Артикуляционная гимнастика
картотека (подготовительная группа)

Кирьякова Ирина Валериевна

Картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_artikulyatsionnoy_gimnastiki.docx83.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение – детский сад № 15 ст Новониколаевской

http://molod.vbglenobl.ru/sites/default/files/calendar/aekyboezjmu.jpg 

 

Картотека

артикуляционной гимнастики

Подготовила:

Воспитатель Кирьякова Ирина Валериевна

Ст. Новониколаевская 2022

Содержание

Пояснительная записка _____________________________________________3

Работа с языком, работа с губами_____________________________________5               

Упражнения: «Зевота», «Трубочка», «Смех»___________________________ 5

«Заборчик», «Желобок», «Грибок», «Иголочка», «Качели»_________________6

«Гармошка», «Барабан», «Часики», «Непослушный язычок», «Чашечка»_____7

«Лошадка», «Улыбочка», «Лопатка», «Горка», «Вкусное варенье» __________8

«Грибок», «Часы-качели», «Иголка», «Блюдце», «Чищу зубы»______________9

«Змеиный язык», «Уколы», «Чей длиннее язычок», «Лошадка»____________10

 «Едем на машине», «Трубочка-улыбочка», «Веселая дудочка» ___________10

«Послушные губки»,  «Потерялся котенок»_ ___________________________10

«Потерялся котенок». «Непослушная свечка»__________________________11

Артикуляционная гимнастика «Корова», «Наш забавный язычок» _________ 11

Комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки «Жаба Квака»______11

Артикуляционная гимнастика «Наш забавный язычок»___________________12

Комплекс артикуляционной гимнастики «Жил веселый язычок»____________12

Комплекс артикуляционной гимнастики «Утро с котиком Рыжиком»_________13

 

Пояснительная записка

Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.

Артикуляционные гимнастики Е. Косиновой, Т. Куликовской, И. Цвынтарного способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Артикуляционная гимнастика помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; развить мимику, артикуляционную моторику; развить выразительную дикцию.

Она способствует тренировке движений, необходимых для правильного произношения звуков, слогов, целых слов.

Задачи артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях:

  • Развивать певческие способности детей;
  • Формировать артикуляцию различных звуков;
  • Закреплять артикуляционные уклады этих звуков в слогах, словах, фразах.
  • Совершенствовать дикцию детей посредством тренировки подвижности и точности движений языка и губ.
  • Развивать музыкальную память, запоминание текста песен, внимание.
  • Развивать чувство ритма.
  • Учить детей правильно расставлять акценты при пропевании слов, фраз.
  • Совершенствовать пространственное ориентирование в координатах: вправо-влево, вверх-вниз, в сторону, вперед-назад.

Упражнения проводятся совместно с логопедом детского сада с использованием игрушки «Ротик», иллюстраций, электронных презентаций, стихотворений, игрушек, с помощью варежек в форме язычка (их надевают и педагог, и ребенок; рука и язык выполняют синхронные движения).

- 3 -

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения).                                                                                                                            

Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные. Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. На музыкальных занятиях эти упражнения проводятся под счет, с хлопками, под музыку, в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями. Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной. Игра с язычком продолжается не более 2-3 минут, чаще перед пением.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Например: «Сегодня наши язычки – веселые котята, которые любят прыгать, играть в прятки» и т.д. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и педагог во время проведения артикуляционной гимнастики должны располагаться перед настенным зеркалом или использовать небольшие зеркальца с удобной ручкой, тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

В процессе выполнения артикуляционных упражнений педагогам необходимо следить за точностью выполняемых ребенком движений, темпом выполнения, симметричностью по отношению к правой и левой стороне лица и, самое главное, за сохранением положительного эмоционального настроя у каждого ребенка.

- 4 -

Работа с языком:

  • покусать кончик языка;
  • пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами;
  • высовывание языка до отказа с последовательным прикусыванием языка от кончика до все более далеко отстоящей поверхности;
  • пощелкать язычком в разной позиции;
  • круговые движения языком между зубами и щеками;
  • покусывание внутренней поверхности щек;
  • вытянуть язык;
  • свернуть в трубочку и т.д.

Работа с губами:

  • покусать зубами нижнюю и верхнюю губу;
  •  оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение;
  • поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки;
  • массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

«Зевота»

Зевоту легко вызвать искусственно. Вот и вызовите несколько раз подряд в качестве гимнастики для горла. Зевайте с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих.

«Трубочка»

Вытянуть губы трубочкой. Вращать ими по часовой стрелке и против часовой стрелки, потянуться губами до носа, потом - до подбородка. Повторить 6-8 раз.

«Смех»

Во время смеха положите ладонь на горло, прочувствуйте, как напряжены мышцы. Смех можно вызвать и искусственно, ведь с точки зрения работы мышц не имеет значения, смеётесь вы по-настоящему или просто произносите: «Ха-ха-ха». Искусственный смех быстро пробудит приподнятое настроение.

- 5 -

«Заборчик-улыбка-трубочка»

Из зубов заборчик строй, губы широко открой.

А теперь смыкаем зубы и в улыбке тянем губы.

Будем в трубы дуть стараться.

Губы в «улыбке», зубы смыкаются «трубочкой», «заборчик» - правая рука лежит на левой, так чтобы кончики пальцев касались локтя противоположной руки.

«Желобок»

Я послушный язычок  превращаю в желобок.

Узкий, узкий желобок, по нему ручей течёт.

Язык лежит на нижней губе, кончик узкий, а боковые края загнуты в желобок. Ладони соединены, от кистей до кончиков мизинцев.

«Грибок»

Вырос гриб большой в лесу, в садик гриб я принесу.

Раз, два, три, четыре, пять – гриб мне надо удержать.

Язык присасывается к нёбу, рот широко открыт, чтобы растянулась уздечка языка. Одна рука стоит на столе, ладонь сжата в кулак. Вторая лежит на кулаке (шляпка).

«Иголочка»

Я иголку острую  для шитья готовлю.

Крепко я её держу, никого не уколю.

Рот приоткрыт, кончик языка узкий, губы не касаются языка, ладонь одной руки сжата в кулак, пальцы другой собраны в «пучок» и «воткнуты» в другую руку.

«Качели»

Эх, раз, ещё раз. Мы качаемся сейчас.

Вверх-вниз мы летим, тормозить мы не хотим.

- 6 -

Язык, не касаясь губ кончиком, производит движения вверх-вниз, руки ладонями вниз.

«Гармошка»

На гармошке мы играем, рот пошире открываем.

Челюсть вверх, челюсть вниз, ты смотри, не ошибись.

Язык присасывается к нёбу, нижняя челюсть то опускается, то  поднимается, растягивая уздечку языка. Руки сжаты в «замок». Кисти отводятся в стороны, разжимая «замок» и возвращаются в исходное положение.

«Барабан»

В барабан мы бьём нашим язычком.

Громкий, громкий звук, слышен звонкий стук.

Язык ударяет по верхней стороне д-д-д. пальцы одной руки соединяются с пальцами другой на каждый удар языка.

«Часики»

Мой весёлый язычок, словно маятник часов.

Вправо-влево, вправо-влево, он всегда ходить готов.

Узкий язычок отклоняется то вправо, то влево, касаясь уголков рта. Руки ладонями вниз, качаются вправо-влево.

«Непослушный язычок»

Провинился язычок, ничего сказать не смог.

Мы его похлопаем, губками пошлёпаем.

Широкий язык лежит на нижней губе, а верхняя губа ударяет по нему: пя-пя-пя. Ладони рук ударяют по коленям.

«Чашечка»

Мы чаёк горячий будем пить на даче.

Чашечку мы держим крепче, крепче, крепче.

Язык удерживает «чашечку», локоть левой руки на столе, ладонь сжата в кулак, правая лежит на кулаке (чашечка).

- 7 -

«Лошадка»

Скачем, скачем на лошадке, очень цокать нам приятно.

Ритм копыта отбивают, язычок им помогает.

Языком «присосаться» к нёбу и щёлкать им под хлопки ладоней.

«Улыбочка-трубочка»

Тянем губы мы к ушам, улыбнёмся малышам.

А теперь сужаем губы, словно дуем, дуем в трубы.

Губы то в улыбке, то трубочкой. Все пальцы рук, кроме больших, сцеплены. Локти отведены в стороны (улыбка). Кисти рук соединяются, образуя из ладоней круг (трубочка).

«Лопатка»

Язычок наш, как лопатка, очень ровный, очень гладкий.

А такой лопаткой и копать приятно.

Широкий язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт. Левая рука согнута, ладонь сжата в кулак, правая сверху ладонью вверх.

«Горка»

Горка длинная у нас, мы прокатимся сейчас.

Ты на горке удержись, плавно, медленно катись.

Язык выгибается к нижним зубам, нижняя челюсть опущена. Ладонь одной руки сжата в кулак, кисть второй лежит на первой, а пальцами касается стола (горка).

«Вкусное варенье»

Мы сегодня ели вкусное варенье.

А теперь по кругу мы оближем губы.

Язык по часовой стрелке облизывает сначала верхнюю, затем нижнюю губу. Ладони движутся сначала в правую сторону (вместе с языком), затем в левую.

- 8 -

«Грибок»

Язычком грибок держу, ни за что не положу.

А руками соберу грибочков много я в лесу.

Языком выполнять движение «грибок». Руки попеременно строят «грибок», язык присасывается к нёбу.

«Часики-качели»

Вправо, влево язычок, словно маятник часов.

Вверх-вниз, вверх-вниз, на качелях удержись.

Язык влево - вправо, вверх- вниз. Также ладонями.

«Иголочка»

Я иголкой острой шью, никого не уколю.

Я иголочку втыкаю, ей руками помогаю.

Языком выполнять движение «иголочка». У левой руки пальцы растопырены, правая рука сжата в кулак. Одним пальцем тыкать между пальцами левой руки.

«Блюдечко»

Крепче блюдечко держи, язычок не урони.

А руками помоги, есть всё время подноси.

Языком выполнять движение «блюдечко». Ладони в форме блюдечка попеременно подносятся ко рту.

«Чищу зубы»

Чищу зубы чисто, чисто и снаружи, и внутри.

Я хочу, чтоб всегда были белые они.

Языком проводят сначала по внешней поверхности зубов, а затем по внутренней. Ладонью правой руки проводим по внешней стороне руки, затем по внутренней.

- 9 -

«Змеиный язычок»

Рот открыт, язык вытянут, как можно дальше вперёд. Медленно двигается вправо-влево, вверх-вниз.

«Уколы»

Острым кончиком языка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки, стараясь сильно надавить.

«Чей длиннее язычок?»

Вытянуть язык, как можно дальше. Попытаться достать им до носа, подбородка, внешней стороны щёк.

«Лошадка»

Фыркать, как лошадка, губы дрожат.

«Едем на машине»

Заводим мотор машины: «р-р-р», крутой поворот –

звук усиливается, наскочили на кочку,

проехали «лежащего полицейского», едем по шоссе.  

«Трубочка-улыбочка»

Вытянуть губы вперёд «трубочкой». Растянуть их в улыбке,

 не показывая зубы.

«Весёлая дудочка»

Вытягивать вперёд сомкнутые губы и двигать ими по кругу

вправо - влево. 

«Послушные губки»

Обиделись (нижняя губа вниз). Улыбка. Нижняя губа на верхнюю взобралась, посмотрела, что там вдалеке и на место вернулась.

Верхняя на нижнюю спустилась, посмотрела, что там внизу и на место вернулась.

- 10 -

«Потерялся котёнок»

Произнести «мяу», широко открывая рот, поворачивая голову

влево - вправо.  

«Непослушная свечка»

Сделать бесшумный вдох через нос, подуть тихонько (через улыбку) на воображаемую свечу. Свеча не гаснет. Сложить губы трубочкой и дунуть чуть сильнее.

Артикуляционная гимнастика «Корова»

Веселая корова пасется на лугу.         Выполняют языком круговые движения.

То прыгает, как мячик,                                               Язычок вверх-вниз.

То громко скажет: «Му!».      Говорят: «Му!», губы вытягиваются трубочкой.

То к ручейку задорному

Помчится со всех ног,                                   Шлепают языком по верхней  губе.

То весело запляшет.

Копытцем  - цок, цок, цок.                                               Щелкают языком.

Направо  - луг с ромашками,                                   Вытягивают я зык вправо.

Налево – теплый дом.                                           Вытягивают язык влево.

Веселая корова гуляет день за днем. Выполняют языком круговые движения.

И много для детей всегда                                             Хлопают в ладоши.

Дает парного молока!                                                  

Вкусно!!!                                       Облизывают языком верхнюю и нижнюю губу.

«Жаба Квака»

(Комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)

Жаба Квака с солнцем встала, (Потягиваются, руки в стороны)
Сладко-сладко позевала.
(Дети зевают).
Травку сочную сжевала (Имитируют жевательные движения).  

Да водички поглотала. (Выполняют глотательные движения).
На кувшинку села,песенку запела:
Ква-а-а-а! Квэ-э-э! Ква-а-а-а!

(Произносят звуки отрывисто и громко).
Жизнь у Кваки хороша! (Произносят слова хором).

- 11 -

Артикуляционная гимнастика «Наш забавный язычок»

Наш забавный язычок. (Дети хором произносят слова).
Чок, чок, чок, чок.

Зубки чистим мы умело, (Показывают, как чистят зубки).
Вправо-влево, вправо-влево.
Мы ни сколько не устали.
(Высовывают язычок и «дразнят»).
Вверх вниз им двигать стали.
Словно пчелки пожужжали (
Ж-ж-ж-ж-ж)
Как машина, заурчали (У-у-у-у-у)
Как, лошадки, вскачь пустились. (Щелкают языком).
Вовремя остановились! Стоп!

Комплекс артикуляционной гимнастики

«Жил веселый язычок»

Жил веселый Язычок в маленьком домишке,

Превращался, во что мог на радость всем детишкам.

Вот в лопатку превратился и на губке развалился.

Распластался, растянулся и губами улыбнулся.

Вот широко рот открылся, Язычок поднялся вверх.

Потянулся, изогнулся и стал чашечкой для всех.

А теперь Язык наш колкий, стал он тонкий, как иголка.

Язычок свой потяни и иголкой уколи.

На тонкой ножке стоит грибок у дорожки.

Язык свой к небу прилепляй и грибочек ты срывай.

Ходят часики тик-так, не остановить никак.

Влево – тик, вправо – так, тик-так, тик-так.

А теперь вот, погляди, поскакали лошади.

Языком пощелкай ты, как копытами они.

Язычок наш захотел: на качелях полетел!

Летят они-то вверх, то вниз. Ты вместе с ними прокатись.

- 12 -

Очень любит Язычок вкусное варенье,

Приготовил он друзьям это угощенье.

Варенье приятное, вкусное, ароматное.

Язычок подними, варенье с губки облизни.

Язык наш змейку не боится, в нее он может превратиться.

Вперед-назад, вперед-назад, не напугает он ребят!

Как маляр наш Язычок кистью красит чердачок.

Не чердак, а небо! У него дел много!

Так живет наш Язычок в маленьком домишке,

Превращается во все на радость всем детишкам!

Комплекс артикуляционной гимнастики

«Утро с котиком Рыжиком»

Котик Рыжик утром встал,                               Дети потягиваются.

Чистить зубки побежал.

Вправо-влево, вправо-влево -         В улыбке открыть рот и кончиком  языка.

Чистим зубки мы умело.         Сильно «почистить» за нижними зубами вправо-влево 5-6 раз, затем за верхними зубами 5-6 раз.

Пополощем ротик,                                   Имитация полоскания рта.

Как чистюля Котик.

Рыжик наш расческу взял                В улыбке закусить язык зубами,

И причесываться стал.        «протаскивать» язык между зубами вперед-назад.

Мы за ним не отстаем –

Все покажем язычком.

Дальше по порядку

Делаем зарядку!

Рыжик спинку выгибает,               Улыбка, открыть рот, кончик языка упереть

                                                          за нижние зубы, спинку языка выгнуть,

                                                           удерживать под счет до восьми.

Рыжик спинку прогибает.                                 Открыть хорошо рот,

                                                                    поднять язык за верхние зубы.

А теперь язык наш – мяч.                Рот закрыть, кончик языка с напряжением

Начинаем футбольный мяч!            упирать то в одну, то в другую щеку так,

Гол забили мы! Ура!                          чтобы под щекой надувались «мячики».

Вот и завтракать пора:                                 Улыбнуться, открыть рот,

Котик нам напек блины,                        положить широкий язык на нижнюю губу

Со сметаною они.                                         и удерживать под счет до пяти.

- 13 –

Как сметану любит Котик?                           Улыбнуться, открыть рот,

Оближи скорее ротик.              облизать языком верхнюю, затем нижнюю губу.

А теперь чаек попьем,                                  Улыбнуться, открыть рот,

Чай мы в чашечку нальем.                    высунуть язык и тянуть его к носу,

                                                  загибая боковые стороны языка в виде чашечки.

Рыжик сыт, Рыжик рад!                                 Ритмично хлопать в ладоши.

Рыжик любит всех ребят!

- 14 -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...