Экономическое воспитание старших дошкольников.
материал (старшая группа)

Функ Ольга Сергеевна

В предложенном материале для родителей, рассказывается о том, как можно в домашних условиях заниматься экономическим воспитанием старших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Экономическое воспитание дошкольника».

C:\Users\User\Desktop\LLnwl3sKENY.jpg

   Уважаемые родители! Возможно, вам новым покажется  направление в работе с детьми как экономическое воспитание. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности.

   Дети с раннего возраста сталкиваться с экономической жизнью в семье. Некоторые являются сторонними наблюдателями, а кто - то принимает непосредственное участие, многим родители уже выделяют карманные деньги. Вместе с детьми вы совершаете походы в магазин, ходите в банк, совершаете платежи, откладываете деньги на крупные покупки, поэтому ваши дети уже в той или иной степени владеют экономической информацией.

      Мечта каждого родителя – поход в магазин без навязчивых просьб ребенка становится реальностью. У детей будет понимание ценности денег, и они станут относиться к ним бережнее. То, чему нас научили в детстве, во взрослой жизни мы повторяем автоматически – и очень хорошо, если это будет не только умение завязывать шнурки, но и грамотно обращаться с деньгами. Но прежде, чем дать ребенку первую купюру, ему нужно в доступной форме освоить основы финансовой грамотности. С дошкольного возраста у детей формируется элементарное представление о деньгах и их применении в этот период. Для старших дошкольников финансовая грамотность подразумевает воспитание бережливости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда.

   Формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, сможет помочь ему в последствии стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.    Важно содействовать усвоению детьми простых экономических знаний, сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам, подсказать, как обращаться с ними, накапливать, тратить и вкладывать.

Предложите детям отгадать загадки.

- И врачу и адвокату выдают за труд? 

- Какое животное всегда при деньгах?

- Из какого аппарата выдается нам зарплата?

- На товаре быть должна обязательно?

- Люди ходят на базар там дешевле весь?

   Можно предложить  поиграть в игру «Товар или услуга». Выбираем ведущего, кто желает? Задача: бросать мяч говоря «услуга» либо «товар», кто поймал мяч отвечает. Например: телевизор - это товар, а пошив платья- это услуга. Ещё один вариант игры: называем слова: здоровье, дружба, любовь, радость, одежда, конфеты, сон, молоко… Что из этого можно, а что нельзя купить за деньги? Можно предлагать свои примеры.

   Можно предложить раскраски (обведи монету или заштрихуй и т.д.), можно поиграть в игру «Назови лишнее» (варианты: что можно купить за деньги, где хранятся деньги и т.п.).

   Предлагаем список детской художественной литературы, которая поможет решить задачу по формированию финансовой грамотности и развитию экономического воспитания.

1.Н.Носов  «Незнайка на Луне»

2. А. Н. Толстой «Приключения  Буратино»

3. К. И. Чуковский  «Муха-Цокотуха»

4. Ганс Христиан Андерсен «Дюймовочка»

5. Ш. Перро «Кот в сапогах»

6. А.С.Пушкин «Сказка о попе, и о его работнике Балде»

7. А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»

8. Ганс Христиан Андерсен «Огниво»

9. В.П. Катаев «Цветик-семицветик»

10. Народная сказка «Три поросенка»

11. Народная сказка «Заюшкина избушка»

12. Народная сказка «Вершки-корешки»

13. «Волшебный банкомат» Попова Т., Булавкина А.

14. «Книга будущего миллионера: богатство и бедность, золото и деньги, твои личные деньги» Д. Бейли    

15. Энид Блайтон  «Приключения Нодди в игрушечном городе»

16. Елена Ульева «Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей»

17. Б.В. Минин сказка «Доверчивый зайчик»

18.  Сергей Федин «Финансовая грамотность»

19. Тимур Мазаев и Елизавета Филоненко «Дети и деньги»

20. Сергей Биденко и Ирина Золотаревич «Как рассказать детям о деньгах»

21. Белорусская сказка «Один заработанный рубль»

22. Сказки:

Сказки, отражающие труд людей:

«Петушок и бобовое зернышко» К. Д. Ушинский

«Федорино горе» К. И. Чуковский

«Хаврошечка» Л.Н.Толстой

«Сказка о попе и его работнике Балде» А.С.Пушкин

Русская народная сказка «Морозко»

Сказки о потребностях и возможностях:

«Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин

Русские народные сказки: «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила»

Сказки о бартере:

«Лисичка со скалочкой» А.Зайцев

«Дудочка и кувшин» В.Катаев

«Выгодное дело» Братья Гримм

Сказки о деньгах:

«Муха Цокотуха» К.Чуковский

«Огниво» Г. Х. Андерсен.

Сказки о купле – продаже:

«Мальчик с пальчик» Ш. Перро

«Чудесная рубашка» А. Н. Афанасьева

«Аленький цветочек» С.Т. Аксаков

Сказки о рекламе:

«Новое платье короля» Г. Х. Андерсен

«Кот в сапогах» Ш. Перро

«Как старик корову продавал» С. Михайлов

Народная сказка: «Лиса и козёл»

23. Крылов « Стрекоза и муравей»

24. Ш.Перро «Золушка»

25. Сказка «Колосок»

Желаем успехов в воспитании ваших детей.

Интернет-источники: 

https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-finansovoy-gramotnosti/2023/01/22/podborka-hudozhestvennoy-literatury-dlya

https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-yekonomicheskoe-vospitanie-v-seme-1634809.html



Предварительный просмотр:

Программа финансового воспитания дошкольников "Дети и денежные отношения", 2020г.

 

 

    Парциальная программа финансового воспитания «Дети и денежные отношения» – программа нового поколения, создана с учетом современной социально-экономической ситуации, в полном соответствии с ФГОС ДО. Программа направлена на формирование у дошкольника и младших школьников азов экономического мышления и финансовой грамотности на основе парадоксальной логики и понимания всеобщих закономерностей роста и развития живых систем, в тесной взаимосвязи с формированием предпосылок духовно-нравственных качеств личности ребенка.

         Практика показывает, неподдельный интерес детей к сфере денежных отношений при отсутствии необходимых знаний о всеобщих закономерностях приводит к формированию противоречивой логики, создает дисбаланс в восприятии материальных и духовных ценностей, условия для формирования потребительской позиции. Субъективизм взрослого, малейший нюанс, неточность в интерпретации сущности денег, денежных отношений и финансовых ситуаций влечет за собой отклонение вектора развития личности ребенка, рассогласованность индивидуальных и социальных духовно-нравственных норм. Все это ослабляет межпоколенные связи, ухудшает отношения в семье и социуме. Хочу такой сайт

         На формировании адекватных установок и моделей финансового поведения неблагоприятно сказывается наличие достаточно большого количества мифов, неосознанных, негативных, противоречивых установок в отношении денег, многие из которых передаются из поколения в поколение. Эти так называемые «реалии жизни» в сегодняшнем дне сводят на нет усилия педагога и родителя в духовно-нравственном и финансовом воспитании. Оградить ребенка от такого рода социального влияния удается далеко не всегда. Усугубляют трудности и объективно существующие различия между субъектами (социокультурные, половозрастные, национальные и проч.), приводящие к разному 5 пониманию норм, правил поведения в финансовой сфере. В результате деньги в понимании ребенка становятся единственной целью и смыслом трудовой деятельности человека со всеми вытекающими из этого последствиями: денежная и прочие формы зависимости, духовно-нравственная дезориентация, кризис идентичности, деградация.

Модуль 1. "Труд и Мастерство"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Выше мастерства нет драгоценности                                                                                             (пословица)

      На первом этапе работа направлена на знакомство с образом «Свет». Посредством изучения гелиоцентрической (солнце в центре) модели солнечной системы и алгоритма взаимодействия Солнца и Земли дети знакомятся с понятиями: труд, трудолюбие, источник света, благо, свет отношений, свет мастерства и т.д. Хочу такой сайт

         Модель взаимодействия Солнца и Земли (центра и периферии) узнают, как всеобщую норму и переносят ее на модель гармоничных межличностных, в т.ч. денежных отношений (светлые, теплые отношения). Чтение литературных произведений: «Сказка о Копеечке» и «Сказание о мастерстве». Происходит формирование словарного запаса и визуализация абстрактных понятий системы базовых ценностей и ключевых понятий сферы денежных отношений: свет, источник света, источник благ, труд, мастерство, трудолюбие, уважение, благодарность и проч. Затем происходит формирование и визуализация норм и правил финансового поведения, которое начинается со знакомства с сказочным героем «фея Копеечка». Положительное отношение к нему детей переносится на монету достоинством 1 копейка, различные виды трудовой и творческой деятельности, денежные отношения (а также на денежную систему России во втором модуле Программы).

         Детей знакомят с циклом жизни дерева (его фазами), строением и функциональными особенностями частей (корни, ствол, крона, плоды) с переносом на метафоры: дерево отношений (семьи, рода), денежное дерево, дерево мастерства, заработная плата – плод труда человека. Используются образовательные нейротренажеры и цветовая видеогармонизация. Работа первого модуля позволяет сконцентрировать внимание ребенка на базовых ценностях, подготавливая таким образом к знакомству с деньгами, денежными отношениями, на духовно-нравственных принципах (во втором модуле).

Модуль 2. Денежная система РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если в жизни ты сообразуешься с природой, то никогда не будешь беден, а если с людским мнением, то никогда не будешь богат.

(Луций Анней Сенека)

Хочу такой сайт

         Во втором модуле дети знакомятся с высшей нормой человеческих отношений в произведении «Сказание о любви», с этапами позитивной социализации современного человека (образ «Сфера жизнедеятельности») в контексте денежных отношений семьи; с монетами и купюрами денежной системы РФ, их количеством и достоинством, которое соотносят с достоинством человека. Рассматривают примеры достойных и недостойных денежных отношений. Заработную плату (как результат честного и добросовестного труда), ее рост соотносят с живым плодом и процессом его созревания. Детям раскрывается сущность денег как универсального инструмента совершенствования мира, человека и его отношений. Приводятся примеры, что можно, а что нельзя купить за деньги (базовые ценности: уважение, мастерство, любовь и проч.).

         Дети узнают, что монета достоинством 1 копейка несет в себе свет, олицетворяя трудолюбие и мастерство предков; является началом денежной системы России, заработной платы человека. Детей знакомят с причинно-следственным характером связей между понятиями: достоинство, достойные отношения, труд, и благополучие человека, его заработная плата. Дети знакомятся с метафорическим визуальным образом «Древо денежной системы РФ», на который переносят свойства и закономерности роста живого дерева и, который воспринимают в тесной взаимосвязи с духовно-нравственными качествами личности человека, патриотическим отношением к национальной валюте, Родине и миру. Научаются визуализировать в образно-символической форме, на основе природных образов (семя, дерево, цветок, плод) модели денежных отношений (норма и не норма), правила и установки финансового поведения. У детей гармонизируется восприятие материальных и духовных благ.

Модуль 3. "Деньги, время и счёт"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деньги любят счет.

Точнее счет, крепче дружба.

Кто рано встает, у того копейка растет Хочу такой сайт

(пословицы)

     В третьем модуле дети знакомятся с секундой как самой малой единицей времени, с образом-метафорой «Древо времени» и связью «Деньги – время». Рассматривают роль и значение счета в уже хорошо знакомых видах деятельности (физкультура, танец и проч.) и переносят эти представления на процесс счета в сфере денежных отношений. Знакомятся с пословицами: «Кто рано встает, у того копейка растет», «делу время, потехе час», «Деньги любят счет», «Точнее счет, крепче дружба». Раскрывают их смысл в контексте финансового благополучия человека и построения правильных денежных отношений. Узнают, где и что можно посчитать, чьи деньги нужно, уместно считать, а чьи – нет? Узнают, как влияют на процесс счета личные качества: щедрость, желание помочь, благодарность, жадность, зависть, скупость и проч. Узнают, что дает человеку умение правильно считать: расчетливость, точность, честность, отсутствие долгов, аккуратность в отношениях и успешность. Что будет если не научиться правильно считать? Осваивают простейшие вычислительные операции с денежными знаками с акцентом на нравственную составляющую. Опираясь на визуальные образы первого и второго модулей, решают (в рабочих тетрадях) финансовые кейс-ситуации, где определяющими являются бережное отношение к времени, ответственность, честность, мастерство, нравственный выбор человека, знание свойств Древа денежной системы РФ и древа Времени закономерностей их роста; умение правильно, точно считать, помнить, планировать во времени денежные доходы и расходы, беречь отношения к себе, близким и окружающему миру.

Занятие 2. Беседа «Как стать мастером?» «Сказание о мастерстве»


Цель: формирование правильного (с учетом всеобщих закономерностей) отношения к труду и мастерству.

Задачи:

·        познакомить с фазами цикла жизни дерева;Хочу такой сайт

·        визуализировать абстрактные понятия: труд и мастерство, морально-этические нормы отношений, причинно-следственный характер связи: труд, трудолюбие человека и его благополучие;

·        развивать стремление к повышению мастерства.

 

Материал: иллюстрация (игрушка) фея Копеечка, книга «Сказание о мастерстве»

Ход занятия

Педагог показывает детям картинку ( или игрушку ) фея Копеечка. Она подарила детям “Сказание о мастерстве”, чтобы рассказать, как растет мастерство человека.

Ребята, вы хотите подружиться с феей Копеечкой? (ответы)

Что нужно делать, чтобы подружиться с ней?(ответы)

Предлагаю вспомнить материал предыдущего затятия и прслушать произведение “Сказание о мастерстве” с одновременным просмотром цветных иллюстраций. После прочтения дети выполняют задания и отвечают на вопросы по тексту сказания.

Сказание о мастерстве.

Авторы Кузнецова Н.А., Кузнецова А.А.

Ключевыеслова: Солнце,свет,Земля,вращение,благоразумие,трудолюбие,мастерство,семя,росток,дерево,цветок,плод,дружба,игры: Пробуждение, Вырастайка, Расцветайка, Созревайка,зрелый и полезный плод, мастер своего дела.

Здравствуйте, друзья! Посмотрите на солнышко.каждый деь играет оно своими лучиками на небе и тепло дарит. А это планета Земля,на которой мы живем. Она необыкновенная мастерица.круглый год трудится- ходит вокруг солнышка по своей орбите-дорожке и ведет себя очень даже благоразумно.никогда не спешит и не опаздывает.непростая это задача,точность тут нужна большая.а еще наша Земля умеет сама вокруг себя вращаться,чтоб каждый свой бочок осветить и обогреть.Ведь тогд все-все ее жители солнечный свет и тепло чувствуют. Вот такая у нее игра чудесная а называется она-”Вращение”.

Нравится солнцу ее трудолюбие. Каждое утро нежно касается оно Земли своими длинными лучиками- будит всех,чтоб делами занялись интересными. Хорошо от таких теплых и светлых отношений и животным, и растениям, и людям.такую игру сосветом люди стали называть “Пробуждение”

Мудрому Семенитоже очень нравится играть в нее.как только в землю попадет,согреется,тут же просыпается и за работу принимается. Раскрывает свою кожурку-оболочку и пускает в землю корешки.

Нежный,зеленый росточек появляется на свет только благодаря мастерству Семени!с виду хрупкий, едва заметный, а дела вершит большие.многому он у семени научиля. Только родился, а уже день и ночь старается, растет. Ну просто молодец! Это он придумал веселую игру “Вырастайка”

Вскоре становится росток молодым деревцем. Его корни, ствол и ветви с утра до ночи дружно трудятся. Чтоб дерево большим и крепким стало, посылают они гостинцы друг другу полезные и вкусные. От того появляется на дереве изумрудная листва и  маленькие бутоны. Раскрывают они свои белоснежные лепестки, осматриваются вокруг: все делом заняты. Хочется и им тоже что-то интересное и полезное сделать. Вот тут-то и начинается их красивая игра “Расцветайка”

А потом начинают цветки мал по малу превращаться в едва заметные зеленые яблочки. Теперь очередь плодов пробудиться, мастерство свое миру показать. Наливаются они соком, чтоб стать большими, да спелыми. С веточек спрыгивать не торопятся. Покачиваются на них и песенку напевают:

Всему свое время, дружок,-не спеши.

От малого к большему постепенно иди.

Мастерство  нарабатывай день за днем.

Станешь тогда зрелым, полезным плодом!

Созревают яблоки ароматными, медово-сладкими. Сразу видно, не зря потрудились. Их удивительная игра называется “Созревайка”. Знаете, настоящие мастера всю свою жизнь в нее играют. Да,да! Уж очень она интересна и даже волшебная! Почему?

А вы взгляните во внутрь плода. Видите, как много теперь семян в каждом яблочке? В начале было всего одно единственное, а теперь полным-полно! Вот вам и созревание! Да просто  мудрое семечко, росток, дерево, цветок и плод-настоящие мастера своего дела! А вы хотите стать мастерами? Тогда играйте каждый день в их веселые и удивительно красивые игры!

Физкультминутка (по выбору педагога)

Задания и вопросы по “Сказанию о Мастерстве”

  1. Нарисуйте мелом на полу солнышко и “Земную орбиту” вокруг него. Пройдитесь по этой “Земной орбите” попробуйте постепенно увеличивать свою скорость, стараясь не отклониться с условной орбиты в стороны.

        Поиграйте в игру "Вращение”: одновременно идти по нарисованной орбите и медленно вращаться вокруг себя. Ответьте, легко ли выполнять такое движение очень точно и очень долго? Верно ли, что Земля- настоящая мастерица?

  1. Скажите, заслуживает ли нашей благодарности планета Земля за свое мастерство и заботу о всем живом? А нашего уважения и почтения?

           Как вы думаете, что такое “Благоразумие”? В чем оно нужно человеку? Приведите примеры.

Приведите примеры, когда человек ведет себя не благоразумно? К чему это приводит?

  1. Придумайте и распределите между собой роли жителей планеты Земля и поиграйте в игру” Пробуждение” на Земле. Оказался ли, кто-то “засоней”?

Скажите, вам нравится солнечный свет? Для чего он нужен человеку?

Вы учитесь строить такие же теплые и светлые отношения? С кем и как?

Приносят ли пользу красивые, теплые отношения? Какую? Приведите примеры.

  1. Представьте и изобразите, как играет семя в игру "Пробуждение”.
  2. Кто вас будит дома по утрам? Быстро ли вы просыпаетесь? Во сколько часов? Почему именно в это время? Что самое первое вы видите, когда открываете глаза? (свет)
  3. Присядьте на корточки и покажите, как росточек тянется-прорастает к свету.
  4. Скажите, вы умеете играть в игру “Вырастай-ка”? В каких делах и как? Какие дела вы умеете делать хорошо? У кого вы этому мастерству научились? Бывает ли дело, которое у вас пока не очень получается выполнить?
  5. Изобразите своей позой “дерево” покажите движение ветвей и ствола дерева, когда слабый ветерок, сильный ветер, при безветрии. Покажите ладошками, как красиво распускается, закрывается и снова распускается бутон цветка. Покажите на рисунке, где у цветка лепестки и серединка?
  6. Можно ли сказать, что благодаря дружбе корней, ствола и кроны дерево крепкое и устойчивое?
  7. Покажите обеими ладонями, как менялся размер плода яблока, пока созревал (постепенное увеличение). Покажите, как меняется размер тела человека, когда он растет? (постепенно увеличивается)
  8. Вспомните, у кого обучились мастерству плоды яблок? (у семени, роста, дерева и цветка). Скажите, кем становится маленький ребенок, когда постепенно вырастает? (взрослым)
  9. Посчитайте, сколько семян в яблоке на рисунке? Вспомните и назовите игры, в которые играли семечко, росток, цветок и плод. Они вам понравились? Будете ли вы играть, а такие игры? Где, когда и с кем?
  10. Если все эти семена посадить в землю, то сколько вырастет деревьев? Куда делось мудрое семя, с которого все началось? Куда оно исчезло? А вы хотите стать настоящими мастерами, как семечко, дерево, цветок и плод? В каком деле вы хотите стать мастером? Что вы для этого сейчас делаете?



Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

 администрации муниципального образования

Тихвинский район Ленинградской области

 муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад Россияночка»

Викторина с родителями и детьми

Тема: «В стране финансовой грамотности»

Подготовила: воспитатель Функ Ольга Сергеевна

Тихвин

2023

Викторина с родителями и детьми подготовительной группы «В стране финансовой грамотности»

Цель: содействие развитию компетенций родителей/законных представителей в вопросах приобщения финансовой грамотности детей   и создание условий для развития  мотивации к усвоению финансовой грамотности у дошкольников.

Задачи:

  1. Обобщить знания детей о финансовой грамотности, полученные ранее на предыдущих занятиях.
  2. Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей
  3. Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

Форма проведения: викторина.

Участники викторины: воспитанники подготовительной к школе  группы, родители.

Ход мероприятия.

   Добрый день, дорогие друзья. Мы очень рады видеть вас на нашей викторине и надеемся, что эта встреча будет для вас интересной, увлекательной и пройдет с пользой.

Воспитатель: Сегодня в нашей викторине будут участвовать и наши родители, главные помощники.

Ребята, для этой игры мне нужно 2 команды. Что сделать, чтобы разделиться на 2 команды? Воспитанники: (предложения детей)

Воспитатель:

    Предлагаю детей  на команды: (на ковре лежат карточки, с предметами, которые можно купить за деньги и с предметами, которые нельзя приобрести, возьмите их и внимательно рассмотрите. Если вы выбрали  товар, который  можно  купить – вы становитесь участниками команды «Копилки», а если этот предмет нельзя купить, то вы становитесь участниками команды «Монетки»).

    Приглашайте своих родителей к себе в команду.

  1. команда «Копилки»

  2. команда «Монетки»

Воспитатель приглашает детей вместе с родителями за столы. (табличка с названием команды, эмблемы для участников).

Вспомним правила:

  • Слушаем внимательно вопрос
  • Обсуждаем и даем ответ
  • Не шумим - это главное правило
  • За правильный ответ зарабатываем жетон
  • Побеждает та команда, у которой большее количество жетонов

Все вопросы, загадки, задания будут касаться финансов, денег, монет, зарплаты…

Готовы! Приступаем!

Выберите капитанов, Капитаны выходите и тените номер, кто начнет игру. (капитаны тянут карточки с номерами)

  1.  раунд. (Взрослые) за ответы по 5 рублей.

Вопрос к первой команде (взрослым). Скажите, пожалуйста, о какой сказке идет речь?

-Герой этой сказки вел подсчет, выгодно ли ему жениться и не много ли будет, есть его будущая жена? (Крот, Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»). Вопрос второй команде (взрослым).

-Герой этой сказки зарыл деньги в землю, чтобы затем сорвать гораздо больше монет с денежного дерева. (Буратино, А.Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»)

  1.  раунд. (Вместе) за ответы по 2 рубля, кто быстрее.

«Сложи картинку» - раздаются разрезные картинки, на которых изображены предметы (яблоко, помидор, кукла, хлеб) и люди (повар, водитель, врач, нужно собрать и сказать кто изображен, обобщить эти предметы одним словом:

-ПРОФЕССИИ,

 -ТОВАР.

  1.  раунд. (Вместе)

Товар – это то, что производится для продажи. Задание называется

«Сигнальщики». Команда «Копилки» хлопают, если слышат, что речь идет о товаре. Команда «Монетки» топают, если речь идет не о товаре.

  1. Плотник сделал шкаф и продал его (товар).
  2.  Маша сварила варенье для Гоши (не товар).
  3.  На фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин (товар).
  4.  Кот Матроскин сшил Шарику шапку (не товар).
  5.  В издательстве напечатали много детских книг (товар) После каждого ответа еще раз - Почему?
  6. Сочинил детям игрушку (не товар)
  1. раунд. Задание от дяди Федора (для детей)

«Здравствуйте ребята, я знаю, что любой товар имеет свою цену. Одни товары дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Прежде чем что-либо приобрести необходимо, подумать хватит ли денег на покупку.

Помогите мне распланировать семейный бюджет»

Игра «Доход-расход»

Командам предлагается одинаковый набор картинок. Команде «Рублики» надо выбрать картинки, на которых изображен доход, другой команде - где

расход (на магнитной доске) за каждый правильный ответ, вы заработаете по 1 рублю.

Доход (пример картинок)

Зарплата папы

Пенсия бабушки и дедушки

Мама с папой продадут урожай фруктов Выиграть в лото

Студент получит стипендию (или ученик за отличную учебу) Мама получит зарплату (или сестра устроилась на работу) Расход (пример картинок)

Подарок на день рождения Оплата за садик

Всей семьей пойдете в кинотеатр Родители заплатят за свет в квартире Нужно подстричься в парикмахерской

Поездка на море

  1.  раунд. Задание от Крокодила Гены (взрослые и дети вместе)

«Я решил открыть собственное дело, что нужно сделать, чтобы мой товар продавался, и люди узнали о моем магазине»

На столе лежат игрушки, выберите одну и придумайте рекламу. Та команда, которая придумает рекламу интересней, заработает 10 рублей, а другая

команда 5 рубля.

Описательный рассказ составляем по схеме.

  1.  раунд (для детей).

Игра «Да, нет!» В этой игре мы сейчас вспомним, как можно экономить деньги в семье.

Я буду говорить высказывание, а вы, если оно правильное, говорите «ДА, НЕТ».

-Уходя из дома, не забывайте выключать свет;

-Чаще обедайте в ресторанах и кафе?;

-Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете?;

- Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику?;

-Сходил в магазин, оставь себе сдачу?;

-Бережно относись к своим вещам?;

-Чаще пользуйтесь услугами такси?;

-Старайся больше ходить пешком?

-Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями?. После каждого ответа еще раз - Почему?

-Молодцы, все команды дружно отвечали на вопросы!

  1.  раунд (взрослые) за ответы по 1 рублю, кто быстрее.

«Экономические загадки»

  1. Люди ходят на базар:

Там дешевле весь. (товар)

  1. Из какого аппарата

Выдаётся нам зарплата? (банкомат)

  1. На товаре быть должна обязательна …. (цена)
  2. И врачу, и акробату Выдают за труд … (зарплату)

Подведение итогов викторины.

Воспитатель: Наша викторина подошла к концу. Все участники справились с заданиями. Молодцы! Подсчитайте количество монет, которые вы

заработали. Вот у вас уже есть стартовый капитал.

Воспитатель: Куда можно потратить эти деньги? (ответы).

Воспитатель: А еще их можно накопить. Простейшее и интересное занятие – завести копилку и откладывать туда деньги «на потом». (воспитатель достает копилку)



Предварительный просмотр:

Квест-игра по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.

C:\Users\User\Desktop\1674258437_flomaster-club-p-risunki-po-finansovoi-gramotnosti-dlya-dos-2.jpg

Тема: «Путешествие в страну экономики»

Задачи:

Образовательные: учить определять, для чего нам нужны деньги; формировать правильное отношение к деньгам как к предмету жизненной необходимости; дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением; обогащать и активизировать словарь экономических терминов.

Развивающие: содействовать развитию восприятия, внимания, мышления,

Воспитательные: создать условия для воспитания разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами; воспитывать уважительное отношение к труду.

Словарь экономических терминов:

• Банк, карта, копилка, деньги, товар, бюджет, доход, расход, покупка товаров, профессии

Материалы и оборудование: карта страны экономики, ключ- пазл,, игровое поле «Что можно и что нельзя купить за деньги», магнитные карточки «Профессии», игровизоры, перфокарты «Где хранят деньги», дидактическая игра «Магазины», мячик, сундучок с шоколадными монетками

Предварительная работа:

• Целевые прогулки: к банкоматам, к магазинам, рассматривание денежных знаков, беседы на темы: «Бюджет», «Деньги», «Товары», «Все профессии нужны», упражнения «Доход- расход», «Можно- нельзя».

Ход игры

Приветствие

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева –друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Создание игровой ситуации

- Ребята, сегодня утром мы с вами обнаружили в «центре экономики» сундучок. Но он закрыт. Королева экономики заколдовала ключ и спрятала его части в самых необычных местах. Поможете мне найти части ключа?

Для этого нам придётся отправиться в необычное путешествие в страну экономики.

- А кто из вас знает, что такое экономика? Экономика – это правила ведения хозяйства и наука, изучающая эти правила. Экономика учит нас разумно тратить деньги, экономить их. Покупать то, что нам нужно для жизни.

Задание

   Королева экономики оставила нам карту, пройдя по которой и выполнив несколько её заданий, мы сможем собрать ключ и открыть наш сундучок. За каждое правильно выполненное задание мы с вами получим 1 часть ключа. Вы готовы?

Выполнение заданий

Блок «Труд, продукт (товар)» 1 этап движения по сюжету – «Магазины»

Посмотрим на карту. Чтобы попасть на первую станцию нам надо пройти вперёд 7 шагов.

Станция «Магазины».

У нас на складе очень много товара. Нужно распределить весь товар по магазинам.

За правильно выполненное задание получаете первую часть ключа

Блок «Труд, продукт (товар)» 2 этап движения по сюжету- «Отгадай профессию».

Чтобы попасть на вторую станцию, куда нам нужно проследовать?

Переходим ко 2 заданию. Давайте подумаем, что такое профессия? Профессия — это дело, которым человек занимается каждый день и которое полезно для других людей).

- Я буду загадывать загадки, а вы называть профессию, о которой идёт речь и размешать на магнитной доске соответствующую фигурку. (Пожарный) (врач). (Космонавт) (Фотограф) (Строители) (швея) (Почтальон) (Полицейский)

(Пекарь /художник)

- За правильно выполненное задание получаете вторую часть ключа.

Блок «Деньги - цена (стоимость)» 3 этап движения по сюжету «Что можно купить за деньги?»

- Продолжаем наше путешествие. Смотрим на карту. Куда же дальше лежит наш путь?

(Дети выполняют задание на игровом поле «Что можно купить за деньги»)

Дети получают третью часть ключа.

Блок «Деньги- цена (стоимость)» 4 этап движения по сюжету «Доход - расход»

А кто из вас знает за что можно получить деньги (за труд-зарплата, за хорошую учебу-стипендия, пенсия, клад и т. д)

-Да все эти полученные деньги мы можем считать - ДОХОДОМ, а вот то на что мы их тратим - это РАСХОД.

В каждой семье есть и доходы и расходы.

- Итак, переходим к следующему заданию.

Для этого нам необходимо  встать в круг. Я буду вам бросать мячик, а вы отвечать, доход это или расход.

Мама получила зарплату- доход

Бабушка заболела- расход

Выиграла приз -доход

Потеряла кошелёк -расход

Продала бабушка пирожки – доход

Заплатили за квартиру – расход

Нашла монетку – доход

Купили куклу – расход

 

- Вы замечательно справляетесь с заданиями и заслужили следующую часть ключа.

Блок «Деньги - цена (стоимость)» 5 этап движения по сюжету – «Где хранят деньги» (задание с использованием игровизора)

Нас с вами ждёт последнее задание.

- Перед вами-  игровизоры с карточками. Вам необходимо отметить плюсиком, где следует хранить деньги.

Мы получаем ещё 1 часть ключа.

Блок «Реклама: желания и возможности» 6 этап движения по сюжету – «Сочиняем рекламу»

- Нас с вами ждёт последнее задание.

Ребята, каждый день мы с вами видим и слышим рекламу. Реклама – это объявление о каком – то мероприятии или товаре. Для привлечения внимания покупателей.

- Вспомните, что можно рекламировать?

(Рекламировать можно всё что угодно: продукты, одежду, обувь, книги, игрушки, хозяйственно-бытовые товары, дома, машины и ещё многое другое.)

- Для чего служит реклама? (Реклама помогает покупателям узнать, где они могут купить нужные им вещи)

- Нас с вами ждёт последнее задание, выполнив которое, мы получим последнюю часть ключа.

- Мы работаем в рекламном агентстве, и от рекламодателя поступил заказ на рекламу товара. (Воспитатель предлагает придумать рекламу этого товара (из различных предметов на выбор, дети, передавая по очереди игрушку, сочиняют фразы для рекламы в соответствии с планом рассказа (на первых порах с помощью воспитателя, впоследствии после запоминания плана рассказа – самостоятельно).

План рекламного рассказа:

1-ый ребенок: Обратите внимание на наш товар, это ___

(название товара в соответствии с классификацией, название товара)

2-ой ребенок: Какой он ___

(перечисление признаков товара, лучших его качеств)

3-ий ребенок: уточняет характерные предмету качества (где растет, из чего сделан, какой запах и т. д.)

4-ый ребенок: ___ очень полезен и необходим каждому из вас, (название товара) потому что (уточнение причины необходимости товара)

5-ый ребенок: Приобретайте только сегодня и только у нас ___(название товара) и вы не пожалеете!

6-ой ребенок: подытоживает все сказанное детьми и повторяет полностью весь рассказ эмоционально и выразительно (поощряется творческая инициатива, если ребенок добавляет еще что-либо к общему рассказу).

-Вот мы и прошли последнее испытание и собрали все части ключа. Дети открывают сундучок и достают экономические книжки- раскраски.

Рефлексия

 «Ребята, продолжите пожалуйста фразу: «Мне сегодня интересно было услышать про…»

Прощание Хорошо мы потрудились,

Мы играли и резвились,

Но прощаться нам пора!

До свидания, детвора!

Интернет- источник:

https://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-kvest-igry-po-yekonomicheskomu-vospitaniyu-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-yekonomicheskaja-igroteka.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экономическому воспитанию старших дошкольников "Гном Эконом"

Цель: формировать понимание детьми необходимости разумного распоряжения деньгами семьи....

Программа дополнительного образования экономического воспитания старших дошкольников «Экономика в детском сада или, как Ани открыла магазин»

Сегодняшним дошкольникам, живущим в 21 веке в веке сложных экономических и социальных отношений необходимо уметь самостоятельно и правильно ориентироваться в жизненных ситуациях, действовать творчески...

«Игра как средство экономического воспитания старших дошкольников».

В  данной  статье  рассматривается актуальность экономического воспитания  детей  старшего дошкольного  возраста  средствами игры- сюжетно- ролевой  и дидактиче...

«Игра как средство экономического воспитания старших дошкольников»

В программе обосновывается актуальность экономического  воспитания  детей  старшего дошкольного  возраста, разработан перспективный  план и картотеки по экономическому в...

Доклад"Экономическое воспитание старших дошкольников"

Изменения, происходящие в жизни общества, оказывают огромное влияние на воспитание и образование молодого поколения нашей страны. Меняются идеи, ценности, многие личностные качества, на которые ориент...

Экономическое воспитание старших дошкольников. План работы на год.

Экономика прочно вошла в нашу жизнь, и дошкольники сами требуют экономических знаний. Детей интересуют серьёзные проблемы, связанные с экономическим содержанием. Они часто задают вопросы, связанные с ...