Веб-квест, как технология формирования нравственно-патриотических качеств дошкольников в условиях реализации дополнительного образования в ДОУ
статья (старшая группа)

Марина Александровна Новгородова

В продолжение изучения темы внедрения инновационных технологий в обучении и воспитании, а я напомню, что в прошлом году я занималась внедрением кейс-метода в развитии нравственно-патриотических качеств дошкольников – я решила найти ещё более современные методы и меня привлекли веб-квесты и на них я остановилась подробнее.

Насыщенная информационная среда окружает современного ребенка с самого рождения. Это, безусловно, накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка и на формирование его психики. Педагог сейчас вынужден идти в ногу со временем и применять в своей работе самые современные средства обучения, воспитания и развития, новые педагогические методики и технологии, оригинальные формы проведения образовательной деятельности.

В настоящее время особую популярность приобрели приключенческие игры, которые называют квестами.

Квест-технология была разработана Берни Доджем, профессором педагогики из университета Сан-Диего, США в 1995 году.

Образовательный веб-квест – это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются ресурсы Интернета.

 

Исходя из этого, я поставила перед собой следующую цель – совершенствование профессиональной деятельности и повышение уровня самообразования по вопросу воспитания нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста с использованием веб-квеста на занятиях по дополнительному образованию.

 Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

- повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы и интернет-источники по теме внедрения веб-квеста в ДОУ;

- способствовать формированию нравственно-патриотических качеств у детей с помощью веб-квеста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Колокольчик с. Троицкое»

Отчет по самообразованию: «Веб-квест, как технология формирования нравственно-патриотических качеств дошкольников в условиях реализации дополнительного образования в ДОУ».

 

 

Педагог дополнительного образования:

Новгородова Марина Александровна

с. Троицкое

2023

Отчет по самообразованию:

В продолжение изучения темы внедрения инновационных технологий в обучении и воспитании, а я напомню, что в прошлом году я занималась внедрением кейс-метода в развитии нравственно-патриотических качеств дошкольников – я решила найти ещё более современные методы и меня привлекли веб-квесты и на них я остановилась подробнее.

Актуальность:         

Михаил Константинович Симонов в своём стихотворении «Родина» писал:

«Ты вспоминаешь не страну большую,

Которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую,

Какой её ты в детстве увидал.»

Темой, которую я изучаю уже не первый год, я всегда хочу подчеркнуть важность и актуальность этого вопроса. На современном этапе развития общества нравственно-патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Это отражено в Национальной доктрине образования в РФ, Концепции модернизации российского образования, Федеральной образовательной программе и многих других Федеральных законах, касающихся образования в РФ.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине - накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры, природным богатствам родного края.

Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и вырастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре родной страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Как я уже сказала ранее, из новейших технологий воспитания и обучения меня привлекла тема внедрения веб-квестов. Я начала изучать литературные и цифровые источники данной проблемы.

Насыщенная информационная среда окружает современного ребенка с самого рождения. Это, безусловно, накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка и на формирование его психики. Педагог сейчас вынужден идти в ногу со временем и применять в своей работе самые современные средства обучения, воспитания и развития, новые педагогические методики и технологии, оригинальные формы проведения образовательной деятельности.

В настоящее время особую популярность приобрели приключенческие игры, которые называют квестами.

Квест-технология была разработана Берни Доджем, профессором педагогики из университета Сан-Диего, США в 1995 году.

Образовательный веб-квест – это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются ресурсы Интернета.

 

Исходя из этого, я поставила перед собой следующую цель – совершенствование профессиональной деятельности и повышение уровня самообразования по вопросу воспитания нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста с использованием веб-квеста на занятиях по дополнительному образованию.

 Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

- повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы и интернет-источники по теме внедрения веб-квеста в ДОУ;

- способствовать формированию нравственно-патриотических качеств у детей с помощью веб-квеста.

Веб-квест - это современная образовательная технология, предполагающая целенаправленную поисковую деятельность обучающихся (воспитанников) с использованием информационных ресурсов Интернета для выполнения определенного учебного задания.

Веб-квест позволяет развивать у воспитанников такие умения, как:

  • осуществлять поиск информации;
  • определять тему или проблему;
  • отделять основную информацию от второстепенной;
  • фиксировать необходимую информацию;
  • обобщать информацию;
  • выделять факты;
  • делать выводы;
  • участвовать в беседе (обсуждении);
  • высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Данный метод актуален в работе с детьми старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста. Однако вводить его в образовательную практику следует уже в младших группах. Это нужно для того, чтобы дети накапливали визуальный и эмоциональный опыт, учились общаться.

Классификация веб-квестов:

По форме проведения квесты бывают:

А) компьютерные веб-квесты – это проблемные задания с элементами ролевой игры. Яркий пример такого веб-квеста – это компьютерные игры, представляющие собой интерактивную историю с главным героем: при этом важнейшими элементами игры является собственно повествование (сюжет) и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решения головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.

Б) образовательные веб-квесты – это интерактивная деятельность, тип поисково-исследовательского задания с ориентацией на развитие познавательной деятельности воспитанников, в котором основная часть информации добывается через ресурсы Интернет.

В) медиа-квесты – направлены на поиск и анализ медиаресурсов. К такому виду квестов можно отнести фото и видео квесты;

Г) квесты на природе (улица, парт, территория детского сада и т.п.)

Д) комбинированные.

По режиму проведения: в реальном режиме, в виртуальном режиме, в комбинированном режиме.

По сроку реализации:

А) краткосрочные (цель – углубление знаний и их интеграция, расчитаны на одно-три занятия);

Б) долгосрочные (цель – углубление и преобразование знаний, расчитаны на длительный срок).

По доминирующей деятельности воспитанников: исследовательский квест, информационный квест, творческий квест, поисковой квест, игровой квест, ролевой квест.

По форме работы: индивидуальные и групповые.

В своей работе я чаще всего использую компьютерные веб-квесты игровые и информационные.

Рассмотрим примеры веб-квестов.

Веб-квест № 1. «Путешествие в Поронайский заповедник» (вид: информационный и медиа- веб-квест)

Цель: расширить знания воспитанников об особо охраняемых природных территориях, познакомить с многообразии животного и растительного мира Государственного природного заповедника «Поронайский», его режиме охраны и охраняемых объектах.

Веб-квест № 2. «Осень» (дид: информационный веб-квест)

Цель: актуализировать знания детей об осенних природных изменениях.

Веб-квест № 3. «Путешествие капельки» (вид – инфомационный веб-квест)

Цель: уточнение важности воды для всех живых существ, закрепить элементарные представления о круговороте воды в природе, воспитывать бережное отношение к воде, экономному её использованию.

Из чего же состоит веб-квест и как его создать?

В структуру веб-квеста входят следующие обязательные компоненты:

  • ВВЕДЕНИЕ – сюжет и роли (на этом этапе мы представляем детям сюжет квеста (проблемную ситуацию и тому подобное), представляем роли, в которых будут выступать воспитанники в процессе прохождения квест-заданий;
  • ЗАДАНИЯ – этапы, вопросы, ролевые задания (это непосредственно практическая часть прохождения веб-квеста);
  • ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ – бонусы и штрафы (в процессе прохождения веб-квеста рекомендуется поощрение успехов и санкционирование ошибок);
  • ОЦЕНКА – итоги и возможные призы за прохождение всех заданий.

Алгоритм создания веб-квеста:

  1. Подбор темы веб-квеста и постановка цели;
  2. Поиск ресурсов для создания заданий веб-квеста в сети Интернет.
  3. Составление сценария и заданий веб-квеста;
  4. Подготовка материалов для прохождения веб-квеста;
  5. Организация проведения веб-квеста;
  6. Подведение итогов (анализ проделанной работы).

Варианты заданий для веб-квеста:

  • Дидактические игры;
  • Творческие задания;
  • Загадки, ребусы;
  • Пазлы;
  • Лабиринты, шарады, головоломки;
  • Аналитическая задача.

Способы создания веб-квестов

Создание упражнений для веб-квеста в онлайн-режиме на сайте -  https://learningapps.org/   

Создание упражнений с пошаговым переходом от одного к последующему в программе Microsoft office PowerPoint.

Работа над каждым веб-квестом требует от педагога времени. Но результаты оправдывают эти усилия. Систематическое внедрение педагогом данной технологии решает педагогические задачи и повышает уровень профессионального мастерства педагога.

Результатом процесса моего самообразования явилось конкретизация своих знаний и пополнение новым инновационным методом работы, такими как веб-квест и внедрения его в свою работу с детьми.

В ходе проведения образовательной деятельности в форме Веб-квест технологии все дети включаются в игру, исчезает напряжение, пассивность в поведении. Ребёнок чаще проявляет инициативу, воображение, применяет логическое мышление, начинает мыслить нестандартно. Такая игра помогает детям организовывать свою деятельность, не ожидая подсказки извне, способствует проявлению любознательности и самостоятельности. Возникающие в игре проблемы дети решают самостоятельно. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей даёт возможность педагогам разнообразить игровую деятельность дошкольников.

Ведь: «То, что дети сегодня могут сделать вместе, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно»

Лев Семенович Выготский

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Литература:

  1. Агафонов К., Агафонова А., Агафонов А., Берсенева Н., Меркулова О. и др. Сахалин и Курилы. Современный путеводитель. ООО «Пресс Код», 2018. 247 с.
  2. Аникина, Т.М., Степанова, Г.В., Терентьева, Н.П. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста М.: УЦ «Перспектива», 2012, 248 с.
  3. Визулин А. Полезные ископаемые. Ростов-на-дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2020. 96 с.
  4. Иванова Н.В., Капустюк Н.К. Окружающий мир в стихах и загадках. Ростов н/Д: Феникс, 2017. 110 с.
  5. Лиско В.В. Всё о том, что под землёй. Москва: издательство АСТ.2019. 127 с.
  6. Санги В.М. и др. Сказки Сахалина. Москва: ФАКТОТУМС, 2019. 104 с.
  7. Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование «Нравственно – патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации программы «Юный кадет» 2017-2019 год

Цель – Повысить профессиональную компетентность с систематизировать знания по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников.Задачи: повысить свой теоретический и науч...

Педагогическая копилка «Организация театрализованной деятельности дошкольников в условиях реализации дополнительного образования в рамках ФГОС»

Дополнительная кружковая деятельность «Театральная студия» направлена на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности,...

План по самообразованию по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях реализации программы "Юнармия в детском саду"

Цель: Повышение профессиональной компетентности с систематизирование знаний по вопросам нравственно – патриотического воспитания старших дошкольников в условиях реализации программы «...

Кейс-метод, как технология формирования нравственно-патриотических качеств дошкольников в условиях реализации дополнительного образования в ДОУ

Патриотизм (от греческого отечество, соотечественник) – чувство принадлежности к Родине, стране, месту, где человек родился; любовь и преданность, стремление служить интересам Отечества. Проблем...

План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации ФОП посредством разных видов деятельности»

В настоящее время наша страна переживает непростой исторический период, и одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном си...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации ФОП посредством разных видов деятельности»

Актуальность темы:Тема по самообразованию выбрана мной потому, что наши современные дети мало знают о своей малой родине, о городе, в котором живут, о стране, особенностях народных традиций, часто быв...

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации ФОП посредством разных видов деятельности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 97» ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях ре...