЛЁНЫЙ сигнал светофора. На красный – стоим.
  2. Переходить дорогу можно только по пешеходному переходу – по «зебре», по подземному или надземному переходу.

Ведущая К.В.: Вот мы посмотрели 2 мультфильм, какие 2 новых правила вы узнали из этого фрагмента? Сможете их повторить? 

Реплики детей.

Ведущая К.В.: Правильно! Переходить дорогу можно только на ЗЕЛЁНЫЙ сигнал светофора. На красный – стоим. И следующее правило гласит: переходить дорогу можно только по пешеходному переходу – по «зебре» и по подземному или надземному переходу. Молодцы!

(На экране появляется слайд «Регулируемый перекрёсток»)

Ведущая К.В.: А теперь снова посмотрите на экран: внимательно разглядите слайд, с изображением регулируемого перекрёстка. Это такой перекрёсток, на котором находятся специальные дорожные знаки, дорожная разметка и светофоры.  Расскажите мне, ребята, чего не хватает на нашем перекрёстке в зале, чтобы он стал таким же, как на картинке?

Реплики детей.  

Смотрите внимательней, что ещё вы не назвали? Уважаемые родители, пожалуйста помогите своим детям.

Реплики детей и родителей.  (светофоры, пешеходные переходы, знаки)

Ведущая К.В.: Молодцы! Смотрите, вот здесь мы приготовили всё, что должно быть на регулируемом перекрёстке, как на слайде. Ребята, хотите попробовать сами превратить наш учебный перекрёсток в РЕГУЛИРУЕМЫЙ?

Реплики детей.  

Ведущая К.В.: Тогда вперёд, действуйте, а ваши родители вам помогут и подскажут. Гражданка Шапокляк, вы тоже можете присоединиться. Итак, на старт, внимание, марш!

(МУЗЫКА «Светофор» слова, музыка: teremok.tv, фоновая, тихо)

(дети и родители расставляют знаки и раскладывают «зебры»)

Ведущая К.В.: Очень здорово! Молодцы, по-моему, вы справились на отлично! А как сами думаете, у вас получилось?

Реплики детей.

 (Шапокляк во время игры берёт 1 коврик, стелет его по диагонали перекрёстка и гордо встаёт на нём) 

Ведущая К.В.: Что это такое? Гражданка Шапокляк, зачем же вы так положили пешеходный переход???

Шапокляк М.С.: Как зачем? Так же короче! Вот если мне с этой стороны нужно на ту сторону попасть, зачем мне бегать туда, потом сюда, светофора ещё ждать? Я вот так быстренько с угла на угол перебегу и всё! Дело сделано!

Ведущая К.В.: Что вы, так нельзя! Это чрезвычайно опасно! Запомните ребята, никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя перебегать перекрёсток по середине, наискосок, ведь если даже для машин на одной дороге горит красный свет, то по второй дороге машины едут на зелёный сигнал светофора, это значит, что центр перекрёстка всегда занят автомобилями! А пешеходы могут переходить дорогу только ПО ПЕШЕХОДНОМУ переходу на ЗЕЛЁНЫЙ сигнал светофора. Госпожа Шапокляк, пожалуйста, положите переход туда, где он должен быть.

Шапокляк М.С.: Ой, подумаешь, ну и пожалуйста.

(кладёт на место)

Ведущая К.В.: Вот теперь всё правильно! Молодцы! Напомню, что перекрёсток, на котором установлены светофоры, специальные знаки и разметка, называется РЕГУЛИРУЕМЫМ перекрёстком. Ребята, можете положить, знаки и светофоры сюда, и теперь мы с вами немного поиграем. Готовы поиграть?

Реплики детей.

Ведущая К.В.: Игра называется СВЕТОФОР! Правила у неё простые: становитесь с родителями вместе здесь в одну линию, передо мной, я буду показывать вам сигналы светофора, а вы при виде красного круга делаете шаг назад, при виде желтого – стоите, при виде зеленого – делаете два шага вперед. Посмотрим, кто из вас ни разу не ошибётся. (игра)

Ведущая К.В.: Молодцы, здорово играли! Вам понравилось?      Реплики детей.

Ведущая К.В.: Я рада. Предлагаю вам немного отдохнуть и посмотреть последний фрагмент нашего мультфильма. Из него мы усвоим 5 и 6 правила:

 (МУЛЬТФИЛЬМ 5 и 6 Части) («Смешарики. Азбука безопасности» мультфильм, 1 сезон, - СПб.; Студия компьютерной анимации «Петербург», 2006)

  1. По тротуару надо идти, как можно дальше от дороги, нельзя ходить по бордюру тротуара, так как можно упасть на дорогу.
  2. Перед тем, как переходить дорогу надо посмотреть сначала налево, а потом направо, затем снова налево, чтобы убедиться, что все машины остановились и пропускают вас. Затем можно начинать переход, постоянно контролируя дорожную ситуацию, так как опасность на дороге может возникнуть с любой стороны.

Ведущая К.В.: О каких правилах рассказали нам герои мультфильма на этот раз?

Реплики детей.

Ведущая К.В.: Правильно! По тротуару надо идти, как можно дальше от дороги, нельзя ходить по бордюру тротуара, так как можно упасть на дорогу. А перед тем, как переходить дорогу надо посмотреть сначала налево, а потом направо, потом снова налево, чтобы убедиться, что все машины остановились и пропускают вас. Затем можно начинать переход, постоянно контролируя дорожную ситуацию, так как опасность на дороге может возникнуть с любой стороны.

Ну что ж основные правила поведения на дороге вы освоили! Теперь мы можем смело выходить на наш тренировочный ПЕРЕКРЁСТОК!

Ребята, уважаемые родители, попробуем с вами так же поиграть в игру «светофор» прямо на нашем перекрёстке. Ребята, вставайте все вместе перед переходом здесь. Берите своих родителей за руки и держите их крепче. Ваша задача, перейти по всем пешеходным переходам по очереди. Каждый раз, когда я буду показывать вам зелёный сигнал, вы сможете переходить дорогу по пешеходному переходу, как только я показываю красный сигнал, вы ВСЕ останавливаетесь. Будьте внимательны и не останавливайтесь на проезжей части. При этом, на переходе нельзя толкаться и пихаться, переходите дорогу спокойно, шагом, парами, то есть рядом по переходу могут идти только 2 человека. Если кто-то из вас не успел перейти дорогу до красного сигнала светофора, то он стоит на тротуаре и ждёт следующего зелёного сигнала. Правила понятны?

Реплики детей.

Ведущая К.В.: Тогда начали! И не забывайте смотреть по сторонам, сначала налево, а потом направо. Вперёд!

(игра проводится несколько раз)

Ведущая К.В.: Молодцы! Какие вы дисциплинированные пешеходы! Отлично! Вам понравилась эта игра?

Реплики детей.

Шапокляк М.С.: Мне кажется, что мы уже достаточно активно подвигались, устала я что-то… Ребята, а вот раз вы такие умные и всезнающие, может вы мне поможете с одной головоломкой?

Реплики детей.

Шапокляк М.С.: Я по дороге сюда нашла на обочине какие-то кусочки разломанные синие, не знала, что это такое, но на всякий случай взяла с собой… Может быть вы мне поможете их собрать вместе и расскажете, что это такое, а?

Реплики детей.

Ведущая К.В.: Конечно, гражданка Шапокляк, мы Вам поможем. Покажите, что вы нашли?

Шапокляк М.С.: Вот, тут у меня одна стопочка, а вот другая… они в разных местах лежали, так я их не смешивала…

Ведущая К.В.:  Ребята, а вы любите собирать паззлы?

Реплики детей.

Ведущая К.В.: Смотрите, ведь это не просто фрагменты, а настоящие паззлы. У нас здесь есть магнитная доска, попробуем из этих фрагментов сложить целые картинки. Мне кажется, будет удобнее разделиться на 2 команды.

(дети делятся на 2 команды)

А когда у вас получатся готовые изображения, я уверена, что вы сможете рассказать Старухе Шапокляк, что же она всё-таки нашла. Дорогие родители, по необходимости вы можете помогать своим детям, только не надо всё делать за них.

(МУЗЫКА «Правила дорожного движения» композитор И. Русских, фоновая, тихо)

 (Шапокляк бегает от команды к команде и помогает или мешает, по обстоятельствам.)

(Дети собирают знаки пешеходный переход и подземный пешеходный переход)

Ведущая К.В.: Молодцы!!! И с этим заданием вы справились на «ура»!

Шапокляк М.С.: Так что же это за картинки, что они означают?

Реплики детей. (называют знаки и объясняют Шапокляк их значение)

Шапокляк М.С.: ааааа, так это дорожные знаки, понятно! Спасибо!

Ведущая К.В.: Я уверена, что теперь вы никогда не забудете, как выглядят знаки, обозначающие пешеходные переходы.

Шапокляк М.С.:  Точно!

Ведущая К.В.: Ребята, а хотите поиграть в весёлую игру-эстафету!

Реплики детей.

Ведущая К.В.: В этой игре каждый из вас сыграет роль водителя и пассажира. Для начала давайте снова разделимся на 2 команды.

(дети делятся на 2 команды)

Хорошо. Теперь я выдаю вам транспортные средства (обручи с машинами): водители-родители садятся за руль (надевают на себя обручи), а пассажиры-дети держатся сзади за обруч. Ваша задача по команде доехать до своего светофора, обогнуть его, вернуться на старт и передать «транспортное средство» следующей паре «водитель/пассажир». Чья команда быстрее закончит, та и победит. Ясно? Тогда, «на старт, внимание, марш!»!

(Эстафета «Водитель/пассажир»)

Ведущая К.В.: Ну что, повеселились?

Реплики детей.

Ведущая К.В.: Значит, настало время для интеллектуальной блитц-викторины вопрос-ответ…

Шапокляк М.С.: Чтооооо? Какой-такой блиц-шмитц??? Хватит! Хватит мучать детей своими знаниями! Они и так всё знают, да? 

Реплики детей.

Шапокляк М.С.: Давайте-ка лучше потанцуем наконец! Я знаю один классный танец, и как раз по вашей теме! «Дорожный знак» начинается! Я вас сейчас научу! Дорогие наши родители, не стесняйтесь вставайте рядом со своими детками и давайте танцевать, а мы будем показывать вам движения! Дети берите реквизит (рули, знаки). Итак, запоминаем движения: на вступление – маршируем, в 1 куплете мы поднимаем рули и знаки вверх вот так, в проигрыше поворачиваемся вокруг себя, во 2 куплете – выставляем знаки вперёд вот так, в проигрыше поворачиваемся вокруг себя, в 3 куплете делаем по очереди шаги вправо и влево, в проигрыше поворачиваемся вокруг себя.

И самое главное подпеваем в припеве слова «ДОРОЖНЫЙ ЗНАК». Все вместе хором. Музыку, пожалуйста!

(МУЗЫКА «Дорожный знак» Музыка И. Зарицкой. Слова И. Шевчука, громко)

Ведущая К.В.: Дорогие ребята, уважаемые родители, понравился вам танец?

Реплики детей и родителей.

Ведущая К.В.: Спасибо, Гражданка Шапокляк, этот танец и правда оказался лучшим финалом для нашего занятия. Вы все – МОЛОЦЫ! Теперь, я уверена, что вы запомнили самые главные правила дорожного движения для пешеходов, повторим их ещё раз:

(на экране слайд с иллюстрациями для всех 6 пройденных правил, ведущая указывает на них, и дети повторяют правила по порядку)

Реплики детей.

Ведущая К.В.: Вы обещаете мне, что всегда-всегда будете их соблюдать! Верно?

Реплики детей.

Ведущая К.В.: А вы, уважаемая гражданка Шапокляк? Вы выучили правила? Поняли, как важно их соблюдать?

Шапокляк М.С.: ДА, да, да и ещё раз да. Никогда-никогда не буду их нарушать, клянусь своей крыской-Лариской!

 Ведущая К.В.: Здорово! Надеюсь, вам понравилось наше занятие! А сейчас, просим деток собраться на сцене для общей фотографии. (родители фотографируют детей)

Спасибо Вам, дорогие родители, за то, что были с нами и помогали своим деткам, а сейчас мы прощаемся с Вами, ребята могут вернуться в свои группы!

ДО СВИДАНИЯ!!!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Занятие по данному сценарию проведено на дошкольном отделении ГБОУ Школы-интерната № 16 30.10.2018 для воспитанников групп ЗПР и ЛИН и их родителей. Проведённое мероприятие получило положительные отзывы от принявших в нём участие родителей. Они получили удовольствие от времени, проведённого со своими детьми, а также подтвердили свою готовность продолжать самим просвещать детей по теме правил дорожного движения и безопасного поведения на дороге, признали важность воспитания детей в данном аспекте.

 Дети с удовольствием участвовали в играх и на этапе рефлексии большинство детей показало хороший результат по усвоению предложенного материала. Последующая педагогическая практика и наблюдение выявило, что большая часть детей хорошо запомнили правила, представленные на данном занятии, и показали способность применять их в жизни. Так же дети, принявшие участие в данном занятии, стали демонстрировать интерес к дальнейшему изучению правил дорожного движения, проявляя хорошую активность на других занятиях, посвящённых этой теме.

Безусловно, среди детей участников данного занятия были дети, чьи особенности развития не позволили им усвоить предложенный материал в полном объёме, но тем не менее, они с удовольствием и не менее активно играли и с помощью своих родителей старались выполнять общие игровые задания. Работа по изучению и усвоению правил дорожного движения продолжается с этими детьми в индивидуальном порядке с помощью воспитателей и специалистов службы сопровождения.

В целом по результатам проведения данного занятия можно сказать, что метод интерактивных игровых занятий, как способ образовательной и воспитательной работы с детьми с ОВЗ подтвердил свою практическую эффективность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МАТЕРИАЛОВ

Нормативные документы:

  1. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 04.12.2018) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения"), размещённое на сайте http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2709/
  2. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 12 апреля 2006 года № 335-р «Об организации деятельности образовательных учреждении по совершенствованию работы в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма»
  3. Рекомендации Комитета по образованию правительства СПб от 23.08.2013 № 01-16-2560/1300 по организации деятельности отделов образования администраций районов СПб и государственных образовательных организаций СПб в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Литературные источники:

  1. «Детская психология: учебник для ВУЗов», 3-е изд., перераб.,/ Смирнова Е.О. - СПб.: Питер, 2009 – 304 с.
  2.  «Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры»/ Петрова К.В., - СПб.;  ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013 - 64 с.
  3. «Крокодил Гена и его друзья: повесть-сказка для дошкольного возраста»/ Успенский Э.Н.,  рис. С. Бордюга и Н. Трепенок. - М.: Издательство АСТ, 2013. - 142 с.: цв. ил.; 20 см.
  4.  «Организация досуговых мероприятий: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования»/ Куприянов Б.В., Миновская О.В., Подобин А. Е. и др.; под ред. Б. В. Куприянова. - М.: Издательский центр «Академия», 2014 - 288 с.
  5.  «Правила дорожного движения Российской Федерации утвержденные постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090» (с изменениями  от 14.12.2018)
  6. «Правила дорожного движения Российской федерации 2018 с изменениями от 12 июля 2017» - М.: Издательство ООО «Мир автокниг», 2017 - 64 с.
  7. «Сборник документов по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма»/ Сост. Н.А. Попов, В.В. Чикулаева. -  СПб.: 2011 - 149 с.
  8. «Сборник материалов для работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»/ Сост.  Свахчан Е.И.,  Макашина О.Г., СПб.: 2001 - 40 с.
  9. «Сборник документов и методических материалов по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма»/ Сост. Попов Н.А., Чикулаева В.В., Якушечкина  Е.В. - СПб.:  2013 - 149 с.
  10. «Сборник методических материалов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди обучающихся образовательных учреждений Санкт-Петербурга»/ Сост. Юрова Е.В., Севрюгина Е.Н.; под редакцией Зубриловой  Н.А. - Ижевск: ООО «ПРИНТ-2», 2016 - 290 с.
  11.  «Современные образовательные технологии. Учебное пособие»/ Селевко Г.К. - М.: Народное образование, 1998 - 256 с.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  1. Официальный сайт Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения Российской Федерации, https://гибдд.рф/about/social/children-safety
  2. Официальная страница Районного опорного центра Профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения, https://sites.google.com/site/co650spb/rocpdd
  3. Официальный сайт компании "Консультант Плюс", http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2709/

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МУЛЬТИМЕДИА МАТЕРИАЛЫ

  1. «Смешарики. Азбука безопасности» мультфильм, 1 сезон, - СПб.; Студия компьютерной анимации «Петербург», 2006
  2. МУЗЫКА: «Песня Старухи Шапокляк» слова: Успенский Э., музыка: Шаинский В.
  3. МУЗЫКА: «Светофор» слова, музыка: teremok.tv
  4. МУЗЫКА: «Правила дорожного движения» музыка: Русских И.
  5. МУЗЫКА: «ДОРОЖНЫЙ ЗНАК» слова: Шевчук И., музыка: Зарицкая И.

Приложение 1

ФОТООТЧЁТ О ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЯ "ИНТЕРАКТИВНОЕ ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ "ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЕТЯМ" В ГРУППАХ ЗПР И ЛИН ОТ 30.10.2018

ГБОУ ШИ №16 ДО Пушкинский р-н Евстафьева К.В. 2 номинация фото 1 Игровое занятие по пдд.jpg 

ГБОУ ШИ №16 ДО Пушкинский р-н Евстафьева К.В. 2 номинация фото 2 Игровое занятие по пдд.jpg

ГБОУ ШИ №16 ДО Пушкинский р-н Евстафьева К.В. 2 номинация фото 3 Игровое занятие по пдд.jpg

ГБОУ ШИ №16 ДО Пушкинский р-н Евстафьева К.В. 2 номинация фото 4 Игровое занятие по пдд.jpg

ГБОУ ШИ №16 ДО Пушкинский р-н Евстафьева К.В. 2 номинация фото 5 Игровое занятие по пдд.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровая мотивация как средство повышения познавательной активности детей с задержкой психического развития на психологических занятиях» (с использованием героев современных мультипликационных фильмов)

«Игровая мотивация как средство повышения познавательной активности детей с задержкой психического развития на психологических занятиях» (с использованием героев современных мультипликационных фильмов...

Методическое пособие "Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками с задержкой психического развития"

Методическое пособие адресовано начинающим учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, музыкальным руководителям, работающим с детьми с задержкой психического развития.Предлагаемая методи...

Игровой подход к проведению занятий для детей с задержкой психического развития.

Обучающий процес детей с задержкой психического развития затрудняется многими факторами. Основным препятствием служит неспособность концентрировать внимание, эмоционально-волевые отклонения не позволя...

Применение интерактивных дидактических игр, как средство развития умственных способностей у детей с задержкой психического развития

На каждой ступени развития общества в условиях социальных, экономических и политических перемен становится важным, каким образом происходит обучение и воспитание детей в образовательном процессе. В на...

Интерактивные дидактические игры для развития умственных способностей у детей с задержкой психического развития

Интерактивная дидактическая игра – это  современный  метод обучения и воспитания, имеющий образовательную, развивающую и воспитывающую функции в  единстве....

Развитие внимания с помощью дидактических игр и упражнений в обучении детей с задержкой психического развития

Развитие внимания с помощью дидактических игр и упражнений в обучении детей с задержкой психического развития...