Занятие из проекта по ПДД
проект (старшая группа)

Пруткая  Ирина Анатольевна

тема Светоотражающие элементы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_pravilam_dorozhnogo_dvizheniya.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по правилам дорожного движения                                                                                                    «Я — пешеход. Правила поведения
на дорогах в светлое и темное время суток»
 План занятия
Цель: сформировать у детей устойчивые представления о безопасном поведении пешехода
на дорогах в темное и светлое время суток и соответствующие навыки.
Задачи:
1. Сформировать у детей представление о том, кто такой пешеход, о роли и ответственности пеше-
хода как участника дорожного движения.
2. Развить навыки безопасного поведения пешехода на дорогах.
3. Оценить уровень знаний детей в области безопасности дорожного движения, диагностировать
уровень сформированности представлений детей о безопасном поведении пешехода и пассажира
ТС, а также степень развития соответствующих навыков.
4. Углубить знания о понятии «дорога» и ее составляющих.
5. Сформировать навык безопасного пересечения дороги на регулируемых и нерегулируемых пе-
шеходных переходах в сопровождении взрослого.
6. Развить у ребенка умение обеспечить собственную безопасность во время нахождения на тро-
туаре или движения по тротуару вдоль проезжей части в сопровождении взрослого.
7. Сформировать представление о необходимости использования световозвращающих элементов
в одежде в темное время суток.
8. Сформировать знания о видах, назначении и способах использования световозвращающих эле-
ментов.
9. Сформировать первичные навыки использования световозвращающих элементов, знание спо-
собов их расположения на одежде, рюкзаках, сумках и т. д.
10. Развивать зрительное восприятие и способность зрительного контроля, зрительно-моторную ко-
ординацию, а также память и логическое мышление.
Оборудование и материалы к занятию
Специфические требования/реквизит:
Приложение к сценарию Готовит сам педагог
1. Презентация PowerPoint.
2. Текст письма для печати.
3. Индивидуальные звезды-наклейки.
4. Желтые звезды-наклейки (6 шт.).
5. Карточки с зеленым и красным сигналами пешеход-
ных светофоров.
6. Карточка со знаком велосипедной дорожки.
7. Карточки с дорожными знаками (9 шт.).
8. Карточки с изображениями участников дорожного
движения для расположения на дороге: мама на вело-
сипеде, Кевин на самокате, Сьюзи на роликах, легковой
автомобиль, автобус, мотоцикл.
9. Напольный макет пешеходного перехода.
10. Мультфильм «Робокар Поли. Правила дорожного
движения», серия No 16 «Как переходить дорогу»

Проектор, экран, звуковое оборудование.
11. Бумажный конверт желтого цвета с распечатанным
письмом.
12. Куклы (для имитирования пешеходов).
13. Фонарик.
14. Повязка на глаза
15. Световозвращающие элементы на каждого ребенка
(наклейки, брелоки и т. п.).
16. Набор световозвращающих жилетов.

Основные понятия и термины, используемые на занятии: дорога, проезжая
часть, тротуар, обочина, пешеход, надземный/подземный пешеходный переход, наземный
пешеход-ный переход (зебра), пешеходный светофор, велосипедная дорожка, велопешеходная
дорожка, ве-лосипедист, улица, роликовые коньки, самокат, световозвращатель,
световозвращающий элемент/жилет, светлое/темное время суток, эксперимент

 Ожидаемые результаты:
1.сформированы углубленные представления и знания о роли и ответственности пешехода как
участника дорожного движения;
2. сформирован навык различения разных частей дороги (тротуара, проезжей части, обочины);

сформировано детализированное представление о правилах поведения на пешеходной части до-
роги;
3 сформирован навык определения зон, предназначенных для движения пешеходов, навык движе-
ния по пешеходному переходу в соответствии с сигналами пешеходного светофора;
4 сформировано понимание необходимости использования световозвращающих элементов на одеж-
де и аксессуарах в темное время суток;
5 дети информированы относительно видов световозвращающих элементов и способах их исполь-
зования;
6 углублены знания о транспортной среде города, общественном транспорте;
7 сформирован навык безопасного перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемо-
му наземному переходу;
8 у детей сформирован навык напоминания взрослому о необходимости взять ребенка за запястье
перед пешеходным переходом и во время движения по наземному пешеходному переходу и пе-
ред началом движения;
9 сформирован навык безопасного движения по тротуару рядом с проезжей частью в сопровожде-
нии взрослого (всегда с дальней от дороги стороны);
10 сформированы детальные представления о способах безопасного движения в сопровождении
родителей по наземному пешеходному переходу по сигналу пешеходного светофора, а также про-
езжей части небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов).

вводная часть. Повторение пройденного материала
Педагог приветствует детей и сообщает, что сегодня снова пришло письмо,
, а от кого, они узнают, когда вспомнят, что делали на прошлом
испытании.
— Ребята, давайте вспомним, что мы делали на прошлом занятии. Мы изучали
знаки. Скажите, кто из вас запомнил все девять знаков и может назвать их?
Педагог показывает карточки с изображением знаков, дети называют каж-
дый из них.

— Ребята, отлично! Еще мы с вами много играли.
— Помните нашу игру «Узнай и беги», давайте сыграем в нее еще раз.
В помещении размещаются все те же карточки со знаками. Педагог сначала
повторяет названия всех знаков, потом движения, соответствующие каждому
знаку, потом дается задание: «Как только я назову знак, вы должны подбежать к
нему и продемонстрировать соответствующее движение».
— Давайте еще раз повторим названия всех девяти знаков: «Место остановки
автобуса и/или троллейбуса», «Наземный/подземный/надземный пешеходный
переход», «Велосипедная дорожка», «Пешеходная дорожка», «Движение пеше-
ходов запрещено», «Движение на велосипеде запрещено», «Дети» — и движе-
ния, которые мы с вами придумали для каждого из них. Отлично! Теперь я
усложню игру нашего прошлого занятия. Я скажу, о чем говорит нам знак, а вы
должны понять, что это за знак и подбежать к нему. Начали!
– Этот знак говорит нам о том, что здесь нужно ждать автобус, троллейбус,
маршрутное такси. (Место остановки автобуса/троллейбуса.)
– А этот знак мы можем увидеть рядом с ремонтом дороги, стройкой или местами,
где нет зон для движения пешеходов. (Движение пешеходов запрещено.)
– Если мы увидим эти два знака, то это будет обозначать, что здесь самые
безопасные места для перехода дороги. (Надземный и подземный переходы.)
– А этот знак важно не перепутать со знаком наземного пешеходного перехода.
Он предупреждает водителей, что рядом могут оказаться дети. (Знак «Дети».)
– Если видишь этот знак, то нужно спешиться с велосипеда или самоката и везти
его рядом с собой. («Движение пешеходов запрещено».)
– А если увидим этот знак, то можем спокойно гулять и не бояться опасности.
(«Пешеходная дорожка».)

Основная часть

 Кто такой пешеход? Что такое велосипедная дорожка?

— Давайте откроем желтый конверт и прочитаем письмо.
— Ого! Вот это сюрприз! Кто сегодня пришел к нам в гости?
Дети вспоминают, что героя зовут Хелли, это спасательный вертолет.
Педагог начинает читать письмо:
«Здравствуйте, друзья! Не удивляйтесь! Робокар Поли так здорово о вас отзы-
вался, что я тоже попросился прийти к вам на одно занятие. Вы узнали меня?
Правильно, я — Хелли, спасательный вертолет, и я очень рад нашей встрече!
Сегодня мы обсудим правила поведения на дороге, которые должны соблюдать
пешеходы. Сперва давайте разберемся, кто же такой пешеход?»
Дети отвечают на вопрос.
Педагог задает уточняющие вопросы:
— А тот, кто едет на роликах, это пешеход? А на самокате? А на велосипеде?
ПешеХОД — от слова «ход, ходить» — тот, кто ногами ходит по земле. Или пе-
ремещается при помощи одной ноги, например, на самокате. Хотя движение на
электросамокатах к этому уже не относится. На них нужно ездить также, как и на
велосипедах.
Все остальные уже едут — велосипедисты, водители.
Педагог продолжает читать письмо:
«Пешеход — это тот, кто находится на тротуаре либо на пешеходной или вело-
пешеходной дорожке. Пешеходом считается и тот, кто катит велосипед, везет
санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а так же тот, кто едет на
роликовых коньках или самокате. Иными словами, если вы катите велосипед, вы
пешеход, а если вы на нем едете, то уже велосипедист. Если вам менее семи лет.
 вы едете на самокате, скутере, сегвее, гироскутере, детском велосипеде,
то все равно остаетесь пешеходом и должны находиться в пешеходной зоне.
А сейчас мы поговорим о специальных велосипедных дорожках».
— Ребята, Хелли очень хочет увидеть игру, в которую мы играли на прошлом
занятии. Давайте снова построим дорогу из гимнастических палок и выделим
зону, по которой должны передвигаться пешеходы. Давайте еще раз повторим,
как она называется? Правильно, тротуар. А как называется часть дороги, где ез-
дят автомобили? Да, проезжая часть.
Воспитатель помогает детям сделать из скотча рядом с напольным макетом
пешеходного перехода на полу параллельные линии, которые обозначают
тротуар и проезжую часть.
— Мы с вами уже знаем, что дети должны идти с дальней от проезжей части
стороны: так безопаснее. Давайте повторим игру, в которой «взрослые» по мо-
ей команде будут менять направление движения, а «дети» должны будут сра-
зу же переходить на дальнюю от проезжей части сторону. Отлично!
Дети повторяют игру «Дальняя сторона»
Чтение текста письма.
«Ребята, Робокар Поли рассказывал мне об этой игре, которая напоминает, что
между вами и проезжей частью всегда должен быть взрослый. За выполнение
этого задания вы получаете одну желтую звезду, поздравляю! Я предлагаю вам
немного усложнить вашу игру».
— Добавим к нашей дороге велосипедную дорожку.
Да, дорожку, по которой могут ездить взрослые велосипедисты на своих вело-
сипедах, а также на самокатах, роликах, сегвеях и гироскутерах, чтобы не ме-
шать пешеходам. Но дети младше семи лет, если они едут на своих детских ве-
лосипедах и других устройствах перемещения, должны оставаться на пешеходной
дорожке. Обычно велосипедная дорожка обозначается вот таким рисунком на ас-
фальте.
Дети добавляют еще одну линию сбоку от тротуара (велопешеходная дорож-
ка должна получиться с дальней стороны от проезжей части, т. е. последова-
тельность такая: проезжая часть — тротуар — велопешеходная дорожка) и кла-
дут на эту полосу карточку с изображением знака велосипедной дорожки.

Сегодня у меня для вас есть картинки, которые нужно правильно располо-
жить на нашей дороге. У меня есть мама на велосипеде, Кевин на самокате,
Сьюзи на роликах, легковой автомобиль, автобус, мотоцикл и куклы, которые
будут изображать пешеходов. Расположите правильно все картинки, кто и где
должен находиться на дороге.
Воспитатель раздает картинки детям. Дети раскладывают картинки на соот-
ветствующих частях дороги.

Отлично, вы правильно расположили все картинки и  выполнили это задание.
Чтение текста письма (продолжение):
«Ребята, а теперь представьте, что на улице темнеет и солнце заходит за гори-
зонт. В это время людям становится труднее, чем днем, замечать, что происхо-
дит вокруг. Начиная с этого момента, каждый юный пешеход должен иметь
на световозвращающие элементы. Давайте разберемся, что это такое».
Педагог демонстрирует слайд No 5 с изображением пешеходов со световоз-
вращающими элементами и без них.
— Посмотрите, у мамы Кевина на одежде есть световозвращающие элементы,
и они светятся, когда на них попадает свет фар от автомобиля. А на одежде
мужчины нет таких элементов, и его почти не видно в темноте.
Педагог рассказывает детям, как работают световозвращатели и какие они
бывают, демонстрируя слайд No 6 с видами световозвращателей.
И потом педагог предлагает детям небольшой эксперимент.
Игра «Необычные жмурки»
— Давайте поиграем в жмурки, но не совсем в обычные. В жмурках есть водя-
щий, которому завязывают глаза. Кто им будет?
Представим, что водящий с завязанными глазами — это водитель автомобиля в
темноте.
Поставим водителя с завязанными глазами в самом начале нашей дороги (про-
езжей части). А еще мне нужно 3–4 взрослых пешехода, которые будут перехо-
дить дорогу по одному.
Одному из вас я дам фонарик. Это будет пешеход со световозвращающим эле-
ментом на одежде. Остальные будут играть просто так, как будто они пешехо-
ды без световозвращающих элементов.
Когда игра начнется, водитель очень-очень медленно, черепашьим ходом нач-
нет двигаться вперед по проезжей части. Он едет в темноте, поэтому движется
медленно и аккуратно, а пешеходы, видя, что автомобиль еще далеко и
приближается медленно, начинают по очереди потихоньку переходить дорогу.
Тот, у кого фонарик, должен будет светить в сторону водящего, на его повязку,
но только в тот момент, когда придет его очередь переходить дорогу. Водящий-
водитель должен будет остановиться только тогда, когда он увидит свет. Давайте
попробуем!
Педагог запускает игровой включает фоновую музыку, следит за тем, чтобы дети
не разговаривали. Предполагается, что водитель остановится, когда дорогу будет
переходить пешеход с фонариком.
Время Содержание Примечания
По окончании игры педагог спрашивает у водящего, что ему помогло оста-
новиться? Помог свет.
— Вот видите! Свет проникает даже через повязку. Также он проникает через
темноту. Да, у автомобиля есть фары, чтобы освещать водителю дорогу, но не все
четко видно в свете фар. Пешеход должен помочь водителю его заметить в
темноте. Для этого у каждого пешехода в темноте должен быть «фонарик».
И вместо таких фонариков придумали световозвращающие элементы для
одежды. Они ловят свет от фар автомобиля и возвращают их обратно.

Педагог продолжает читать письмо:
«Ребята, я очень рад, что вы поняли, что такое световозвращающие элементы!
Дело в том, что водитель может не заметить пешехода в темноте и не остано-
виться, когда это положено, но благодаря световозвращающим элементам пе-
шеход становится заметнее. Чем больше таких элементов на одежде, тем луч-
ше. Я очень хочу, чтобы вы были в безопасности, поэтому я вам кое-что
приготовил!»
— Ребята, теперь вы знаете, что световозвращающие элементы необходимы
для безопасности пешеходов на дороге в темное время суток, особенно для
таких юных, как вы.

Ребята, мы уже очень много выучили о правилах безопасности дорожного
движения! Давайте немного повторим то, что узнали раньше.
Как вы помните, пешеходам вашего возраста необходимо переходить дорогу
только в сопровождении взрослого — всегда, это очень важно.
А где можно переходить дорогу?
Верно! По пешеходному переходу! Чаще всего используется наземный пеше-
ходный переход «зебра».
Педагог демонстрирует детям слайд No 7 с наземным пешеходным переходом.
— Ребята, посмотрите, как Сьюзи с мамой переходят дорогу, и вспомните пра-
вила — как нужно это делать?
Дети отвечают.
— Да, по такому переходу мы идем, держась за руку взрослого. Прежде чем пе-
реходить дорогу, нужно обязательно убедиться, что автомобили вас пропускают.
Для этого посмотрите сначала налево, потом — направо.
Рядом с переходом может быть светофор, который подсказывает, когда можно
переходить дорогу, а когда нельзя. Светофор не гарантирует, что, когда загора-
ется зеленый человечек, идти безопасно. Вы и ваши родители должны убе-
диться, что автомобили остановились и пропускают вас. Это очень важно.
А какие еще есть переходы, кто знает?
Дети отвечают.
Педагог демонстрирует слайды No 8 и 9 (подземный и надземный пешеходные
переходы).
— Да, если рядом есть подземный переход, по которому можно перейти доро-
гу под землей, или надземный переход (мост), по которому можно перейти до-
рогу по верху, лучше воспользоваться ими.

— А что делать, если, переходя дорогу, вы вспомнили, что что-то забыли, и вам
надо вернуться?
Дети отвечают.
-
— Если вам необходимо вернуться — перейти обратно через дорогу — сначала
пройдите переход до конца и после того, как снова загорится зеленый сигнал
светофора, перейдите дорогу в обратную сторону.
Для того чтобы лучше запомнить важное правило (переходить переход полно-
стью и не возвращаться с его середины), давайте поиграем.
Упражнение «Не вернусь — не обернусь»
Педагог предлагает использовать импровизированную дорогу, которая уже
имеется, чтобы показать Хелли игру, в которую играли на прошлом занятии.
Для этого надо оставить только проезжую часть, сделав ее более широкой.
Двое детей изображают сигналы пешеходного светофора, синхронно
поворачивая карточки пешеходных светофоров.
Участники делятся на две группы: «взрослые» и «дети». Отмечается зебра,
по которой «дети», которых «взрослые» держат за запястье, переходят про-
езжую часть, глядя сначала по сторонам. Переход начинается после того, как
поднимется зеленая карточка/флажок. На середине пути педагог всех зовет
обратно поиграть в мяч, поесть мороженого, посмотреть на котенка и т. д.
Задача «детей» и «взрослых» — переходить дорогу, даже не оглядываясь. Игра
повторяется несколько раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по проекту "Учимся жить вместе"

Конспект предназначен для педагогов, работающих по теме "Толерантность"...

Конспект занятия по проекту "Учимся жить вместе"ятия по проекту "Учимся жить вместе" 3

Конспект предназначен для педагогов, работающих по теме "Толерантность"...

Занятия и проекты

Разработанные конспекты занятий и проектной деятельности....

Тематический проект для подготовительной группы № 2 (онр) "Удивительный мир космоса" Конспекты занятий к проекту.

Тематический проект для подготовительной группы № 2 (онр) "Удивительный мир космоса"  Конспекты занятий к проекту....

Занятие-развлечение "Волк и козлята", из серии комплексных занятий по проекту "Использование фольклора с применением двигательной активности детей младшего дошкольного возраста"

Занятие-развлечение "Волк и козлята" из серии комплексных занятий по проекту "Использование фольклора с применением двигательной активности детей младшего дошкольного возраста". Де...

Занятие-развлечение "В гости к хозяюшке Арине" из серии комплексных занятий по проекту "Использование фольклора с применением двигательной активности детей младшего дошкольного возраста"

Занятие-развлечение"В гости к хозяюшке Арине" из серии комплексных занятий по проекту, направлено на развитие навыков доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Д...

Занятие-развлечение "Русские матрёшки" из серии комплексных занятий по проекту "Использование фольклора с применением двигательной активности с детьми младшего дошкольного возраста"

Занятие-развлечение "Русские матрёшки" из серии комплексных занятий по проекту. На этом занятии дети познакомились с русской деревянной игрушкой - матрёшкой, с  особенностями народной и...