«Развитие творческих способностей на музыкальных занятиях в детском саду»
консультация по теме

Политова Вера Витальевна

Развитие творческих способностей при формировании гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умении ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1razvitie_tvorch_sposob_politova_v.v.docx21.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Развитие творческих способностей на музыкальных занятиях в детском саду »

Подготовила:  музыкальный руководитель Политова Вера Витальевна

"Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них"

В.Г.Белинский

 Музыкальное воспитание играет важнейшую роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств. Развитие творческих способностей при формировании гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умении ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности.

Древние римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, когда дети заражаются жаждой знаний, стремлением к активному, творческому труду, корень учения меняет свой вкус и вызывает у детей вполне здоровый аппетит. Интерес в обучении неразрывно связан с чувством удовольствия и радости, которое доставляют человеку работа и творчество. Интерес и радость познания необходимы, чтобы дети были счастливы. Развитию познавательного интереса способствует такая организация  обучения, при которой ребёнок действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает вопросы проблемного, творческого характера. Только при активном отношении детей к делу, их непосредственном участии в "создании" музыки пробуждается интерес к искусству. Огромную роль в реализации этих задач играет наличие в музыкальном зале различных музыкальных инструментов и их использование в процессе работы с учетом возможностей детей Дети в процессе обучения непринужденно учатся чувствовать красоту музыкального произведения и выражать свою радость от его восприятия словами, танцами, игрой на детских музыкальных инструментах или изобразительным творчеством.

Такое направление в области музыкального воспитания является приоритетным, так как размышления и анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формированию навыков самостоятельной работы. При развитии мышления формируется зрелая личность, способная творить и созидать. Практическая музыкальная деятельность активизирует волю ребенка, делает процесс обучения более эффективным. В ходе музыкальных занятий происходит естественное развитие речи, способности ясно излагать свои мысли, выражать словами эмоциональные восприятия и ощущения, так как основой музыкальной культуры дошкольника является эмоциональная отзывчивость.

Выразительное исполнение музыкального произведения вызывает  у ребёнка переживание, эмоциональный отклик, помогает найти дорогу к сердцу и уму, чем слова, которые ребёнок воспринимает в силу своего диагноза.

Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир детей, их чувства и мысли. Вне восприятия музыка как искусство вообще не существует. Таким образом, возникает двойная связь: восприятие музыки – все виды музыкальной деятельности; связь, которая и обусловливает неразрывность и единство всей музыкальной деятельности детей. Бессмысленно говорить о каком либо воздействии музыки на духовный мир детей, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли  человека, образы. Её уникальность в тех развивающих возможностях, которые её восприятие обеспечивает как в плане творческого, так и общего психического развития ребенка. При восприятии и анализе музыки у ребенка развивается мышление и воображение, речь становится содержательной и выразительной. Воплощая свой впечатления от музыки в художественной деятельности, он становится более свободным и творческим.                      

Воспитание детских творческих проявлений должны начинаться с того, чтобы привить детям любовь к самому процессу творения, ведь в ребенке от природы заложена чуткость к звуку, звучанию, музыке.

Музыка, рисование, лепка, художественно-изобразительная деятельность – все это является благоприятными условиями для развития творческих способностей.

В работе использую методическое пособие «Музыка и чудеса», авторы  Каплунова И.  и Новоскольцева И. Музыкально-двигательные фантазии, пособие для музыкальных руководителей.

Детская танцевальная фантазия – двигательная импровизация под любую музыку в конце занятия. Свободные движения под музыку содействуют мышечному расслаблению, эмоциональному раскрепощению, помогают снять усталость и напряжение, доставляют детям истинное удовольствие. Чтобы подвести детей к данному виду деятельности, необходима постепенная, целенаправленная, поэтапная работа, которая включает в себя:

 - этюды;

-двигательную импровизацию с предметами;

-двигательную импровизацию с речевым сопровождением

-свободную импровизацию.

         В детском саду создается благоприятная среда для творчества детей. Но не все дети одинаково талантливы. И задача педагога, найти индивидуальный подход к каждому ребенку, и выявить его способности в разных видах деятельности и помочь реализовать их. Сказки – подражалки помогают ребенку проявить элементарные творческие способности. Аудиопособия из серии "Музыка с мамой", разработанные по уникальной авторской методике Сергея и Екатерины Железновых, уже успели полюбиться многим заботливым родителям и музыкальным руководителям. Новые сказочки для подражательных движений помогут обеспечить весёлый игровой досуг для малышей, а также будут способствовать развитию внимания, памяти, речи, социальных навыков.  

               Каждую сказку можно инсценировать, озвучивать или проводить в форме игрового массажа. Для музицирования рекомендуется использовать учебный вариант сказок с паузами, а для инсценировок, театрализации и праздничных выступлений -  подборку музыкальных заставок в конце фонограммы. Выразительные голоса детей-артистов, красивая музыка и забавные звуковые иллюстрации  позволяют проводить увлекательные занятия  в дошкольных учреждениях.

На НОД в области Музыка использую различные игровые приёмы, для организации творческой деятельности воспитанников, в том числе и песенной. Песня А. Усачева «Как кричит крокодил» вызвала у детей творческий отклик. М.Ю. Картушина делясь опытом работы в своих книгах «Вокально-хоровая работа в детском саду» и «Мы играем, рисуем и поем» предлагает различные песенные игры и упражнения на развитие вокальных способностей дошкольников и  песенного творчества.

Каждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей и личных качеств. У некоторых проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобразительны в передаче интонаций, подражаний, иные легко воспринимают образное содержание сказок, музыкальных пьес. Другим свойственна природная активность, вера в свои творческие возможности.

Этому способствуют подвижные музыкальные игры «Всем, Надюша, расскажи», «Было у матушки 7 детей» и т.д. 

           Для педагогов. Упражнения для рук без музыкального сопровождения:

  1. Бегать пальчиками по краю ширмы, наступая на пальцы других исполнителей;
  2. Медленно поднимать растопыренные пальцы над ширмой, пошевелить ими;
  3. Положить запястье одной руки на запястье другой, раздвинуть широко пальцы и пошевелить ими;
  4. Покачивать из стороны в сторону кистями с расставленными пальцами, потом собранными в щепотку;
  5. По подсказке педагога на счет 1,2 – руки танцуют, на счет 3,4- замирают;
  6. Исполняется то же самое  с музыкальным сопровождением.

Все движения можно исполнять в разноцветных перчатках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы на тему: «Развитие творческой личности на музыкальных занятиях в детском саду»

Мы живем в стремительно меняющемся мире. Человеку приходится справляться с массой творческих задач. Исследовательский опыт показал, что ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию ...

Музыкальная творческая игра, как источник развития ребенка на музыкальных занятиях в детском саду.

Музыка и игра являются частью жизни ребенка. Раннее приобщение к творческой деятельности очень полезно для общего художественного развития и вполне естественно для малышей. Это вполне соответствует их...

Консультация для родителей: «Развитие творческих способностей детей в семье и детском саду»

Самое ближайшее окружение для ребенка детский сад и семья. Именно здесь у него впервые формируется правильное отношение к творческой деятельности. Важным моментом художественного развития детей являет...

Развитие творческих способностей ребенка. Взаимодействие семьи и детского сада.

Активизация творческого потенциала родителей, осознание важности и необходимости совместной творческой деятельности родителей со своими детьми....

Доклад "Как влияет тесное сотрудничество музыкального руководителя и воспитателя на развитие творческих способностей и музыкальности у детей дошкольного возраста"

Совместная согласованная деятельность музыкальног руководителя и воспитателя- результат достижения поставленных целей программы развития ребёнка дошкольного возраста....

Значение и специфика творческой деятельности на музыкальных занятиях в детском саду

Статья на тему важности развития творческих способностей у детей на музыкальных занятиях....

Формирование и развитие творческих способностей дошкольника в разнообразных видах детской музыкальной деятельности.

Формирование и развитие творческих способностей дошкольника в разнообразных видах детской музыкальной деятельности. Обычные, всем хорошо знакомые прыжки, приседания, подскоки, движения руками, получая...