Выступление по теме: Развитие познавательных способностей дошкольников на занятиях в детском саду при помощи игровых технологий"
статья (средняя группа)

Выступление по теме: Развитие познавательных способностей дошкольников на занятиях в детском саду при помощи игровых технологий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление воспитатели МБОУ «Серго-Ивановская основная школа» Епифановой А.А. по теме: «Развитие познавательных способностей дошкольников на занятиях в детском саду при помощи игровых технологий».

  1. Актуальность.

Возможность познания дошкольника – наиболее важная способность.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.); формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

         Педагог должен так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

  1. Основная часть.

Формы работы по развитию познавательных способностей:

  • вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
  • использование дидактических игр;
  • применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.

Познавательная активность дошкольника опирается на познавательный интерес.

Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.

Критерии познавательного интереса:

- новизна,

-необычность,

-неожиданность,

-несоответствие прежним представлениям.

Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:

интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;

эмоциональные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;

регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений

творческие — воображение, создание новых моделей, образов.

Предметно-пространственная среда обучающегося является важным фактором его развития. Она должна учитывать возраст дошкольника, материалы, доступность, безопасность, соответствовать возрасту воспитанника.

Каждый ребенок должен верить в свои силы, для этого необходимо поощрять его, находить индивидуальный подход к каждому дошкольнику, повышать самооценку, развивать чувство достоинства.

Дидактические игры для развития познавательной активности дошкольника:

«Большой – маленький», «Времена года», «С какого дерева листик», «Назови, кто я?», «Помоги найти маму», «Где, чей домик?», «Оденем Машу на прогулку», «К названному дереву беги»  помогают мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы, формируют знания об окружающем.

Словесные игры: «Съедобное — несъедобное», «Кто как кричит?», «Что лишнее?», «Узнай по голосу», «Хорошо-плохо», «Это кто к нам пришёл?» и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Игры развивающие творческое воображение:

 «Волшебный мешочек» (на ощупь)

«Похвалушки» (двое детей хвалят каждый свой предмет)

«Вдвоем» (по очереди рассказывают о предмете, придерживаясь схем)

«Загадка» (составление рассказа – загадки, не называя предмет)

«Хорошо — плохо» или «Розовые – черные очки»

«Чудесные вещи» (придумывание, изобретение чего-то нового, перенося свойства одного предмета на другой)

«Придумай сказочку» (привычные объекты начинают обладать необычными свойствами)

Игры на составление целого из частей: «Танграм», «Колумвово яйцо», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра». Сущность этих игр состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу или замыслу.

Эксперименты можно проводить в игровой форме, тогда это становится интересным занятием для воспитанников.

Метод эксперимента – практическая деятельность поискового характера, в процессе которого дошкольник получает знания сам, под наблюдением воспитателя.

Эксперименты, проводимые в дошкольной группе МБОУ «Серго-Ивановская основная школа»:

Тема «Я пеку, пеку, пеку…»

Материал: Центр «Песок – вода», формочки для песка, мокрый песок, матерчатые салфетки.

Ход эксперимента:

Попробуем слепить из мокрого песка с помощью формочек различные фигурки. Оставить до высыхания.

— Что происходит с поделками из песка после высыхания?

Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.

Тема «На мокром песке остаются следы, отпечатки»

Задачи: расширять представление детей о свойствах мокрого и сухого песка.

Материал: подносы с мокрым и сухим песком.

Ход эксперимента: Предложить на сухом песке оставить отпечатки ладошек. Хорошо видны отпечатки? (нет) Педагог смачивает песок, перемешивает его, ровняет, предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек. Теперь получается? (Посмотрите, виден каждый пальчик)

Вывод: На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.

Тема «Легко ли сыпется песок» (прогулка)

Задачи: расширить знания о свойствах сухого песка.

Материал: подносы с песком.

Ход эксперимента: Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. — Легко ли он сыпется?

Вывод: сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.

Тема «Почему при сильном ветре неудобно играть с песком» (прогулка)

Материал: «песочница» — банка с насыпанным в ней тонким слоем песка.

Ход эксперимента: Рассматривание заготовленной «песочницы». Создаём «ураган» — резко с силой сжимаем банку. — Что происходит и почему?

Вывод: Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха.

Тема «Мокрый песок принимает любую нужную форму» (прогулка)

Материал: песочница с мокрым песком, различные формочки. Совочки для песка.

Ход эксперимента:

Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки. — Какие фигурки получились? — Из какого песка удалось сделать фигурки?

Вывод: Мокрый песок принимает любую форму.

Тема «Куда исчезла вода» (прогулка)

Задачи: показать детям, при попадании воды на песок, она быстро впитывается.

Материал: стаканчики с песком и водой.

Ход эксперимента: В стаканчик с песком нальём воды. Потрогаем песок. — Каким он стал? — Куда исчезла вода?

Вывод: вода быстро впитывается в песок.

Тема «Мыльные пузырьки»

Цель: вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь.

Материал: мыльная вода, коктейльные трубочки, корпус гелиевой ручки.

Ход эксперимента:

Намыльте руки так, чтобы получилась пышная густая пена. Затем разъедините ладони так, чтобы между ними образовалась тоненькая прозрачная мыльная плёнка. Подуйте на неё – у вас получится мыльный пузырь. Чтобы побудить ребёнка самостоятельно выдувать мыльные пузыри, предложите ему, помимо рамки из купленного пузырька, разнообразные трубочки – коктейльную трубочку. Чтобы получить твёрдую трубочку (коктейльные трубочки малыши часто закусывают или перегибают) можно разобрать гелиевую ручку и взять от неё корпус. Воду для мыльных пузырей можно приготовить самостоятельно, используя жидкость для мытья посуды.

Игра-эксперимент «Что дольше не упадет?» (прогулка)

Задачи: показать детям, что воздух легко обнаружить, если создать его движение.

Материал: Перышко, листик от дерева, лист бумаги.

Ход эксперимента: Предложить двум детям одновременно сдуть с ладошки перышко и листик от дерева. — Почему у нас полетели в воздухе перышко и листик? (мы на него дунули) — Что дольше не падает? (перышко, оно легче).

Тема «Пускание мыльных пузырей» (прогулка)

Задачи: закрепление знаний о воздухе, поднятие эмоционального настроя.

Материал: Мыльная вода, коктейльные трубочки, бутылочки с отрезанным дном, корпус гелиевой ручки.

Ход: Предложить детям коктейльные трубочки, бутылочки с отрезанным дном, корпус гелиевой ручки, мыльную воду. Во время игры создать дружеское отношение друг к другу.

Тема «Почему кораблики не плывут»

Задачи: обнаружить воздух, образовать ветер.

Материал: бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой.

Ход игры-эксперимента: Предложите детям опустить кораблики в ванночку с водой, спросите, плывут ли кораблики, почему? Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? Выслушать предложения детей, подвести к тому, что нужен ветер. Где «взять» ветер? Дети дуют на кораблики, создают ветер.

Тема «Что в пакете?» Эксперимент (прогулка)

Цель: Обучение детей действиям по показу.

Задачи: Учить детей выполнять действия по показу воспитателя. Вызывать чувство радости и интереса.

Ход занятия: Набираем воздух в полиэтиленовый пакет, закрываем его. Когда открываем пакет – воздух вышел, пакет опустел.

Игра-эксперимент «У кого дольше не упадет перышко?» (прогулка)

Задачи: поднятие эмоционального настроя, закрепления знаний о воздухе.

Материал: Перышки от птиц.

Ход эксперимента: Вместе с детьми положить на ладошку перышко (перышко полетело). Объяснить детям, что воздух легко обнаружить, если создать его движение (т.е. когда мы дунули на перышко).

Тема «Камешки»

Задачи: формировать представления детей о свойствах камней: тяжелые, крепкие, твердые; по просьбе взрослого выбирать камни по размеру, цвету, гладкости и пр.

Материалы: Губки поролоновые, камни разные по размеру, цвету, гладкости.

Ход эксперимента: Предложить детям нажать на губку, камень (губка – продавливается, камень – нет), попытаться с детьми сжать камень, губку (камень не сжимается, губка – да), на ладони определяем на вес, камень тяжелый. Предложить детям выбрать камни разного цвета, формы, поверхности.

Вывод: камень твердый, крепкий, тяжелый. Бывает разного цвета, формы, поверхности (гладкий, шершавый).

Д/и «Найди одинаковые камушки по размеру, цвету, гладкости» (прогулка)

Задачи: продолжаем закреплять свойства камней.

Материал: камешки разные по форме, гладкости, размеру.

Ход игры: Предложить детям найти одинаковые камушки по размеру, цвету, гладкости. Разложить их в отдельные коробочки.

Д/и «Собери камушки» (прогулка)

Задача: бросать камешки в тазик с водой и доставать их.

Материалы: Различные камушки, таз с водой, бумажные полотенца.

Ход игры: Предложить детям бросать камешки в таз.

Тема «Камешки»

Задача: познакомить детей с тем, что предметы в воде могут тонуть, а могут плавать на поверхности воды.

Материал: ванночка с водой, мелкие тяжёлые и лёгкие предметы, камешки.

Ход эксперимента: Возьмите несколько небольших лёгких предметов, которые могут держаться на воде (например, пёрышко, мячик, бумажный кораблик, тонкую щепочку), и несколько тяжёлых предметов, которые будут лежать на дне (например, камешек, ключик, монетку). Наполните тазик водой. Дайте ребёнку один из предметов и попросите опустить в воду. При этом говорите ему: «Посмотри, кораблик плавает! А ключик утонул – он тяжёлый! Лепесток плавает – он лёгкий!». С водой и доставать их.

Д/и «Достань камешек» (прогулка)

Задача: развитие моторики рук, закрепление знаний о свойствах камней.

Материал: Таз с водой, ложка, совочек, бумажные полотенца

Ход игры: Предложить детям бросить в таз с водой камешки. Почему камешек тонет? (тяжелый)

Попробовать достать их ложкой, совочком.

И другие.

Проектная деятельность – в дошкольной группе МБОУ «Серго-Ивановская основная школа» также осуществляются в игровой форме. Это занятия- путешествия, инсценировке, в ходе которых возникают продукты проектной деятельности:

- Космос;

- квартира;

- пироги;

- парикмахерские идеи;

- одежда для кукол и др.

Для развития у детей умения видеть проблемы используют игры и задания «Продолжи рассказ», «Посмотри на мир чужими глазами», «Назови как можно больше признаков предмета»; наблюдения, рассматривание разных предметов.

В умении вырабатывать гипотезы помогают простые упражнения: «Подумайте, почему дети любят играть?», «Почему течёт вода?» и др.

Наблюдая за окружающим миром, дети делают выводы, умозаключения, а чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов «Почему?» «Зачем?» «Как это происходит?»

  1. Заключительная часть.

Таким образом, игровые технологии являются неотьемлимой частью развития дошкольников. Игры появились с существования человечества. Основной деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Возможности воспитателя в использовании данной технологии огромны, а развитие потенциала познавательного развития дошкольников – высокое.

Ссылки на используемые интернет источники:

  1. МААМ.ru, Архипова Ю. Адрес публикации: https://www.maam.ru/detskijsad/igrovye-tehnologi-v-razviti-poznavatelnoi-aktivnosti-doshkolnikov.html
  2. НС портал, Кобзева Л.В. «Проекты в нашем детском саду», 2018 год https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/01/22/proekty-v-nashem-detskom-sadu

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Развитие познавательных способностей дошкольников через конструирование"

В представленной методической разработке содержится теоретический и практический материал по организации конструктивной  деятельности с дошкольниками...

Развитие познавательных способностей дошкольников на занятиях по обучению грамоте

Развитие познавательных способностей дошкольниковна занятиях по обучению грамотеЕмельянова Т.Г. Учитель-логопед МБДОУ №97 «Светлица»«Обучение должно идти впереди развития и вести его за собой»Вы...

Презентация " Развитие музыкальных способностей дошкольников в условиях интеграции детского сада и семьи"

Презентация на тему "Развитие музыкальных способностей дошкольников в условиях интеграции детского сада и семьи"...

«Развитие творческих способностей на музыкальных занятиях в детском саду»

Развитие творческих способностей при формировании гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умении ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проя...

«Развитие творческих способностей на музыкальных занятиях в детском саду.

Музыкальное воспитание играет важнейшую роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств. Развитие творчески...