Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
консультация (младшая группа)

Консультация "Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_1.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение «Управление дошкольного образования» Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции детей с нарушениями зрения №70»

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков

у детей раннего возраста

подготовила

воспитатель:

Шарстобитова А.С.

Нижнекамск, 2022 г.

Культурно-гигиенические навыки – это важная часть культуры поведения человека. С самых первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение норм и правил поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождение малыша в мир взрослых.

Нельзя этот процесс пускать на потом, период раннего возраста наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

Формирование навыков самообслуживания и культурного поведения - одна из задач успешной адаптации детей в обществе и в охране их здоровья.

Проблема формирования культурно-гигиенических навыков подрастающего поколения приобретает всё большую актуальность. У детей, вновь пришедших в дошкольное учреждение из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания: дети не умеют самостоятельно умываться и раздеваться. Перед педагогами стоит проблема поиска оптимальных путей совершенствования работы по формированию культурно-гигиенических навыков. В каждой возрастной группе эта задача осуществляется в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы».

Задачи формирования культурно-гигиенических навыков:

  • формирование у детей привычки под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем;
  • формирование умения с помощью взрослого приводить себя в порядок, пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, полотенцем, расчёской, горшком).
  • формирование умения одеваться и раздеваться в определённой последовательности. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках); в определённом порядке аккуратно складывать снятую одежду, ставить на место обувь. Приучать к опрятности.
  • формирование навыка поведения за столом: есть ложкой густую пищу, а затем и разнообразную, пользоваться салфеткой, во время еды правильно держать ложку,  не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, после еды благодарить взрослых, задвигать стул. В процессе еды побуждать детей к самостоятельности.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались. Поэтому необходимо выделить понятия «умения» и «навык».

Умения - это сформированная у ребёнка способность совершать определённые действия на основе полученных знаний.  

Навык – это автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений. Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением его при определённых одинаковых или сходных условиях.

Навык, ставший потребностью - это привычка. Приобретённые привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются  перевоспитанию.

Работа по формированию у малышей  культурно-гигиенических навыков ведётся по двум направлениям: работа с детьми и работа с родителями.

Принципы формирования культурно-гигиенических навыков:

  • Системный подход
  • Планомерность и непрерывность
  • Развивающий характер обучения с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей
  • Целостность подхода педагогов,  младших воспитателей  и родителей

Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков зависит от ряда факторов: условий,  своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребёнка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определённых действиях.

Особое внимание уделяется формированию нового навыка, которым дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.

Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей в раннем возрасте.  В дальнейшем приобретённые навыки необходимо закреплять и расширять.

Методы и приёмы формирования культурно-гигиенических навыков

Для более успешного формирования и закрепления культурно-гигиенических навыков на протяжении раннего детства целесообразно использовать целый ряд методов  и  педагогических приёмов с учётом возраста детей:

  • Прямое обучение, объяснение, пояснение,  приём повторения действий, поощрение
  •  Личный пример взрослых
  • Совместно-образовательная деятельность воспитателя с детьми
  •  Беседы
  • Чтение художественных произведений
  • Рассматривание предметных и сюжетных картинок  
  • Использование потешек
  • Проговаривание поговорок и пословиц
  • Игровые приёмы
  •  Дидактические,  сюжетно-ролевые и подвижные игры

Для закрепления знаний и навыков желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно и чтобы они могли видеть результаты своих действий.  

Для эффективного формирования культурно-гигиенических навыков у детей разного возраста большое значение имеет внешний  вид окружающих взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в это возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

 К числу основных условий  формирования культурно-гигиенических навыков относятся:

  • рационально-организованная обстановка
  • чёткий режим дня
  • руководство взрослых

Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных моментов (умывание, питание, сон, занятия и игры).

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время-это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.

Формирование их происходит в игровой, трудовой, образовательной и в самостоятельной деятельности. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребёнка к определённому ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления.

Формирование культурно - гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых – воспитателей, помощников воспитателей, родителей.

Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимы следующие условия:

  • Единство требований со стороны взрослых
  •  Систематическое повторение всех гигиенически правил. Стремление взрослых всё сделать за ребёнка нарушает систематичность применения навыка. Важно, чтобы взрослые подавали пример, сами всегда их соблюдали.
  • Не менее важно обеспечить ребёнку самостоятельность действий: в быту, игре, во время занятий.
  •  Индивидуальный подход, учёт уровня развития ребёнка и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками. Взрослым необходимо систематически, настойчиво, дружелюбно, спокойным тоном побуждать детей выполнять определенные действия, которые должны стать привычками.

У детей раннего возраста должны быть сформированы культурно-гигиенические навыки согласно возрасту:

К концу первого года жизни должен уметь: пить из чашки, удерживая ее самостоятельно, есть корочку хлеба, выполнять активные действия и движения по просьбе взрослого при умывании, раздевании, кормлении (дай руку, дай ногу, поверни голову, открой рот). У ребенка постепенно закрепляется навык чистоты. Он положительно относится к общим гигиеническим ваннам, причесыванию, стрижке ногтей, пользованию при необходимости горшком.

К 1 году 6 месяцам ребенок ест самостоятельно ложкой, понимает речь взрослого, связанную с процессами еды, туалета, и выполняет по его просьбе доступные действия, связанные с этими процессами, просится на горшок.

К 2 годам он ест самостоятельно все виды пищи, знает свое место за столом, самостоятельно садится за стол и выходит из-за стола после еды. Пользуется салфеткой, отрицательно относится к неопрятному виду своей одежды, садится за стол с чистыми руками, правильно сидит за столом, раздевается и одевается при помощи взрослого, знает свой шкаф для одежды, вешалку для полотенца, спокойно относится к процессам умывания, закаливания, контролирует физиологические отправления.

К 3 годам эти навыки закрепляются и расширяются. Ребенок почти самостоятельно чистит зубы, моет руки перед едой, ест самостоятельно, не обливается, пользуется салфеткой во время еды, устраняет непорядок в одежде, почти самостоятельно одевается и раздевается, аккуратно складывает одежду, может пользоваться носовым платком, выполняет простейшие поручения, говорит "спасибо", здоровается.

Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры поведения. Педагоги и родители должны постоянно  помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей  жизни. Прививая их  детям, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка и формируем основы здорового образа жизни.    

Используемая литература:

  1. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. ПРИМЕРНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ РОЖДЕНИЯДО ШКОЛЫ. М., : Мозаика - Синтез,2014г.
  2. Зебзеева В. А. Организация режимных процессов в ДОУ. — М.: Сфера, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста " Играем с мишкой"

Материал конспекта поможет совершенствованию понимания речи детьми, развитию чувства ритма и фонематического восприятия, обучению действию по словесной инструкции....

Конспект занятия по формированию общих речевых навыков у детей раннего возраста "Мяч и мячик "

Материал конспекта позволяет закрепить понятия БОЛЬШОЙ-МАЛЕНЬКИЙ, различать предметы по величине и отражать эти различия в речи. Кроме этого упражнения, содержащиеся в конспекте позволят развивать у д...

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста.

формирование у детей раннего возраста навыков самообслуживания, кгн....

Формирование художественно-эстетических навыков у детей раннего возраста . Проект на тему: «Новогодняя елочка» 2013-2014 у.г.

Цель: развитие самостоятельной творческой деятельности детей, развитие познавательно-речевых способностей, обогащение словарного запаса, развитие цветовосприятия, ориентировка на заготовку,...

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возрастаТрудовая деятельность малышей в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена. Но в раннем возрасте у детей ...

Презентация "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста"

Презентация  "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей  раннего возраста"...

Презентация "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста"

Презентация  "Формирование первоначальных трудовых навыков у детей  раннего возраста"...