Диагностика музыкально-личностного развития дошкольников как условие повышения качества образования
материал по музыке (старшая группа)

Рыбалко Татьяна Геннадьевна

Диагностика музыкально-личностного развития дошкольников как условие повышения качества образования.

     В целях повышения качества образовательного процесса и отслеживания эффективности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста, определения реальных возможностей каждого ребенка и создания оптимальных условий для его успешного обучения, в программе применяются диагностические методики, позволяющие определить достижения обучающимися планируемых результатов, разработаны показатели и критерии диагностического исследования уровней предметной и метапредметной компетенций, сферы личностного роста. Диагностическое исследование проходит в 2 этапа: нулевой (начальный) срез- сентябрь месяц; конечный (итоговый) срез- май месяц.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Диагностика музыкально-личностного развития дошкольников

как условие повышения качества образования

В целях повышения качества образовательного процесса и отслеживания эффективности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста, определения реальных возможностей каждого ребенка и создания оптимальных условий для его успешного обучения, в программе применяются диагностические методики, позволяющие определить достижения обучающимися планируемых результатов,  разработаны показатели и  критерии диагностического исследования  уровней предметной и  метапредметной  компетенций, сферы личностного роста.

Диагностическое исследование проходит в 2 этапа:

нулевой (начальный) срез- сентябрь месяц;

конечный (итоговый) срез- май месяц.

                                     

                               1.    Предметная компетентность

Специальные ЗУН:

  • эмоциональная отзывчивость и выразительность
  • вокально-интонационные навыки
  • музыкально-ритмическая организация

Специальные знания, умения, навыки оцениваются по 3 уровням (высокий, средний, низкий) и по  следующим   критериям:

 

1.Эмоциональная отзывчивость  и выразительность

Высокий уровень

Легко входит в художественный образ. Передает чувства, эмоциональные переживания посредством мимики, жеста, движения или музыкального исполнения, музицирования. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей. Эмоционально реагирует на характер звучания музыкального произведения. Артистичен. Сценичен.

Средний уровень

Способен к  эстетическому  восприятию. Не всегда легко и свободно входит в роль другого персонажа. С помощью педагога меняет выражение голоса в процессе развития художественного образа. С трудом передает чувства, эмоциональные переживания посредством мимики, жеста, движения. Не всегда стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей.

Низкий уровень

Интерес к творчеству не проявляет. Равнодушен и нерешителен. Безразличен к художественно-эстетическим характеристикам вещей и явлений. Плохо входит в художественный образ. Не умеет передавать чувства, эмоции через движения и музицирование. Не стремится вызвать эмоциональный отклик у других детей.

 2. Вокально – интонационные   навыки

Высокий уровень

Интонационно чисто  исполняет мелодию песни при правильном дыхании, несложные песни без сопровождения; поет выразительно, эмоционально. Качество звука – чистый, протяжный, четкое произношение согласных. Отличный  музыкальный, вокальный и ансамблевый слух, правильная артикуляция.

Средний уровень

Интонационно неустойчиво передает мелодию песни с сопровождением, поет недостаточно выразительно. Качество звука – не протяжный, средний вокальный слух, нечеткая артикуляция, дикция.

Низкий уровень

Интонирует неточно, поет равнодушно, качество звука – тихий, слабый, вялая дикция и артикуляция,  слабый вокальный и ритмический слух. Маленький диапазон.

  1. Музыкально-ритмическая организация

Высокий уровень

Точно передает ритмический рисунок музыкального произведения, точно воспроизводит  ритмический диктант, умеет четко и выразительно двигаться под музыкальное сопровождение, ощущая начало и конец музыкальной фразы, координируя музыку и движения. Умеет передавать в движении развитие музыкальных образов.

Средний уровень

Передает ритмическую организацию музыкального произведения с помощью педагога, умеет самостоятельно двигается под музыкальное сопровождение. Недостаточная координация. Не всегда ощущает сильную долю, темп музыки.

Низкий уровень

Не ощущает метроритмическую основу музыкального произведения, не может воспроизвести ритмический рисунок, координировать музыку и движения. Не умеет двигаться в соответствии с характером и художественным образом музыкального произведения, слышать и передавать в движении темп музыки и сильную долю.

             

         2. Метапредметные (общеучебные) компетентности

          Метапредметные компетентности  оцениваются по 3 уровням (высокий, средний, низкий) и по  следующим   критериям:

  • коммуникативная компетенция
  • познавательная сфера
  • регулятивные навыки
  • уровень мотивации к предмету

1.Коммуникативная компетенция

Высокий уровень

Легко и быстро осваивает способы учебной деятельности, применяет их  как в рамках образовательного процесса, так и  в реальных жизненных ситуациях. На достаточном  качественном уровне развита речевая деятельность, навыки сотрудничества; активно вступает в диалог и коллективное обсуждение; продуктивно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; умеет корректировать  и осуществлять контроль собственного поведения.

Средний уровень

Не всегда активно  осваивает способы учебной деятельности,  редко применяет их  как в рамках образовательного процесса, так и  в реальных жизненных ситуациях.  Развита речевая деятельность, навыки сотрудничества;  неохотно вступает в диалог и коллективное обсуждение; взаимодействует со сверстниками и взрослыми; иногда осуществляет контроль собственного поведения.

Низкий уровень

Интерес к  освоению  способов  учебной деятельности не проявляет. Слабо развита речевая деятельность, навыки сотрудничества.  Не стремится к общению и  диалогу.  Социально не адаптирован. Не контролирует поведение.

2. Познавательная сфера

Высокий уровень

Активен в получении новых знаний, умений, навыков и  видов деятельности. Умеет работать с информацией- извлекать и перерабатывать; использует знаково-символические средства. На достаточном качественном уровне выполняет логические операции – сравнение, аналогия, анализ, обобщение, вывод; умеет строить логическую цепь рассуждения.

Средний уровень:

Не всегда активен в получении новых знаний, умений, навыков,  видов деятельности. Умеет работать с информацией; использует знаково-символические средства. При помощи педагога  выполняет логические операции – сравнение, аналогия, анализ, обобщение.

Низкий уровень:

Не  активен в получении новых знаний, умений, навыков,  видов деятельности. Не умеет прилагать усилия, добиваться результата.  Нет желания научиться новому, узнать что- то интересное.  При помощи педагога  выполняет логические операции – сравнение, аналогия, анализ, обобщение.

3.  Регулятивные навыки

Высокий уровень

Умеет управлять своей деятельностью, контролировать и корректировать поведение в соответствии с ситуацией. Активно формируются навыки сотрудничества со сверстниками  и взрослыми в различных социальных ситуациях. Инициативный  и самостоятельный. Умеет адекватно оценивать результаты своей деятельности, формулировать их в устной форме. В достаточной степени присутствует волевая саморегуляция, самоконтроль и самооценка.

Средний уровень

Не всегда  управляет своей деятельностью, контролирует  и корректирует  поведение в соответствии с ситуацией. Имеет навыки сотрудничества со сверстниками  и взрослыми в различных социальных ситуациях, но  применяет не часто.  Не всегда организован и сосредоточен. Бывает не внимателен. Умеет  оценивать результаты своей деятельности, формулировать их в устной форме. Присутствует волевая саморегуляция, самоконтроль и самооценка.

Низкий уровень

Не умеет  управлять своей деятельностью, контролировать  и корректировать поведение в соответствии с ситуацией. Имеет  незначительные навыки сотрудничества со сверстниками  и взрослыми в различных социальных ситуациях.  Не организован.  Не  контролирует свое поведение.

  1. Уровень мотивации к предмету

Высокий уровень

Активно формируются социально значимые мотивы к учебной деятельности. Достаточно  точно сформирована система ценностных отношений к образовательному процессу, предмету, результатам творческой деятельности. Ярко выражено  положительное отношение к предмету,  позитивные мотивы и интересы к  освоению содержания программы. С удовольствием и радостью посещает учебные занятия.

Средний уровень

Мотивирован к учебной деятельности. Присутствует интерес  к образовательному процессу, предмету, результатам творческой деятельности. Наблюдается положительное отношение к предмету,  позитивные мотивы  к  освоению содержания программы. С интересом  посещает занятия.

Низкий уровень

Не всегда мотивирован к учебной деятельности, не всегда   присутствует интерес  к образовательному процессу, предмету, результатам творческой деятельности. Но наблюдается положительное отношение к предмету,  позитивные мотивы  к освоению  содержания программы.

                     3. Сфера личностного развития обучающегося

 Сфера личностного развития обучающегося оценивается по 3 уровням (высокий, средний, низкий) и по  следующим   критериям:

  • уровень воспитанности
  • уровень социальных  навыков
  • креативные способности

1. Уровень воспитанности

Высокий уровень

Обучающийся принимает  гуманистические ценности и ориентации; формируются эстетические потребности, этические нормы,  основы экологической культуры. Понимает значимость   безопасного и здорового образа жизни. Бережно относится к материальным и духовным ценностям. Уважительно относится к чужому труду, к чужому мнению. Толерантен. Доброжелательный и отзывчивый, умеет сопереживать и  сочувствовать.

Средний уровень

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, этических норм,  экологической культуры находится на начальном этапе. Понимает значимость   безопасного и здорового образа жизни. Не всегда бережно относится к материальным и духовным ценностям. Не всегда уважительно относится к чужому труду, к чужому мнению. Бывает  доброжелательным и отзывчивым.

Низкий уровень

Не знаком  с этическими и эстетическими нормами, основами экологической культуры. Нарушает правила поведения на занятиях, правила безопасности жизнедеятельности.  Конфликтен.

2. Уровень социальных навыков

Высокий уровень

Активно формируется система ценностных отношений к себе и другим участникам образовательного процесса. Умеет ориентироваться в ценностно- смысловых и социальных ролях, межличностных отношениях. Активно осваивает нормы социального взаимодействия. Проявляет такие социальные навыки, как ответственность, способность уважать сверстников и взрослых, сотрудничать, разрешать конфликты. Понимает ценность социально значимого труда. Готов к самостоятельным действиям. Ответственно относится к собственным поступкам.

Средний уровень

Постепенно  осваивает нормы социального взаимодействия. Не всегда проявляет такие социальные навыки, как ответственность, способность уважать сверстников и взрослых, сотрудничать, разрешать конфликты. Часто не  готов к самостоятельным действиям. Не всегда может объяснить собственные поступки.

Низкий уровень

Не желает   осваивать  нормы социального взаимодействия. Не умеет проявлять такие социальные навыки, как ответственность, способность уважать сверстников и взрослых, сотрудничать, разрешать конфликты.  Не  готов к самостоятельным действиям. Не может объяснить собственные поступки. Конфликтен.

3. Креативные способности

Высокий уровень

Присутствует стремление к творчеству, мотивация к творческому труду, работе на получение положительного творческого результата. Умеет нестандартно мыслить. Способен к оригинальному мышлению. Интеллектуально развит. Любит удивлять новыми идеями  и подходами, создавать новый творческий продукт.  Умеет фантазировать. Хорошо развито творческое воображение, абстрактное мышление.

Средний уровень

Способен к  эстетическому  восприятию. Не всегда присутствует стремление к творчеству,  к творческому труду, к работе на получение положительного результата. Пытается нестандартно мыслить, фантазировать. Иногда  способен  мыслить оригинально. Не всегда доводит начатое дело до логического завершения.

Низкий уровень

Интерес к творчеству не проявляет. Равнодушен и нерешителен. Безразличен к художественно-эстетическим характеристикам вещей и явлений. Творческое воображение  развито слабо. Работает в репродуктивном режиме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Планирование деятельности педагога как условие повышения качества образования дошкольников"

В презентации показаны современные подходы к понятию "Качество дошкольного образования", показаны задачи, которые необходимо поставить перед педагогами с учетом основных принципов содержания плана....

Опыт работы по теме:«Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации как условие повышения качества образования»

В работе раскрывается система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров....

Сертификат "Ранняя профессиональная ориентация дошкольника как одно из условий повышения качества образования в современном мире"

Сертификат "Ранняя профессиональная ориентация дошкольника как одно из условий повышения качества образования в современном мире"...

Педсовет: «Развитие кадрового потенциала, как одно из условий повышения качества образования»

Педсовет: «Развитие кадрового потенциала, как одно из условий повышения качества образования» Цель: осознание общих целей субъектами образовательного процесса; формирование общих...

Развитие профессиональной компетентности педагогов дошкольных групп ГБОУ «Школа № 842» как условие повышения качества образования детей дошкольного возраста.

В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений испытывают самые глубокие и стремительные перемены в своей педагогической деятельности за всю свою историю. Новая, современная система ...