Песочные фантазии
статья

валентина ивановна македон

использование педагогической песочницы в образовательном процессе ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

 372.3/.4

В.И Македон, воспитатель МБ ДОУ №189 «Детский сад комбинированного вида»

«Педагогическая песочница» - как средство обучения и воспитания дошкольников.

         

Автор:

Македон Валентина Ивановна

Воспитатель

89235212250

Valya.makedon@mail.ru

Аннотация.

             Арт терапия это выражение своих чувств посредством творчества. Такая терапия  является одним из самых мягких и в тоже время глубоких методов работы психолога. Рисование песком (или песочная анимация) – это популярный вид деятельности доступный и интересный дошкольнику. О соединении этих двух направлений пойдет речь в этой статье.

Ключевые слова: Юнгианская песочница. арт терапия, песочная анимация, психология, педагогика, дошкольный возраст, познавательное развитие

              Педагогическая деятельность в современной действительности очень бурно развивается. Новые информационно-коммуникативные технологии непрерывно внедряются в педагогический процесс. Постоянно происходит поиск  эффективных средств развития детей. Игра с песком, конечно не является инновацией. Классическая юнгианская песочница  зародилась   ещё в пятидесятых годах прошлого века и представляет собой деревянный ящик размером 50/70/10, дно и борта покрашены голубым цветом (небо и земля) использовалась психотерапевтами, давно вышла за границы психотерапии. Сегодня юнгианскую песочницу используют в своей работе и педагоги и психологи и дефектологи и логопеды. Технический прогресс не обошёл стороной и песочницу. Её дополнили специальным оборудованием и классическая юнгианская песочница превратилась в интерактивную. Принцип действия интерактивной песочницы связан со светом проектора и технологией захвата движения. В настоящее время интерактивная песочница является самым эффективным инструментом для дошкольного учреждения. Фантазия - мать всех возможностей, где подобно всем психологическим противоположностям  внутренний и внешний мир соединяются вместе. Песочная анимация (рисование песком на стеклянном столе с подсветкой) появилась в семидесятых годах прошлого столетия.  Стол для рисования песком представляет собой песочницу с подсветкой нижней части. Почему бы не объединить две песочницы вместе? Новизна предлагаемой деятельности состоит в комплексном использовании педагогических и психологических методов. В случае раздельного их применения не являются самодостаточными, а всего лишь являются фоном. При комплексном использовании повышается качество образовательной деятельности.

            Рисование песком развивает познавательный процесс, кругозор, воображение и фантазию, координацию движений и тактильную чувствительность, что благотворно влияет на развитие речи и мышления в целом, развитие навыков конструктивного общения и саморегуляции, способности к эмпатии.

         Дети рисуют в песочнице на заданную тему, а затем обыгрывают сюжет с игрушками. Педагог или психолог наблюдают, анализируют, делают выводы,  дети тем временем наслаждаются творческим процессом.  Работа с песком помогает заглянуть во внутренний мир ребёнка без специальных вмешательств. Песочная терапия развивает мелкую моторику, интеллект, воображение, риторические способности и умение представит выполненную работу.

       Песочница способна стать и средством обучения. Перенос традиционной образовательной деятельности в песочницу может дать больший  эффект образовательный и воспитательный, чем традиционные формы обучения. У ребёнка значительно возрастает желание экспериментировать, узнавать что-то новое и работать самостоятельно. Песок является универсальной игровой средой, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищённым. В играх с песком гармонично развиваются все познавательные функции. Характерной особенностью рисования песком является ориентация образовательной деятельности на общее развитие ребёнка, а не на сообщение ему суммы знаний.

          Анимационно песочная терапия претерпевает три основные стадии:

- Хаос! (или всё в кучу) Это когда все игрушки сваливаются в песок, рисунок не получается, а сюжет не складывается.

- Борьба. Здесь уже начинают появляться противоборствующие силы. В это время важно не торопить ребёнка, а дать возможность отвоевать свой мир.

- Исход. (гармония и равновесие). Между объектами существует связь. Появляется сюжет.

          Рисование песком - уникальный вид искусства, объединяет в себе игру и полезное занятие и воспитательные моменты. Этот вид деятельности доступен почти каждому и не требует специальной подготовки.

           Применение песочницы возможно пожалуй во всех областях  образовательной деятельности:

- при формировании элементарных математических представлений применяются игры с песком, математического содержания. «Математическая» песочница формирует у детей представления о величине и форме, учит ребёнка считать и сравнивать. Включение в игры с песком мелких игрушек позволяет осваивать трехмерное и двухмерное пространство

- Речевое развитие. Игры с песком способствуют развитию артикуляции, речевого дыхания, развивают мелкую моторику пальцев рук, развивают связную речь.

Приёмы используемые в работе с песком:

-выдувание рисунка через трубочку для коктейля

- посыпание пересыпание песка

-поиск игрушек, выкладывание на песке букв, цифр, различных композиций создание на песке различных композиций используя игрушки, трафареты, иллюстрирование своих историй, разыгрывание историй.

-чтение, рассуждение рисование литературных произведений.

      Для создания комфортной обстановки используются аудиозаписи классических произведений для детей, а так же звуки природы.

                   Анимационно - педагогическая песочница в детском саду позволяет одновременно решать задачи воспитания, обучения, развития и коррекции детей дошкольного возраста. Увлекательная волшебная атмосфера, возникающая в процессе песочного творчества, создаёт доверительные  отношения между ребёнком и взрослым. В своей работе с детьми планирую и дальше использовать педагогическую песочницу.

 

 

Список используемых материалов:

1. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / авт.-сост. М. А. Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2016

2. Инфоурок [Электронный ресурс] / Использование светового планшета для рисования песком. – Режим доступа: https://infourok.ru/ispolzovanie-svetovogo-plansheta-dlya-risovaniya-peskom-3697534.html. – Дата доступа: 29.09.2019

3. Маам.ру [Электронный ресурс] / Стол-планшет для рисования с подсветкой своими руками. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-svetovogo-stola-dlja-risovanija-peskom-v-detskom-sadu.html. Дата доступа: 29.09.2019

4. Пескотерапия [Электронный ресурс] / История песочной терапии. - Режим доступа: https://sites.google.com/site/peskoterapia/istoria-pesocnoj-terapii. – Дата доступа: 29.09.2019

5. Сайт воспитателя [Электронный ресурс] / Игры с песком и не только. – Режим доступа : https://sites.google.com/view/sosedkina. – Дата доступа: 29.09.2019

6. Сайт о развитии ребёнка и воспитании детей [Электронный ресурс] / Рисование песком для детей на световых планшетах и столах. – Режим доступа : rearchildren.ru/stati/risovanie-peskom-na-svetovom-stole-dla-detey/#i-3. – Дата доступа: 29.09.2019

7. Сапожникова О. Б., Гарнова, Е. В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Песочные фантазии"

Мастер - класс для педагогов ДОУ...

песочная фантазия

Краткие сведения о песочной терапии .Основные рекомендации по работе с песком....

Отчет "Неделя песочных фантазий"

Прошла неделя   песочных фантазий и мы подготовили отчет, получился очень интересный материал...

Программа по песочной терапии "Песочная фантазия"

Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пл...

План-программа коррекционных - развивающих занятий с использованием песочной терапии. «Песочные Фантазии»

План-программа коррекционных - развивающих занятий с использованием песочной терапии....

Конспект открытого занятия с элементами песочной терапии педагога-психолога с гиперактивными дошкольниками старшей группы «Песочные фантазии»

Цель: развитие эмоционально-волевой сферы, коррекция дефицита внимания и гиперактивности средствами песочной терапии. Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему ов...

Программа по песочной терапии "Песочная фантазия"

Программа по песочной терапии, разработанная для работы в детском саду со средним и старшим возрастом....