Педагогическая копилка «Организация театрализованной деятельности дошкольников в условиях реализации дополнительного образования в рамках ФГОС»
методическая разработка по развитию речи

Алешина Лилиана Ивановна

Дополнительная кружковая деятельность «Театральная студия» направлена на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности, инициативы в процессе овладения навыками театральной деятельности, а также в других видах деятельности: коммуникативной, художественноэстетической, познавательной. заключается в разрушении сложившихся шаблонов в творчестве детей. Программа предполагает освоение таких разделов, как «ритмопластика», «театральная игра», «культура и техника речи», «основы театральной культуры». Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его индивидуальности. В ней систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано их распределение в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12294.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЛОКОЛЬЧИК»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК (МБДОУ «КОЛОКОЛЬЧИК»)

Педагогическая копилка

 «Организация театрализованной деятельности дошкольников в условиях реализации

дополнительного образования в рамках ФГОС»

Подготовила:

воспитатель МБДОУ « Колокольчик»

Алешина Л.И.

2020 год.

Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…

(Б. М. Теплов)

 В соответствии с требованиями ФГОС ДО работа с детьми в ДОУ направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. основной акцент в организации театрализованной деятельности со старшими дошкольниками делается не на результат в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля. Ребёнок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности, координировать функции, что способствует созданию общности детей, взаимодействию и сотрудничеству между ними. В искусстве детского театра дошкольники должны получить возможность удовлетворения потребности в творческом самовыражении, самостоятельности и воплощении художественного замысла.

 Особую значимость театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребёнка в школу. Театрализованная деятельность может явиться мощным инструментом развития всех качеств личности ребёнка: познавательных и психических процессов, формирования коммуникативных навыков, как основ социальной культуры. Сформированность этих качеств поможет первокласснику быстро входить в контакт, в любой сложной ситуации не растеряться, смело задавать вопросы учителю, учиться у одноклассников, самому оказывать помощь другим.

Дополнительная кружковая деятельность «Театральная студия» направлена на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности, инициативы в процессе овладения навыками театральной деятельности, а также в других видах деятельности: коммуникативной, художественноэстетической, познавательной. заключается в разрушении сложившихся шаблонов в творчестве детей. Программа предполагает освоение таких разделов, как «ритмопластика», «театральная игра», «культура и техника речи», «основы театральной культуры». Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его индивидуальности. В ней систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано их распределение в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства.

Цель данной программы: развитие сценического мастерства и речевой деятельности: жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Для организации театрализованной деятельности мы используем игрушки, куклы, маски, костюмы, настольные театры, бибабо. Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми, что развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности. Игрушки для настольного театра могут быть выполнены из бумаги, картона поролона, коробок, проволоки, природного материала и др.

По способу управления различают пять основных видов кукол: марионетки, перчаточные, тростевые, на палке, теневые.

          В результате обучения по дополнительной образовательной программе дети научились разыгрывать несложные произведения по знакомым литературным произведениям, сказкам и

т.д., используя при этом выразительные средства. Понимать и чувствовать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами, что способствовало развитию творческих способностей личности.

         Подведения итогов реализации дополнительного образования, являются выступление детей перед родителями и воспитанниками детского сада. Юные артисты продемонстрируют свои артистические способности представив сценки «Репка», «Теремок», «В огороде» инсценировки «Почему ты черен кот», «Три мамы», «У норы», в конце учебной деятельности дети показывают спектакль «Красная шапочка».    

         При показе спектаклей и инсценировок,  используются разнообразные декорации, костюмы, ширмы. Ребята в удовольствие перевоплощались в героев любимых сказок, сопровождая свои выступления стихами, музыкой. Для многих из них это было первым публичным выступлением.

         В новом учебном году мы реализуем социально-значимый проект «Театр глазами детей», участниками которого являются дети театрального кружка «Театральная студия» и школьный театр МБОУ СОШ №13 «Палитра». В рамках проекта будут организоваться совместные мероприятия. Первая встреча уже состоялась 13.12.2019 г.  Ребята из театрального объединения «Палитра» показали дошкольникам кукольный театр «Теремок», а дошкольники театрализованную постановку сказки "Репка", а волонтеры ДМДО «Орленок» провели с ребятами мастер-класс «Правила ведения перчаточной куклы». Мероприятия было очень плодотворным и насыщенным, а главное интересном для всех участников проекта. Впереди нас ждет еще не мало совместных театральных постановок. Наш проект позволит объединить усилия всех участников образовательного процесса по созданию системы воспитания детей, через проведение театрализованной деятельности, в основе которой лежит решение многих воспитательных задач: познавательных, нравственных, социальных, эстетических и т.д.

Театрализованная деятельность в детском саду может включаться во все занятия, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, самостоятельную деятельность, в работу студий и кружков, праздников, развлечений.

   Мы педагоги дополнительного образования хотим организовать деятельность детей так, чтобы ее осуществление способствовало развитию креативности, расширению кругозора, формировало социальные навыки.

Список используемой литературы

  1. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети».-М.: АРКТИ, 2014.
  2. Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. М.:АРКТИ, 2017.
  3. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
  4. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: АРКТИ, 2011 г .
  5. Агапова И.А., Давыдова М.А. Театрализованные занятия и игры в детском саду. - М.: АРКТИ, 2010 г
  6. Журналы «Дошкольное воспитание», журналы «Ребёнок в детском саду».2016-2019 г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные педагогические технологии в работе ДОУ и педагогов дополнительного образования в рамках ФГОС"

Участие в научно-практической конференции  Университета Управления «Тисби» г.Казань в  рамках повышения квалификации...

«Современные педагогические технологии в работе ДОУ и педагогов дополнительного образования в рамках ФГОС»

Сценарий физкультурно-театрализованного развлечения     «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ, ДА НА НОВЫЙ ЛАД»  Старший дошкольный возраст...

Реализация дополнительного образования в рамках реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»

Платные дополнительные образовательные услуги оказываются в Учреждении на договорной основе: договор с заказчиком услуги в лице родителей (законных представителей) и исполнителем услуги в лице заведую...

Реализация дополнительного образования в рамках реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Направления дополнительных образовательных и иных услуг, оказываемых учреждением, определяются в соответствии с запросами родителей (законных представителей) воспитанников, с учетом образовательного п...

Кейс-метод, как технология формирования нравственно-патриотических качеств дошкольников в условиях реализации дополнительного образования в ДОУ

Патриотизм (от греческого отечество, соотечественник) – чувство принадлежности к Родине, стране, месту, где человек родился; любовь и преданность, стремление служить интересам Отечества. Проблем...

Веб-квест, как технология формирования нравственно-патриотических качеств дошкольников в условиях реализации дополнительного образования в ДОУ

В продолжение изучения темы внедрения инновационных технологий в обучении и воспитании, а я напомню, что в прошлом году я занималась внедрением кейс-метода в развитии нравственно-патриотических качест...