Особенности обучения детей с задержкой психического развития в образовательном процессе ДОУ
статья по коррекционной педагогике

Протасова Оксана Викторовна

Аннотация: в статье рассматриваются особенности обучения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, коррекции их развития, показаны направления повышения результативности учебного процесса.

Ключевые слова:  дети с задержкой психического развития (ЗПР), коррекция развития, педагогическое сопровождение, повышение качества образования,  

арт-технологии, развитие мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_protasova.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности обучения детей с задержкой психического развития

в образовательном процессе ДОУ

Аннотация: в статье рассматриваются особенности обучения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, коррекции их развития, показаны направления повышения результативности учебного процесса.

Ключевые слова:  дети с задержкой психического развития (ЗПР), коррекция развития, педагогическое сопровождение, повышение качества образования,  

арт-технологии, развитие мелкой моторики.

В последние годы внимание профессионального педагогического сообщества акцентировано на поиске эффективных подходов к обучению детей с нарушениями   развития. Совершенствуется содержание и методы   обучения, идет поиск инновационных образовательных технологий, осуществляется подготовка специалистов для работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

Это обосновано тем, что на сегодняшний день отмечается стойкая тенденция к увеличению количества детей с различными отклонениями от возрастных норм развития.  

Одним из отклонений психофизического развития является задержка психического развития (ЗПР). Она представляет собой нарушение нормального темпа развития высших психических функций. Для нее характерны   темповое отставание развития психических механизмов, а также незрелость эмоционально-волевой сферы.

Несмотря на то, что в отечественной дефектологии многие ученые занимались изучением этиопатогенеза и коррекции ЗПР, до настоящего времени не сложилось целостной картины особенностей развития у данной категории детей, а также способов коррекции имеющихся нарушений. Это объясняется, с одной стороны, «размытостью» показателей нормы возрастного развития; а с другой – слишком широким спектром индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Между тем, коррекция развития ребенка  с задержкой психического развития - одна из важнейших задач коррекционной группы   дошкольного образовательного учреждения, так как в дошкольном возрасте мозг ребенка еще пластичен, и  есть возможность для развития и корректировки высших психических функций.

Поэтому необходимо с самого раннего дошкольного возраста начинать комплексную работу по коррекции развития детей с ЗПР, организуя взаимодействие воспитателей, специалистов и родителей воспитанников.

Детей с задержкой психического развития трудно обучать. Из-за  отсутствия произвольного внимания появляются проблемы с запоминанием учебного материала. Информация усваивается медленно и некачественно. Поэтому для повышения качества образования  необходимо использовать следующие приемы:

-сокращение времени занятия;

-тренировка мелкой и крупной моторики;

-визуализация учебного материала;

-индивидуальные занятия с детьми;

-введение в учебный процесс различных арт-технологий.

Коррекция высших психических функций детей с задержкой психического развития начинается с развития мелкой моторики рук, поэтому при организации образовательного процесса рекомендуется включать в него кинезиологические упражнения, психогимнастику и дидактические игры. Помимо этого, высокую результативность дает использование арт-технологий: сендплей, пластилинография, изотехники (правополушарное рисование, эбру-анимация), различные техники бумажной пластики.

Для детей дошкольного возраста с ЗПР требуется создание особой образовательной среды. Обязательно использование специальных методик обучения и привлечение таких специалистов как учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог. Необходимо снижение уровня требований в ходе осуществления образовательного процесса, изменение критериев оценивания деятельности дошкольников с ЗПР.

Детям-дошкольникам с ЗПР очень нравится работать с пластилином и цветной бумагой, делать рисунки в техниках «правополушарное рисование» и «эбру-анимация», рисовать картины на песке и сочинять сказки. Это объясняется тем, что каждый ребенок может выразить в творчестве свою индивидуальность. У дошкольников отсутствует страх, что они что-то испортят, сделают что-нибудь не так.  Это способствует повышению учебной мотивации и самооценки, снижает тревожность. В ходе занятий воспитанники искренне радуются результатам своей деятельности, спешат поделиться ими с родителями.

Активизация родительской общественности также приносит положительные результаты. Понимание и признание «особенности» своих детей мобилизует семьи воспитанников ДОУ на совместное с педагогами решение психолого-педагогических задач и способствует созданию благоприятных условий, в которых каждый ребенок дошкольного возраста с ЗПР сможет раскрыть свой потенциал, реализоваться как личность.

Таким образом, можно утверждать, что дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития располагают значительными резервами развития. А постоянные  занятия творческой деятельностью имеют практическую значимость, так как дают высокие результаты в образовательном процессе и повышают качество школьной готовности.

Список источников:

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2006. – 176 с.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
  3. Галигузова Л.Н. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. – М.: АРКТИ, 2004. – 160 с.
  4. Михайленко Н.Я. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания / Н.Я, Михайленко, Н.А. Короткова // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 5-6. – С. 17–27.
  5. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ГНОМ и Д, 2001. — 160 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности изодеятельности детей с задержкой психического развития

Этот материал поможет воспитателям в работе с детьми на занятиях по изодеятельности лучше знать особенности и возможности своих детей...

Особенности изодеятельности детей с задержкой психического развития

Этот материал поможет воспитателям в работе с детьми на занятиях по изодеятельности лучше знать особенности и возможности своих детей...

Особенности изодеятельности детей с задержкой психического развития

Этот материал поможет воспитателям в работе с детьми на занятиях по изодеятельности лучше знать особенности и возможности своих детей...

Особенности изодеятельности детей с задержкой психического развития

Этот материал поможет воспитателям в работе с детьми на занятиях по изодеятельности лучше знать особенности и возможности своих детей...

Адаптированная основная образовательная программа Дошкольного образования для обучения детей с задержкой психического развития

Адаптированная образовательная программа-это образовательная программа, адаптированная для обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) с учетом особе...

Развитие внимания с помощью дидактических игр и упражнений в обучении детей с задержкой психического развития

Развитие внимания с помощью дидактических игр и упражнений в обучении детей с задержкой психического развития...