ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
статья по аппликации, лепке

Долженко Ирина Вячеславовна

В статье рассматриваются методы нетрадиционной изодеятельности с дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Детство – это самое замечательное время, самая радостная пора, когда происходят новые, интересные открытия.

Согласно ФГОС познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность.

Самые ценные и прочные знания  не те, что усвоены путем заучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования определено:

-ребенок склонен экспериментировать, наблюдать;

-ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, проявляет любознательность;

-ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде детского  экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?).

И наша задача как педагогов, не подавлять детские эмоции и любознательность, а опираться на них, насыщать жизнь детей значимыми для них разнообразными событиями, дать детям прожить полноценное и многообразное детство, которое сможет стать «золотым фондом» их личности.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-  следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.

Главное условие работы с дошкольниками - ориентироваться на их возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства. Мы - воспитатели строим занятия так, чтобы малыш был заинтересован в исследовании, был самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу.

Одним из главных  условий решения задач по познавательной деятельности в нашей организации  является правильная организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде, как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

У нас в групповой комнате оборудованы уголок экспериментирования,  который постоянно пополняется новыми материалами для экспериментирования; мини-лаборатория,  чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские  интересы.В мини - лаборатории  выделены зоны: для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.);для приборов;  для выращивания растений;  для хранения материалов (природного, «бросового»);  для проведения опытов; для неструктурированных материалов (стол «песок - вода» или ёмкость для воды, песка, мелких камней и т.д.). Для осуществления опытов и экспериментов имеются различные емкости, мерки, наборы для опытов.

 Дети совместно с воспитателями собрали различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.).

Большой интерес дети старшего дошкольного возраста проявляют к экспериментам с магнитами, природным электричеством, солнечной энергией, к экспериментам с фильтрованием воды.

Основные формы развития познавательно-исследовательской деятельности, которые я использую в своей работе с дошкольниками – это: наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами.

В свою образовательную деятельность я включаю познавательно – исследовательскую деятельность  полностью или как часть занятия. В процессе таких занятий у детей развиваются социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера и доказывать правильность своего мнения.

Как показала практика: познавательно-исследовательская деятельность  интересна не только дошкольникам, но и их родителям. Дети рассказывают о своих открытиях родителям, тем самым побуждая их  создавать условия для проведения опытов дома.

Мы активно используем разнообразные формы работы с родителями: папки, тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки, наглядная информация, родительские собрания, консультации, мастер – классы.  В ходе совместной познавательно-исследовательской деятельности жизнь детей и родителей наполняется богатым содержанием, укрепляются детско-родительские отношения.

Таким образом, мы видим, что познавательно-исследовательская деятельность актуальна и очень эффективна. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, коммуникативные и познавательные навыки.  Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

В дальнейшем, я планирую продолжить работу в этом направлении для того, чтобы более эффективно решать проблемы познавательно — исследовательского развития воспитанников  в соответствии с ФГОС ДО.

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Долженко И.В.

(название организации)

Детство – это самое замечательное время, самая радостная пора, когда происходят новые, интересные открытия.

Согласно ФГОС познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность.

Самые ценные и прочные знания  не те, что усвоены путем заучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих исканий.

В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования определено:

-ребенок склонен экспериментировать, наблюдать;

-ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, проявляет любознательность;

-ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде детского  экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?).

И наша задача как педагогов, не подавлять детские эмоции и любознательность, а опираться на них, насыщать жизнь детей значимыми для них разнообразными событиями, дать детям прожить полноценное и многообразное детство, которое сможет стать «золотым фондом» их личности.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-  следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.

Главное условие работы с дошкольниками - ориентироваться на их возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства. Мы - воспитатели строим занятия так, чтобы малыш был заинтересован в исследовании, был самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу.

Одним из главных  условий решения задач по познавательной деятельности в нашей организации  является правильная организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде, как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

У нас в групповой комнате оборудованы уголок экспериментирования,  который постоянно пополняется новыми материалами для экспериментирования; мини-лаборатория,  чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские  интересы. В мини - лаборатории  выделены зоны: для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.); для приборов;  для выращивания растений;  для хранения материалов (природного, «бросового»); для проведения опытов; для неструктурированных материалов (стол «песок - вода» или ёмкость для воды, песка, мелких камней и т.д.). Для осуществления опытов и экспериментов имеются различные емкости, мерки, наборы для опытов.

 Дети совместно с воспитателями собрали различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.).

Дети младшего дошкольного возраста заинтересованы во время поиска рассмотреть, попробовать на вкус, ощупать, испытать на прочность, установить простейшие связи. Малыш познаёт мир через органы чувств. Органами обследования являются руки, глаза. А слово обозначает результат обследования.

В возрасте 4-5 лет ребёнок общается со взрослыми путём общения. Помимо обследования окружающего мира путём собственных исследований дети начинают задавать множество вопросов. В процессе восприятия одновременно участвуют и рука, и глаза, и речь. Ребёнок уже способен к элементарному анализу, высказывает простые суждения и умозаключения.

В более старшем возрасте дети становятся способны к определённой логической обработке информации, обобщать, систематизировать, осваивать все виды речи. Это даёт возможность планировать, предполагать результаты.

У детей старшего дошкольного возраста появляется способность к волевым действиям. Дети уже могут ставить цель и сознательно добиваться её; произвольно запомнить что-либо, научиться чему-либо.

Большой интерес дети старшего дошкольного возраста проявляют к экспериментам с магнитами, природным электричеством, солнечной энергией, к экспериментам с фильтрованием воды.

Основные формы развития познавательно-исследовательской деятельности, которые я использую в своей работе с дошкольниками – это: наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами.

В свою образовательную деятельность я включаю познавательно – исследовательскую деятельность  полностью или как часть занятия. В процессе таких занятий у детей развиваются социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера и доказывать правильность своего мнения.

Детские годы самые важные, и как они пройдут, зависит от педагогов.

В результате познавательно-исследовательской деятельности у детей заметно улучшаются  следующие показатели: дошкольники усваивают способы экспериментальных действий в различных видах деятельности, повышается  уровень познавательных способностей детей и качество подготовленности детей к обучению в школе.

          Познавательно-исследовательская деятельность даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, стимулирует развитие речи, мышления, внимания детей, положительно влияет на эмоциональную сферу детей, на развитие творческих способностей.

Таким образом, мы видим, что познавательно-исследовательская деятельность актуальна и очень эффективна. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, коммуникативные и познавательные навыки.  

 В дальнейшем я планирую продолжить работу в этом направлении для того, чтобы более эффективно решать проблемы познавательно - исследовательского развития воспитанников  в соответствии с ФГОС ДО.

Списк лиеауы

1.Закон об образовании от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек).- М.: Сфера, 2005.

 3.Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Под ред. Прохоровой Л. Н. — М.: АРКТИ, 2004.

4.Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания— Ярославль: Академия развития, 2002.

5.Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. − №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Планирование деятельности педагога как условие повышения качества образования дошкольников"

В презентации показаны современные подходы к понятию "Качество дошкольного образования", показаны задачи, которые необходимо поставить перед педагогами с учетом основных принципов содержания плана....

Презентация "Взаимодействие ДОУ с семьёй как фактор повышения качества образования в рамках реализации ФГОС"

Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задач...

Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования в условиях реализации ФГОС

Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское эксперимент...

Муниципальный семинар "Технология познавательной исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС"

Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства....

«Технология исследовательской деятельности, как условие повышения качества образования современных детей в условиях реализации ФГОС в ДО»

Современная действительность требует воспитания и развития у подрастающего поколения качеств инициативного, самостоятельного субъекта, способного творчески и активно строить свои отношения с окру...

«Использование потенциала информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для повышения качества образования в рамках реализации стандартов нового поколения».

В этой работе освещены вопросы информатизации ДОУ с учетом возраста воспитанников, даны рекомендации по организации образовательного процесса с использованием информационных технологий, предложены рек...

Диагностика музыкально-личностного развития дошкольников как условие повышения качества образования

Диагностика музыкально-личностного развития дошкольников как условие повышения качества образования.     В целях повышения качества образовательного процесса и отслеживания эффекти...