Проект "Инструменты в добрых руках"
проект (младшая группа)

Кальницкая Елена Николаевна

Педагогический проект социально-личностного направления «Инструменты в добрых руках»  раскрывает реализацию формирования социальных навыков посредством инструментов у детей раннего дошкольного возраста.При реализации данного проекта закладываются предпосылки ранней профориентации детей дошкольного возраста. Проект опирается на знание теории и практики саногенного (оздоравливающего) мышления Юрия Михайловича Орлова. Игровой метод является ведущим в осуществлении проекта. Приведен  его подробный ход.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Инструменты в добрых руках»

Кальницкая Елена Николаевна, старший воспитатель,

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  «Белочка», городское поселение Федоровский Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области

2019 год

1.Краткая аннотация проекта.

Педагогический проект социально-личностного направления «Инструменты в добрых руках»  раскрывает реализацию формирования социальных навыков посредством инструментов у детей раннего дошкольного возраста. Проект опирается на знание теории и практики саногенного (оздоравливающего) мышления Юрия Михайловича Орлова. Игровой метод является ведущим в осуществлении проекта. Приведен  его подробный ход.

2.Обоснование необходимости проекта.

Маленькие дети,  впервые перешагнувшие порог детского сада,   только начинают осваивать социальные умения, учатся адекватным способам взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Наша задача показать им возможные пути положительного взаимодействия. Так как детей много, то  актуальность  проблемы формирования социальных умений, как основополагающего компонента социализации детей  востребована в реальной педагогической практике. Поскольку каждый год в группе новый набор воспитанников, то на протяжении длительного времени существует проблема формирования социальных умений у детей, а конкретно в проявлении доброжелательности, лояльности, уступчивости к сверстнику, бесконфликтности в поведении. Дети, впервые поступающие к нам в группу, проходят адаптацию, которая в свою очередь является начальным этапом социализации детей.  Как правило, дети не всегда подготовлены к адаптации и  не имеют уже сформированных социальных  умений.   Об этом свидетельствуют данные проведенных диагностических обследований детей. На их основе был выявлен исходный уровень формирования социальных умений  у детей младшего дошкольного возраста. Низкий уровень составил 20,6%, средний 54,5%, высокий 25%. Другая сторона этой же проблемы – это большое количество детей, для которых русский  язык не является родным.  И эти проблемы год от года не будут исчезать. Новое поколение молодых родителей  не заинтересовано в создании для своего ребенка условий, в которых он может научиться правильным взаимоотношениям со сверстниками. Такие выводы следуют из результатов анкетирования родителей. 37% родителей не задумывается об этой проблеме вообще. А пока существуют такие проблемы и дети приходят к нам, то и решать их придется тоже нам, активно подключая к этому процессу родителей.

       Современные условия, при которых в группах раннего дошкольного возраста принимаются дети от 1,6 до 3 лет, требуют от педагогов пересмотра ранее существующих подходов, принципов, методов работы с детьми. Актуальность проблемы  более раннего формирования социальных умений продиктована вполне реальными условиями и соотносится с социально-образовательным заказом, который нашел свое выражение в  законе Российской Федерации  «Об образовании». В нем  придается большое значение адаптации личности к жизни в обществе. То есть, применяя это положение к возрастным особенностям наших воспитанников, мы в рамках проекта будем осуществлять первичную ступень социализации дошкольников к  окружающей действительности, путем их адаптации к условиям детского учреждения. А заинтересовавшие детей  предметы будут оптимизировать этот процесс.    

       В концепции дошкольного воспитания  одной из ключевых позиций является гуманизация  целей и принципов в образовательной работе с детьми, построение личностно-ориентированной модели во взаимодействии с ними. Для нас как для педагогов актуальным является поиск таких новых форм, методов работы с детьми, которые бы отвечали идеям гуманизации целей и принципов. На наш взгляд проектная деятельность и является искомой формой в работе с детьми. В свою очередь государственная политика в области образования,  направленная на  поиск педагогами новых форм работы с детьми, позволяющих адаптировать образовательные модели к  уровню и особенностям развития воспитанников, дает педагогам уверенность в правильности своих действий, что, несомненно, оптимизирует образовательный процесс.    Проект, как личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми, является структурным элементом здоровьесберегающей технологии. Опора на знание того, что все основные психические процессы ребенка – внимание, память, мышление – непроизвольны, определяет характер используемых в работе с  маленькими детьми методов и приемов.  Поэтому игра – ведущая деятельность ребенка – дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое  развитие. Что соответствует  гуманистическому принципу государственной политики в области образования, в признании приоритета жизни и здоровья человека. И если для детей на данный период актуальны инструменты, то в рамках проекта возможна реализация их потребностей, как познавательного, так и практического характера.

         Идею проекта нам подсказал повышенный интерес детей к мини-мастерской с инструментами. Но возникла одна маленькая проблема. Дети не умели обращаться с ними, не знали их назначения и названий.  Работая по программе «От рождения до школы», мы обнаружили, что она не предусматривает знакомство детей младшего дошкольного возраста с инструментами. Обозначилась проблема несоответствия возросших  познавательных потребностей детей  имеющемуся содержанию.  Объединив эту проблему с другой не менее актуальной для нас, как для педагогов, проблемой взаимоотношения между детьми – умение играть дружно, использовать инструменты по назначению, а не как орудия защиты или нападения, мы пришла к выводу, что старые формы и методы работы с детьми не соответствуют требованиям сложившейся ситуации. Как раз метод проектов и является той самой новой формой, которая  позволяет использовать принцип интеграции образовательных областей, не нарушая рабочей программы.  Его мы  и решила использовать в своей работе.

         Мы находим  опору своим взглядам и убеждениям  в использовании и применении теории и практики саногенного (оздоравливающего) мышления, разработанную психологом Юрием Михайловичем Орловым. Она в свою очередь развивает идеи гуманистической психологии. На идеях гуманизации базируются подходы и принципы, используемые нами в работе. А именно: субъект - субъектный подход, интерактивный, фасилитарный, гендерный. Принципы гуманистической направленности, незавершимости воспитания, воспитывающей деятельности, системности и последовательности, оптимальности и доступности. Теория саногенного мышления применяется к процессу самовоспитания и самосовершенствования. Но приемы самовоспитания могут быть применены и, причем успешно,  к воспитанию детей. Эта теория базируется на самопознании и,  на знании структуры потребностей, мотивов, действий, привычек и механизмов их реализации. Не случайно осуществляемый нами проект опирается на интересы, потребности детей.   Нам близка парадигма ненасильственного управления, которая является базисом теории саногенного  мышления. Человек занимаясь самовоспитанием, прибегая к ненасильственной парадигме управления собой, автоматически применяет ее и к другим. Мы согласны с мнением Ю.М. Орлова, что насилие есть отсутствие знаний. Именно опора на индивидуальные особенности каждого ребенка, позволяет моделировать и осуществлять личностно-ориентированный подход в воспитании. Не случайно в своей работе мы ориентируемся на теорию саногенного мышления. Работая много лет с маленькими детьми, мы выработала для себя некоего рода девиз или установку « Мы никуда не торопимся!» Это как бы явилось словесным выражением ненасильственной парадигмы.  Когда мы говорили, что предметы, а в данном случае инструменты, будут оптимизировать процесс усвоения социальных навыков, то имели в виду знание структуры потребностей и механизма их удовлетворения. Поведением можно управлять на стадии образов. Для детей инструменты  и будут положительным образом. А поскольку дети в процессе предметных действий взаимодействуют с другими детьми и взрослым, то есть приобретают социальные умения, то эти положительные эмоции и образы  непроизвольно распространяются и на процесс взаимодействия между детьми. Положительные эмоции и образы  стоит использовать и в дальнейшем, создавать ситуации, которые будут способствовать закреплению положительных взаимодействий. А эмоционально окрашенный образ инструментов и дальше может выполнять функцию образа-стимула, который вызывает автоматически положительные действия. Взаимодействие с детьми невозможно без общения.  Именно  через общение с взрослыми, а на более поздних ступенях развития  и со сверстниками, происходит расширение сознания детей. Рассказывая  детям об инструментах, показывая способы действия с ними, мы расширяем сознание детей. Идея самовоспитания и воспитания, как расширения сознания  в теории саногенного мышления очень тесно переплетаются с взглядами Л. С. Выготского, согласно которым  при формировании всех  высших психических функций человека принимают участие  не один, а минимум два субъекта, т.к. сначала взрослый помогает их реализовывать. Поэтому они называются  внешними. И лишь постепенно они становятся внутренними. В свою очередь на основе этих взглядов психологами (А. В. Запорожец,   А. Н. Леонтьев)  была разработана концепция детского развития, в рамках которой ребенок,  развиваясь, присваивает общественно-исторический опыт. Ведь дети, интересуясь и осваивая способы действия с инструментами, присваивают себе общечеловеческий опыт, проявляющийся в словесной форме (названия инструментов, процессов действия)  и собственно действий с инструментами. А взаимодействуя со сверстниками и взрослым, перенимают навыки социального общения характерные для определенной культуры. Но присвоение опыта возможно только через общение со старшими. Л.Н.Галигузова установила, что на третьем году у ребенка еще сохраняется любопытство к сверстнику, как к весьма занятному объекту.  Ребенок больше заинтересован взрослым, игрушкой, чем сверстником. Очень непросто организовать общее дело для всех детей.  И постепенно при содействии  взрослых дети познают радость совместных дел.  Но время не ждет, детей в группе много, они все разные и педагогу приходится оптимизировать этот процесс, чтобы свести конфликтные ситуации к минимуму. Проект как большое совместное дело позволит детям почувствовать радость от взаимодействия друг с другом, научит бесконфликтным способам решения возникающих проблем.  А поскольку психолого-педагогические знания родителей зачастую оставляют желать лучшего, то и с родителями в этом направлении должна вестись просветительская работа. По сути, проблема привития социальных умений и представлений  и является главной проблемой проекта.  Проблеме социализации ребенка  мы уделяем особое внимание уже не первый год.  В раннем возрасте дети интересуются различными формами социального поведения. Проект, в котором дети активно действуют с инструментами, не подражая, а проживая в игре определенные события и ситуации из жизни взрослых, создает благоприятные условия для знакомства и усвоения ими определенных умений в общении. Учит в словесных формах выражать свое отношение к сверстникам и взрослым. А это значит, что взрослые должны быть детям образцом для подражания.

         Стремление к самостоятельности – ведущая тенденция в развитии ребенка 2-го – 3-го года жизни. Надо беречь, развивать у малыша это стремление. Его содержание пока элементарно, но сила исключительна велика.  А грамотный педагог, видя это стремление, будет направлять его в плодотворную деятельность, которая принесет детям радость и удовольствие. Мы убедились в этом на собственном опыте, реализуя проект.

          Маленький ребенок легко запоминает то, что привлекло его внимание. Это важнейшая особенность, которая определяет характер используемых в работе с  маленькими детьми методов и приемов.  Поэтому игра для детей должна быть ведущей деятельностью. Играя, ребенок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях.  

Проанализировав всю сложившуюся ситуацию, опираясь на базовые знания психофизиологических особенностей детей  этого возраста и данные диагностического обследования детей в группе (Рис.1,2),                

Рис. 1                                                                  Рис.2                                                

мы пришла к выводу, что в данном направлении  нужно     искать новые формы и методы работы с детьми. В адаптированной  к возрастным особенностям детей диагностике  по предметному миру (инструменты) в разделе «Представления» низкий уровень составляет 78%, средний 22% ,а высокий уровень отсутствует.  В разделе «Познавательные и речевые умения  низкий уровень -97%, средний– 3%. В разделе «Отношение к предметному миру» низкий уровень – 32%, средний – 40%, высокий – 28%   Рис.3

 В среднем (Рис.3) В этом направлении также предстоит огромная работа. А более успешно объединить эти два направления, на наш взгляд, сможет проект «Инструменты в добрых руках», который мы и собираемся  осуществить.

3.Цели и задачи проекта.

Цели проекта:

1. Формировать социальные  умения  детей.

2. Формировать  представления детей об инструментах и умение обращаться с  ними.

                                              Задачи проекта:

1. Развить интерес детей к сотрудничеству, навыки речевого и деятельностного общения с взрослыми и сверстниками.

2. Обогатить опыт игрового общения детей.

3.Помочь детям открывать новые возможности игрового отражения мира.

4.Помочь детям освоить разные способы взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

5.Помочь детям получить отчетливые представления об инструментах и их назначении, необходимые для правильного и безопасного использования их в разнообразных видах детской деятельности.

4.Основное содержание проекта.

       Проект, состоящий из пяти блоков, рассчитан на три месяца. Информационно-диагностический, проективно-прогностический этапы реализации проекта осуществлялись в первом блоке, представленном  информационно-аналитической деятельностью педагога, состоящей из анализа литературы, диагностического обследования детей  и дальнейшего   анализа его результатов, составления плана деятельности.  Организационно - деятельностный этап нашел свое отражение во втором, третьем, четвертом блоках. Во второй блок вошли наблюдения, рассматривание иллюстраций, рассказывание сказок и  игры-драматизации по их содержанию, подвижные и дидактические игры. Третий блок представлен формами совместной деятельности педагога с детьми: театрализованные игры, игры-драматизации, игры-конструирования, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных игровых ситуаций, совместные рисование и лепка, дидактические игры. Во втором и третьем блоке работа с родителями состоит из индивидуальных бесед и консультаций. В четвертом блоке педагог готовит конспект итогового мероприятия и атрибуты к нему. Родители вместе с детьми готовят фотоальбомы. Совместная деятельность педагога с детьми выражается в сюжетно-ролевых играх и решении проблемных игровых ситуаций,   выраженных в  накоплении информации детьми, совместной деятельности педагога с детьми, подготовке  итоговых мероприятий. Мониторинговый, результативный этапы реализовались в проведение итоговых мероприятий, диагностике, выводах, составляющих основу пятого блока. В пятом блоке педагог с детьми проводит итоговое мероприятие, готовит газету по его содержанию. Далее презентует газету и фотоальбомы детям, организуя беседу по их содержанию. После окончания проекта воспитатели  проводят заключительное диагностическое обследование детей, анализируют его и делают выводы. Педагоги готовят презентацию проекта.

     Информация о проекте будет распространяться в форме выступлений на базе нашего ДОУ, на семинарах  и конференциях районного уровня, публикаций, презентаций в печати и электронных средствах массовой информации, открытых просмотров в рамках семинаров, конкурсов.

5. Ресурсы.

Педагоги и специалисты, принимающие участие в проекте  должны иметь соответствующий квалификационный уровень, должны обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие, организации различных видов деятельности и общения воспитанников.  Педагоги группы заинтересованы  в своем профессиональном и личностном росте, в непрерывном обогащении предметно-развивающей среды. В своей группе мы, совместно с родителями, создали предметно-развивающую среду, ориентированную на возрастные, эмоционально-личностные, индивидуальные особенности детей. Соблюдение всех гигиенических норм в подборе мебели, оборудования, светового и температурного режима в помещении нашей группы, позволяет качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс, соблюдая паритет образования и здоровья детей.  В группе представлены все необходимые для данного возраста игровые уголки и занимательные места, соблюдающие основные принципы: информативности, вариативности, полифункциональности, трансформируемости и педагогической целесообразности. Очень разнообразны материалы уголка по ФИЗО и конструированию, уголка театрализации, что в свою очередь способствует развитию двигательной активности детей и развитию воображения. В рамках реализации проекта предметно-развивающая среда обогатилась мягким конструктором, который сыграл заметную роль в здоровьесбережении детей. Наличие богатых атрибутами сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Водители», «Рыбалка», позволяет разнообразить игровые ситуации, варьировать их между собой, усложнять. Мини-мастерская с игрушечными инструментами привлекает внимание детей. Ее содержимое по мере изменения познавательного интереса детей меняется. Кроме того мобильность большинства компонентов развивающей среды позволяет создавать эффект новизны и организовывать большое пространство для двигательной деятельности детей. Доступность содержимого  всех игровых уголков и занимательных мест, яркость и красочность его оформления  делает привлекательным их для детей и содействует развитию их познавательных способностей.

Для конкретного проекта понадобятся несколько  наборов игрушечных инструментов. Грамотный подход в общении с родителями, основанный на раскрытии положительных моментов в  их общении с детьми, позволит воплотить в жизнь  идею создания фотоальбомов «Как я помогаю папе». Главное творческий подход к делу, а средства для его реализации можно найти практически в любом предмете нашей жизни. Педагог, непрерывно развивающийся способен создать что-то новое, и для этого ему понадобятся знания.  

6.Партнеры.

Грамотно взаимодействуя с психологом, музыкальным руководителем, физинструктором можно значительно обогатить содержание проекта.

7. Целевая аудитория

В проекте участвуют дети 1 младших групп, родители, педагоги группы, младший воспитатель. Нужно сказать, что в проекте дети участвуют по своему желанию. Поскольку  в наших группах большинство мальчиков, то использование инструментов, как традиционно мужского занятия, стало основой проекта. Высокая мотивация в использовании детьми инструментов сделает возможным участие в проекте всех детей.

8. План реализации проекта

I  блок проекта   информационно-аналитический с 01.12.19г. по 09.12.19г.

1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме формирования социальных навыков детей и применения метода проектов. Ответственные воспитатели.

2. Проведение диагностического исследования уровня сформированности у детей социальных навыков. Ответственные воспитатели.

3. Проведение диагностического исследования уровня сформированности у детей представлений  об инструментах и их назначении. Ответственные воспитатели.

 4. Анализ диагностических данных, выводы. Ответственные воспитатели.

5. Составление плана деятельности с детьми. Ответственная Кальницкая Е.Н.

6.Составление плана взаимодействия с родителями. Ответственные воспитатели.

II   блок  проекта  накопление информации  с 12.12.19г.-30.12.19г.

1. Наблюдения за починкой игрушек воспитателем. Участники воспитатели, дети.

2.Совместное рассматривание  воспитателя с детьми художественной литературы, иллюстраций  по возрасту  соответствующей тематики. Беседы с детьми индивидуальные и подгрупповые. Участники воспитатели, дети.

3. Рассказывание детям сказки «Теремок». Участники воспитатели, дети.

4. Рассказывание детям сказки «Заюшкина избушка». Участники воспитатели, дети

4. Наблюдение за воспитателем, как тот ремонтирует стульчик. Участники воспитатели, дети.

5. Совместное проведение игр драматизаций « Поможем медвежонку починить стульчик», «Починим лисичке скамеечку». Участники воспитатели, дети.

6.Презентация новых инструментов воспитателем (обыгрывание показа игрушечной дрели, плоскогубцев, разводного ключа). Участники воспитатели, дети.

7. П/и «Передай инструменты» цель: развивать доброжелательное отношение детей друг к другу, умение делиться игрушками. Участники воспитатели, дети.

8.Д/и «Покажи, что назову» цель: поощрять детей правильно показывать , называемые воспитателем инструменты. Участники воспитатели, дети.

9.Индивидуальные беседы и консультации с родителями на тему «Как игрушки помогают воспитать вежливых детей», «Воспитываем доброжелательность», «Учимся играть вместе».

III  блок проекта совместная деятельность детей и педагога с 11.01.20- 31.01.20г.

1.Театрализованная игра по сказке «Теремок». Участники воспитатели, дети.

1. Игра- драматизация « Починка машины». Участники воспитатели, дети.

2.Сюжетно-ролевая игра «Делаем ремонт для кукол». Участники воспитатели, дети.

3. Проблемная ситуация « У зайчика сломался велосипед – что делать?» Участники воспитатели, дети.

4. Игра-конструирование « Построим дом для матрешек». Участники воспитатели, дети, младший воспитатель.

5. Проблемная ситуация «Как построить самолет?». Участники воспитатели, дети.

6.Совместное рисование «Коробка для болтов и гаек». Участники воспитатели, дети, младший воспитатель.

7. Совместная лепка «Гвоздики». Участники воспитатели, дети, младший воспитатель.

6.Д/и «Назови, что  покажу» цель: поощрять детей произносить в речи названия инструментов. Участники воспитатели, дети, младший воспитатель.

7.Индивидуальные беседы и консультации с родителями на тему: «Воспитываем в ребенке самостоятельность», «Растим помощников».

IV  блок  проекта  подготовка итоговых мероприятий с 01.02.20г.-28.02.20г.

1. Составление педагогами групп конспекта итогового мероприятия игры  « Веселое путешествие»  до 06.02.20г.

2.Подготовка атрибутов к мероприятию. Изготовление педагогами: 1. Чемоданчики  по количеству детей и один для воспитателя

( прямоугольные куски поролона размером 35х25х7 см, обшитые тканью четырех основных цветов- 2-желтые, 2-красные,2-синие,2-зеленые). На одной стороне пришит кармашек . 2.  9 картонных куколок - морячков в брючках четырех основных цветов, лица с грустным выражением. 3.Автобус, построенный из детских  стульчиков(11). Два из них обтянуты тканью (кабина), колеса - круги из поролона, обтянутые тканью. 4. Светофор 5. Кукла Морячок. 6. 9 кружочков, соответствующих по размеру голове  картонных кукол, на которых схематично изображены детские лица с радостным настроением. 7.Фотографии пап детей, приклеенные на картонные овалы в виде воздушных шаров.  8. Набор игрушечных инструментов. 9. Фонарик. 10. Дорожка «Тропинка». 11. Ватман с изображением кораблика.

3. Мотивационный настрой детей на предстоящее путешествие. Индивидуальные и подгрупповые беседы. Воспитатели.

4. Сюжетно-ролевая игра « Поможем Савелию отыскать инструменты». Участники воспитатели, дети.

5.Проблемная ситуация « Как помочь собачке, если у нее нет домика? Участники воспитатели, дети.

6.Д/и « Назови, что делаю» цель: поощрять детей произносить в речи  выполняемые инструментом действия. Участники воспитатели, дети, младший воспитатель.

7. Домашнее задание родителям  составить фотоальбом «Как я помогаю папе» до 29.02.12. Выполняют родители совместно с детьми.

8.Составить фоторепортаж игры-путешествия и оформить в виде газеты. Ответственная Кальницкая Е.Н.

 V блок заключительный   с 27.02.20г.-02.03.20г.

1.Презентация детям фотоальбомов «Как я помогаю папе»  28.02.20г.  Беседа по их содержанию.. Ответственные воспитатели.

2.  Проведение итогового мероприятия игры « Веселое путешествие» 02.03.20г  Проводят педагоги групп с детьми по подгруппам.

3.Презентация детям газеты с фоторепортажем. Беседа по ее содержанию. Ответственные воспитатели.

4. Проведение итогового диагностического исследования уровня сформированности у детей социальных навыков. Ответственные воспитатели.

5. Проведение итогового диагностического исследования уровня сформированности у детей представлений, речевых умений  об инструментах и их назначении. Ответственные воспитатели.

6. Анализ диагностических данных, выводы. Ответственный старший воспитатель Кальницкая Е.Н.

7. Составление презентации проекта « Инструменты в добрых руках» Ответственный старший воспитатель Кальницкая Е.Н.

9. Ожидаемые результаты и социальный эффект.

План мероприятий, разработанный  и реализованный на практике,  позволит решить задачи, стоящие перед нами. Тесный контакт с родителями поможет сократить время, необходимое для формирования социальных умений, а насыщенная предметно-развивающая среда, закрепить и обогатить данные умения. Применение новых форм и методов работы с детьми также  будет способствовать оптимизации процесса формирования  их социальных умений.  Педагоги и родители собственным примером будут влиять на приобретение детьми социальных умений. Психолого - педагогическими  результатами  проделанной работы, как показателями  ее эффективности,  станут сформировавшиеся  у детей следующие новообразования в социальных умениях: активность в общении.  Инициативность во взаимодействии  со сверстниками на основе ценностных представлений  о поведении. Самостоятельность в   воспроизведении   некоторых форм культурного  поведения. Понимание  правил поведения в группе и их применение. Любознательность   и настойчивость  в освоении новых действий. Умение сохранять устойчивое жизнерадостное настроение. Умение использовать в играх более сложный сюжет. Дети получат отчетливые представления об инструментах и их назначении. Смогу называть инструменты и выполняемые ими действия.

Итоговое мероприятие – игра «Веселое путешествие», фотоальбомы «Как я помогаю папе», газета с фоторепортажем, презентация проекта.

Наличие реального опыта у педагогов проекта, их профессионализм  и актуальность решаемых нами проблем, с использованием новых подходов к  их осуществлению позволяют нам рассчитывать на успешную реализацию проекта. Четкость формулировки задач и целей проекта и возможность их количественной оценки в рамках проекта (итоговая диагностика), а также реальность достижения поставленных целей в установленные проектом сроки также свидетельствуют об успешности проекта. Всему этому будет способствовать мотивационная заинтересованность детей, достаточное количество проведенных мероприятий  и адекватность возрасту форм и методов их проведения. Кроме того очень большой плюс – это огромная заинтересованность детей в участии в проекте и наличие четкого плана по  его реализации. Уровень организации проекта  достаточно высокий, благодаря  четкости и эффективности управления, высокой организационной культуре педагогов.  Проект можно считать эффективным потому, что уже существующая богатая развивающая среда и грамотное ее использование позволит при минимальных  затратах и вложениях добиться  положительного результата.  Критериями  оценки эффективности проекта  будут внимание и интерес ребенка к взрослому и сверстнику, его эмоциональные проявления в их адрес, инициативность  действий и чувствительность по отношению к ним. Полнота и осознанность действий ребенка. Умение взаимодействовать  со взрослыми и сверстниками. Наличие у ребенка ценностных представлений о поведении (хорошо, плохо, можно, нельзя).

10. Перспективы дальнейшего развития проекта.

  • Углубление содержания проекта путем добавления  в развивающую среду инструментов, характерных для определенных профессий (повар, рыбаки, фермеры, моряки и др.)
  • Разработка программы по формированию социальных умений  на основе деятельности с инструментами для детей среднего и старшего возраста
  • Распространение опыта проекта (публикации, выступление), с целью использования нашего проекта другими дошкольными учреждениями
  • Индивидуальное и подгрупповое продолжение проекта

11. Выводы. Заключение.

После проведения проекта можно сделать следующие выводы:  проанализировав диагностику, очевидно, что  социальные навыки детей  стали более сформированными. Об этом свидетельствуют показатели диагностики: Низкий уровень – 5%, средний – 42%, высокий – 53%.(Рис.4)

Рис.4

Дети стали менее агрессивными, у них чаще стала возникать потребность в сотрудничестве со сверстниками в качестве партнеров по играм, стали  употреблять в речи формы вежливого общения, просьбы. Дети  более осознанно используют навык обмена игрушками.  Стали использовать в играх более сложный сюжет. Показатели диагностического обследования детей  в разделе «Творческие игры» говорят сами за себя: низкий уровень 5 %, средний – 33%, высокий – 62%.(Рис.5)

Рис.5

Детям очень нравится наблюдать за обыгрывание различных сюжетов воспитателем и по ходу игры подключаться к нему. Здесь важна личная заинтересованность педагога игрой, чтобы он не показывал, а сам играл. Дети на это очень чутко реагируют. В индивидуальных беседах с детьми, обнаруживаются знания  названий инструментов  и что при их помощи можно делать. Дети делятся впечатлениями из личного опыта о ремонте дома и инструментах, которые есть у папы.  Значит формирование знаний, умений  и навыков в процессе непосредственно игровой деятельности реально в такие сроки. Тому подтверждением служат диагностические данные. В разделе «Представления» преобладает высокий уровень  -57%, средний – 43%, низкий – 22%.  В разделе «Познавательные и речевые умения»  низкий уровень – 14%, средний – 70%, высокий – 16%.   В разделе «Отношение к предметному миру» низкий уровень – 10%, средний -51%, высокий 39%. (Рис.6)

Рис.6

Оглядываясь на проведенный проект, понимаешь, что проблема формирования социальных навыков требует более длительного периода, а значит нужно искать новые направления ее реализации, что-то другое так же важное для детей, как инструменты в данный период.   Педагог, опираясь на свой опыт, знает, что ближе детям, и как сделать так, чтобы заинтересовать детей решением проблемы, актуальной для педагога.

12. Литература.

1. Аксарина Н.И.  Воспитание детей раннего возраста.- М., 1981г. 

2.Алямовская В.Г.  «Ясли – это серьезно», 1999г.

3.Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б.  Воспитание сенсорной культуры у дошкольника. – М.,1988г.

4. Введение в психологию /  Под ред. В.А.Петровского. –  496 с.- М., 1997г.

5. Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Л.Н Павловой. – М., 1986г.

6. Воспитание детей раннего возраста/ Под ред.  Е.О. Смирновой, Н.Н.Авдеевой, Л.Н. Галигузовой. – М., 1996г.

7. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт- Кольмер,  Э. Хабинаковой. – М., 1984г.

8. Григорьева Г.Г.   «Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет». 2001г.

9.Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под.ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. – 244с. – СПб.: Детство-Пресс, 2005.

10.Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольника. – М., 1984г.- 128с.

11. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М., 1988г.

12.Педагогика раннего возраста: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. заведений / Г.Г.  Григорьева, Г.В. Груба, Е.В. Зворыгина и др.; Под ред. Г.Г. Григорьевой, Н. П. Кочетовой, Д.В. Сергеевой.- М.: Издательский центр «Академия», 1998г. – 336 с.

13.  «Первые шаги». Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» ( Модель воспитания детей раннего возраста). 2001-2002 года. - М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2002. – 392с.

14.Радуга: Прогр. и  руководство для воспитателей первой мл. группы дет. сада/ Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, С.Г. Якобсон и др.; Сост. Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1993. – 224с.:ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа приобщения детей 4-7 лет к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства "Добрые дети в добрых руках!"

Обоснование проектаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка-детский сад № 1» предлагает вашему вниманию Программу приобщения детей 4-7 лет к социокультурны...

Конспект занятия кружка «Добрые дети в добрых руках» в старшей группе на тему: «Земля – наш общий дом»

Цели занятия:·         Расширить представления детей о родном крае, в котором они живут;·         Познакомить детей с го...

Конспект занятия кружка «Добрые дети в добрых руках» в старшей группе на тему: «Мой город»

Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному городу, к малой Родине.Задачи:1. Уточнить представления детей о родном городе, познакомить их, с некоторыми его достопримечательностями...

Конспект занятия кружка «Добрые дети в добрых руках» в старшей группе на тему: «День пожилого человека»

Цель: Познакомить с социальным праздником- День пожилого человека. Формирование уважительного отношения к пожилым людям.Задачи:- Вызвать у детей чувства уважения, сострадания, сочувстви...

Акция "Как я люблю эти добрые руки, мамины руки, любимые руки"

В преддверии праздника «День Матери»  в нашем саду прошла акция «Как я люблю эти добрые руки, мамины руки, любимые руки»...