Развитие внимания с помощью дидактических игр и упражнений в обучении детей с задержкой психического развития
методическая разработка по коррекционной педагогике

Попова Олеся Владимировна

Развитие внимания с помощью дидактических игр и упражнений в обучении детей с задержкой психического развития

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие внимания с помощью дидактических игр и упражнений

 в обучении детей с задержкой психического развития

Решающую роль в предупреждении нарушений играет как можно более раннее начало коррекционно-воспитательной работы, которая позволяет предотвратить вторичные
отклонения в развитии ребенка.

В связи с особенностями развития дети
в еще большей мере, чем нормально развивающиеся, нуждаются в
целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Спонтанное усвоение общественного опыта, особенно в раннем возрасте, у них
практически не происходит. Ученые, исследующие особенности
развития детей с нарушением интеллекта, в первую очередь отмечают у них патологическую инертность, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих
детей особую роль играют такие способы воздействия, которые
направлены на преодоление этих отклонений, активизацию их познавательной деятельности.

Значительное место в процессе обучения и воспитания имеют
дидактические игры

В связи с особенностями развития умственно отсталые дети
в еще большей мере, чем нормально развивающиеся, нуждаются в
целенаправленном обучающем воздействии взрослого.
Задачей педагогов является активное введение в образовательный процесс разнообразных заданий, упражнений на развитие личностно – мотивационных сфер, регуляторно-когнитивных процессов у дошкольников. Одной из основных характеристик этих процессов является внимание.

Внимание – состояние устойчивого сосредоточения на объекте, деятельности.  Задача развивающих заданий и упражнений должна состоять в преодолении общего восприятия, в попытке научить детей воспринимать содержание заданий с учётом элементов, единиц, частей, деталей целого.

Для тренировки и коррекции внимания используются задания на восприятие, работу памяти, понимание закономерностей и другие виды мыслительной деятельности, т.к. внимание присуще любому познавательному процессу и выступает как форма, способность осознанной организации этого процесса. Осмысленность получаемых знаний направляет внимание, делая его произвольным и избирательным.

Коррекционно – развивающие задания и упражнения включают в себя: 1. задания, направленные на концентрацию, переключение и распределение  внимания в различных видах познавательных процессов при выполнении упражнений – игр;

2. задания на сравнение различных понятий, символов. Предметов (на вербальном. Цифровом и наглядном материале), которые тренируют внимание и наблюдательность;

3. задания, направленные на формирование осознанности управления вниманием.

 С помощью таких заданий педагог помогает учащимся стать внимательнее.

Использование развивающих игр – упражнений в образовательном процессе оказывает благотворное влияние не только на развитие регуляторно-когнитивной структуры учебной деятельности, но и личностно-мотивационной сферы. Проводя коррекционную работу по «подтягиванию» памяти, внимания, мышления, уровня вербализации и интеллектуально - познавательной сферы мы создадим нормативный уровень соответствия когнитивных процессов дошкольников требованиям овладения учебным материалом, т.е. будем формировать у них психологические средства, которые обеспечат возможность овладения учебной деятельностью.

Коррекционно – развивающие упражнения  особенно важны для детей с ОВЗ, в частности, для детей с задержкой психического развития. Указанный выше контингент детей нуждается в помощи, которая заключается в подборе и систематическом использовании особых приемов и упражнений для коррекции и развития определенных функций,  для облегчения и эффективности усвоения учебного материала. Рекомендуется проводить данные упражнения на каждом занятии для детей, имеющих ЗПР, ОНР (общее  недоразвитие речи).                                                                                  

Одним из эффективных методов в детском саду является дидактическая игра. Наряду с упражнениями она нацелена на закрепление изученного материала, на активизацию речевой деятельности школьников. Однако в отличие от упражнений игра воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. Поэтому во многих случаях она является наиболее эффективным средством повышения речевой мотивации и отработки  необходимых умений и навыков.

Игра стимулирует у детей  желание и умение учиться, создает такой эмоциональный фон урока, который помогает детям лучше и глубже  усвоить содержание материала, позволяет сделать занятие интересным и доступным. Я убедилась, что на таких занятиях дети работают более активно.

Дидактическая игра может быть использована на различных этапах занятия. Особенно целесообразны дидактические игры на этапах повторения и закрепления. Место и характер игры определяет педагог, исходя из возбудимости детей или заторможенности, из сложности материала, с которым будут работать дошкольники. В случае вялости, заторможенности класса дидактическая игра может неоднократно сопровождать закрепление или повторение темы.

Главное для каждого педагога, чтобы игра и игровые упражнения приносили пользу: сосредотачивали внимание детей, усиливали интерес к учебной деятельности, вырабатывали у детей уверенность в своих силах и чтобы дети за время игры получили максимум радости.

Исходя из практической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, я делаю вывод, что игры, игровые упражнения на занятиях, делают процесс обучения  более интересным, занимательным, создают у детей бодрое настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Я на своих занятиях использую  разные виды коррекционно – развивающих упражнений:

I.  Игры:

1. "Найди лишнее"

2. "Сравни. Найди отличия"

3. "Сравни. Найди общее"

4. "Установи аналогию" ("Измени по образцу")

5. "Продолжи фразу"

6. "Выбери правильный вариант"

7." Найди ошибку"

8. "Верно - неверно"  ("Бывает - не бывает")

9. "Красиво - некрасиво" ("Выбери лучшее")

10. "Найди пару" ("Сгруппируй")

11. "Ассоциации"

12. "Раскрой тайну"

13. "Установи связь"

14. "Запомни.

15. "Скажи по-другому"

16. "Найди указанное" ("Сыщики")

19. "Заполни пропуски" ("Восстанови справедливость")

20. "Шифровальщики" ( "Расшифруй или зашифруй слово ")

21. Вопросы-шутки

22. Загадки     

Найди отличия

Это упражнение увлекает, заинтересовывает детей, позволяет привлечь вни-

мание к занятию, сосредоточиться. Направлено на развитие зрительного и слухового внимания, наблюдательности, мышления, орфографической зоркости, осмысленное восприятие слова. Отличия  можно искать в картинках,  буквах (в-р, ш-щ, л-м, У-Ч),  словах (ученик - учитель,  лиса – собака,  орёл – Орёл,  ноша – наша, Паша - Маша ,  пять – петь, ключ – ключик, будут – буду, плащ - плач,  пуст – пусть,  лежи – лижи,  чистота - частота ,  мой – мои,  моется – моются, сел – съел,  пришёл – перешёл, берёзка – берёзонька, светлый – светлой,  нечему -  ничему ).                                

                                             

Что лишнее

  Известное, широко используемое на практике, упражнение, всегда интересное детям. Направлено на развитие мыслительной деятельности, слухового внимания, памяти

Установи аналогию

Направлено на развитие логического мышления, языкового чутья, расширение словаря, развитие грамматического строя речи.

1.     Кот - котята,  лев -..... ,  собака - .....

        Медведь - берлога,   птица -..... ,   рыба - ......

2.     Русский язык - слова,  математика - .....

        Предложение - слово,  текст - .....

        Стол - столы,  стул - ..... ,  ребёнок - .....

3.     Пять - пятьсот,  семь - .....

        Лететь - летящий,  петь - .....

        Окончание - связывать, суффикс - .....

         Хороший - хорош, плохой - .....

Верно-неверно (бывает - не бывает)

Вариант упражнения "Найди ошибку". Учащимся нужно определить правильность утверждения. Развивает внимание, память, мышление; заставляет задуматься, учит сравнивать.

   Первый вариант. Дети подают сигнал о правильности (неправильности) утверждения

1.    Весна бывает после лета

       У слона маленькие уши

       Зимой холодно

   

Разбей на группы

Это упражнение направлено на развитие мыслительной деятельности, внимания, памяти, сообразительности; закрепление пройденного материала; обогащение словаря.

1.  Стол, роза, ромашка, шкаф

     Учебник, указка, мяч, парта, скакалка

Найди ошибку

  Это упражнение направлено на развитие зрительного и слухового внимания, мышления, орфографической зоркости; учит задумываться, размышлять, контролировать свою речь, прислушиваться к чужим фразам. Представление нелепых ситуаций, возникающих из-за ошибок речи, позволяет доказать необходимость правильной речи, точного подбора слов, четкой формулировки своих мыслей.

 "Ошибки" могут быть предложены в любом доступном для учащихся виде, самого различного характера. Задача ребенка - услышать или увидеть заданную "неправильность, нелепость, несуразицу". Ошибки могут быть представлены в картинках, буквах, словах, текстах, предложениях. Используются зрительные и слуховые варианты. В текстах могут быть " допущены" смысловые ошибки, пропуски слов, ошибки орфографии, специфические ошибки и др.

Заполни  пропуски

  Это задание развивает навыки анализа и синтеза (звуко-буквенного, слогового, морфемного, языкового - в зависимости от цели упражнения и самого задания: "Вставь буквы", "Пропавшие слова", "Какая часть исчезла?"  Также оно нацелено на развитие зрительного и слухового внимания, мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная образовательная программа Дошкольного образования для обучения детей с задержкой психического развития

Адаптированная образовательная программа-это образовательная программа, адаптированная для обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) с учетом особе...

Использование ИКТ в обучении детей с задержкой психического развития.

В статье освещен актуальный вопрос использования ИКТ в обучении детей с задержкой психического развития (ЗПР). Раскрываются возможности информационных технологий, что способствует повышению качества о...

Инклюзивное обучение детей с задержкой психического развития в дошкольном учреждении.

Инклюзивное обучение детей с задержкой психического развития в дошкольном учреждении....

Реализация воспитания и обучения детей с задержкой психического развития в детском саду

Практика и опыт показывает, что для успешного решения проблемы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии необходимо проводить специальное, коррекционное обучение и воспитание, учитывая их ...

Опыт дистанционного обучения детей с задержкой психического развития дошкольного возраста

Условия самоизоляции изменили жизнь детей и взрослых. Все дети дошкольного возраста, в том числе и дети с задержкой психического развития, оказались в ситуации необходимости освоения ими содержания ос...

Особенности обучения детей с задержкой психического развития в образовательном процессе ДОУ

Аннотация: в статье рассматриваются особенности обучения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, коррекции их развития, показаны направления повышения результативности учебного п...